Возможности урока математики в решении воспитательных задач

Разделы: Математика


Когда говорят о единстве обучения и воспитания, то все имеют в виду идейно-политическое, нравственное и эстетическое воспитание на уроках. Неудивительно, что учитель нередко затрудняется определить воспитательную цель урока математики. Для того, чтобы конкретно представить себе пути воспитательной работы, связанной с обучением математике, необходимо уяснить специфические особенности уроков математики, а также воспитательные возможности, заложенные в самом учебнике математики.

Одна из главных воспитательных задач обучения математике –воспитание творческой деятельности учащихся. И конечно, очень сложно на одном уроке поставить цель воспитывать трудолюбие, а на другом – аккуратность.

Остановлюсь более подробно на воспитательных возможностях, заложенных в самом материале учебника, и воспитательном содержании задач, которые могут составить учитель и учащиеся.

Содержание уроков математики составляют устные и письменные вычисления, решение задач, упражнения в измерении, геометрический материал. Одна из главных воспитательных задач, встающих перед учителем – преодоление сухости и формальности в преподавании математики. Главный путь решения этой задачи – всемерное укрепление связи обучения с жизнью, с практикой. А эта связь осуществляется прежде всего через содержание задач, как помещенных в учебниках, так и тех, которые составляет учитель и учащиеся. Через решения задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами.

Для подтверждения достаточно рассмотреть тематику, сюжеты задач.

1. Задачи о труде людей – основа для психологической подготовки к труду. Эти задачи помогают учащимся понять его красоту и созидательную силу. На решении таких задач дети учатся понимать, что все блага жизни создаются трудом и только трудом. Именно решая такие задачи, учащиеся знакомятся со многими профессиями: маляр, продавец, портниха, столяр, повар, рыбак, доярка, комбайнер.

Например, в 5 классе и 6 классе наряду с прикладными задачами из учебника по строительной тематике предлагаю учащимся и другие задачи, составлению и решению которых способствовали различные формы сочетания классной и внеклассной работы. Ученикам, родители которых работают на стройке, даю задание подробно узнать о профессии строителя и рассказать об этом в классе. Организую встречи с такими родителями. Кроме того ребята оформляют альбомы: “Математика в профессии моих родителей”. Такое задание даю ребятам 5 класса, так как они очень мало знают о профессии своих родителей. При оформлении такого альбома участвуют и родители. Они вместе со своими детьми составляют задачи по своей профессии. А затем эти задачи решаем. Ребята с интересом решают эти задачи.

В шестом, седьмом классах ребята составляют другие альбомы:

“Математика и архитектура”, “Математика и оборона страны”, “Математика и экономика”, “Математика и медицина”, “Математика и сельское хозяйство”,

“Математика и спорт”. В эти альбомы ребята собирают и составляют сами задачи по данной тематике. Причем стараются не просто записать задачу. Но и подобрать соответствующие иллюстрации. Эта работа также увлекает ребят. Они сами составляют очень интересные задачи, используя периодическую печать.

Учащимся 9 класса при изучении темы “Решение треугольников” предлагаю задачу на определение угла и высоты подъема железнодорожного полотна. В связи с этим рассказываю о профессиях проектировщика и эксплуатационника: проектировщик должен выполнить технические и экономические расчеты. Составить схемы прокладки железнодорожных путей, вычертить графики, составить сметы- без этого нельзя проложить новый путь, - а это все математика; очень важна и работа эксплуатационника – без хорошей организации в работе железнодорожного транспорта нельзя добиться четкости в движении поездов, без знания математики нельзя составить графики их движения.

С большим интересом решали ребята и такие задачи:

1. Откос насыпи железнодорожного полотна образует уклон в 40 градусов. Длина откоса 5,8 метра. С увеличением скорости поездов понадобилось изменить откос насыпи, при этом не меняя ее высоты, уменьшить уклон до 30 градусов. Для этого по бокам насыпи пришлось присыпать грунт. Определить, на сколько увеличилось основание насыпи.

2. Задачи, показывающие заботу государства о повышении благосостояния трудящихся, о подрастающем поколении, об охране окружающей среды.

3. Задачи о связи обучения с жизнью, об учебном труде учащихся и их общественно-полезных делах. Среди таких задач – задачи о помощи работникам сельского хозяйства, о спорте, участии в экологических субботниках. О сборе семян, лекарственных трав.

1). Учащиеся шестых классов помогали в уборке картофеля. 6 “а” класс собрал 230 кг картофеля, 6 “б” - на 20 кг больше, чем 6 “а”, но оба класса собрали вместе на 40 кг меньше, чем 6 “в” класс. Сколько кг картофеля было собрано ребятами.

2). Три школы собирали металлолом. Одна школа собрала 2т, другая –18ц, а третья –2240 кг. Какая школа собрала больше всего металлолома, а какая – меньше всего7

Можно ли увезти весь этот металлолом на пятитонной машине.

4. Всем известно, насколько актуальна задача формирования у школьников инициативы и чувства высокой ответственности, рачительного отношения к народному добру. Математический материал. который заложен в учебниках, дает большие возможности для экономического воспитания подрастающего поколения.

Приведу задачи, которые предлагаю ученикам:

1). На обучение каждого ученика школы государство расходует … руб. в год.

