Цель:
- Дать понятия “окружность”, “центр окружности”, “радиус”, “диаметр”.
- Учить чертить окружность с помощью циркуля.
Задачи:
- Обобщить знания учащихся о геометрических фигурах, учить умения доказывать, рефлексировать, корректировать.
- Развивать практические навыки выполнения построения окружности с помощью циркуля, развивать смекалку и находчивость.
- Воспитывать трудолюбие, ответственность и интерес к геометрии, самостоятельность.
Оборудование: Карточки с заданиями, тест по теме “Углы”, листы нелинованной бумаги, веревочки до 10 см, карандаши, циркуль, музыка релаксации.
План.
- Организационный момент - 1 мин.
- Повторение - 10 мин.
- Новый материал - 20 мин.
- Закрепление - 10 мин.
- Домашнее задание - 1 мин.
- Итог урока - 3 мин.
Учащиеся рассаживаются в группы по 5 человек.
I. Организационный момент
Звучит музыка. Игра “Подари тепло другу”. Ученики поворачиваются лицом друг к другу. Один ученик раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями.
Учитель: Ребята, посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук?
Дети: Да.
Учитель: А теперь каждый по очереди скажите несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели еще больше. Я хочу, чтобы эта теплота и взаимопонимание сопровождали вас. (Подготовка тетрадей к работе.)
II. Повторение пройденного о геометрических фигурах
Учитель: Представьте себе, что вы гуляете по улицам города, в котором живут геометрические фигуры. Вот улица, на которой живут углы.
Учитель раздает задание-тест каждому ученику. (См. Приложение, тест).
Учитель: Выполнили задание? Поменяйтесь и проверьте друг друга. Кто справился без ошибок, поднимите руки.
Учитель: Кому было трудно?
Учитель: Помогите в группе.
Учитель: Молодцы!
Дальше идет улица, которая про себя может сказать: у меня три стороны, три угла, три вершины.
Дети: Треугольник.
Учитель: Да, улица треугольников. (Каждой группе раздаются карточки. (См. Приложение, карточка.)) Подпишите, какие группы треугольников начерчены.
Проверка (слушаем ответы). Докажите.
А вот улица прямоугольников. (Коллективная игра “Да, нет”).
- Если длину прямоугольника умножить на его ширину, то получим:
- Периметр. (Нет).
- Площадь. (Да).
- Периметр квадрата 8 см. Чему равна длина его стороны?
- 6 см. (Нет).
- 12 см. (Нет).
- 64 см. (Нет).
- 2 см. (Да).
- Длина стороны квадрата 6 см. Чему равна его площадь?
- 36 см. (Нет).
- 24 см2 . (Нет).
- 36 см2 . (Да).
- Сумма длины и ширины прямоугольника равна 9 см. можно ли узнать периметр прямоугольника? (Да, Р=9* 2, т. к. a+b=9).
Учитель: Как называется город, по улицам которого мы гуляем?
Дети: Геометрия.
Физ. минутка. По офтальмологическому тренажеру (методика В. Ф. Базарного схема зрительных траекторий, расположенных на потолке). (См. Приложение, рис.1).
Учитель:
Чтобы нам не уставать,
Нужно малость пробежать.
По прямым дорожкам длинным
Влево - вправо, влево - вправо.
Ох, забот у нас немало
Пройдем по красному овалу.
Получается на славу!
Зоркость, чтоб развить немножко,
Пойдем по синей мы дорожке,
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом…
Молодцы!
III. Работа над темой урока
Учитель: А теперь мы вышли на площадь, которая имеет форму круга. Как называется эта площадь, вы узнаете разгадав ребус. (См. Приложение, ребус).
Дети: Окружность.
Учитель: Правильно, окружность. Вдумайтесь в это слово. Окружность, круг, округа, кружева, кружение, ось. Представьте себе эту площадь, дома, которые расположены по окружности, а в центре стоит памятник. Если хотите, то нарисуйте ее.
Сегодня на уроке мы работаем с окружностью. Она приветливо Вам улыбнулась и позволила задать вопросы.
Учитель: Запишите каждый на своем листочке 1-2 вопроса, которые вы хотите задать окружности (она строгая, поэтому сложные вопросы ей лучше не задавать).
Слушаем вопросы детей.
Учитель: Кто сможет из группы ответить, что такое окружность?
Ответы учащихся.
(Работа по учебнику, чтение правила).
Окружность - это кривая, все точки которой равноудалены от центра.
Окружность - это граница круга.
