Особенности организации предпрофильной подготовки учащихся по химии в условиях гимназии

Разделы: Химия


Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их. (Сенека Младший)

В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего среднего образования отмечается, что реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

В связи с этим предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самомопределению по завершении основного общего образования.

При организации предпрофильной подготовки в условиях нашей гимназии мы исходили из тезиса о том, что гимназическое образование – это не только широкое гуманитарное образование, но и новый уровень культурно-исторической и социально-политической компетенции, связанной как с изменением содержания предметов, так и с формированием исследовательской позиции ребенка. Исследовательская позиция учащегося предполагает владение методологией научного исследования и практику проектной деятельности, которые делают гимназиста исследователем в самом широком понимании этого слова.

Предметы естественного цикла, в том числе и химия, дают возможность для реализации этого.

При отборе содержания и технологий преподавания мы основывались на том, что содержание и форма организации предметных курсов должны быть направлены на:

    • расширение знаний учащихся по предмету или предметам (тематика курсов, форм дополнительного образования должна быть максимально широкой);
    • переориентацию от знаниецентрического характера содержания образования к его представлению в деятельностной форме; от превалирующего усвоения знаний – к овладению способами познавательной и практической деятельности (образование – это то, что остается, когда все выученное забыто, а остаются способы и навыки действий). Важнейшая технология – проектно-исследовательская (проблема-пректирование-поиск информации-продукт-презентация);
    • информационную компетентность – умение находить, использовать и оценивать информацию, получаемую из различных источников (Интернет, СМИ, справочники, энциклопедии и т.д.).

Большое значение здесь имеет формирование и развитие универсальных умений и навыков:

    • поиск информации, ее отбор, анализ и систематизация;
    • интеграция новой информации с личным опытом;
    • различение фактов и их интерпретаций в информационном потоке;
    • построение предположений о возможных причинах и последствиях явлений, выдвижение гипотез и их обоснование;
    • обнаружение проблем и построение предположений об их разрешении;
    • построение индивидуальной и коллективной деятельности в полном ее цикле: анализ ситуации и выявление проблем, постановка целей и задач, направленных на их разрешение, планирование, практическая реализация, получение готового продукта, анализ результатов, рефлексия и самооценка (особое внимание уделяется освоению проектной и исследовательской форм деятельности);
    • осуществление рефлексии своей деятельности, поведения и ценностей.

В гимназии разработана программа обучения учебно-исследовательской деятельности учащихся, состоящая из нескольких этапов. Реализация ее позволяет наиболее полно выявить и развить потенциальные творческие способности индивидуально у каждого учащегося.

Большую помощь в реализации задач предпрофильной подготовки оказывает и освоение культурно-образовательного пространства, культурно-исторического наследия Москвы. Посещая музеи и лектории, институты и лаборатории, предприятия, учащиеся имеют возможность оценить профессиональную деятельность взрослых, и тем самым осознаннее сделать свой выбор. Этот вид деятельности способствует разработке и осуществлению новых форм образования.

Подготовка к выбору профиля обучения не должна осуществляться только в 9 классе, готовить учащихся к этому необходимо в течение всего времени обучения в основной школе.

Так, в 5-7 классах, целью этого направления деятельности должно являться выявление интересов, предпочтений через систему кружковой работы, дополнительного образования.

Любые курсы в 5-7 классах ориентированы не столько на когнитивные, сколько на развивающие цели, на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся, их индивидуальных черт и свойств. Важное внимание в этот период уделяется формированию и развитию разнообразных общеучебных, специфических и надпредметных умений, занятия носят практическую направленность, в том числе прикладного и общеучебного характера. Учитывая, что с 7 класса интенсивно складывается личностная и межличностная рефлексия, формируется личная ответственность за успешность своего общения с окружающими, то организация работы с учащимися сопровождается изучением их отношения к содержанию курса, приемам и методам работы, контактам с учителем и одноклассниками. Большую помощь оказывает психологическая служба.

В 8-м классе целью предпрофильной подготовки является развитие склонностей, интересов и предпочтений через посещение обязательных краткосрочных курсов по выбору в течение учебного года, дополнительное образование.

Эти курсы (элективные курсы), как правило, не связаны жестко с общеобразовательными предметами, позволяют ознакомиться с отдельными образовательными областями, а в них – со способами деятельности, присущими данным образовательным областям. У гимназистов есть возможность изучения нетрадиционного содержания, дополняющего, расширяющего базовые учебные предметы. Практическая направленность, дополнительное внимание методам изучения тех или иных областей человеческого знания (учебно-исследовательская деятельность), помогает развить у учащихся приемы самостоятельной познавательной деятельности, связанные с приемами и методами научного познания. Немаловажным является и овладение опытом межличностной коммуникации, так как в группах собираются учащиеся из всех классов параллели.

Посещение трех курсов в течение года из шести предлагаемых помогает учащимся осуществить более осознанно выбор профиля своего дальнейшего обучения в гимназии.

