Тема: Аркадий Петрович Гайдар “Совесть”.
Цели:
- познакомить учащихся с разделом “Что такое хорошо и что такое плохо”, с творчеством А.П. Гайдара;
- развить беглое, сознательное, выразительное чтение;
- обогатить словарь учащихся;
- воспитывать нравственные ценности.
Оборудование:
- портрет писателя;
- карточки для кроссворда;
- карточки со словарными словами;
- карточки для “четвёрок”;
- учебник алгебры;
- картинка рощи;
- картинки с изображением лиц человека;
- карточки для словарной работы;
- 3 сюжетные картинки к рассказу;
- карточки с пословицами;
- карточки для работы в парах;
- книги Гайдара;
- карточки с отрывком из стихотворения В. Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо”.
Ход урока
I. Организация класса.
– Начнём урок с литературного кроссворда.
Вопросы к кроссворду.
1. Повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных и фантастических сил. В них чаще добро побеждает над злом. (Сказка)
2. Обобщающее название произведений, написанных в стихотворной форме. (Поэзия)
3. Небольшой рассказ или прозаическое произведение, где чаще всего главными героями являются животные, которые высмеивают пороки и недостатки людей. (Басня)
4. Специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка. (Скороговорка)
5. Народная песенка (четверостишие или двустишие) шутливого содержания. (Частушка)
6. Мудрое народное изречение с поучительным содержанием. (Пословица)
7. Небольшое стихотворное произведение, созданное для забавы, развлечения. (Потешка)
– Какое ключевое слово получилось? (Рассказ)
– Что означает это слово?
РАССКАЗ – это повествовательное произведение небольшого размера, где все события реальны. Этим он отличается от сказки.
– Сегодня на уроке мы будем работать над этим жанром литературы.
II. Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня мы начнём изучение нового раздела. Прочитайте, как он называется?
– Как вы понимаете значение слов “хорошо” и “плохо”?
ХОРОШО – говорят о положительном.
ПЛОХО – говорят, когда что-то неудовлетворяет каким-то требованиям.
АНТОНИМЫ – так называют пару слов хорошо и плохо.
– Сейчас мы прочитаем отрывок из стихотворения В.Маяковского, который так и называется “Что такое хорошо и что такое плохо?”
1. ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА. (У детей лежат карточки с текстом/)
– Вы должны подчеркнуть антонимы в тексте. (Один ученик читает, остальные отмечают.)
ВЫВОД В этом стихотворении автор рассказывает о нормах общественного поведения.
2. ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ. (Монтаж 2 ученика.)
– А сейчас ребята познакомят нас с другим стихотворением. С нормами поведения в школе. Вы должны в своей тетради отметить знаком “+” количество хороших дел, а знаком “–” плохих.
ПРОВЕРКА (хорошо – 7, плохо – 7).
Что такое хорошо,
Что такое плохо?Если учишься на 5,
Дисциплина – тоже 5.
То могу тебе сказать,
Тебя можно уважать!Если ты трепач и лгун,
И большой пройдоха.
То сказать тебе могу,
Это очень плохо!
Если с другом разделил
Ты свои конфеты –
Хорошо ты поступил,
Каждый скажет это.Ты узнал чужой секрет
И разнёс сейчас же,
Это плохо, хуже нет.
Это подло даже.Если ты подал при всех
Девочке пальтишко,
Ты – культурный человек.
Мировой мальчишка!Если ты, как дикий зверь,
Сразу лезешь драться.
Недостоин ты поверь,
Человеком зваться.
Если ты пригрел кота,
Кормишь птичек в стужу.
Это просто красота.
Только так и нужно!Ты подбил собаке глаз.
Бросил кошку в лужу.
Будь уверен – что для нас
Ты кощея хуже.Уважай людей вокруг
Старших, младших тоже.
И тогда тебя, мой друг,
Назовут хорошим.Если ты среди ребят
Одинок, как море,
Только сам ты виноват
В этом горьком горе.
– Какие плохие поступки не должен совершать школьник?
– В этом разделе мы будем читать и разбирать произведение по теме “Что такое хорошо и что такое плохо”.
