ТЕМА РАЗДЕЛА: "Экологическая система живой оболочки Земли"
ТИП УРОКА: урок с использованием элементов игровой технологии.
ВИД УРОКА: комбинированный урок – моделирование.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ: игоровая технология.
ФОРМА УРОКА: урок – путешествие.
ЦЕЛИ УРОКА:
- познакомить учащихся с животными и растениями лугов, их "профессиями" в экосистеме, ролью лугов в жизни человека;
- проверить степень усвоения учащимися ранее изученной экосистемы леса;
- развивать логическое мышление через сравнение и установление причинно – следственных связей;
- развивать валеологические умения;
- формировать навыки здорового образа жизни;
- воспитывать бережное отношение к природе.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:
Тема
Схема №1
Модель №1 "Значение луга"
Новые понятия
Модель №2 "Экоситема леса
Плакат с изображением луга
Кроссворд
Оборудование: рисунки, таблицы, карточки, гербарий, учебник – тетрадь для 3 класса (1 – 4) "Обитатели Земли" часть 1 (авт.кол-в. А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан)
Базовые понятия урока:
экосистема;
луг;
растения луга;
животные луга;
цепь питания;
значение лугов;
три "профессии"
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ УРОКА:
Лужайка – небольшая территория, поросшая травой;
Луг – большая территория с травянистой растительностью;
Опыление – перенос пыльцы с одного цветка на другой;
Сенокосы – луга, где заготавливают корма для животных;
Заливные луга – луга расположенные на заливаемые рекой, участках местности по низменным берегам рек и озер;
Луговое сено – скошенная и высушенная трава;
Сенокосные луга – луга, которые служат для заготовки кормов;
Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором живые организмы разных "профессий" способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.
ПЛАН УРОКА:
Содержание этапов урока | Виды и формы работы |
1. Оргмомент | Приветствие |
2. Мотивационное начало урока (обращение к личному опыту ученика) | Фронтальный опрос с элементами эвристической беседы |
3. Проблемная ситуация и актуализация знаний (выход на тему урока) | Эвристическая беседа с опорой на личный опыт детей |
4. Совместное открытие знаний | Моделирование |
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПАУЗА
5. Этап закрепления изученного | Работа в тетради (рисование модели №1 "Значение луга" |
6. Этап обобщения и систематизации знаний и установлению закономерностей. | Работа в группах – задание по классификации, обобщению |
7. Подведение итогов | Рефлексия "Модель № 2" (составление модели "Экосистема луга" |
8. Домашнее задание | Дифференциация |
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Мотивационное начало урока
Весной, когда оживает природа, человек, как его частица, тоже начинает деятельную жизнь. Вы знаете, что всё в природе взаимосвязано: животные и растения, вода и земля. Но чтобы не навредить природе, мы должны её хорошо изучить. Поможет нам в этом путешествие в природу.
Хотите узнать, куда мы сегодня отправимся? Отгадайте мини – кроссворд (приложение №1)
Какие слова получились по горизонтали?
Что вы о них можете сказать?
Что их объединяет?
Вспомните, что такое экосистема? (единство живой и неживой природы, в котором живые организмы разных "профессий" способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ)
3. Проблемная ситуация и актуализация знаний
Все ли слова можно отнести к системе леса? (Нет)
Какое слово лишнее? (Ромашка)
К какой экосистеме вы считаете его можно отнести?
Сформулируйте тему урока? (Экосистема луга)
Назовите учебные задачи урока:
что такое экосистема?
доказать, что луг это экосистема;
познакомиться с обитателями луга, разделить их на три "профессии"
роль, польза, значение луга.
4. Совместное открытие знаний
Каждую весну мы ходим в поход на природу и, чтобы не мешать ей, не нарушать природное равновесие, мы должны хорошо её знать. Итак, на луг!
(Открывается картина "Луг")
Беседа по картинке:
– какие цветы на лугу?
– какие насекомые?
– как они помогают друг другу?
