Краткая аннотация проекта
Отечественная система образования
является важным фактором сохранения места
России в ряду ведущих стран мира, ее
международного престижа как страны, обладающей
высоким уровнем культуры, науки, образования.
Нашему обществу нужны современно образованные,
нравственные, предприимчивые люди, которые могут
самостоятельно принимать ответственные решения
в ситуации выбора, прогнозируя их возможные
последствия, способны к сотрудничеству,
отличаются мобильностью, динамизмом,
конструктивностью, обладают развитым чувством
ответственности за судьбу страны.
Практически все, кто работает или работал в
школе, знают, что, начиная с 8-го класса, очень
небольшое количество детей имеет одинаково
хорошие успехи в изучении всех предметов
программы, равное желание и стремление овладеть
знаниями по математике и литературе и, что самое
главное, равные для этого возможности. Но все
равно учительская точка зрения 'мой предмет -
самый главный и нужный, я лучше знаю насколько он
вам понадобится в жизни', приводит к проблеме
прогрессирующей перегрузки учеников,
внутреннему сопротивлению обучающегося. И как
следствие - нежелание учащихся продолжать
обучение; стрессы; и т.д.
Выход - в изменении отношения к ситуации в
образовательном процессе. Именно с этой целью в
школе было решено ввести так называемое
профильное обучение в старших классах,
предусматривающей организацию профильного и
предпрофильного обучения по
социально-гуманитарному, физико-математическому
и общеобразовательному направлениям. Последний
призван обеспечить более глубокую универсальную
подготовку тем старшеклассникам, которые еще не
окончательно определились в своем выборе. На
старшей ступени общеобразовательной школы
ставилась задача создания “системы
специализированной подготовки (профильного
обучения) в старший классах общеобразовательной
школы, ориентированной на индивидуализацию
обучения и социализацию обучающихся, в том числе
с учетом реальных потребностей рынка труда
отработки гибкой системы профилей”.
Необходимо уяснить понятие “профильное
обучение”. Профильное обучение - средство
дифференциации и индивидуализации обучения,
позволяющее за счет изменений в структуре, в
содержании и организации образовательного
процесса более полно учитывать интересы,
склонности и способности учащихся, создавать
условия для обучения старшеклассников в
соответствии с их профессиональными интересами
и намерениями в отношении продолжения
образования.
Профильное обучение направлено на
реализацию личностно-ориентированного учебного
процесса. При этом существенно расширяются
возможности выстраивания учеником
индивидуальной образовательной траектории.
Переход к профильному обучению преследует
следующие основные цели:
- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Цель проекта: обеспечение планомерного, прогнозируемого перехода к качественному и эффективному профильному обучению на старшей ступени школьного образования.
Задачи:
- Создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.
- Управление системой подготовки педагогов школы, работающих в старших классах.
- Укрепление материально-технической базы ОУ.
- Повышение квалификации педагогических кадров.
- Изменение содержания образовательного процесса за счет перехода на новые образовательные технологии.
- Создание условий для взаимодействия школьного образования и рынка труда в целях учета социально-экономических потребностей территории.
Обоснование актуальности проекта
За последние годы в системе образования города произошли существенные изменения.
В результате социально-экономического развития общества возникла необходимость обновления старшей ступени общего образования. Основная идея обновления старшей ступени образования заключается в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.
На актуальность введения профильного обучения указывают следующие обстоятельства:
- Профилизации обучения в старших классах соответствует структура образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников;
- К 15–16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности;
- В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки в вузы.
- Большинство старшеклассников считают, что существующее ныне образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей карьеры.
- В сложившейся ситуации необходима разработка мер, способствующих введению профильного обучения на старшей ступени общего образования.
Реализация идеи профильности старшей ступени, ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки.
В этих целях в школе:
- создаются классы предпрофильной подготовки из учащихся, где проводится целенаправленная, опережающая работа по освоению учеником самого механизма принятия решения, освоения 'поля возможностей и ответственности' - профориентационная, в которой принимают участие классные руководителя, школьный психолог (анкетирование, беседы с родителями и др.);
- увеличиваются часы вариативного (школьного) компонента Базисного учебного плана в выпускном классе основной ступени общего образования;
- в рамках предпрофильной подготовки школьников готовят не только усваивать информацию но и различным способам работы с ней. Учат отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их заменять. Другими словами их учат учиться, отучиваться и переучиваться… 'Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться'. Аввин Тоффлер ('Футуршок')
Выбор и обоснование профиля для старшей ступени школы
Наиболее оптимальным для нашей школы из предложенных в Концепции профильного обучения является социально-гуманитарный профиль и физико-математический для старшей ступени школьного образования.
Обоснование выбора:
- Данные профили предполагают довузовскую профессиональную подготовку учащихся старших классов к широкому кругу наиболее востребованных сегодня в нашем регионе профессий.
- Данные профили отвечают запросам учащихся и родителей школы, судя по результатам проведенного опроса.
- Данные профили предполагает наличие педагогических кадров социально-гуманитарных физико-математических специальностей, которые имеются в нашей школе, обладают опытом и перспективны.
Нормативное основание для разработки проекта
- Закон РФ "Об образовании".