III. Работа над темой урока.
– Начнём знакомство с изучения нового произведения, познакомимся с новым автором.
ПОРТРЕТ (Аркадий Петрович Гайдар – Голиков)
ПСЕВДОНИМ – вымышленное имя писателя, артиста, политического деятеля.
1. ВЫСТАВКА КНИГ
– Будущий писатель Гайдар родился 22 января 1904 г. в семье учителя. Первый рассказ для детей написал, когда ему было 22 года. В дальнейшем мы будем знакомиться с такими произведениями: “Р В С”, “Школа”, “Дальние страны”, “Чук и Гек”, “Тимур и его команда”.
2. РАБОТА В ГРУППАХ (чтение четвёрками)
– Вы должны самостоятельно познакомиться с текстом. Ответить на вопрос и выбрать лучшего чтеца. (У каждого ученика карточка с текстом. В “четвёрке” один читает, другие следят по тексту, далее читает второй и т.д.)
Карточка для первой “четвёрки”
Историю его псевдонима рассказывают по-разному. Одни говорят, что когда-то гайдаром монгольские конники называли всадника, высланного вперёд, в дозор. Он скакал впереди всех и всматривался в неизведанную даль. Всегда готовый предупредить свой отряд об опасности. Таким вперед смотрящим был Аркадий Гайдар.
ВОПРОС: Что означает слово гайдар?
Карточка для второй “четвёрки”
Аркадий Петрович родился в городе Льгове в семье учителя. А детство провёл в Арзамасе Нижегородской области. Там он учился в реальном училище. Однако недолго продолжалось беспечное детство Аркадия. Когда ему было 9 лет, началась первая мировая война. Через месяц сбежал к отцу на фронт. Правда, на другой день его разыскали.
ВОПРОС: Какой поступок совершил девятилетний Аркадий?
Карточка для третьей “четвёрки”
Потом была Гражданская война. Аркадий Гайдар был рослым юношей поэтому, прибавив себе 2 года, сумел поступить на командирские курсы в Киеве. И в 16 лет уже командовал полком Красной Армии. Аркадий Гайдар на войне был тяжело ранен и в 20 лет из-за болезни уволен из армии. Когда началась ВОВ, Гайдар отправился на фронт корреспондентом. 26 октября 1941 г. он погиб в бою с фашистами.
ВОПРОС: Во сколько лет он командовал полком?
(После работы в группах, каждая “четвёрка” выбирает лучшего чтеца. Он читает свою карточку для всех, отвечает на поставленный вопрос.)
– Сын Гайдара – Тимур Аркадьевич Гайдар – стал, как и отец, военным журналистом. А известный экономист Егор Тимурович Гайдар – внук писателя – сейчас уже старше своего знаменитого деда.
– Прочитайте, как называется произведение, которое будем читать.
3. РАБОТА С ТОЛКОВЫМ СЛОВАРЁМ
СОВЕСТЬ
– Как вы понимаете это слово? (Чувство ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.)
– Подберите однокоренные слова к данному слову.
СОВЕСТНО – стыдно, неловко от сознания неправоты, чувства стеснения.
СОВЕСТЛИВЫЙ – человек, обладающий чувством ответственности перед другими.
СОВЕСТИТЬСЯ – стесняться, стыдиться, удерживаться от чего-нибудь, от дурного поступка.
4. СЛОВАРНАЯ РАБОТА (карточки со словами на доске)
АЛГЕБРА – раздел математики (показ учебника).
УКРАДКОЙ – скрытно, тайком от других.
РОЩА – небольшой, лиственный лес (показ картинки).
СМЕКНУЛА – сообразила, догадываться о чём-нибудь.
НАХМУРИЛАСЬ – (предлагаю из трёх картинок выбрать нужную с изображением данного лица) угрюмо, задумчиво морщить лоб и брови.
БЕСПОЩАДНАЯ СОВЕСТЬ – жёстокая, безжалостная.
ГРЫЗЛА СОВЕСТЬ – чувство стыда и раскаяния.
5. Знакомство с произведением
- Комбинированное чтение.
- Работа над текстом.
– Кто является главным героем?
