Урок чтения в 3-м классе по учебнику Г.М. Грехнёвой «Родное слово». Тема: А.П. Гайдар "Совесть"

Разделы: Начальная школа


Тема: Аркадий Петрович Гайдар “Совесть”.

Цели:

  • познакомить учащихся с разделом “Что такое хорошо и что такое плохо”, с творчеством А.П. Гайдара;
  • развить беглое, сознательное, выразительное чтение;
  • обогатить словарь учащихся;
  • воспитывать нравственные ценности.

Оборудование:

  • портрет писателя;
  • карточки для кроссворда;
  • карточки со словарными словами;
  • карточки для “четвёрок”;
  • учебник алгебры;
  • картинка рощи;
  • картинки с изображением лиц человека;
  • карточки для словарной работы;
  • 3 сюжетные картинки к рассказу;
  • карточки с пословицами;
  • карточки для работы в парах;
  • книги Гайдара;
  • карточки с отрывком из стихотворения В. Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо”.

Ход урока

I. Организация класса.

– Начнём урок с литературного кроссворда.

Вопросы к кроссворду.

1. Повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных и фантастических сил. В них чаще добро побеждает над злом. (Сказка)

2. Обобщающее название произведений, написанных в стихотворной форме. (Поэзия)

3. Небольшой рассказ или прозаическое произведение, где чаще всего главными героями являются животные, которые высмеивают пороки и недостатки людей. (Басня)

4. Специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка. (Скороговорка)

5. Народная песенка (четверостишие или двустишие) шутливого содержания. (Частушка)

6. Мудрое народное изречение с поучительным содержанием. (Пословица)

7. Небольшое стихотворное произведение, созданное для забавы, развлечения. (Потешка)

– Какое ключевое слово получилось? (Рассказ)

– Что означает это слово?

РАССКАЗ – это повествовательное произведение небольшого размера, где все события реальны. Этим он отличается от сказки.

– Сегодня на уроке мы будем работать над этим жанром литературы.

II. Сообщение темы и целей урока.

– Сегодня мы начнём изучение нового раздела. Прочитайте, как он называется?

– Как вы понимаете значение слов “хорошо” и “плохо”?

ХОРОШО – говорят о положительном.

ПЛОХО – говорят, когда что-то неудовлетворяет каким-то требованиям.

АНТОНИМЫ – так называют пару слов хорошо и плохо.

– Сейчас мы прочитаем отрывок из стихотворения В.Маяковского, который так и называется “Что такое хорошо и что такое плохо?”

1. ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА. (У детей лежат карточки с текстом/)

– Вы должны подчеркнуть антонимы в тексте. (Один ученик читает, остальные отмечают.)

ВЫВОД В этом стихотворении автор рассказывает о нормах общественного поведения.

2. ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ. (Монтаж 2 ученика.)

– А сейчас ребята познакомят нас с другим стихотворением. С нормами поведения в школе. Вы должны в своей тетради отметить знаком “+” количество хороших дел, а знаком “–” плохих.

ПРОВЕРКА (хорошо – 7, плохо – 7).

Что такое хорошо,
Что такое плохо?

Если учишься на 5,
Дисциплина – тоже 5.
То могу тебе сказать,
Тебя можно уважать!

Если ты трепач и лгун,
И большой пройдоха.
То сказать тебе могу,
Это очень плохо!

Если с другом разделил
Ты свои конфеты –
Хорошо ты поступил,
Каждый скажет это.

Ты узнал чужой секрет
И разнёс сейчас же,
Это плохо, хуже нет.
Это подло даже.

Если ты подал при всех
Девочке пальтишко,
Ты – культурный человек.
Мировой мальчишка!

Если ты, как дикий зверь,
Сразу лезешь драться.
Недостоин ты поверь,
Человеком зваться.

Если ты пригрел кота,
Кормишь птичек в стужу.
Это просто красота.
Только так и нужно!

Ты подбил собаке глаз.
Бросил кошку в лужу.
Будь уверен – что для нас
Ты кощея хуже.

Уважай людей вокруг
Старших, младших тоже.
И тогда тебя, мой друг,
Назовут хорошим.

Если ты среди ребят
Одинок, как море,
Только сам ты виноват
В этом горьком горе.

– Какие плохие поступки не должен совершать школьник?

