1. В настоящее время школа находится на пути формирования учебной информационной системы. С развитием технического прогресса процесс получения информации изменился. Жанр печатного слова преобразовывается.
Вводимое в школьную программу медиаобразование позволяет перестраивать систему образования в сторону демократизации учебного процесса. Происходит освоение учащимися технических средств общения, развитие осознанного восприятия и критического отношения к сообщениям средств массовой информации.
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ - это направление, которое предполагает изучение закономерностей массовой коммуникации: кино, радио, телевидения, прессы, видео.
Средства медиаобразования: книги (учебники, энциклопедии и т. д.), компьютерные обучающие программы, средства массовой информации, видео - и аудиоматериалы.
Для развития навыков работы со средствами медиаобразования важно:
а) нахождение нужной информации в различных источниках;
б) установление связей между различными источниками;
в) извлечение из информации необходимого, систематизация по определенным признакам и выделение главного из информационного потока;
г) создание собственных высказываний по отношению к сообщениям.
2. Большой популярностью среди средств медиаобразования пользуются видеоуроки.
Любая видеоинформация, которую учитель использует, должна отвечать определенным педагогическим требованиям, органически вписываться в урок, совмещаться с программным материалом.
Видеоматериал как средство медиаобразования можно рассматривать с некоторых позиций:
- в качестве источника, вызывающего углубленный интерес к теме;
- с помощью видеоматериама можно управлять процессом познания, учить различным мыслительным операциям;
- видеоматериал весьма полезен на этапе обобщения материала. Учитель, готовя такой материал, должен знать уровень подготовленности класса, круг интересов детей, т.е. точно соблюсти адресность видеоинформации.
При подаче видеоматериала в начальных классах существуют особенности, связанные с возрастом детей.
Содержание предъявленного видеоматериала должно быть абсолютно понятным и доступным ребятам. На начальных этапах работы с видеоматериалами, например, в 1 классе, хорошо, если его содержание будет знакомо детям.
3. В программу 1 класса (1-4) системы развивающего обучения Л.В. Занкова входит интегрированный курс “Окружающий мир”, при изучении которого дети получают начальные знания по географии, естествознанию, истории, астрономии, биологии.
На уроке, тема которого “Живая природа. Животные”, учащиеся дифференцируют понятие “живая природа” на понятия “растения” и “животные”.
К этому уроку дети могут дать определение ПРИРОДЫ (“Природа – это то, что не создано руками человека”), назвать объекты природы, назвать причины разнообразия природы на земле, указать отличия живой природы от неживой.
ПРИЗНАКИ ЖИВОГО:
- Рождение;
- дыхание;
- питание;
- рост;
- движение;
- старение и умирание.
При повторении материала составляется таблица:
ПРИРОДА |
||||
ЖИВАЯ | НЕЖИВАЯ | |||
растения | животные |
|||
птицы | рыбы | млекопитающие |
Занковская система развивающего обучения предусматривает самостоятельный выход детей на классификацию животных по разнообразным признакам. Пути достижения этой классификации могут быть различны. Опорой на составление классификации может быть уже известная учащимся из различных источников информации (телевидение, книги, энциклопедии и т.д.).
Предварительно перед проведением урока с учащимися проводится экскурсия в биологический музей, тема которой “Наши соседи по планете”. Во время проведения экскурсии выявляются знания учащихся о представителях животного мира и дети получают новый объем информации о неизвестных пока им животных.
Детям на уроке могут быть предложены карточки с изображениями животных: дельфин, белка, дятел, сазан, жаба, бабочка, карибские ящерицы, красноухие черепахи, питон, пауки, лягушка, лещ, улитки, стрекоза, филин. (Приложение 1)
Учащиеся без проблем могут выделить группы: рыбы, птицы, насекомые. А далее, описывая повадки различных животных, особенности их строения, особенности выкармливания детей, дети с помощью учителя выделяют группы: млекопитающие, паукообразные, моллюски, пресмыкающиеся, земноводные.
На уроке дети говорят о многообразии животного мира. Большое внимание на уроке уделяется морским обитателям. Детям предлагается видеосюжет из ленты “Подводная Одиссея” (фрагмент размножения кораллов). Ребята получают представление о том, что кораллы, морская звезда – это животные, и в соответствии с возрастом знакомятся с некоторыми особенностями этих животных. Информацию получают из сообщений, подготовленных самими учащимися, которые подкрепляются видеосюжетом.
Ниже приводятся два сообщения, подготовленных к уроку “Окружающий мир”. (кораллы, морская звезда). (Приложение 2)
4. Работа со средствами медиаобразования различна у мальчиков и у девочек.
Говоря о подготовке сообщений, можно отметить, что девочки более добросовестно относятся к этому заданию. Сообщения небольшие по объему, но содержат основную информацию. Сопровождаются сообщения иллюстрациями, фотографиями и т.д. У девочек наблюдается более интенсивное формирование произвольного запоминания, поэтому они с большим удовольствием, чем мальчики делают эту работу. У девочек в период раннего школьного возраста мы видим страх допустить неточность в информации, поэтому девочки стараются передавать содержание близко к тексту, почти наизусть, а мальчики пересказывают.
Вопрос гендерного отличия в развитии познавательных процессов мальчиков и девочек младшего школьного возраста (особенностей развития памяти, внимания, мышления и т.д.) является основой использования видеосюжетов на уроках. Этот вопрос не случаен. Школа довольно длительное время работает по раздельному обучению. В каждой параллели имеется отдельно класс мальчиков и класс девочек.
У девочек можно наблюдать более устойчивое внимание и задатки внутреннего самоконтроля, поэтому им можно предлагать видеосюжеты более длительные, чем мальчикам, т.к. у мальчиков произвольное внимание неустойчивое.
Интересны наблюдения за эмоциональной сферой младших школьников. Девочки управляют эмоциональными проявлениями, а мальчики, смотря сюжет, или слушая экскурсовода во время экскурсии в музее, или читая информацию в энциклопедии, показывают по ходу свое восхищение или недовольство.
5. Подытоживая вышесказанное, можно сформулировать основные условия, определяющие эффективность использования видеоматериала в начальной школе:
- используемый видеоматериал должен быть понятен, доступен, интересен детям, должен соответствовать возрастным и половым особенностям развития младших школьников;
- для достижения педагогического эффекта использовать разнообразный видеоматериал надо в течение года;
- предъявление экранного изображения на уроке должно восприниматься детьми не как развлечение, а как материал для вдумчивой работы;
- учитель должен очень аккуратно подходить к отбору видеоматериала не только по содержанию, но и по объему.