Если хотите научиться плавать,
то смело входите в воду, а если
хотите научиться решать задачи,
то решайте их.
Дж. Пойа
Цели урока: Закрепить:
1) умения составлять дробно – рациональные уравнения по условию задачи;
2) умения определять соответствуют ли найденные корни уравнения условию задачи;
3) умения решать задачи с помощью дробно – рациональных уравнений;
4) умения выбора способа решения текстовой задачи. Познакомить учащихся с методом подобия при решении текстовых задач, который так же приводит к составлению дробного рационального уравнения.
Ход урока
1. Фронтальная работа. Ответить на вопросы:
- Какие уравнения называют рациональными уравнениями?
- Что называют корнем уравнения с неизвестным х?
- Что значит решить уравнение?
- Какие уравнения называют равносильными?
- По какому правилу решают рациональные уравнения? Что может произойти при отклонении от этого правила?
2. Решение уравнений. Взаимопроверка – 4 варианта. Работа выполняется на листочках. Ответы записаны на обратной стороне доски. В ходе выполнения работы учащиеся определяют для себя алгоритм решения дробных рациональных уравнений. На каждой парте – таблица – напоминание “Алгоритм решения дробных рациональных уравнений”. Приложение 1.
В а р и а н т 1. | В а р и а н т 2. |
В а р и а н т 3. | В а р и а н т 4. |
О т в е т ы:
I вариант: , (; ).
II вариант: (; )
III вариант: ( )
IV вариант: , (; ).
3. Устная работа. Составить уравнение для решения задачи:
- Расстояние между городами скорый поезд, идущий со скоростью 90 км/ч, проходит на 1,5 ч быстрее товарного, который идет со скоростью 60 км/ч. Каково расстояние между городами?
- Ученику и мастеру дано задание изготовить одинаковое количество деталей. Мастер, изготовляя 18 деталей в час, затратил на выполнение задания на 3 ч меньше, чем ученик, который изготавливал лишь 12 деталей в час. Сколько деталей было заказано?
- Знаменатель дроби на 2 больше числителя. Если числитель увеличить на 15, а знаменатель – на 3, то получится число . Найдите дробь.
4. (1) Решение задач. При решении задач составлением уравнения за х можно принять любое неизвестное.
Решаем задачу № 607 из учебника.
К доске вызываются четыре ученика, чтобы записать условие задачи и составить уравнение четырьмя способами:
I – ученик за х принимает скорость мотоциклиста,
II – ученик принимает за х скорость велосипедиста,
III – ученик за х принимает время велосипедиста,
IV – ученик принимает за х время мотоциклиста.
Учащиеся записывают в тетрадь условия четырьмя способами, а решают одним, в соответствии со своим вариантом.
I с п о с о б.
S | V | t | |
Велосипедист | 45 км | х км/ч | ч |
Мотоциклист | 45 км | км/ч | ч |
II с п о с о б.
S | V | t | ||
Велосипедист | 45 км | км/ч | ч | |
Мотоциклист | 45 км | х км/ч | ч |
III c п о с о б.
S | V | t | |
Велосипедист | 45 км | км/ч | х ч |
Мотоциклист | 45 км | км/ч | ч |
IV с п о с о б.
S | V | t | |
Велосипедист | 45 км | км/ч | ч |
Мотоциклист | 45 км | км/ч | х ч |
(2) Задача № 125 из учебного пособия по математике А.В. Шевкина “Текстовые задачи. 7 – 9 классы”.
Две старушки вышли одновременно навстречу друг другу из двух городов. Они встретились в полдень и достигли чужого города: первая в 4 ч по полудни, а вторая – в 9 ч. Нужно узнать, когда они вышли из своих городов. (Приложение 2)
(Пояснение. Данную задачу заранее предлагаю учащимся решить дома. В перемену, до урока, прошу учащегося, правильно решившего задачу, написать решение на обратной стороне доски.)
1) Заслушиваем комментарии по решению задачи учащимся. Задача решена составлением дробного рационального уравнения. ( Вариант решения задачи учащимся в приложении 2)
2) Объясняю решение данной задачи методом подобия, построив графики движения старушек.
Р е ш е н и е: Изобразим график движения старушек и применим метод подобия.
Пусть старушки до встречи шли х ч.
АD – промежуток времени движения первой старушки. СВ – промежуток времени движения второй старушки. КL – отсекает промежутки времени движения старушек до встречи. На рисунке АL – промежуток времени движения до встречи.
1) Рассмотрим и : подобен по двум углам.
2) Рассмотрим и , они подобны по двум углам.
3) Из подобия двух пар треугольников следует, что и , т.е.
4) Составим и решим уравнение: ()
Это уравнение имеет единственный положительный корень, удовлетворяющий условию задачи. - это время движения старушек до встречи.
5) Выясним, в какое время старушки вышли из своих городов:
.
Ответ: старушки из своих городов вышли в 6 ч утра.
Как мы видим, метод подобия приводит к более простому решению.
5. Итоги урока.
Домашнее задание: Решить задачу двумя способами: 1) стандартным школьным способом и 2) методом подобия.
З а д а ч а: Первый пешеход может пройти расстояние между двумя пунктами на 5 ч быстрее, чем второй. Если пешеходы выйдут из этих пунктов навстречу друг другу одновременно, то встретятся через 6 ч. За сколько часов каждый из них может пройти это расстояние?