Учитель: Мы уже довольно много прошли по городу Геометрия, но надо добраться до самых удаленных частей города. Каждой группе дается лошадь и телега, но, увы, телега без колеса, и о колёсах в городе никто ничего не знает. Расскажите о колесе так, чтобы мастер смог соорудить то, что нам надо. Предоставьте необходимые рисунки (обсуждение в группе, слушаем)
Учитель: Посмотрите на сенсорные кресты (по методике Базарного). Выберите фигуру, которая лучше всего отражает образ круга.
(Ответы учащихся)
Учитель: (Физ. минутка.) Встаньте все. Поставьте ноги на ширине плеч. Пятка правой ноги находится в одной точке. Вытяните левую ногу и сделайте несколько поворотов. Проследите, какую фигуру будет описывать носок левой ноги. Двигайтесь плавно и аккуратно.
Работа на нелинованной бумаге.
Учитель: Возьмите карандаш и верёвочку. Попробуйте с помощью веревочки и карандаша начертить окружность на листе бумаги.
Учитель: Существует инструмент, который называется циркуль. Возьмите свои циркули, рассмотрите этот инструмент, обсудите, как с его помощью можно нарисовать окружность (обсуждается в группе) Ответы учащихся.
Вывод: Циркуль - это инструмент, состоящий из двух раздвигающихся “палочек”, скрепленных между собой концами и служащий для вычерчивания окружности и для измерения длины отрезка на линейки, отрезки и т.д…
Учитель: С помощью циркуля в тетради поставьте точку и начертите окружность.
- Посмотрите какие окружности у вас получились (учитель чертит окружность на доске).
- Почему они разные? (Ответы учеников).
Учитель: Когда мы чертим окружность, то сначала ставим точку. Это точка, которая называется центром окружности.
Учитель:
- На окружности поставьте пять точек.
- Возьмите линейку и соедините точки с центром.
- Измерьте полученные отрезки.
Что Вы заметили?
Дети: Они равны.
Учитель: В геометрии отрезок, который соединяет любую точку окружности с центром, называется радиусом и обозначается символом R.
Работа в тетради.
Учитель: Начертите окружность радиусом 3 см.
Подумайте, кто из друзей предложил верное определение радиуса.
Лера: Радиус - это отрезок, который соединяет две точки окружности.
Олег: Радиус - это линия внутри окружности.
Наташа: Радиус - это отрезок, который соединяет центр окружности с точкой окружности.
Рома: Радиус - это отрезок внутри окружности.
Учитель: Объясните свой выбор.
Учитель: Запишите в тетради: 1 вариант - имена линий, которые не являются радиусом, 2 вариант - имена линий, которые являются радиусом.
Проверка.
Работа на нелинованной бумаге.
Учитель: Начертите окружность радиусом 6 см. вырежьте круг, очерченный этой окружностью.
Перегните круг пополам. Линию перегиба обведите красным карандашом.
Перегните круг пополам два раза. Новую линию обведите синим карандашом
- Что Вы заметили?
Ответы детей.
Отрезок прямой, соединяющий две точки окружности и проходящий через центр окружности, называется Диаметром и обозначается символом d
AB, СD - Диаметр
IY. Закрепление
Отрезок АВ=8 см - это диаметр окружности. Постройте саму окружность.
Бегущие огни по методике Базарного.
Выберите правильный ответ.
Сколько радиусов можно начертить в одной окружности?
Загорается лампочка красного цвета - 1 (нет), 10 (нет); желтого цвета - 2(нет), 100(нет); зелёного цвета - ни одного (нет), сколько угодно (да).
Дети: Сколько угодно.
Учитель: Начерти и вырежи круг любого радиуса. Раскрась его желтым цветом. На что похоже?
Дети: На каравай, блюдце, часы, колесо, монету, солнце.
Учитель: Преврати свой круг в солнце, передав ему своё настроение (веселое, спокойное, грустное).
Y. Домашнее задание
- Вырезать из цветной бумаги круги и составить узоры.
- Выучить правила.
YI. Итог
Игра “Подбери рифму”.
Учитель:
У круга есть одна подруга,
Знакома всем её наружность.
Она идет по краю круга
И называется …
Дети: Окружность.
Учитель: С чем сравнить окружность?
Дети: С обручем, баранкой, кольцом…
Учитель: Сегодня мы с вами посетили площадь Окружность. Много интересного об этой геометрической фигуре нам предстоит еще узнать.
Учитель: С какими новыми понятиями вы сегодня познакомились?
Дети: Радиус, диаметр, окружность.
Учитель: Что было интересным на уроке?
Ответы детей.
Учитель: Спасибо за урок. Успехов вам!