– В этом разделе мы будем читать и разбирать произведение по теме “Что такое хорошо и что такое плохо”.

III. Работа над темой урока.

– Начнём знакомство с изучения нового произведения, познакомимся с новым автором.

ПОРТРЕТ (Аркадий Петрович Гайдар – Голиков)

ПСЕВДОНИМ – вымышленное имя писателя, артиста, политического деятеля.

1. ВЫСТАВКА КНИГ

– Будущий писатель Гайдар родился 22 января 1904 г. в семье учителя. Первый рассказ для детей написал, когда ему было 22 года. В дальнейшем мы будем знакомиться с такими произведениями: “Р В С”, “Школа”, “Дальние страны”, “Чук и Гек”, “Тимур и его команда”.

2. РАБОТА В ГРУППАХ (чтение четвёрками)

– Вы должны самостоятельно познакомиться с текстом. Ответить на вопрос и выбрать лучшего чтеца. (У каждого ученика карточка с текстом. В “четвёрке” один читает, другие следят по тексту, далее читает второй и т.д.)

Карточка для первой “четвёрки”

Историю его псевдонима рассказывают по-разному. Одни говорят, что когда-то гайдаром монгольские конники называли всадника, высланного вперёд, в дозор. Он скакал впереди всех и всматривался в неизведанную даль. Всегда готовый предупредить свой отряд об опасности. Таким вперед смотрящим был Аркадий Гайдар.

ВОПРОС: Что означает слово гайдар?

Карточка для второй “четвёрки”

Аркадий Петрович родился в городе Льгове в семье учителя. А детство провёл в Арзамасе Нижегородской области. Там он учился в реальном училище. Однако недолго продолжалось беспечное детство Аркадия. Когда ему было 9 лет, началась первая мировая война. Через месяц сбежал к отцу на фронт. Правда, на другой день его разыскали.

ВОПРОС: Какой поступок совершил девятилетний Аркадий?

Карточка для третьей “четвёрки”

Потом была Гражданская война. Аркадий Гайдар был рослым юношей поэтому, прибавив себе 2 года, сумел поступить на командирские курсы в Киеве. И в 16 лет уже командовал полком Красной Армии. Аркадий Гайдар на войне был тяжело ранен и в 20 лет из-за болезни уволен из армии. Когда началась ВОВ, Гайдар отправился на фронт корреспондентом. 26 октября 1941 г. он погиб в бою с фашистами.

ВОПРОС: Во сколько лет он командовал полком?

(После работы в группах, каждая “четвёрка” выбирает лучшего чтеца. Он читает свою карточку для всех, отвечает на поставленный вопрос.)

– Сын Гайдара – Тимур Аркадьевич Гайдар – стал, как и отец, военным журналистом. А известный экономист Егор Тимурович Гайдар – внук писателя – сейчас уже старше своего знаменитого деда.

– Прочитайте, как называется произведение, которое будем читать.

3. РАБОТА С ТОЛКОВЫМ СЛОВАРЁМ

СОВЕСТЬ

– Как вы понимаете это слово? (Чувство ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.)

– Подберите однокоренные слова к данному слову.

СОВЕСТНО – стыдно, неловко от сознания неправоты, чувства стеснения.

СОВЕСТЛИВЫЙ – человек, обладающий чувством ответственности перед другими.

СОВЕСТИТЬСЯ – стесняться, стыдиться, удерживаться от чего-нибудь, от дурного поступка.

4. СЛОВАРНАЯ РАБОТА (карточки со словами на доске)

АЛГЕБРА – раздел математики (показ учебника).

УКРАДКОЙ – скрытно, тайком от других.

РОЩА – небольшой, лиственный лес (показ картинки).

СМЕКНУЛА – сообразила, догадываться о чём-нибудь.

НАХМУРИЛАСЬ – (предлагаю из трёх картинок выбрать нужную с изображением данного лица) угрюмо, задумчиво морщить лоб и брови.

БЕСПОЩАДНАЯ СОВЕСТЬ – жёстокая, безжалостная.

ГРЫЗЛА СОВЕСТЬ – чувство стыда и раскаяния.

5. Знакомство с произведением

  1. Комбинированное чтение.
  2. Работа над текстом.

– Кто является главным героем?