– почему на лугу так много насекомых?
– какой из этого следует вывод? (учащиеся моделируют схему – вывод) приложение №2 , схема №2
– какие птицы живут на лугу? ( звери)
– санитары луга, что вы знаете о них?
Вывод: на лугу все друг другу помогают жить, идет единство живой и неживой природы.
5. Здоровьесберегающая пауза “На лужайке”.
Учитель: Представьте, что вы сидите на лужайке. Теплое ласковое солнце согревает нас. Мы загораем.
Действия: Подставь солнцу подбородок, слегка разжать губы и зубы. (вдох)
- Лежит жучок, собирается сесть на язычок (крепко закрыть рот и задержать дыхание)
Действия: Энергично двигать губами и руками (жучок улетел – вздохнуть)
- подставить нос солнцу. Летит бабочка. Выбирает, на чей нос сесть (вдох)
Действия: сморщить нос, поднять верхнюю губу (задержать дыхание)
Брови-качели: снова прилетела бабочка. Пусть бабочка качается на качелях.
Действия: двигать бровями вверх-вниз.
Бабочка улетела совсем.
Мышцы лица расслабить.
6. Закрепление изученного. Работа в тетрадях.
Задание №1
- Изобразите луг. (Уч-ся в тетради рисуют луг)
- Кто может вторгнуться в эту экосистему? (Человек)
- Чем может навредить человек? (Рвать траву до цветения; уничтожать цветы, насекомых; сжигать старую траву; бездумно пасти животных, которые вытаптывают траву)
Задание №2
Моделирование на доске.
- Что значит луг для человека?
- Какое значение он имеет?
Модель “Значение луга” (приложение №3)
На основании обращения к личному опыту уч-ся на доске появляется схема.
Вывод: нужно беречь луг!
7. Этап обобщения и систематизации знаний.
Работа в группах: работают по карточкам. На столах гербарий, иллюстрации, схемы.
Задание №1
Из предложенных растений найти растения луга. Что объединяет другие растения в этом наборе?
Растения: береза, ромашка, ель, лютик, одуванчик, клевер, сосна, орешник.
Растения луга: ромашка, лютик, одуванчик, клевер.
Растения леса: береза, ель, сосна, орешник.
Задание №2
Составление цепи питания, существующие на лугу.
Цепи питания:
- нектар цветов – бабочки – перепел
- зерно – мышь – лиса
- комар – стрекоза – коростель
Задание №3
Подпиши обитателей экосистемы луга. (приложение №4)
Задание №4
Придумайте знаки, запрещающие вредить природе луга.
Варианты:
- “Не рвать цветы!”
- “Не разорять птичьи гнезда!”
- “Не убивай лягушек и жаб!”
- “Не разоряй муравейники!”
- “Собирая ягоды, не повреждай веточки!”
- “Не сбивай грибы!” и др.
Задание №5
Заполни таблицу. Впиши в нее названия обитателей луга, о которых вы узнали. Раздели на три основные “профессии”. (приложение №5)
8. Подведение итогов. Рефлексия.
Задание: Дополните цветок лепестками “Экосистема луга”. (приложение №6)
Вывод: Луга – стол и дом для потребителей, производителей, разрушителей. Луга дают корм домашним животным, продукты питания, материалы для одежды человеку, места отдыха, лекарства. Луга нуждаются в уходе и охране.
9. Дом. задание.
1. Устное задание: читать учебник-тетрадь (А.Я. Вахрушев с.43-46)
2. Письменное задание: составить 2 цепи питания животных и растений луга; задание №7 в учебнике на стр.46
Игра “Улыбнись” (Снятие напряжения)
Учитель: Мы прощаемся с лугом, его прекрасными растениями, разнообразными животными. Надеюсь, что путешествие было увлекательным и интересным для вас, вы узнали много нового о луге. Давайте улыбнемся на прощание всем обитателям луга, улыбнемся друг другу и порадуемся нашей чудесной природе.