– Какой момент вам больше запомнился?
3. Выборочное чтение.
– Прочитайте, по какой причине девочка попала в рощу?
– Прочитайте о том, что решила сделать девочка, увидев малыша?
4. Чтение по картинкам.
(На доске висят 3 картинки. К ним необходимо подобрать слова из текста.)
1 картинка – Девочка прячет книги и завтрак в роще.
2 картинка – Девочка грозит мальчику пальцем.
3 картинка – Девочка сидит в роще и плачет.
– Почему автор говорит о весёлом пении птиц? (У них нет лжи. Оно усиливает чувство вины и раскаяния.)
6. Анализ героев.
Мальчик | Девочка |
Подчеркните в тексте слова, которыми автор характеризует, мальчика. (Добрый, доверчивый, смешной, добродушный) | – Что значит, не приготовила уроки и
решила прогулять? (Не всегда дисциплинирована.) – Расскажи о том, что сказала она мальчику. (Осуждает людей, хотя не имеет на это право.) – Прочитайте о том, что она делает по возвращению в рощу. (Раскаивается) |
7. Противопоставление двух героев.
(На доске вывешиваются карточки со словами.)
ОН | ОНА |
По возрасту | |
Маленький (1 класс) | Старше (изучает алгебру) |
Отношение к школе | |
Не пошли на урок | |
Случайно (заблудился) | Намеренно (не приготовила урок) |
Человеческие качества | |
Добрый, доверчивый | Недоверчива (подозревает людей в плохом) |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА “Внимание”
Дети повторяют движения за учителем на внимание. Затем блиц опрос на внимательного чтеца.
– Какой предмет было трудно девочке изучать в школе? (Алгебру)
– Какие насекомые нравились девочке? (Бабочки)
– В какое время года происходит событие в рассказе? (Осенью)
– Кого больше всего боялся малыш? (Собаку)
– Какой орган болел у Нины? (Сердце)
– Ребята, сейчас мы с вами беседовали, разговаривали. Как называется разговор между двумя и более людьми? (Диалог)
8. Работа над выразительностью (чтение диалога).
– Строго, удивлённо это как?
9. Работа над названием произведения. (Детям предлагается определить, по какому признаку автор дал название тексту.)
- По главному герою.
- По главной мысли. (Совесть – это основное чувство, которое испытывает девочка.)
- По главному событию.
– Какое другое название вы могли бы предложить?
10. Работа в группах. “Собери и объясни пословицу”.
– Русский народ сочинил много пословиц и поговорок о совести. Ваша задача собрать из слов и объяснить пословицу.
Карточка
Поступкам, достоинство, его, человека, по,
определяется.
11. Работа в парах.
– Не только пословицы и поговорки сочинили люди, но и крылатые выражения и фразеологизмы.
(В карточках стрелками соедините выражение и его значение.)
Карточка
Сделать на совесть Нельзя так делать, пора прекратить Угрызение совести Как не постеснялся, не постыдился И как только совести хватило! Добросовестно, хорошо Надо и совесть знать! Чувство стыда и раскаяния
– Итак, мы заканчиваем свою работу.
IV. Итог урока.
– Скажите, над каким жанром литературы мы работали? (Рассказ)
1. Определите вид рассказа:
- Развлекательный
- Познавательный
- Поучительный
– Какие выводы вы для себя сделали?
– Как вы думаете, повторит ли свой поступок Нина?
– Но мы не заканчиваем знакомиться с творчеством Аркадия Гайдара. Послушайте, какое стихотворение посвятил С. Маршак А. Гайдару.
2. Чтение учителем наизусть и иллюстрирование стихотворения.
Память о Гайдаре
Большой, весёлый, ясноглазый,
Присев к ребячьему костру,
Он сочинял свои рассказы,
Как бесконечную игру.Он был солдатом и вожатым.
И каждая его строка
Осталась как завет ребятам
Писателя – большевика.Погиб он где-то под Леплявою,
Как партизан, в тылу врагов,
И, осенённый вечной славою,
Спит у днепровских берегов.И каждый день к могиле воина
Приносит весточку волна,
Что расцвело и что построено
На тех полях, где шла война.