Тема: Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.
Тип урока: Усвоение новых знаний.
Основные понятия: “подлежащее”, “сказуемое”, “предложение”.
Цели урока:
- формирование понятий “подлежащее”, “сказуемое” на основе ознакомления с их существенными признаками;
- развитие умения анализировать предложение, выявлять его существенные признаки, распознавать в предложении главные члены;
- развитие орфографической зоркости, логического мышления, памяти;
- воспитание культуры учебного труда;
Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями, таблица, визитки, схемы, костюмы Подлежащего и Сказуемого.
Ход урока
I. Организационный момент.
Микроцель: Обеспечение мотивации и организация внимания учащихся.
- Доброе утро! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Садитесь.
Сегодня на уроке вы будете изучать новый материал, желаю вам успеха в приобретении новых знаний.
II. Повторение изученного материала.
Микроцель: Актуализация знаний учащихся.
- Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.
- Начнем урок с минутки чистописания, отгадайте, какую букву мы будем сегодня писать?
Буква эта с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком? (Б)
- Пишем строчку Бб, Ббб, Бббб, Ббббб, Бббббб, Ббббббб.
Итак, мы выполнили чистописание, молодцы.
- А теперь перейдем к словарно-орфографической работе.
На доске слова:
Вода, белка, торт, сосна, ручка, кольцо, синицы, рот.
Отгадайте, с каким новым словарным словом вы познакомимся на уроке?
1-я буква в этом слове – это мягкий согласный звук в названии пушного зверька…..
2-я буква обозначает гласный звук последнего слога трёхсложного слова……….
3-я буква дважды встречается в названии празднично украшенного дерева……….
4-я буква дважды встречается в односложном слове……...
5-я буква - с неё начинается названия предмета, без которого не обойтись на уроках русского языка ……….
6-я буква – безударная гласная, которая встречается в названии кругленького предмета……..
Что это за слово?
БЫСТРО |
(Вывешивается словарное слово)
- Запишите это слово три раза и выделите букву о. Запомните написание этого слова.
Оно встретиться вам сегодня в учебнике, на странице, которой мы будем работать.
- Давайте придумаем предложение со словами: быстро, белка, прыгает, ветку, на ветки, с.
Но сначала скажите, что мы называем предложением??? (Предложение – это слово или несколько слов, выражающие законченную мысль.).
(Слова в предложении связанны по смыслу.)
Итак, придумаем предложение. (Белка быстро прыгает с ветки на ветку).
- Запишем это предложение. (Вызывается к доске ученик и записывает это предложение с комментированием, остальные учащиеся записывают в тетради с красной строки).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
На зарядку, на зарядку. На зарядку становись!
Начинаем бег на месте,
Финиш метров через двести
Хватит, хватит, прибежали, потянулись, подышали……
III. Целеполагание.
Микроцель: Постановка цели урока.
Прочитайте еще раз предложение.
- О ком говориться в предложении? (О белке) Кто? Белка. Подчеркнем это слово одной чертой.
- Что говориться о белке? (Она прыгает). Белка что делает? Прыгает. Подчеркнем это слово двумя чертами.
Как мы называем эти слова в предложении? (Главные члены предложения)
- Ребята, у каждого из вас есть своё имя.
И у каждого из этих слов тоже есть свое название. А что за название, как будут называться главные члены предложения, вы узнаете на этом уроке. Сегодня мы будем находить главные члены предложения, и называть их.
Это самое важное на уроке.
IV. Основной этап.
Микроцель: восприятие, осмысление новых знаний, знакомство с понятием “подлежащее”, “сказуемое”.
Стук в дверь. Входят двое детей в костюмах Подлежащего и Сказуемого. (На платьях написаны вопросы, на головах шапки магистров с соответствующими надписями)
Вместе: Здравствуйте, ребята!
Подлежащее: Мы из страны Грамматики. Сорока на хвосте принесла нам новость, что сегодня вы будете изучать, как называются главные члены предложения.
Так вот мы и есть …..
Вместе: …..главные члены предложения.
Подлежащее: Я – подлежащее! (повторите, кто я?) (дети повторяют)
Сказуемое: А я – сказуемое! (повторите, кто я?) (дети повторяют)
Между собой мы очень дружны.
Подлежащее: Я обозначаю о ком или о чем говориться в предложении…….