– Какой момент вам больше запомнился?

3. Выборочное чтение.

– Прочитайте, по какой причине девочка попала в рощу?

– Прочитайте о том, что решила сделать девочка, увидев малыша?

4. Чтение по картинкам.

(На доске висят 3 картинки. К ним необходимо подобрать слова из текста.)

1 картинка – Девочка прячет книги и завтрак в роще.

2 картинка – Девочка грозит мальчику пальцем.

3 картинка – Девочка сидит в роще и плачет.

– Почему автор говорит о весёлом пении птиц? (У них нет лжи. Оно усиливает чувство вины и раскаяния.)

6. Анализ героев.

Мальчик Девочка
Подчеркните в тексте слова, которыми автор характеризует, мальчика. (Добрый, доверчивый, смешной, добродушный) – Что значит, не приготовила уроки и решила прогулять? (Не всегда дисциплинирована.)
– Расскажи о том, что сказала она мальчику. (Осуждает людей, хотя не имеет на это право.) – Прочитайте о том, что она делает по возвращению в рощу. (Раскаивается)

7. Противопоставление двух героев.

(На доске вывешиваются карточки со словами.)

ОН ОНА
По возрасту
Маленький (1 класс) Старше (изучает алгебру)
Отношение к школе
Не пошли на урок  
Случайно (заблудился) Намеренно (не приготовила урок)
Человеческие качества
Добрый, доверчивый Недоверчива (подозревает людей в плохом)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА “Внимание”

Дети повторяют движения за учителем на внимание. Затем блиц опрос на внимательного чтеца.

– Какой предмет было трудно девочке изучать в школе? (Алгебру)

– Какие насекомые нравились девочке? (Бабочки)

– В какое время года происходит событие в рассказе? (Осенью)

– Кого больше всего боялся малыш? (Собаку)

– Какой орган болел у Нины? (Сердце)

– Ребята, сейчас мы с вами беседовали, разговаривали. Как называется разговор между двумя и более людьми? (Диалог)

8. Работа над выразительностью (чтение диалога).

– Строго, удивлённо это как?

9. Работа над названием произведения. (Детям предлагается определить, по какому признаку автор дал название тексту.)

  • По главному герою.
  • По главной мысли. (Совесть – это основное чувство, которое испытывает девочка.)
  • По главному событию.

– Какое другое название вы могли бы предложить?

10. Работа в группах. “Собери и объясни пословицу”.

– Русский народ сочинил много пословиц и поговорок о совести. Ваша задача собрать из слов и объяснить пословицу.

Карточка 

  1. Поступкам, достоинство, его, человека, по, определяется.
  2. На, уедешь, не, обмане, далеко.
  3. С, рядом, ложью, живёт, и, трусость, обманом.

11. Работа в парах.

– Не только пословицы и поговорки сочинили люди, но и крылатые выражения и фразеологизмы.

(В карточках стрелками соедините выражение и его значение.)

Карточка

Сделать на совесть Нельзя так делать, пора прекратить
Угрызение совести Как не постеснялся, не постыдился
И как только совести хватило! Добросовестно, хорошо
Надо и совесть знать! Чувство стыда и раскаяния

– Итак, мы заканчиваем свою работу.

IV. Итог урока.

– Скажите, над каким жанром литературы мы работали? (Рассказ)

1. Определите вид рассказа:

  1. Развлекательный
  2. Познавательный
  3. Поучительный

– Какие выводы вы для себя сделали?

– Как вы думаете, повторит ли свой поступок Нина?

– Но мы не заканчиваем знакомиться с творчеством Аркадия Гайдара. Послушайте, какое стихотворение посвятил С. Маршак А. Гайдару.

2. Чтение учителем наизусть и иллюстрирование стихотворения.

Память о Гайдаре

Большой, весёлый, ясноглазый,
Присев к ребячьему костру,
Он сочинял свои рассказы,
Как бесконечную игру.

Он был солдатом и вожатым.
И каждая его строка
Осталась как завет ребятам
Писателя – большевика.

Погиб он где-то под Леплявою,
Как партизан, в тылу врагов,
И, осенённый вечной славою,
Спит у днепровских берегов.

И каждый день к могиле воина
Приносит весточку волна,
Что расцвело и что построено
На тех полях, где шла война.