Элективный курс “Прикладная экология” предназначен для учащихся 8-х классов и базируется на знаниях и умениях, приобретенных ранее ими на уроках географии, биологии, то есть носит междисциплинарный характер, интегрирующий знания из различных наук.

Целью данного элективного курса является формирование экологического мышления, экологической культуры учащихся, ответственного отношения человека к окружающей среде обитания.

В ходе данного курса решаются следующие задачи:

    • знакомство учащихся с некоторыми экологическими понятиями, с прикладными аспектами экологии
    • организация творческой самостоятельной деятельности учащихся, через использование разнообразных методов и форм познавательной и практической деятельности
    • развитие оценочных суждений учащихся по результатам самостоятельных исследований.

В ходе занятий школьники совершенствуют навыки работы с информацией, обучаются технологии ведения самостоятельной внеурочной исследовательской деятельности, включающей небольшие экспериментальные работы, совершенствуют владение компьютерной грамотностью.

В качестве объектов исследований предлагаются кабинеты гимназии и территория пришкольного участка. На этих понятных и доступных объектах ученики исследуют уровень озеленения, уровень радиации, запыленность и влажность воздуха в кабинетах, содержание кислорода и углекислого газа в воздухе, а также исследуют экологическое состояние пришкольного участка по состоянию почвы и уровню загрязнения воздуха. Учитель вправе выбрать объекты изучения в зависимости от времени года, потребностей учащихся и пр.

Интересно само построение курса. Так как в течение учебного года группы меняются, то было решено структурировать его следующим образом: теоретический блок, практическая часть.

Теоретический блок (инвариантная составляющая курса) представляет собой 8 часовой курс (4 занятия), в ходе которого происходит знакомство с такими разделами экологии, как

Человек и окружающая среда

Взаимодействие человека и окружающей среды. Неизбежность загрязнения окружающей среды в результате деятельности человека. Масштабы антропогенного воздействия на окружающую среду.

Экологический мониторинг, его цели и задачи. Методы экологического мониторинга

Методы мониторинга биоты. Факторы обитания абиотические и биотические. Методы мониторинга воздушной среды. Шумовое загрязнение. Исследование уровня шума. Фитоиндикация состава воздуха. Методы мониторинга почв. Почвенный профиль. Методы мониторинга водных объектов. Мониторинг растений. Видовое разнообразие.

На практическую часть (вариативная часть курса) отводится 12-14 часов учебного времени (6-7 занятий). В зависимости от времени года деятельность учащихся организуется по одному из вариантов:

Вариант №1

Определение площади кабинета и уровня радиации в нем. Освещенность кабинетов и качество покрытий стен. Определение уровня озеленения кабинетов. Определение уровня запыленности и влажности воздуха в кабинетах. Определение содержания кислорода и углекислого газа в воздухе кабинетов. Оформление результатов.

Вариант №2

Составление плана участка. Исследование почвенного профиля. Отбор пробы почвы и определение ее механической структуры. Биоиндикация воздуха по лишайникам. Определение запыленности воздуха. Определение содержания влаги, воздуха и гумуса в почве. Определение засоленности почвы. Определение содержания нитратов и тяжелых металлов в почве. Оформление результатов.

В гимназии сейчас разрабатываются и другие программы элективных курсов большей химической направленности (Химия вокруг нас, Творческие экспериментальные задачи). Предполагается, что если учащимся будут предложены такие проблемы, которые тесно связаны с ролью химии в решении жизненно важных вопросов, а также позволяющие понять и осознать процессы, происходящие в окружающем мире, если они познакомятся с необычными свойствами знакомых веществ, если им удастся разгадать причины проявления этих удивительных свойств, то все это сможет вызвать дополнительный интерес учащихся, они приобретут личный познавательный и эмоционально-смысловой опыт восприятия предмета химии.

Посещение обязательных элективных курсов (в гимназии они называются спецкурсами) в 9 классе направлено на осознание учащимися специфики выбираемого профиля обучения на III ступени образования, для этого им предлагается выбрать 2-а спецкурса в соответствии с предполагаемым профилем обучения и изучать их в течение учебного года.

В связи с тем, что спецкурсы, предлагаемые учащимся, служат основой выбора профиля обучения, то главная их задача – профориентационная. Они служат основой организации дифференцированного обучения на III ступени образования. Посещая спецкурсы, активно участвуя в их работе, учащиеся готовятся к сдаче профильного экзамена, углубляют и расширяют знания в выбранной области. Выполнение учебно-исследовательской работы в рамках спецкурсов помогает не только более глубоко осознать выбираемый профиль обучения, но и позволяет сбалансировать учебную нагрузку, реализовать здоровьесберегающий подход.

Учащимся 9 класса предлагается для изучения спецкурс “Избранные главы общей химии”.

Программа этого курса составлена с учетом содержания химического образования в основной школе и базируется на знаниях и умениях, ранее приобретенными учащимися при изучении не только курса химии 8 класса, но и всех предметов естественно-математического цикла, что создает дополнительные условия для организации личностно-ориентированного обучения, расширяет возможности учащихся в выборе профиля обучения на старшей ступени образования.