И отвечаю на вопрос кто? или что?
Сказуемое: Я обозначаю, что говориться о подлежащем (показывает в сторону подлежащего) и отвечаю на такие вопросы как: что делает ?, что делают?, что делал? что делали?. что сделает?, что сделают?
Подлежащее: Меня в предложении подчеркивают одной чертой.
Сказуемое: А меня, сказуемое - двумя чертами.
Подлежащее: Ребята, а теперь нам пора, нас ждут другие второклассники.
С нами вы будете встречаться в каждом предложении.
Сказуемое; А чтобы легко нас найти, мы раздадим вам о себе информацию на визитках.
(Раздают визитки и плакат с учебной таблицей учителю)
Вместе: До свидания!!! (дети переодеваются и возвращаются в класс обычными учениками)
Итак, ребята, от наших гостей вы узнали, как называются главные члены предложения. Так как же называются главные члены предложения? На какие вопросы они отвечают? Как подчеркиваются в предложении.
V. Этап первичного применения новых знаний.
Микроцель: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения.
Ребята, откройте учебник и прочитайте еще раз новые правила о главных членах предложения. (Про себя). Итак, молодцы, прочитали правила. А теперь посмотрите на доску, на ней записаны предложения.
Тихо падают сухие листья.
Птицы улетели в теплые края.
Найдите в этих предложениях подлежащее и сказуемое. (устно).
Посмотрите, какую таблицу вручили мне гости. (работа по таблице)
Итак, мы на доске разобрали, как находить подлежащее и сказуемое, а теперь давайте самостоятельно попробуем выполнить именно это.
VI. Этап закрепления и обобщения полученных знаний.
Микроцель: формирование умений самостоятельно применять новые знания в различных ситуациях, обеспечить закрепление в памяти полученных знаний.
Часть ребят будут работать по карточкам, а остальные выполняют упр. №131 стр. 69 в учебнике
Карточка №1
Прочитай. Подчеркни подлежащее и сказуемое (выполняется в карточке)./ Для “слабых”/
Карточка №2
Спиши. Вставь сказуемое в каждое предложение.
Подчеркни главные члены предложения /для “сильных”/:
Карточка №3
Спиши. Вставь подлежащее в каждое предложение.
Подчеркни главные члены предложения./ для “сильных”/.
Поверяем выполненную работу. Зачитайте предложения и назовите в нем подлежащее и сказуемое.
VII. Подведение итогов, оценки, рефлексия.
Микроцель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учеников, контроль и самоконтроль
- Итак, вы узнали сегодня, как называются главные члены предложения…
Назовите главные члены? (Подлежащее и сказуемое)? На какие вопросы отвечает П.?; С.?
Составьте предложения по схеме (если останется время):
1. Кто? Что делает? куда?
2. Что? Что делают? Куда?
3. Где? Что делают кто?
4. Кто? с кем? Что сделали?
Оценки за урок.
VIII. Информация о домашнем задании.
Микроцель: разъяснение домашнего задания.
- Запишите домашнее задание.
Правила на с. 68 и 70, упр.134. или 132 (на выбор).
- Спасибо за урок, вы свободны.
Приложение №1
Карточка №1
Прочитай. Подчеркни подлежащее и сказуемое (выполняется в карточке).
Дельфины зашли в залив. Внезапно ударил мороз.
Льды закрыли дельфинам выход из пролива. На помощь пришел ледокол. Он проложил путь в открытое море.
Но дельфины вначале не пошли за ледоколом. Они стали играть в заливе. Тогда моряки включили музыку. И дельфины поплыли за судном.
Выполнил:_____________________________________________ Оценка:_____________________________________________________
Карточка №2
Спиши. Вставь сказуемое в каждое предложение.
Подчеркни главные члены предложения.
….... первые заморозки. Листья ……… землю.
А в садах ……. астры. Цветок астры ………. звезду.
Слова для справок: устали, напоминает, наступили, зацвели
-----------------------------------------------------------------------------
Карточка №3
Спиши. Вставь подлежащее в каждое предложение.
Подчеркни главные члены предложения.
…… засыпает дорожки узкими лодочками.
…….. сыплет золотые монетки.
……. роняет желтые и красные звёзды.
…….. сбрасывает темные фонарики.
Слова для справок: дуб, ива, береза, клен.