Подсчитайте, во сколько рублей обходится государству обучение учащихся вашего класса, вашей семьи.

2). Каждый из учеников нашего класса получил учебники бесплатно. Сколько стоят эти учебники, если цена (книги) математики….руб., русского языка …. руб.

Сколько государственных средств сэкономит один такой класс, если продлит жизнь учебникам на 2 года, на 5 лет?

3). За одни сутки через неплотно закрытый кран со струей толщиной в спичку теряется 400 литров воды. Сколько восьми литровых ведер попусту вытекает из этого крана за 30 дней?

На уроках математики полезно знакомить учащихся с выкладками экономистов:

Сколько млн. учебников выпускается ежегодно в стране; сколько тонн бумаги для этого требуется.

Понятие “ бесплатные учебники” становится реальным, а не отвлеченным, если учащиеся на уроке подсчитают:

а) стоимость учебников, полученных одним учеником;

б) стоимость учебников для учащихся всего класса;

в) стоимость всего тиража.

Информация, полученная в результате подсчетов на уроке запоминается надолго.

5. Формированию научного мировоззрения помогает нам введение в преподавание элементов историзма, библиографических справок. Например, при изучении темы “Аксиомы” в 7 классе рассказываю им историю возникновения геометрии как науки, о первой книге по геометрии- “Началах” Евклида.

6.При составлении задач, способствующих военно-патриотическому воспитанию школьников, можно использовать технико-эксплуатационные характеристики нашей военной техники и сопоставлять их с соответствующими показателями техники противника. Например:

1). Максимальная скорость советского истребителя военного времени “ЯК-3” 720 км/ч, а немецкого истребителя “Мессершмидт-109” на 120 км/ч меньше скорости “ЯК-3” и на 30 км/ч больше истребителя “Фокке-Вульф-190-А”. Найдите скорости немецких истребителей и сравните их со скоростью “ЯК-3”.

2). Используя ответ предыдущей задачи сравните максимальные скорости советских истребителей “МИГ-3”, “ЛА-7” -640 и 680 км/ч соответственно со скоростями немецких истребителей.

После решения таких задач провожу небольшую беседу о том, что в увеличении скорости самолетов и улучшении их технико-эксплуатационных показателей большую роль сыграли работы в области аэродинамики таких выдающихся математиков, как Келдыш, Кочин, Четаев. Отмечаю, что превосходство нашей боевой техники заключалось не только в авиации.

Максимальная скорость среднего танка Т-34 – 55 км/ч, а немецкого танка такого же класса Т-III-40 км/ч. Решение таких задач способствует воспитанию чувства гордости за свою Родину, ученых, инженеров и рабочих, создавших боевую технику.

7. Воспитание чувства красоты и гармонии математических законов. Здесь нужно, используя известные истины школьного курса математики, обнаружить в них общую, сильную идею, достойную удивления.

Школьный курс математики включает в себя содержательный с интересующей нас точки зрения материал. Примеры: позиционная система счисления, открытие цифры 0; арифметические действия с дробями; начала алгебры, решение уравнений первой и второй степени. У этих примеров имеется исторический аспект: известно, что приведенные нами достижения математической науки потребовали длительного периода развития – многие древние цивилизации не знали позиционной системы счисления, современных правил действий с дробями, современных формальных правил тождественных преобразований алгебраических выражений. Простота правил алгебраических преобразований содержит в себе довольно много, в частности то, до чего трудно додуматься без алгебры (квадратные уравнения, системы уравнений). Серьезные математические задачи могут быть решены многократным применением простейших умозаключений, составляющих содержание правил простейших алгебраических преобразований. В этом всякий непредубежденный человек может видеть элементы красоты и гармонии математических законов.

8. Усилия учителя математики должны быть направлены на решение следующей задачи: научить ребят владеть языком цифр и фактов, сделать потребностью применять его к анализу общественных явлений, т.е. научить учащихся анализировать, сравнивать, конкретизировать и представлять образно величины и факты, относящиеся к экономическим явлениям, явлениям социальной и общественной жизни. Эта задача не является новой. В процессе обучения математике мы учим детей сравнивать числа и величины, анализировать их, строить и читать диаграммы и графики, т.е. учим владеть языком цифр, формул, графиков, причем часто делаем это на материале окружающих нас фактов и явлений. Однако умение образно представлять встречающиеся величины окажет значительное влияние на эффективность воспитательного воздействия не только задач идейного содержания, решаемых на уроке но, главное, всей идеологической информации. Если мы решим эту задачу, то величины, которые встречаются учащимся при чтении газет, прослушивание лекций, бесед, будут чаще вызывать у них эмоциональные переживания: чувства удивления, восхищения, радости, наконец, чувства возмущения, негодования.

Каждый учитель повседневно воспитывает культуру поведения учащихся и своим личным примером учит ответственному отношению к выполнению порученного дела.

Этот перечень можно дополнить еще множеством примеров, которые учитель использует в своей работе, так как процессы обучения и воспитания неразрывно связаны.

Работа по воспитанию в процессе обучения математике будет эффективной, если она проводится в различных видах учебной деятельности: в процессе овладения теорией предмета, при устном счете и решении задач, в ходе выполнения домашних заданий, в ходе экскурсий, при составлении задач самими учащимися. Все эти виды работ имеют свои особенности и возможности в воспитании.