”Teachers are teachers’ most valuable resource”.
Высокие требования к современному уроку иностранного языка, к решению стоящих перед ним целей и задач требуют большого мастерства учителя. Нельзя говорить о развитии личности ученика в отрыве от развития личности самого учителя. Маловероятным в современных условиях представляется существование учителя, работающего в одиночку, без постоянного обмена мнениями и идеями с коллегами, отвергающего возможность взаимообогащающего сотрудничества.
Можно ли найти эффективную организационную форму для такого сотрудничества? Как привести традиционные, укоренившиеся в школе формы обмена опытом в соответствие с изменившимися подходами к преподаванию иностранного языка, целями и задачами, новыми программами и учебниками? Эти вопросы встали перед методическим объединением учителей иностранных языков десять лет назад. Необходимо было найти такую форму организации профессиональной переподготовки учителя в школе, которая, с одной стороны, стимулировала бы его развитие, и, с другой стороны, отвечала бы интересам большинства учителей. Необходимо было учесть своеобразие школьного МО учителей ИЯ: наряду с опытными учителями-стажистами в нем работали молодые учителя, недавние выпускники вузов. Несмотря на разный уровень методического мастерства, практически для всех был характерен постоянный интерес к повышению своего профессионального уровня. Нужно было найти такую форму, которая “щадила” бы “профессиональное самолюбие” учителей-стажистов и стимулировала их к уважительному, заинтересованному сотрудничеству с молодыми коллегами. Для последних важно было найти форму, позволяющую им быть равноправными партнерами своих старших товарищей. Большинство учителей не нуждались в каких-либо готовых “рецептах”, им требовались новые идеи для осмысления и для генерирования на их основе собственных педагогических идей и методических приемов. Им нужно было показать, что существуют технологии, альтернативные традиционным, которые могут быть не менее эффективными, а зачастую и более педагогически целесообразными.
Выход был найден в проведении так называемых Staff-Development Seminars. (За неимением равноценного термина на русском языке мы будем называть эту форму “педагогической мастерской”, поскольку этот термин представляется нам наиболее близким по значению.)
Каковы цели проведения “педагогических мастерских” и как они решаются?
Как видно из приведенной схемы (Приложение 1), проведение “мастерских” направлено на повышение профессиональной компетентности учителя: повышение уровня его языковой подготовки (расширение профессионального вокабуляра и т.д.) и коммуникативной компетенции; его психолого-педагогических знаний и умений; знакомство с международно признанными тестами (PET, FCE), с критериями оценки уровня языковой, речевой, коммуникативной, социокультурной компетенции школьников.
Обсуждение методических вопросов, наиболее актуальных проблем, знакомство с новыми технологиями происходит в активной форме. Участвуя в различных дискуссиях, ролевых играх и других видах деятельности, каждый учитель имеет возможность испытать на себе “плюсы и минусы” той или иной технологии, увидеть, как можно организовать взаимодействие учащихся. Вместе учителя решают, в работе с учащимися какого возраста можно использовать данную форму работы, какие трудности и проблемы могут возникнуть и как их лучше преодолеть. Важным для нас является то, что на семинаре создаются условия партнерства, где все – и опытные, и молодые учителя – равны, идеи каждого представляют интерес и ценность.
Активное участие в “педагогических мастерских” позволяет каждому учителю увидеть и оценить большой потенциал и возможные способы создания гуманистической среды в процессе изучения ИЯ. Тем самым достигается она из главных целей “мастерской” - совместный поиск решения проблемы, как сделать процесс обучения личностно-ориентированным, как реализовать на практике основные принципы педагогики сотрудничества. Какова роль учителя на уроке? Какова роль ученика? Как сделать его активным участником приобретения знаний? и т.д.
Рефлексия участников “мастерской”: какова была роль каждого участника и ведущего семинара, насколько комфортно чувствовал себя учитель, чувствовал ли он поддержку коллег, какие виды работы были особенно эффективны и т.д. - позволяет вносить коррективы в организацию последующих занятий, учитывать пожелания учителей при выборе тематики и в организации семинара. Педагоги объясняют также, какие приемы и формы работы они хотели бы использовать на своих уроках и почему, какого результата они планируют достигнуть. Домашние задания могут предусматривать проведение самоанализа успешности использования того или иного методического приема, разработку собственных заданий и упражнений по теме семинара и их демонстрацию на следующем занятии и др. Владение современными интерактивными технологиями позволяет учителям успешно организовать взаимодействие учащихся на уроке, сделать процесс познания личностно-деятельностным и соответственно более эффективным. В то же время это способствует взвешенному подходу учителей к использованию новых технологий: нет стремления “отбросить” эффективные укоренившиеся в российской методике преподавания иностранных языков приемы.
Каковы основные принципы организации работы “мастерских”? Это сотрудничество, взаимоуважение, обмен идеями и т.п. (Приложение 2).
“Педагогические мастерские” проводятся школе с 1995 года. За это время были рассмотрены вопросы межличностных взаимоотношений в учебно-воспитательном процессе, развития личности учителя и ученика, проектной методики и др. (Приложение 3).
“Педагогические мастерские” стали важным направлением в создании среды, способствующей развитию учителя, росту его педагогического мастерства. Об этом свидетельствует успешное участие учителей иностранного языка в апробировании УМК зарубежных издательств, в международных проектах, конкурсах и конференциях; разработка рядом учителей авторских программ, получивших высокую оценку экспертов и т.п.
На протяжении последних пяти лет около 85% наших учащихся стабильно успевают по ИЯ на “хорошо” и “отлично”, успешно выступают в олимпиадах и на научно-практических конференциях разного уровня; большинство учащихся отмечают высокий уровень преподавания иностранного языка в школе; около 80% школьников называют иностранный язык своим любимым предметом. Учащиеся используют иностранный язык? как инструмент для приобретения знаний в других предметных областях. Мы полагаем, что “педагогическим мастерским” принадлежит большая роль в достижении этих результатов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным
языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 91.
2. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.-Нальчик:
Эльфа, 96.
3. Общеевропейские компетенции владения
иностранным языком – Страсбург, 1996.
4. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней
школе. - М.: Просвещение, 98.
5. Сафонова В.В. Изучение языков международного
общения в контексте диалога культур и
цивилизаций. – Воронеж: Истоки, 96.
6. Сафонова В.В., Соловова Е.Н. / Ред. Программа.
Английский язык. 5-9 классы школ с углубленным
изучением иностранного языка. – М.: Просвещение,
97.
7. Селевко Г.К. Современные образовательные
технологии. - М.: Народное образование, 98.
8. Соловова Е.Н. Преподавание иностранного языка
сегодня и завтра. – ELT News & Views, Issue # 4 (7), 98 – DINTERNAL.
9. Тримм, Джон. “Обучение языку в свете
предполагаемых требований ХХI века”.
10. Doff, A. Teach English. – CUP, 93. Haines, S. Projects for the EFL classroom. –
Nelson, 98.
11. Ladousse, G.P. Role Play.- OUP, 92.
12. Moskowitz, G. Caring and Sharing in the Foreign Language Classroom. –Heine and Heine
Publishers, USA, 81.
13. Stevick, E.W. Humanism in Language Teaching. – OUP, 92.
14. Vale, D. Teaching Children English. – CUP, 96.