В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников начальных классов. Как ни парадоксально, но по данным мониторинга Всероссийской диспансеризации физического развития и физической подготовленности детей, сельские школьники дали худшие показатели, чем дети, проживающие в городе.
Наше МОУ “Кеульская средняя общеобразовательная школа” не стала исключением – количество здоровых учащихся с каждым годом становилось все меньше. Сохраняется высокий удельный вес заболеваемости по многим нозологическим формам, особую тревогу вызывает % школьников с несформированным опорно-двигательным аппаратом.
Педагогический аспект здоровья ухудшается, и как следствие снижается успешность учащихся. Решить проблему низкой двигательной активности через введение традиционного “стандартного” урока физической культуры невозможно.
Нужны новые подходы к учебно-воспитательному процессу - подходы, позволяющие грамотно построить учебно-воспитательный процесс и восполнить потребность растущего организма в двигательной активности.
В нашем конкретном случае проблема усугубляется тем, что Кеульская школа - школа - сельская, малокомплектная, находящаяся далеко от районного центра. Кадровая обстановка сложилась так, что у нас нет своего психолога, логопеда, дефектолога, но проблема оздоровления детей через общеобразовательный процесс интересует нас с 1996 года.
Здоровьесберегающий учебно-воспитательный процесс активно реализуется в последнее годы в виде программы эксперимента районного уровня “Школа Здоровья”. Работа образовательного учреждения по проекту направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Сегодня учителя начальных классов школы должны и могут стать важнейшим звеном в формировании и укреплении здоровья учащихся.
Восемь лет продуктивно работает методическое объединение “Здоровьесберегающие технологии”, объединяющее творческих педагогов, в которое входят и учителя начальных классов. При построении календарно-тематического планирования и поурочного планирования обязательно используется реализация этапов урока согласно здоровьесберегающим технологиям.
Учебно-воспитательная работа поддерживается и направляется руководителями образовательного учреждения, членами администрации, педагогическим коллективом. Строится на понимании всей значимости решения вопросов формирования, сохранения и укрепления здоровья учащихся в процессе получения ими образования, присутствия фактора социального одобрения деятельности. Наличие у учителей высокой культуры здоровья, реализация ими положительной модели здорового образа жизни. Функции всех служб обширны и касаются учителей, учащихся и их родителей. Подробнее остановимся на том аспекте, который касается управления. Первоочередной его задачей является определение четких целей, методологических оснований работы учреждения, мотивация всего коллектива на достижение результата, чтобы каждый педагог чувствовал себя ответственным за общее дело. Преподаватели должны быть готовы к такой работе и профессионально (не только знание своего предмета, но и психолого-педагогическая, эколого-физиологическая грамотность и т.п.), и морально (готовность вступить в субъект - субъектные отношения, принять психологическую позицию “рядом с ребенком”).
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле мы понимаем все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.
Престиж здорового образа жизни в начальной школе очень высок. Соответствие участка, здания, планировки, площади помещений, современного дизайна, микроклимата, светового режима, отделки, оборудования учебных и не учебных помещений, организации питания. Наличие в классах атмосферы, способствующей хорошему настроению, высокой работоспособности, психогигиеническому комфорту и желанию все это сберечь и сохранить. Учитывается динамика умственной работоспособности при организации учебного труда и отдыха, выбор режимов обучения, составление недельного расписания; использование на уроках здоровъесберегаюших педагогических технологий, минимизация стрессовых воздействий во время проведения контрольных и самостоятельных работ. Эстетическое этнокультурное оформление интерьера школы, в котором гармонично переплетены здоровьесберегающие аспекты и местный колорит. В рекреациях начальных классов и классных комнатах подобраны цветочные композиции, оказывающие терапевтический эффект, рекреация оформлена напольными классиками, деревом- ростомером. Формирование у детей в процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил ЗОЖ, находящей одобрение и поддержку в семье и среди сверстников.
Проблема здоровьесбережения стала заботой не только учителей начальных классов, но и одним из вопросов школьного самоуправления. Сегодня в школе функционирует штаб физоргов, куда входят учащиеся с 1 по 4 класс. Основное направление их деятельности — это совместная с учителями физвоспитания разработка комплексов оздоровительных упражнений, планирование и проведение спортивных мероприятий (“День прыгуна”, олимпиада по физической культуре, соревнование “Веселые старты” и др.). Эти ребята являются ответственными в классе за проведение физкультминуток на уроках, они изучают заявки на участие в спортивных состязаниях, аккумулируют информацию об эмоциональной оценке урока физвоспитания, являются помощниками классного руководителя в подготовке и проведении спортивных мероприятий в классе.
Учителями начальных классов созданы и апробированы адаптированные программы “Уроки Здоровья”, “Русские народные игры”, в которых подобраны игры народов Сибири, апробирована и внедрена масса педагогических, медицинских и психологических методик, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребенка, и его социальную адаптацию. Разработан психодиагностический инструментарий, диагностические методики (комплекс методических процедур по оценке актуального состояния соматического и психического здоровья). Педагогами 1-4 классов ведется психофизиологический мониторинг, в котором отражаются все характеристики здоровья ребенка, даны рекомендации, определены индивидуальные траектории развития для каждого ребенка. При построении оздоровительной работы с классом каждый классный руководитель обязательно учитывает психофизиологические особенности учащихся класса.
