Внедрение новых педагогических технологий стало удачной альтернативой существующей классно-урочной системе обучения. В своей практике я использую так называемую технологию модульного обучения, основы которой разработаны П.А. Юцявичене. Следуя этой технологии, можно организовать деятельность учащегося таким образом, чтобы он получал основную часть информации самостоятельно в урочное и внеурочное время. Учитель пи этом освобождается от функции информатора и контролера и получает возможность сосредоточить внимание на консультативно-координационной и индивидуальной работе с учащимися.
Предлагаю вариант: Использование модульной технологии при изучении углубленного курса органической химии.
Модуль “Карбоновые кислоты” /6 часов/
Отдельные элементы модуля “Карбоновые кислоты” могут быть использованы в базовом курсе изучения темы.
В содержание модуля входят следующие элементы:
- УЭ-0 – Постановочный урок.
- УЭ-1 – Состав, классификация, строение, физические свойства карбоновых кислот.
- УЭ-2 – Химические свойства карбоновых кислот.
- УЭ-3 – Получение и применение карбоновых кислот.
- УЭ-4 – Практическое занятие “Получение карбоновых кислот и изучение их свойств”.
- УЭ-5 – Урок-резюме, подготовка к контрольной работе.
- УЭ-6 – Контрольная работа.
УЭ-0. Постановочный курс модуля “Карбоновые кислоты”
Цели: познакомить учащихся с содержанием модуля, поставить учебные цели и показать пути их достижения, ознакомить с предполагаемыми результатами данного модуля, возможными способами проверки его усвоения.
На доске записано название модуля “Карбоновые кислоты”. Учитель начинает с актуализации знаний учащихся, постановки учебных целей.
Учитель знакомит учащихся с содержанием модуля по карте самоконтроля и самооценка по данной теме (таблица 1), обращает внимание на то, что они должны знать и уметь. После этого учителя предлагает учащимся вспомнить, что они уже знают о карбоновых кислотах.
Таблица 1. Карта самоконтроля и самооценки по теме “Карбоновые кислоты”
Содержание | Что нужно знать | Что нужно уметь | Контрольные вопросы и задания | Источники информации |
УЭ-1 Состав, классификация строение, физические свойства карбоновых кислот |
Состав, классификацию, строение, физические свойства карбоновых кислот | Дать название карбоновым кислотам, определить принадлежность к классу карбоновых кислот, объяснить взаимное влияние групп в карбоксильной группе, описывать физические свойства и объяснять их | Какое вещество называется кислотой? Что такое карбоновая кислота ? Какова общая формула карбоновых кислот? Как классифицируются карбоновые кислоты по а). радикалу; б). основности. Составьте формулы карбоновых кислот: а). 2, 3 – диметилбутановая кислота; б). 2-метил, 3-этилгексановая кислота. Чем объясняются различие в кислотности алифатических карбоновых кислот и фенола? Почему среди карбоновых кислот отсутствуют газообразные вещества? Объясните преимущество химической активности муравьиной кислоты |
§ 39. 1 стр. 112-116 [Л.С.Гузей, Р.П.Суровцева] |
УЭ-2 Химические свойства карбоновых кислот |
Химические свойств карбоновых кислот, особые свойства муравьиной кислоты, непредельных кислот, бензойной кислоты | Составлять уравнения химических реакций, карбоновых кислот в зависимости от принадлежности к определенному классу карбоновых кислот | Допишите уравнения возможных реакций
уксусной кислоты и: Br2 , CH3OH3 , CH3(CH2)2CH3 , CaCO3 , CH3CL, KOH, HCHO, PCL5 . Возможные уравнения составьте в полном и сокращенном ионном виде; Задача 21. 17 (с. 238) Хомченко; Задача 21. 24 (с. 240) Хомченко |
§ 39. 2 стр. 116-118 [Л.С. Гузей, Р.П.Суровцева] Химия 11 кл. |
УЭ-3 Получение и применение карбоновых кислот |
Общие способы получения карбоновых кислот, частные способы получения отдельных кислот, области применения карбоновых кислот и их производных | Составлять уравнения реакций получения карбоновых кислот (общие и частные случаи) перечислить области применения карбоновых кислот, особое внимание – медицина | Осуществите превращение: | § 39. 3 С. 120-121 [Л.С. Гузей, Р.П.Суровцева] Химия 11 кл. Стр. 402, 403, 405. Г.П.Хомченко. Пособие по химии |
УЭ-1. Состав, классификация, название, строение, физические свойства карбоновых кислот.
Цель: сформировать понятие о карбоновых кислотах как кислородосодержащих органических соединениях.
Учащиеся работают с опорным конспектом (часть 1) “Карбоновые кислоты”, учебником, делают краткие записи в тетрадях по плану:
- Состав карбоновых кислот.
- Классификация:
- Номенклатура карбоновых кислот.
- Название карбоновых кислот (смотри таблицу 2).
- Структура карбоновых кислот.
- Изменение физических свойств карбоновых кислот.
а). по строению углеводородного радикала;
б). по основности
После завершения работы над УЭ-1 учащиеся отвечают на контрольные вопросы.
Изучение самостоятельно, в случае необходимости – при обсуждении с соседом.
Лучшие ответы выслушиваются.
Часть I. Состав, классификация, строение, физические свойства карбоновых кислот.
3. Название:
4. Названия карбоновых кислот. Смотри таблицу 2.
Таблица 2. Опорный конспект “Названия карбоновых кислот”.
