Урок музыки — урок жизни

Разделы: Музыка


На моих уроках в 3 классе тема “Музыка моего народа” предполагает последовательное знакомство с различными жанрами русских народных песен, через которые мы знакомимся с историей и бытом, обычаями и обрядами, мыслями и чувствами русского народа.

Целью этого урока является углублённое восприятие жанра “былина”. Былина – не только своеобразный народный учебник истории, но и свод нравственных ценностей, которые чтились и будут чтиться в России всегда, т.о. былины – это духовные заповеди, заветы. Эта мысль и является художественно–педагогической идеей моего урока.

Учебные задачи:

  • Раскрытие неповторимой красоты различных образов.
  • Раскрытие связей композиторской и народной музыки.
  • Развитие умения сравнивать образы различных видов искусства.

Реализовать эти задачи помогают:

  • Целесообразно подобранный музыкальный материал.
  • Проблемные вопросы.
  • Следующие формы общения с музыкой: пение как состояние души, музицирование, слушание музыки и размышление над ней.

Хочу обратить внимание, что размеренный неторопливый ход урока, смена музыкального материала по принципу контраста, слово учителя – всё направлено на то, чтобы дети окунулись в атмосферу эпоса, почувствовали интонацию и красоту былинного слога.

Главным же на уроке является открытие истины: необходимо и важно любить родину. Через приём ролевой ситуации эта истина личностно осмысливается каждым ребёнком.

Музыкальный материал:

  • Песня Садко “Заиграйте, мои гусельки” из оперы Н.А.Римского-Корсакова “Садко”.
  • Вступление к опере “Садко” “Океан – море синее”.
  • Г.Струве “Моя Россия”.
  • Ю.Антонов “Живёт на свете красота”.

Наглядный материал:

  • Репродукции И.Айвазовского, среди которых “Чёрное море”.
  • М.Врубель “Царевна-Лебедь”.

Ход урока:

- Оставим все неприятные ощущения за порогом класса, настроимся только на положительные эмоции.

Музыкальное приветствие. Попевка “Всё будет хорошо”.

- Мы поприветствовали друг друга, а сейчас вас поприветствует… Впрочем, вы сами назовёте его имя. (Учитель играет вступление к песне “Заиграйте, мои гусельки”.)

- Я рада, что вы узнали песню Садко из оперы Н.А.Римского-Корсакова. Композитор определил жанр оперы как опера – былина. Что такое былина? (Ответы детей.)

- Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины. Они перешли к жившим в эту пору от предков вместе с обычаями и обрядами, с навыками без которых не срубишь избы, не скуёшь меча, не вырежешь ложку.

Былины – это не только своеобразный народный учебник родной истории, в них народ передаёт духовные заветы своим потомкам. Сегодня нам предстоит их открыть для себя.

Каких героев былин знаете? Кем они были? (Ответы детей.)

- Вдумайтесь! Певцы-сказители подняли воинский подвиг на высоту самого благородного деяния.

Богатырство на Руси не родом красно,
А красно оно смелой удалью,
Во честном бою за святую Русь.

(“Илья Муромец и Соловей-разбойник”)

- Садко не был богатырём, не совершал воинских подвигов, но и о нём сложена былина, его образ завладел сознанием Н.А.Римского-Корсакова, который сделал Садко главным героем своей оперы. Почему народная память хранит его имя? В чём сила Садко?

(Ответы детей.)

- Садко наделён могучим даром художника. В XIX веке Ф.Достоевский скажет: “Красота спасёт мир”. Эту красоту нёс своим искусством Садко.

Да так он искусно играл на своих гуслях звончатых, что полонил музыкой своей не только сердца людские, но и Морского царя, а в опере и Морскую царевну Волхову.

Как называется сольный номер в опере? (Ария)

- Н.А.Римский-Корсаков сольные номера Садко называет песнями, словно подчёркивает этим народность происхождения героя. Народность Садко ощущается прежде всего в самой музыке, которую он исполняет. (Учитель напевает мелодию песни.) Слышите?!

Мелодия его вокальной партии словно соткана из интонаций русских народных песен.

Какому жанру русских народных песен близка эта песня Садко? (Весёлая хороводная)

-Я думаю, мы с удовольствием её исполним, но сначала подготовим свой голосовой аппарат.

Вокальная гимнастика (упражнения из методики Емельянова).

Подключите своё воображение и представьте: берег Ильмень-озера, изумлённый Садко видит стаю плывущих лебедей, которые оборачиваются девицами. Это Морская царевна Волхова с сёстрами и подругами. Привлечённые песней гусляра они поднялись со дна Ильмень-озера. На обращение сказочной красавицы Садко отвечает весёлой хороводной песней.

Исполнение. Обратить внимание, что звук, как и движения девушек в хороводе, “плывущий”, напевный. Всё наполнено интонацией восхищения. Садко передаёт свои чувства, ведь Волхова такая красивая. Пусть дети поднимут бровки, сделают удивлёнными глазки, и сразу голос зазвучит по-другому.

