"Прямое и переносное значение слов". Русский язык в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • научить сравнивать, анализировать, обобщать,

  • выработать “золотые правила”,

  • научить в комплексе применять свои знания, умения, навыки, переносить их в новые условия,

  • развивать навыки работы в группах, общения, дискуссии.

Время: 40 минут

Материал: листки бумаги (чистые, 5 шт.), скотч, фломастеры.

Возраст: 8–9 лет

Расположение: дискуссионный клуб (Приложение 1)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

Цели:

  • узнать о переносном и прямом значении слова;

  • получить навыки общения;

  • научиться слушать, понимать друг друга, обобщать, излагать свои мысли.

Игра “Яблоко” по технике “Ледокола”

На данном этапе урока дети должны убедиться в том, что нет одинаковых людей, т.к. все люди с разными взглядами, характерами, поэтому они делают по-разному и от этого наш мир разнообразен и прекрасен.

Время: 5 минут.

Возраст: 8 – 9 лет.

Материал: листы чистой бумаги для каждого ученика, скотч, фломастеры.

Техника. Детям раздаются чистые бумаги, фломастеры. Дети рисуют свое яблоко, таким, каким они его себе представляют и развешивают вдоль стены на одной линии.

Инструкция. Ребята, для того, чтобы почувствовать себя лучше перед основной работой, я хотела бы с вами поиграть в игру “Яблоко”. Послушайте, что для этого нужно сделать. Вам предстоит в течение 2 минут представить себе яблоко, нарисовать его и после этого, взяв куски скотча, поместить их вдоль этой стены на одной линии. Обратите внимание на то, как это делаю я. (Показ учителем, затем самостоятельная работа учащихся после проведения инструкции)

Анализ работы.

– Как вы себя сейчас чувствуете?

– Понравилась ли вам эта стена рисунков? (Дети высказывают свои мнения)

– Посмотрите внимательно на рисунки. Одинаково ли они? Обратите внимание, как благодаря вашим рисункам наша стена стала красочнее.

– Поаплодируем друг другу.

– Спасибо вам за ваше активное участие.

– Почему же у нас получились разные яблоки? Поделитесь своими мыслями?

– Что такое “Разные люди”. (Слушают мнение учащихся.)

II. Работа над новой темой.

Цель: научиться самостоятельно делать выводы.

На доске: д, в, а, ф, б, о (прописные буквы).

– Ребята, посмотрите, пожалуйста, внимательно на написание этих букв. Что можно сказать о них? (Они разные)

– Какие они? (Согласные, гласные, парные, ударные, безударные)

– слова разные – одинаковые – антонимы.

– Что общего мы видим при написании этих букв? (Овал)

– Какая буква состоит только из одного овала? (О)

Назовите слова, состоящие из 3 “О” (дети называют слова, состоящие из 3-х “о”, 4 “о” и т. д.). В русском языке есть слово, состоящее из семи “о” – обороноспособность.

Слова бывают разными и по значению. Рассмотрим слово “золото”.

Что такое “золото”? Металл (драгоценный) желтого цвета.

– золотой, т.е. сделанный из золота, покрытый золотом.

Что бывает золотым? (дети называют слова)

– в сказках яблоко тоже бывает золотым.

Когда в жизни можно назвать яблоко золотым? (Выяснение значений “золотое яблоко” и словосочетаний, выписанных на доске)

“золотое яблоко” – ..... значение

“золотое сердце” –...... значение

“золотые руки”–.......... значение

“золотой человек” –..... значение

“золотое кольцо” –....... значение

“золотое правило” –....... значение

Вывод: слова могут иметь прямое и переносное значение.

III. Работа в группах по выработке: “Золотых правил”.

Ребята, в жизни можно найти в “разном” что-то “общее” и в “общем” что-то “разное”. И мы столь разные, то как же нам приходится общаться друг с другом? Ведь нам приходится общаться, быть в коллективе (ответы детей).

Вам нравится общаться друг с другом? Что вам не нравится при общении? (заслушивание ответов детей)

– Давайте придумаем с вами “Золотые правила”, чтобы, находясь в коллективе, каждый из нас смог чувствовать себя в нем уютно, комфортно.

Техника проведения: группы.

Материалы: 5 шт. листки, скотч, мел, фломастеры. Коробка с листочками (зима, весна, лето, осень). На “Золотые правила” – 4 шт. листы формата А4.

Расположение: дискуссионный клуб.

Деление на 4 группы.

Дети вынимают из коробочки свое название, делятся на 4 группы (например: зима, весна, лето, осень). Учитель рассаживает их по группам. Дети выбирают себе роли: спикера, председателя, секретаря.

б) инструктаж.

Учитель знакомит каждого со своей ролью:

– председатели следят за тем, чтобы все дети смогли поучаствовать в обсуждении.

– “секретари” должны быстро и четко написать, изложить его на листочках.

– “спикеры” громко и четко изложить перед всем классом все то, что они наработали.

в) работа в группах.

Инструкция:

– Ребята, перед вами листки бумаги, где написано, все что может быть в общении друг с другом, но это еще не “Золотые правила” (Приложение 2)

Как это лучше сделать? Учитель показывает, как это все делать.

  • Если вы согласны, то ставите знак "+".

  • Если вы не согласны, то ставите знак "–".

  • Если вам не понятно, то ставите знак "?"

  • В “Золотое правило” можно добавить еще, что-то свое.

После того, как вы проработаете все это в группах, спикер от каждой команды выйдет к доске, и постарается четко и ясно изложить все, что вы наработали. В конце мы все это обобщим, выясним все то, что вам осталось непонятным.

Работа в группах:

Учитель внимательно следит за детьми, в случае необходимости, корректирует работу в группах.

г) анализ работы.

– Понравилась работа в группах. Почему?

– Поаплодируем 1 группе, 2 гр., 3 гр., 4 гр. поаплодируем всем и каждому.

– Спасибо, вам за ваш труд.

Что в этой работе особенно понравилось?

– Доработаем наши правила, ответим на вопросы.

Учитель и ученики сообща дорабатывают “Золотые правила”.

IV. Итог урока.

Чему мы научились?

Что нового мы узнали?

– Улыбнитесь друг другу, посмотрите, друг другу в глаза и поаплодируйте себе, соседу и всем нам вместе (дети аплодируют сначала себе, соседу, а потом всему классу).

– Спасибо. Мне приятно было с вами работать.