Цель воспитания в современной школе: способствовать умственному, нравственному, эмоциональному, творческому и физическому развитию личности; формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребёнка с учётом его возрастных особенностей.
Содержания всестороннего развития личности меняется в зависимости от состояния общества и в настоящее время оно включает следующие направления:
- Физическое воспитание
- Умственное воспитание
- Политическое воспитание
- Трудовое воспитание
- Правовое воспитание
- Экологическое воспитание
- Эстетическое воспитание
- Нравственное воспитание
Хотелось бы уделить особое внимание решению нравственных проблем на уроках в начальных классах.
Нравственное воспитание выдвигает следующие задачи:
- Формирование нравственных понятий
- Формирование нравственных чувств и привычек
- Воспитание высоконравственных черт воли и характера
- Нравственное самовоспитание
Нравственное воспитание во время обучения в средней школе должно сформировать в учащихся нравственные убеждения. Задача начальной школы сформировать нравственные представления и опыт нравственного поведения. Этому способствует целенаправленная и систематическая работа педагога на уроках. Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребёнка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль уроков чтения. Часто мы говорим: “Книга – это открытие мира”.[11] Действительно, читая, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками.
Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека. У младших школьников имеются представления об основных категориях – о добре и зле, о хорошем и плохом. Но эти представления часто наивны, своеобразны, поэтому учителю нужно знать их содержание, чтобы направлять нравственное развитие детей. Недооценивая возможности детей, учителя недостаточно используют примеры детской литературы, которые позволяют раскрыть школьникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний.
Воспитывая в детях добрые чувства, необходимо одновременно вызвать у них нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жестокости, вызывать эмоции осуждения, негодования. В связи с чтением рассказов природоведческого содержания провожу интересную и полезную работу по охране школьниками живой природы. Зимой с детьми организуем подкормку птиц, развешиваем “птичьи столовые”, весной встречаем птиц, делаем для них скворечники, оберегаем их гнёзда. Часы чтения должны проходить в задушевной, дружеской обстановке, располагающей к откровенности, размышлениям. Такое чтение вслух, сопровождающееся коллективными переживаниями, сплачивает ребят, укрепляет дух товарищества, взаимопонимания.
Огромное значение имеет характер бесед. Они не должны быть назидательными, сугубо нравоучительными, подводить детей к готовым выводам. Нужно, чтобы дети больше размышляли сами. Важную роль играет эмоциональный настрой самого учителя. Голосом, интонацией, мимикой педагог должен показать ученикам своё отношение к положительным и отрицательным персонажам, донести до них лирические, комические, драматические ситуации произведения. Эмоциональные реакции учителя передаются детям. Способствуют формированию у школьников определённого отношения к прочитанному. Народная сказка способствует формированию определённых нравственных ценностей, идеала. Для девочек – это красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый…).[9] Идеал ребёнка – далёкая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретённый в детстве, во многом определит его как личность.
Знакомство на уроках чтения младших школьников с кругом пословиц и поговорок позволяет раскрыть этические нормы жизни народа:
- Признание – половина исправления.
- Ложь человека не красит.
- Глупый осудит, мудрый рассудит.
- Умел ошибаться, умей и поправляться.
При анализе былин раскрывается нравственная характеристика образов персонажей: русский богатырь предстаёт не только как “храбр и наряден муж”, но и как образец служения обществу (“Будь защитником, будь радельником для вдов, для сирот, малых детушек, для всего народа православного!”).
При чтении рассказов обогащаются детские представления об отношениях людей, позволяющие учащимся сделать выводы о нормах и правилах жизни в обществе. В данных рассказах героями являются их ровесники. Поэтому детям легче поставить себя на место таких героев и сделать определённые нравственные выводы.
На уроках русского языка в качестве развития речи учащимся предлагаю творческие задания нравственного характера. Например, сочинения на тему: “Что значит воспитанный человек?”, “Я и мои товарищи”, “Если был бы я волшебником”.
В целях нравственного воспитания использую короткие изложения, в текст которых включаю нравственные задачи. Детям предлагаются 1-2 варианта решения задачи и учащиеся должны выбрать наиболее рациональный.
