ТЕМА УРОКА: Распознавание уравнений среди других математических записей.
Ход урока (в тетрадях заранее написано число)
I. Орг. момент. Приветствие гостей
- Какой у нас сейчас урок?
- На уроке математики нам сегодня понадобятся: карточки для устного счета, учебник, рабочая тетрадь, а также, как всегда, максимум внимания, активности. Вы справитесь со всеми заданиями, которые для вас сегодня подготовлены.
II. 1) Устный счет.
- Приготовить карточки на партах и магнитные карточки на доске.
- Увеличить 5 на 2. (7)
- Найти разность 9 и 6. (3)
- К какому числу прибавили 3 и получили 7? (4)
- Уменьшаемое 10, вычитаемое 4. Найти разность. (6)
- Найти сумму 5 и 3. (8)
- Какое число прибавили к 4 и получили 9? (5)
- 10 уменьшить на 8. (2)
- Свете 6 лет, Юра на 3 года старше Светы. Сколько лет Юре? (9)
- Прочитайте полученный ряд чисел. (7, 3, 4, 6, 8, 5, 2, 9)
- Можно ли сказать, что это натуральный ряд чисел? Почему нельзя? (Числа расположены не по порядку, не хватает чисел.) Что надо сделать, чтобы превратить этот ряд в натуральный ряд чисел? (Добавить недостающие числа, начать записывать с 1, расположить числа в порядке возрастания, закончить ряд ... , которые говорят о том, что ряд можно продолжать.)
- Запишите в тетради натуральный ряд чисел. Проверка. Собрать карточки на партах.
2) ЗАКРЕПЛЕНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ. УПРАЖНЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕННОМ ВОСПРИЯТИИ
-Ну, а теперь давайте с вами поиграем. У всех дома есть любимые игрушки. Какие? (Ответы детей)
- Посмотрите, кто сегодня пришел к нам в гости. (На доске картинки: мяч, кукла, пирамидка.) К каждой игрушке прикреплено выражение. (7-4=, 3+2=, 4+4=) Выражение нужно прочитать, найти значение выражения, использовав таблицу, натуральный ряд чисел, или состав чисел.
(Дети читают разными способами, записывают в тетрадь.)
- Где находится МЯЧ? (слева, в верхнем углу)
- Кто находится в правом верхнем углу? (кукла)
- Что находится в центре? (пирамидка)
МИНУТКА ОТДЫХА. ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПОД МУЗЫКУ.
3) УПРАЖНЕНИЕ В СОСТАВЛЕНИИ РАВЕНСТВ
Вернемся с вами к полученным значениям выражений. Прочитайте эти числа. Запишите их на следующей строчке.
3 | 5 | 8 |
- Составьте, используя эти числа, сумму.
(3+5=8) Проверка.
- Используя это выражение, составьте 2 разности.
(8-3=5 8-5=3) Проверка.
- Какое правило вы использовали? (Если из суммы вычесть одно из слагаемых, то получим другое слагаемое.)
- Как можно назвать одним словом эти записи? (Равенства)
4) КЛАССИФИКАЦИЯ
Рассмотрите записи (открыть правую сторону доски).
5+4=9
8-2<7+1
Х-6=1
8>4
7=7
9+а=10
- Распределите эти записи на группы (работа в тетради и на пленках кадаскопа работают 2 человека).
- Проверка.
Вариант 1: 2 группы
5+4=9 Х-6=1 9+а=10 |
8-2<7+1 8>4 7=7 |
(равенства и неравенства)
5+4=9 7=7 |
8-2<7+1 8>4 |
9+а=10 х-6=1 |
Вариант 2: 3 группы:
(равенства, неравенства и уравнения)
- У кого 2 группы, выписать в отдельную группу уравнения.
(проверка на кодоскопе Х-6=1
9+а=10)
- Как же вы узнали среди всех выражений уравнение?
- Что же такое уравнение? (Уравнение – это равенство, в котором есть неизвестное число.)
МИНУТКА ОТДЫХА ПОД МУЗЫКУ
5) ЛАБИРИНТ (На доске лабиринт, нарисованный на листе ватмана, и мышонок.)
- Что же такое уравнение?
- Давайте поможем мышонку добраться до норки.
В лабиринте: равенства, числовые ряды, неравенства, уравнения. Мышонок должен пройти через уравнения. Дети записывают в тетради все уравнения, которые встречаются на пути мышонка. Имеется 2 пути. Те, кто у доски, передвигает мышонка от уравнения к уравнению. В тетради 2 столбика уравнений.
6) Самостоятельная работа по распознаванию уравнений
Учебник, стр. 54, № 137.
2 человека работают на пленке кодоскопа. Проверка.
7) Составление математического рассказа.
С. 53. № 135.
- Расскажите, что вы видите на картинке? (Дети описывают картинку.)
- Составьте задачу и попробуем ее решить.
Задача 1. На полянке было 8 зайчиков. 1 зайчик убежал. Сколько зайчиков осталось на полянке?
(Ученик записывает на доске краткую запись, другой ученик записывает решение, устно проговаривается ответ, а дети записывают в тетрадь.)
Задача 2. На полянке росло 3 ромашки и 1 колокольчик. Сколько всего цветов росло на полянке? (Краткую запись на доске, решение и ответ самостоятельно)
III. ИТОГ УРОКА. Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?