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
- Концепция профильного обучения.
- Базисный учебный план РФ.
- Региональная программа перехода на профильное обучение на старшей ступени.
Рабочий план реализации проекта
Основные направления деятельности | Мероприятия | Сроки исполнения |
Организационное обеспечение
реализации проекта |
1. Создать проектную группу по предпрофильному и профильному обучению | сентябрь 2004г. |
2. Создать организационный механизм по разработке системы предпрофильного и профильного обучения в школе | сентябрь 2004г. | |
3. Определить классы для апробации моделей профильного и предпрофильного обучения | сентябрь 2004г. | |
4. Апробировать профильное и предпрофильное обучение в 8Г, 8 М, 9 М, 10 Б и 10 М школы | 2004-2005 уч.год | |
Нормативно-правовое обеспечение
реализации проекта |
1. Обеспечить учителей школы програмно-методическими пособиями и рекомендациями для реализации проекта | в течение года |
2. Организовать разработку мониторинга результатов реализации проекта | май 2005 г. |
|
3. Разработать Положение о портфолио | январь 2005 г. | |
5. Подготовить приказ о создании предпрофильного обучения девятиклассников в ОУ | сентябрь 2004 г. | |
6. Подготовить приказ о создании профильного обучения на старшей ступени ( 10 класс) | сентябрь 2004 года |
|
Информационное обеспечение проекта | 1. Информирование педагогического коллектива и членов проектной группы о задачах работы | в течение года |
2. Ознакомление педагогов с нормативно-правовыми основами построения системы предпрофильной и профильной подготовки | октябрь-ноябрь 2004 г. | |
3. Создать банк актуальной педагогической информации по проблемам профильного обучения с открытым доступом через Интернет | в течение года | |
4. Создать в школе сайт, в который войдут разделы о лучшем опыте организации предпрофильного и профильного обучения | 2005 г. | |
Кадровое обеспечение реализации проекта | 1. Создать банк данных о педагогических кадрах для старшей профильной школы | 2004- 2005 г. |
2. Провести анализ кадрового потенциала школы с целью его использования в профильной школе | 2004- 2005 уч-г. |
|
Учебно-методическое обеспечение | 1. Обучить педагогов,психолога и руководителей школы по проблемам предпрофильного и профильного обучения | По плану Повышения квалификации |
2. Организовать повышение квалификации и переподготовки руководящих и педагогических работников, работающих на старшей ступени образования | 2005-2006 по плану ООИПКРО | |
3. Провести цикл семинаров, учебу, мастер классы, заседания кафедр, круглых столов, для педагогов, родителей о введении профильной и предпрофильной подготовки в школе | 2004-2006 г. | |
4.Провести индивидуальные и групповые консультации по проблеме предпрофильной и профильной подготовки | в течение года | |
5. Изучить и распространить опыт организации предпрофильного и профильного обучения в районе, крае | 2004-2005 уч.год | |
6. Обобщить опыт работы по организации профильного обучения школы | май 2005 год | |
7. Провести инвентаризацию учебных программ профильных и элективных курсов, реализуемых в школе | январь 2005 г. | |
8. Провести инвентаризацию методических ресурсов (программ, учебников и п.р.) ОУ, реализующих профильное обучение | февраль 2005 г. | |
9. Создать банк учебных программ профильных и элективных курсов для реализации проекта | октябрь 2004 г. | |
10. Разработать учебные программы образовательных дисциплин с учетом конкретного профиля | 2004-2005 уч.год | |
11. Разработать учебные программы элективных курсов для предпрофильной подготовки учащихся 9х классов | в течение года | |
Научно-исследовательская и экспериментальная деятельность | 1. Апробировать в школе психолого-педагогический инструментарий, позволяющий выявить образовательные потребности и профессиональные интересы школьников | в течение года ( по плану психолога) |
2. Разработать и апробировать модели
организации а) предпрофильного б) профильного обучения |
2004-2005 2005-2006 уч.год | |
3. Провести экспертизу авторских учебных программ и программ элективных курсов для старших классов профильной и предпрофильной подготовки в 9 кл. | апрель-май 2005 г. |
|
4. Провести пед. Мастерскую для педагогического коллектива школы по проблемам предпрофильного и профильного обучения | март 2004 г. | |
Мотивационное обеспечение реализации проекта | 1. Разработать систему оценки эффективности предпрофильного обучения: критериев, процедур оценки и т.д. | сентябрь-октябрь 2005 |
2. Разработать систему контроля за введением предпрофильного и профильного обучения | октябрь- ноябрь 2005. |
Ожидаемые результаты от реализации проекта
1. Создание модели профильного обучения в школе;
2. Введение предпрофильной подготовки в 9 кл. школы;
3. Интеграция основного, общего и дополнительного образования
4. Расширение возможностей социализации учащихся;
5. Создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.
Оценка результатов
Основные аналитические задачи:
- Анализ соответствия проблемных задач с полученными результатами проведенной работы;
- Анализ успешности совместной деятельности участников проекта;
Критерии
1. Готовность педагогов работать в учебном году в профильных и предпрофильных классах.
2. Включенность педагогов в деятельность по реализации Концепции профильного обучения