- Мелодия в куплетах не изменялась, а аккомпанемент? Послушайте. (Учитель играет)

- Представим, что это звучание гуслей. К какому семейству инструментов гусли относятся? (Струнные щипковые)

- На них можно играть, перебирая струны, а можно – щипком. Каким способом Садко играет в первом куплете? Во втором?

- Мелодия словно меняет наряды. Кто сообразит, какая здесь музыкальная форма? (Куплетно-вариационная)

- Вспомните, куплетно-вариационная форма характерна для русских народных песен?

- И куплетно-вариационное развитие, и интонационный строй мелодии подчёркивают народный характер музыки Садко. Мы снова убеждаемся, что композиторская музыка вырастает из народного творчества.

На доске оформляется схема:

композиторская                            народная

Интонационный строй мелодии

Куплетно-вариационное развитие

Концертное исполнение песни Садко.

- С рассветом гусляр на прощанье получает от дочери Морского царя Волховы подарок:

Дарю тебе я на прощанье три рыбки перья золотые.
Закинешь сеть – поймаешь их, богат ты будешь и счастлив.

- Этот небольшой монолог Волховы мы сейчас превратим в музыкально-поэтическую картину. Итак, предрассветный час. Всё тихо в природе. На берегу Ильмень-озера Морская царевна и Садко. Вода очень хорошо проводит звук. Эхом отдаются в воздухе слова Волховы. Я говорю от имени Морской царевны, вы моё эхо. Не забывайте, даже тихое эхо звучит интонационно выразительно. (Играем.)

- Подключите своё воображение. Прислушайтесь. Какие звуки природы, кроме эха, вы ещё слышите в предрассветный час на берегу Ильмень-озера? (Ответы детей.)

- Плеск воды. Это передаст глиссандо на металлофоне.

- Шелест тростника передадим шуршанием полиэтилена.

- Мерцание звёзд изобразят высокие звуки фортепиано и треугольника.

- Послушаем каждую партию. (Исполняют.)

- В оркестре каждая партия вступает в определённое время. Распределим и мы звучание партий:

“плеск” - на словах Волховы,

“звёзды” - во время эха,

“шелест” - постоянно.

Исполнение музыкально-поэтической композиции.

- Какой сказочный, таинственный образ Волховы мы с вами создали. Как он созвучен образу Царевны-Лебеди, созданному русским художником М.Врубелем. (“Появляется” репродукция картины.) По сути это сценический портрет первой исполнительницы Морской царевны – Н.И.Забелы-Врубель. Выдающаяся русская певица, жена художника Врубеля, большой друг Римского-Корсакова. Её незабываемые огромные глаза и таинственная улыбка пленяли всех зрителей.

Благодаря подарку Волховы из бедного гусляра превратился Садко в богатого купца.

Наконец-то он смог осуществить свою мечту. О чём мечтал Садко? (Ответы детей.)

- В опере Римского-Корсакова образы моря занимают значительное место. Послушайте один из морских пейзажей, какой образ моря возникнет в вашем воображении?

Слушание “Океан – море синее”. Ответы детей.

- Вслушайтесь ещё раз в музыкальную ткань морского пейзажа. (Учитель играет.) Эту тему трудно назвать мелодией, так она проста: всё время повторяются три звука на фоне рокочущего сопровождения, сначала в басах, затем выше. Но именно в этой размеренной неторопливости, в однообразном повторении звуков и заключено всё очарование этой музыки: спокойно дышит грозный и могучий, величественный и загадочный океан. Вслушайтесь и всмотритесь. (Открывается зрительный ряд.) Какой из этих морских пейзажей созвучен музыке Римского-Корсакова?

Слушание. Работа со зрительным рядом.

- Людей, создающих картины моря, называют маринистами. И.К.Айвазовский – непревзойдённый маринист в живописи, а Н.А.Римский-Корсаков – один из лучших маринистов в музыке.

Только по-настоящему влюблённый в море человек мог создать звучащую картину океана, передать дыхание его волны. Как и Садко Н.А.Римский-Корсаков в юности был мореплавателем. Он окончил в Петербурге Морской корпус и почти три года на клипере “Алмаз” находился в кругосветном плавании. Когда встал выбор: море или музыка, – он отдал предпочтение музыке, хотя любовь к морю сохранил в сердце, и мы слышим это, и чувствуем в его музыкальных сочинениях.

Садко тоже пришлось делать выбор. Морской царь сулил ему много богатств, но Садко предпочёл всему возвращение домой. Как бы не манили его широкие морские просторы, как бы не нравился плеск волн, разрезаемых ладьёй, но милее был мирный звон колоколов Софийского собора и шум торговых новгородских площадей.

Чувствуете, как ненавязчиво, но очень ясно и в былине певцами-сказителями, и в опере композитором высказан духовный завет. Какой? (Любовь к родине.)

Это очень важно – любить родину. Ведь от каждого из нас зависит, в какой стране мы будем жить: сильной или слабой, доброй или злой, красивой или уродливой.

- Сейчас каждый из вас может объясниться в любви к родине.

Исполнение “Моя Россия” Г.Струве, “Живёт на свете красота” Ю.Антонова.

- Прислушайтесь к своим сердечкам. Сколько в них доброты, тепла… Несите это в себе всегда и дарите другим людям.