Реализация подобного подхода приводит к серьезной коррекции учебного плана начальных классов. Становится необходимым введение в него общеобразовательных предметов: “Уроки здоровья”, “Русские народные игры”, “Введение в народоведение”, “Народное творчество”, “Детская риторика”.
Основанием функционирования всех указанных служб (и каждой в отдельности) является преемственность образования по “вертикали” и по “горизонтали” в содержательном, методическом и организационном направлениях, а также “погружение” образования в нравственное воспитание (развитие) учащихся, которое включает в себя духовно-нравственный, интеллектуальный, эмоциональный, физический компоненты.
В настоящее время учителя начальных классов внедряют и применяют в работе личностно - ориентированные технологии. Но внедрение инновационных и экспериментальных форм работы ведется не с позиции слепого копирования, а с позиции здоровья ребенка. В процессе изучения и реализации личностно-ориентированного подхода коллективом учителей начальных классов были проведены методсоветы. Результатом этой работы явилось создание памятки для каждого учителя по его деятельности на уроке с здоровьесберегающей направленностью.
Для решения проблемы сохранения здоровья детей учителями начальных классов реорганизуется весь учебно-воспитательный процесс: кабинеты оформлены с учетом рекомендаций (“Уголки здоровья”, “Глазодвигательные тренажеры”, тренажеры по коррекции межполушарного взаимодействия). Педагоги подбирают звуковое сопровождение к урокам (“Звуки природы”, классические музыкальные произведения). На своих уроках постоянно работают с цветом, активно используя монохромные пятна, нарисованные кленовые листья, цветные мелки, цветные губки, изотерапевтические композиции. Дети, по совету учителя обзаводятся не гладкой, а ребристой авторучкой - когда пальцы устают, можно покатать ее между ладоней, в начальной школе имеются специальные тренажеры, которые ребята ласково прозвали “Ежиками”, релаксационные наборы “Ощущение”. На уроках детям рекомендуется пользоваться цветными ручками, карандашами, что является компенсирующим для многих категорий детей. Учебные занятия проходят под звуки природы - в магнитофон ставится кассета со звуками дождя, летнего леса, пения птиц, журчания ручейка. Учителя школы очень грамотно, профессионально характеризуют индивидуальность каждого ребенка, а кроме того, могут снабдить этой информацией родителей. И сами родители принимают участие в такой диагностике, получая задания понаблюдать за ребенком. Зачастую родители “открывают” своих детей с помощью учителей, психологов и медиков.
Включение в урок здоровьесберегающих технологий (посадка детей в классах с учетом функциональной асимметрии мозговой деятельности, физкультминутки, использование изотерапевтических композиций, принцип “эмоциональных качелей”, мультисенсорность учебной среды, объяснение материала с учётом двуполушарности, сочетание индукции и дедукции, символа и схемы с образом и ассоциацией) позволяет создать атмосферу “здорового” урока. Учителя начальных классов на уроках не только не заставляют учащихся сидеть в статической позе, но и напоминают о необходимости ее смены (проводятся игры по смене вариантов, подвижные игровые моменты на внимание).
В программе “Школа здоровья” были выработаны основные направления оздоровления учащихся:
– учебные занятия в классах рекомендовано проводить в режиме динамических пауз. Для этого в классах проводятся физкультминутки, которые сопровождаются веселыми стихотворениями, музыкальными отрывками из популярных детских песен;
– с учителями разучен комплекс упражнений для двигательной гимнастики глаз, позволяющий укреплять глазные мышцы, бороться с миопией и другими офтальмологическими заболеваниями.
Одно из направлений программы “Школа здоровья” — внедрение в процесс обучения младших школьников современных здоровьесберегающих технологий. Одна из них общеизвестна: это интегрированные уроки. К этой форме работы все чаще и чаще обращаются учителя, начиная с 1 класса: обучение грамоте + письмо, ознакомление с окружающим миром + трудовое обучение или изобразительное искусство, природоведение + чтение, чтение + русский язык.
Неоценимую помощь в пропаганде ЗОЖ и занятий физической культурой осуществляет детская организация “Подросток”. Союзы, работающие в рамках организации “Богатыри”, “Воеводы”, “Няньки”, проводят все общешкольные мероприятия, активные перемены, агитационную и пропагандистскую работу со сверстниками, их родителями и жителями поселка. Все события, проходящие в школе, освещаются на страничках здоровья в школьном журнале “Эврика”.
