Организация учебного процесса в условиях обучения по способностям (ДЕМСОС) на уроках истории

Разделы: История и обществознание


В сторону коллективного обучения отечественная школа интересно и успешно двигалась еще в 1920-30-е гг. В 1990-е годы в ряде школ Якутии была предпринята попытка применить данную методику.

Приемы и методы коллективного способа обучения я использую на уроках истории с 1994-1995 учебного года.

Известно, что коллективный способ обучения включает различные формы. Среди них парная, индивидуальная, групповая.

В начале ввода КСО знакомлюсь с программой данного класса. Изучаемый материал с учетом тематики распределяю на блоки. При изучении истории древнего мира годовой материал разделяю на 7 блоков: “Первобытный мир”, “Цивилизация Древнего Египта”, “Древние цивилизации Передней Азии”, “Древние цивилизации Южной и Восточной Азии”, “Цивилизация Древней Греции”, “Цивилизация Древнего Рима”, “Становление человеческой цивилизации в древнем мире”. Каждый блок разделяется на следующие вопросы: термины, географические названия, исторические герои, даты, мифы. В графе “термины” дается набор слов, определений для прочного и глубокого усвоения темы, для выработки умений и навыков выполнения заданий. Термины различаются по уровню сложности. Здесь включены все термины, которые имеются по данной теме.

Таким образом, интегрирую метод коллективного самообучения с уровневой дифференциацией.

После ознакомления и разработки алгоритма работы делаю “запуск”. Учитель должен организовать работу учеников в парах сменного состава так, чтобы гарантировать им, во-первых, качественный ввод информации; во-вторых, передачу изучаемых сведений без искажений и потерь. Для решения этих задач “запуск” имеет особо важное значение. Использую несколько приемов ввода.

1. “Запуск” делает сам учитель.

Ученики образуют малые группы, получают задание. Учитель приглашает к себе группу учеников, имеющих одинаковое задание. Объясняет им весь материал. Ученики делают необходимые записи. Затем читают вслух, рассказывают, объясняют этот материал. Все слушают, дополняют. Когда учитель видит, что все ученики достаточно хорошо подготовлены и смогут грамотно передать ее, он предлагает им продолжить самостоятельно и приглашает к себе другую группу учеников с другим заданием. Пока учитель делает “запуск”, другие могут начать работу сами, или выполнять общее задание.

2. “Запуск” с помощью консультанта.

Учитель готовит его накануне. Консультант не только должен хорошо владеть теоретическим материалом, но и самостоятельно справиться с заданием, чтобы иметь возможность контролировать работу другого, т.е. становится учителем по данной теме. Этот материал ввода часто использую на уроках истории.

3. “Самозапуск”.

Ученик берет задание, выполняет по плану, отвечает на вопросы. Во время этой работы он может обратиться с вопросами к “учителю”, пользоваться любым учебным пособием или справочником. Алгоритм работы зависит от вида работы и темы.

После изучения каждого блока ученик сдает зачет. Зачет проводится в виде вопросников, тестов, контрольных заданий. Зачеты принимаю сама или “учитель” – впереди идущий ученик. Каждый “учитель” сдает блок и готовит следующего за ним “учителя”. Зачеты бывают уровневые: I уровень включает основные вопросы, II уровень с дополнительными вопросами по теме, III уровень с творческим заданием или олимпиадные вопросы.

Для учета или координации работы каждый ученик имеет “маршрутный лист”. Количество столбцов в листе должно соответствовать количеству тем или заданий в блоке. После того, как ученик проработал тему, выполнив его, он в нужной графе ставит знак “+”. Когда он передает тему другому, то на месте учета знак “+” обводится кружком и отмечается в тетради, каждый ставит свою подпись.

При работе КСО ученик много работает. Изучает свою тему, отвечает на вопросы, запоминает, планирует работу.

На уроках применяю различные методики КСО. Часто использую “Взаимопередачу тем”, “Мурманскую методику”, “Вопросники”, “Методику Шаталова – Границкой”.