Формула кислоты | Название кислоты | Название кислотного остатка | |
международные | тривиальные | ||
HCOOH | метановая | муравьиная | формиат |
CH3COOH | этановая | уксусная | ацетат |
C2H5COOH | пропановая | пропионовая | пропионат |
C3H7COOH | бутановая | масляная | бутират |
C4H9COOH | пентановая | валериановая | валериат |
C5H11COOH | гексановая | капроновая | капронат |
C6H13COOH | гептановая | эпантовая | энтинат |
C7H15COOH | октановая | каприловая | каприлат |
C8H17COOH | нонановая | пеларгоновая | пеларгонат |
C9H19COOH | декановая | каприновая | капринат |
C15H31COOH | гексадекановая | пальмитиновая | пальмитат |
C17H35COOH | октадекановая | стеариновая | стеарат |
HOOC-COOH | этандиовая | щавелевая | оксалат |
HOOC-CH2-COOH | пропандиовая | малоновая | малонат |
HOOC-(CH2)-COOH | бутандионовая | янтарная | сукцинат |
CH2=CH-COOH | пропеновая | акриловая | акрилат |
C17H33COOH | октадилен-9-овая | олеиновая | олеат |
C6H5COOH | бензойная | бензолкарбоновая | бензоат |
Полярная группа карбоксил содержит:
1) группу С=О, в которой атом С оттягивает на себя e связи С – О;
2) группу – О – Н , в которой неподеленная пара атома О взаимодействует с – связями группы С = О.
Вывод:
а) увеличивается полярность связи группы О – Н , возможна диссоциация кислот;
б) уменьшается + заряд на атоме С группы С = О, не характерны реакции присоединения.
УЭ-2. Химические свойства карбоновых кислот.
Цели: Сформировать понятие о свойствах карбоновых кислот, об особых свойствах отдельных карбоновых кислот. Учащиеся работают с учебником и опорным конспектом “Карбоновые кислоты” (часть II), зарисовывают в тетради схему “Химические свойства карбоновых кислот ” из этого конспекта. Обращается внимание на некоторое подобие свойств минеральных и органических кислот, появление различий в химической активности карбоновых кислот. Особый акцент делается на индивидуальные свойства муравьиной кислоты, включающей в свой состав альдегидную и карбоксильную группы, бензойной кислоты, непредельных карбоновых кислот.
После завершения работы над УЭ-2 учащиеся дописывают уравнения реакций, сверяют свои ответы с эталоном, написанным на отдельной доске. В случае затруднения ответа учащимся рекомендуется вернуться к источнику информации.
Часть II. Химические свойства карбоновых кислот.
II.
УЭ-3. Получение и применение карбоновых кислот.
Цель: изучить способы получения карбоновых кислот в лаборатории и промышленности, применение карбоновых кислот.
Учащиеся завершают изучение темы “Карбоновые кислоты”, работая над УЭ-3. Предлагается зарисовать в тетрадь схему “Получение карбоновых кислот” из опорного конспекта (IV) и учебника. Завершение работы с УЭ-3 заключается в составлении предложенных уравнений реакций, поверке правильности ответа по эталону. Изучая применение карбоновых кислот учащиеся работают с учебником (с. 120-121), пособием по химии Г. П. Хомченко (с. 402, 403, 405), составляют рассказ о применении карбоновых кислот.
Домашнее задание: Работа над опорным конспектом “карбоновые кислоты”.
Специфические способы получения отдельных кислот.
УЭ-4. Практическое занятие “Получение карбоновых кислот и изучение их свойств”.
Ученики получают инструкцию по проведению работы (смотри приложение 1).
В конце первого урока учащиеся сдают тетради на проверку.
УЭ-5. Резюме. Самостоятельная работа.
Цель: повторить и обобщить знания о карбоновых кислотах, выявить степень усвоения учащимися материала “Карбоновые кислоты”.
Данный УЭ можно провести в форме самостоятельной работы над вопросами и заданиями из карты самоконтроля и самооценки. В случае затруднений учащиеся могут обращаться к указанным источникам информации.
После этого следует обсуждение осветов на вопросы.
Домашнее задание: Повторние изученного материала.
УЭ-6. Контрольная работа.
Цель: выявить степень усвоения усвоения учащимися материала модуля “Карбоновые кислоты”, типичные ошибки, допускаемые учащимися.
Контрольная работа проводится в форме разноуровневой работы (о форме контрольной работы учитель сообщает учащимся на постановочном уроке (УЭ-0).
По окончании работы с модулем учащиеся высказывают свое мнение о данном виде работы: оценки изучение темы “Карбоновые кислоты” по модульной технологии (10 бальная щкала):
- удовлетворен ли ты своей работой (Я);
- достигнута ли цель на протяжении всего модуля (дело);
- работа всего класса (мы).
Сдай учителю оценку модуля.
Запиши домашнее задание: Задачи повышенной сложности № 21. 15, 21. 20 (Хомченко “Сборник задач”).
Спасибо за работу.
Использованная литература:
- Сборник задач по общей и неорганической химии. А. М. Смирнова, П. А. Жуков, М., Паритет, 2000 г.
- Химия. Сборник задач. Н. Гара, Н. И. Габрусева, М., Дрофа, 1999 г.
- Цитович И. К., Протасов Н. П. Методика решений расчетных задач, М., Просвещение, 1998 г.
- И. Г. Хомченко. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. Новая волна, 1998г.
- 500 задач по химии. М., Просвещение, 1997 г.
Приложение 2. Задания для проверочных и самостоятельных работ.