Большая воспитательная работа проводится учителями начальных классов: традиционные “Уроки Природы” - прогулки групп выходного дня, сбор природного сырья для витаминизации, строительство “Снежного городка”, “Литературно-музыкальная тропа”. Учащиеся школы занимаются проектной деятельностью на пришкольном участке, выращивая овощи, средства от реализации которых идут на удешевление школьного питания, принимают участие в конкурсе “Школа – цветущий сад”, создавая на своих цветниках и клумбах композиции с символикой России и детской общественной организации “Подросток”, что благотворно влияет на летнее оздоровление и патриотическое воспитание, воспитывает гордость за свою страну и малую родину.
Работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся невозможна без привлечения родителей, так как хорошая связь между школой и родителями является фундаментальным условием в личностно-ориентированном образовании. Все чаще родители становятся участниками классных часов, проводят тематические беседы по здоровому образу жизни, родители-медработники активно участвуют в обсуждении вопроса о сезонной витаминизации учащихся, которая стала бы профилактической мерой в предупреждении различных заболеваний.
Одна из важнейших задач, возложенная на родителей, — контроль за соблюдением режима дня школьника и сбалансированного питания. Там, где эти задачи решаются успешно, в семье растет здоровый, физически крепкий ребенок с хорошей эмоционально-волевой сферой, социально защищенный.
На протяжении многих лет родители с огромным удовольствием участвуют в спортивных праздниках: “Папа, мама, я — спортивная семья”, театральных постановках, новогодних утренниках, тематических утренниках “Праздник урожая”, внеклассных мероприятиях по предметам, КВН, турнирах смекалистых, “Звездный час” и т.д. Они и режиссеры, и актеры, и оформители.
С помощью родителей проходят декады по озеленению классных комнат, рекреаций и пришкольного участка, что делает классы и коридоры уютными и комфортными. А у малыша, посадившего своими руками деревце или кустик и ухаживающего за ним, в душе крепнут ростки добра, милосердия, любви ко всему живущему, воспитывается экологическая культура.
Село Кеуль богато своими этнокультурными традициями. Для создания экологосообразности и погружения ребенка в этнокультурную среду учителя начальных классов тесно работают с детскими объединениями филиала РЦДО, организуя общешкольные мероприятия “Капустины”, “Покров”, “Крещенские посиделки”, “Рождественские колядки”, “Масленица”. Объединения дополнительного образования “Цветоделие”,“Изо–студия”, “Береста”, фольклорная студия “Теремок”, которые посещают 98 % учащихся.
В пришкольном хозяйстве есть лошадь, за которой ухаживают ребята. Ее активно используют во всех общешкольных мероприятиях, проходящих на свежем воздухе, оказывая терапевтическое воздействие на детский организм.
Проблема питания детей в школе решается с помощью различных диет (адаптогенной, антистрессовой). Из собранного школьниками природного сырья – рябины и шиповника проводится 100% С - витаминизация контингента школьников и педагогов.
Проводится работа по оздоровлению учителей: действует группа здоровья для учителей, школьный хор.
Работа школы сегодня должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, и она может считаться полноценной и эффективной тогда, когда в полной мере и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.
Результаты углубленного медицинского осмотра 2004 года, проходившего в мае месяце показывают, что наметились позитивные тенденции в состоянии здоровья школьников.
Результаты углубленного медицинского осмотра 2002-2004 года. /Приложение1/ показали улучшение по лор- заболеваниям, ортопедическим, эндокринным.
В динамике физкультурных групп наблюдается:
рост числа учащихся с основной группой (+42% по
сравнению с 2003 годом);
уменьшение количества учащихся с
подготовительной и специальными группами;
наблюдается положительная динамика и по группам
здоровья;
на 64% увеличился контингент учащихся с II группой
здоровья;
на 63 % уменьшился контингент учащихся с III группой
здоровья;
отсутствие среди осмотренных в 2004 году детей с IV
группой здоровья.
Динамика психофизиологических показателей по МОУ /Приложение 2/
Стабильно снижаются проблемы в сфере информационных патологий (с 62% (1999/2000) <Рисунок1> до 48% (2003/2004)). Улучшается состояние нервной системы <Рисунок 2>: 32% проблемных учащихся в 2003–2004 учебном году против 56% в 1999–2000 учебном году. Коррекционная работа над незрелостями нервной системы также даёт положительную динамику.
- Коррекция межполушарного переноса – улучшение на 35% <Рисунок 3>;
- Коррекция аналитико-синтетической деятельности – улучшение на 24% <Рисунок4>;
- Коррекция пространственного восприятия – улучшение на 35% <Рисунок5>;
- Общий негативный эмоциональный фон учащихся уменьшился на 16% <Рисунок 6>;
Анализ показателей тревожности по МОУ “Кеульская средняя общеобразовательная школа”/ Приложение3/ показывает положительную динамику по всем параметрам тревожности <Рисунок 7-12>.
Проводимая школой работа дает положительные результаты, что делает ее эффективной в рамках малокомплектной сельской школы.
Рисунок 1 |
Рисунок 2 |
Рисунок 3 |
Рисунок 4 |
Рисунок 5 |
Рисунок 6 |
Рисунок 7 |
Рисунок 8 |
Рисунок 9 |
Рисунок 10 |
Рисунок 11 |
Рисунок 12 |