“Мурманской методикой” пользуюсь при изучении и повторении терминов и дат. Например: в блоке “Цивилизация Древнего Египта” терминов. Используя данную методику за короткое время, можно провести повторение. Каждый ученик получает карточку с одним термином. Работают в паре. Первый читает и объясняет термин, потом второй читает и дает объяснение, обмениваются заданиями, сдают друг другу. Расходятся и работают в новой паре. Обычно это занимает 10-15 минут. Ученики не устают и не отвлекаются. Оценки получают, кто сколько сдаст.

Все, что должен знать по теме, ученик получает заранее. Поэтому ученик заинтересован. Как можно организовать работу с блоком “Древней цивилизации Южной и Восточной Азии”? На изучение темы отводятся по программе 4 часа. Уроки спаренные, это значит – пара. Перед тем, как изучить тему, ученик получает маршрутный лист. В листе указано, сколько параграфов должен изучать. Знакомится с вопросником, с зачетным тестом или контрольной работой. В практической части можно включить работу с картой, терминами или можно дать творческую работу плана “Путешествие в страну Золотого Дракона”. Работает ученик индивидуально или в паре. Ведется учет в маршрутном листе.

Основная работа учителя – умение слышать и слушать сразу несколько пар, направлять работу отдельных учащихся, управлять учебным процессом в целом. Вся работа в КСО идет под чутким наблюдением учителя. При использовании КСО на уроках идет обучение учащихся по их способностям, передача знаний товарищам.

“Все, что он (учащийся) делает, нужно ему и только ему” — согласившись с этим мнением учителя новатора В.К.Дьяченко, я за коллективный способ обучения.

Благодаря КСО имеются немалые успехи на олимпиадах по истории. Например: ученик XI класса Петров Егор четвертый год занимает в улусе I место, Кучутов Сеня (Х класса) – третий год I-II места, учатся в вузе и колледже — 7 учеников по специальности “история”.

Технологии КСО предполагает объединение усилий ученика и учителя в обучении. Занимаясь по технологии КСО, школьник приходит на занятия не только учиться, но и учить других. Способность к обучению других – это дополнительное проявление самостоятельности и самоутверждения.

Таким образом, сделаны первые шаги по КСО в нашей школе. О больших результатах и показателях говорить еще рано, нерешенных проблем еще немало.

При использовании КСО на уроках сформировалась следующая система работы: ученик слушает объяснение теории; учит самостоятельно по опорному конспекту; сдает теоретический зачет; передает знания следующему; приступает к выполнению практической части вопросника; выполняет контрольную работу (диктант, зачет, тест).

В принципе, в корне меняется деятельность учеников и деятельность преподавателя. На коллективных занятиях каждый ученик становится учителем. Конечно, это происходит не мгновенно, но происходит обязательно, как только ученики начинают работать в парах сменного состава. Все обучают всех. При групповом способе обучения учитель все делал сам, при коллективном – все делает коллектив. У педагога, наконец, время для изучения новейших достижений науки, методики, передового опыта.

Каждый ученик вовлекается в процесс работы, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой стороны, умения общаться и, сотрудничая, решать учебные задачи.

И мы убедились в том, что прав В.К.Дьяченко, подчеркивая, что “общение в паре – это основная и первоначальная ячейка, простейшая и важнейшая форма взаимодействия человека с другими людьми, благодаря которой человек приобщается к знаниям и опыту других людей, а через них – к знаниям и опыту всего человечества”.

Работать по новой технологии нелегко. Приходится не только преодолевать сложившийся стереотип, но еще приобретать новый опыт. Готовых разработок, пособий нет, так что приходится нам работать самостоятельно, внося при этом что-то свое, выработанное личным опытом.

По итогам работы по КСО отмечается:

  1. Повышение качества знаний, умений и навыков учащихся по отдельным изучаемым предметам.
  2. Повысилась в целом успеваемость учащихся, процент выполнения и качество контрольных работ, техника чтения.
  3. Появилось у учащихся положительное отношение к учению.
  4. Дети стали более общительными, дружными, культурными.
  5. Повысились показатели школы на олимпиадах и поступаемость выпускников в ВУЗы и ССУЗы.
  6. Особое место в работе школы отводится научно-исследовательской работе учащихся.
  7. Проведено анкетирование среди родителей, учащихся и учителей с результатом положительного отношения к занятиям по КСО.

Наша задача в ближайшем будущем продолжить и обогатить опыт работы по КСО (ДЕМСОС).