Целью данного курса является общее ознакомление с некоторыми разделами общей химии и на их основе развитие химического мышления, как особого склада ума, дающего человеку средства к наиболее общему восприятию и познанию химических свойств и явлений.

В ходе изучения спецкурса решаются задачи:

    • формирование устойчивого интереса к изучению химии и смежных дисциплин;
    • развитие у учащихся способностей к анализу, установлению причинно-следственных связей;
    • совершенствование навыков экспериментальной деятельности, решения расчетных задач, умения работать с литературой;
    • обучение учащихся некоторым навыкам ведения исследовательской деятельности, помощь в подготовке учебно-исследовательских работ;
    • подготовка к экзамену по химии и дальнейшему обучению в биолого-химической подгруппе;
    • подготовка учащихся к олимпиадам.

Программой предусмотрены как теоретические, так и практические занятия (экспериментальная работа, решение задач), возможно проведение ряда занятий по согласованию на базе лабораторий ВУЗов, Политехнического музея.

Итогом работы учащихся служат защиты экспериментальных работ, самостоятельно решенные задачи повышенного уровня сложности, зачеты по некоторым темам.

Среди обширного материала, входящего в курс общей химии, были выделены темы и разделы, наиболее значимые для 9-классников. К ним относятся:

    • атомно-молекулярное учение и основные законы химии (Эволюция представлений об атомном строении вещества. Атомистика древних, М.В.Ломоносова, Д.Дальтона. Закон сохранения массы и энергии. Постоянство состава вещества. Закон кратных отношений. Закон эквивалентов. Закон Авогадро. Периодический закон и его роль в утверждении атомистики);
    • строение вещества, химические реакции (Современные представления об образовании химической связи. Полярная и неполярная ковалентная связь. Понятие о диполе. Ионная связь как крайний случай ковалентной полярной связи. Водородная связь. Металлическая связь. Геометрия простейших молекул.Основы учения о комплексных соединениях. Образование комплексных соединений, их строение. Координационное число. Сущность химической реакции в свете теории строения атомов. Химические реакции с изменением и без изменения степеней окисления. Протекание окислительно-восстановительных реакций в различных средах. Окислительно-восстановительные реакции в промышленности);
    • химическая кинетика и химическое равновесие (Скорость химических реакций. Закон действующих масс. Константа скорости химических реакций. Изменение скорости под действием температуры и концентрации. Влияние геометрии молекул на скорость реакции. Обратимые и необратимые химические процессы. Химическое равновесие. Константа равновесия. Принцип Ле-Шателье. Факторы, вызывающие смещение равновесия. Катализ. Гомогенный и гетерогенный катализ. Механизм каталитического действия. Выбор оптимальных условий проведения химического процесса. Катализ в промышленности);
    • энергетика химических превращений (Понятие о теплоте образования сложного вещества. Понятие об энергии связи. Изменение запаса энергии в реагирующей системе и тепловой эффект реакции. Закон Гесса. Термохимические уравнения, расчеты по термохимическим уравнениям. Использование энергии химической реакции);
    • дисперсные системы (Классификация дисперсных систем: суспензии, эмульсии, коллоидные растворы, истинные растворы. Отличие коллоидных растворов от истинных. Коллоидные системы в природе и в технике. Истинные растворы. Разбавленные растворы. Осмотические явления в разбавленных растворах. Электролитическая диссоциация. Механизм диссоциации веществ. Константа диссоциации. Ионное произведение воды. Водородный показатель. Индикаторы. Понятие о современных теориях кислот и оснований).

Выполнение практических работ предполагает ученическое исследование, проводимое как по готовой инструкции с последующим анализом полученных результатов, так и самостоятельно организованное:

    • получение простейших комплексных соединений и изучение их свойств;
    • изучение зависимости скорости реакции от концентрации и температуры на примере взаимодействия тиосульфата натрия с серной кислотой;
    • разложение пероксида водорода под действием различных веществ;
    • определение теплоты реакции нейтрализации;
    • титрование кислоты щелочью.

Большое внимание уделяется обучению учащихся решению комбинированных задач и задач повышенной сложности.

В дальнейшем предполагается расширение спектра спецкурсов, предлагаемых учащимся 9-х классов (Основы аналитической химии, Химия и окружающая среда).

Требования современной жизни – требование на профессионально мобильных, коммуникационно компетентных и творчески мыслящих специалистов. Организация предпрофильной подготовки один шагов для реализации этого. Однако мы не должны забывать, что выпускники основной школы должны получить широкую общеобразовательную подготовку. Профилизация обучения не должна привести к потере широкой общеобразовательной функции гимназии, сделав ее узкопрофессиональной, не должна вступить в противоречие с фактической картиной социально-психологического становления учащихся. При желании у них должна быть возможность перемены профиля обучения.