Также ведется работа над обогащением словарного запаса детей нравственными определениями (справедливость, гуманизм, честность).
В учебниках русского языках для начальной школы даются специальные материалы по культуре речи: словарики ударений, синонимов, трудные слова или формы даются в рамочках или выделены шрифтом. Данный материал, а также выполнение многочисленных заданий по учебнику, несомненно, играют ведущую роль в овладении культурной речи. Уроки труда также таят огромные, часто не всегда полностью используемые возможности для нравственного воспитания. На них учитель воспитывает культуру труда, положительное отношение к труду и ответственность за труд, умение работать сообща, творческое отношение к труду. Воспитательное влияние на детей оказывает характер изделий, которые они создают на уроках. Как правило, эти изделия должны иметь определённую практическую ценность, приносить пользу самим школьникам или другим людям. Когда ученик знает, что результатами его труда будут пользоваться, и что созданные им изделия оценят его товарищи или взрослые, он сам начинает предъявлять повышенные требования к качеству своей работы, стараться работать так, чтобы не стыдно было показать свою работу.
Содержание многих текстовых задач, включённых в учебник математики, даёт богатый материал для нравственного воспитания учащихся. При подготовке к уроку обращаю внимание на сюжет задачи для того, чтобы в процессе решения найти несколько минут для проведения краткой целенаправленной беседы.
С целью воспитательной направленности эти задачи группируются следующим образом:
- Задачи о труде, воспитывающие бережливость, ответственность, рациональность
- Задачи, отражающие достижения науки, техники, освоения космоса, трудовую жизнь людей
- Задачи, направленные на формирование духовных интересов, воспитывающие чувство прекрасного, чувство меры и пропорции
- Задачи по охране окружающей среды, формирующие чувство любви к животным, бережное отношение к природе, понимание ее красоты
- Задачи о связи обучения с жизнью, участии в общественных мероприятиях
В целях воспитания нравственных качеств использую краткую беседу с целью разбора и уточнения содержания предназначенной для решения задачи; самостоятельное составление учащимися задачи по определённой теме.
Задача: Первый в мире радиоприёмник изобрел в 1895г. Русский физик А.С. Попов, Сколько лет существует радио?
Беседа. В прошлом веке на Урале, в заводском посёлке Туринские Рудники жил мальчик, Саша Попов. Он увлекался техникой, строил модели машин, крошечные насосы, водяные мельницы. Любовь к технике сохранилась у него на всю жизнь.
Изобретение Попова совершило переворот в мире науки и техники. Оно имело огромное значение для человечества: давало возможность иметь связь людям, находившимся на больших расстояниях друг от друга.
7 мая – день изобретения радиосвязи – принято считать Днём радио.
Обобщая вышесказанное можно сделать вывод, что воспитание должно идти в ногу с обучением. Решая на уроке нравственные проблемы, учитель воспитывает личность, способную действовать в любой ситуации соответственно нормам общественной морали.
Работая в данном направлении систематически и целенаправленно, учитель сможет достичь высоких результатов.
Литература
1.Азбука нравственного воспитания/ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. – М.: Просвещение, 1975;
2. Артюхова И.С. Ценности и воспитание / / Педагогика, 1999, №4.;
3. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. – 2-е изд. – М., 1979;
4. Бондаревская Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие. – Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986;
5. Крутов Н.Н. Нравственное воспитание. – М., 1992;
6. Галузинский В.М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся. – Киев: Радянська школа, 1982;
7.Зосимовский А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен//Педагогика,1998,№7;
8. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.,1975;
9. Нигматов З.Г. Гуманистические традиции народной педагогики и воспитательный процесс. – К., 1998;
10. Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я.И. – Калуга, 1969;
11. Педагогика/ Под ред. Э.Т. Малиночкин – М.:Краснодар,1992;
12. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. – М., 1983;
13. Психология и педагогика/ Под ред. Радугина А.А. – М.: Центр, 1997;
14. Сенько В.Г. Воспитание у младших школьников норм поведения (Работа с трудными детьми) – Минск: Народная асвета, 1976;