A language is not a subject which can be
taught; it is a subject which must be learnt.
M. West.
В последнее время методисты обращают всё больше внимания не только на обучение языку, но и на обучение учащихся умению учиться. Если ученик сможет в полной мере использовать свои собственные ресурсы, принимать самостоятельные решения о том, что и как нужно делать, то его достижения будут гораздо лучше.
Программа обучения языку в идеале должна представлять собой сочетание работы в классе и самостоятельной (самоуправляемой—self-directed) работы. Основная идея последней заключается в том, что ученики должны брать на себя ответственность за своё обучение: учитель не может научить всех своих учеников всему, не может находиться с каждым из них постоянно, поэтому его задача— научить их учиться самостоятельно.
По мнению методистов А.Вендена и Дж. Рубина [1], на определённом этапе у учащихся складывается собственная философия изучения языка, которая в свою очередь ведёт к выбору подхода ( reflective or risk-taking), а он определяет выбор стратегий изучения языка:
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ СТРАТЕГИИ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА?
Это языковое поведение учащихся, которое они используют для изучения иностранного языка, а также особые действия или приемы (сравнение правил родного и иностранного языка, повторение фразы с целью запоминания и т.д.)
Некоторые стратегии являются скрытыми (сравнение в уме), некоторые – явными ( вопросы ученика). Стратегии всегда проблемно ориентированы, то есть учащиеся используют их, когда в этом возникает потребность.
Термин “стратегия” может быть применен к языковому поведению, которое непосредственно влияет на обучение — на то, что ученик делает, чтобы контролировать или трансформировать получаемую информацию (контекстуальная догадка) и регулировать обучение (обращение внимания на то, понимает ли тебя партнер)
Языковое поведение может и косвенно влиять на процесс обучения: в ситуации, когда учащиеся используют свой ограниченный лексический запас, чтобы общаться (описание чего-то, когда не знают конкретного слова; использование жестов), или в ситуации, которую сами создают для изучения языка (просмотр фильмов на иностранном языке, переписка).
Методисты [1] высказывают следующую мысль: когда учащиеся знакомы с достаточно большим количеством стратегий, то роль преподавателя заключается в том, чтобы, во-первых, создать условия для наилучшего использования их каждым учеником и, во-вторых, показать ему альтернативные стратегии, с тем, чтобы ученик сам выбрал наиболее подходящие для себя.
СУЩЕСТВУЕТ НЕСКОЛЬКО КЛАССИФИКАЦИЙ СТРАТЕГИЙ [2]:
1. ОСНОВНЫЕ (direct):
-memory strategies: базируются на механизмах человеческой памяти (группировка, структурирование, создание логических связей, использование звука, образов, движений);
-cognitive strategies: использование приемов индуктивных и дедуктивных умозаключений, сопоставительного анализа, подведения итогов;
-compensation strategies: догадка о значении, использование синонимов и перефразирования, невербальных средств, уклонение от использования языковых явлений, в правильности которых учащиеся не уверены.
2.ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ (indirect)
-metacognitive strategies: планирование процесса работы над заданием, самооценка и самоконтроль учебной деятельности, создание условий для эффективной работы, организация рабочего места;
-affective strategies: умение владеть собой, успокаиваться, освобождаться от чувства тревоги.
- cooperative strategies:: сотрудничество с партнерами по обучению сопереживание, учет способностей, возможностей собеседника и его социокультурных особенностей.
ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ СВОИМ УЧЕНИКАМ УЧИТЬСЯ?
Для начала необходимо выяснить, какие стратегии они уже используют. Здесь возможны два пути:
1. Использовать “дневники” учащихся, где они записывают и классифицируют свой опыт изучения языка;
2. Провести интервью или анкетирование.
В результате ученики будут более осознанно относиться к процессу обучения, а преподаватель лучше узнает возможности своих учеников и факторы, которые влияют на их успехи, как в классе, так и за его пределами. Сравнив стратегии, используемые разными учениками, преподаватель может разбить их на группы, в которых более продвинутый ученик будет “думать вслух”, выполняя задание, заодно объясняя свою стратегию остальным.
Формировать и развивать учебные стратегии преподавателю гораздо легче, когда в учебно-методическом комплекте, с которым он работает, имеются соответствующие упражнения, направленные на их развитие. Оксфордский УМК PACESETTER STARTERразвивает учебные стратегии уже с первых уроков, что хорошо видно из приведенной ниже таблицы.
UNIT | EXERCISE | PAGE | STRATEGIES |
1 | 1 | 6 | repetition,clarification |
2,3 | 7 | grouping | |
3 | 8 | cooperation | |
3 | 9 | recombination | |
5 | 9 | inductive inferencing | |
1 | 11 | note-taking | |
3 | 13 | auditory representation | |
6 | 5 | 42 | inductive inferencing |
2 | 43 | note-taking | |
1 | 44 | prediction | |
2 | 44 | skimming | |
3 | 44 | scanning | |
1 | 45 | skimming, scanning | |
2 | 45 | grouping |
Еще один вывод, к которому я пришла, заключается в том, что обучать учебным стратегиям нужно начинать не в старших классах, а как можно раньше. Тогда к окончанию средней школы мы действительно сможем подготовить компетентного независимого ученика, способного и дальше учиться вполне самостоятельно.
ЛИТЕРАТУРА:
- Wenden A., Rubin J. Learner Strategies in Language Learning.- Prentice-Hall International Language Teaching, 1998.
- Колесникова И.Л., Долгина О.А., Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков.- СПб.: Русско-Балтийский информационный центр “БЛИЦ”, Cambridge University Press, 2001.