Технологическая карта урока в 10-м классе по теме: "ЭГХ Японии"в компьютерной технологии

Разделы: География


Урок проводится в технологии информационного проекта с использованием элементов ЛОО на основе компьютерных программ «Карта мира», программы Мicrosoft Offise 2000.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления системы знаний и общеучебных и специальных умений по теме «Комплексная ЭГХ Японии» средствами компьютерной технологии.

Место урока в изучении темы «Региональная характеристика мира»:

Урок в теме «Зарубежная (по отношению к странам СНГ) Азия». На изучение темы отводится 7 часов. На примере Японии дается характеристика азиатско-тихоокеанской модели развития экономики в условиях рыночных отношений в сравнении с ранее изученными странами Китаем, Индией. Рассматривая особенности ЭГП и ПГП, населения, хозяйства и внешнеэкономических связей Японии на основе различных источников географической информации, в т. ч. использование сети Интернет, учащиеся должны убедиться в специфике хозяйственного уклада страны (экономического парадокса) при условии дефицита природных ресурсов.

Реализация целей урока будет достигнута на основе овладения в режиме «само» новой информацией по Японии через развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков работы с разными источниками информации, самостоятельное добывание знаний на основе использования информационных технологий в форме элементов ролевой игры и метода проектирования.

Структура урока отвечает дидактической цели, соответствует логике изучения комплексной экономико-географической характеристики страны с использованием различных источников географических знаний. Элемент новизны в использовании информационных технологий на данном уроке (компьютера, информационной сети Интернет). У учащихся должен быть сформирован опыт привлечения дополнительной информации к учебнику с помощью глобальной сети Интернет, построения диаграмм, картосхем, графиков, оформления творческих работ, написания эссе, рефератов с помощью компьютера. Структура урока построена с использованием систем развивающего обучения учащихся: введение в тему, целеполагание и мотивация, актуализация знаний, получение новой информации и первичное закрепление способов деятельности, систематизация и обобщение ЗУН, рефлексия (социальная, познавательная в форме тестирования, самоанализ способов деятельности), дача домашнего задания уровневого характера, постановка новых задач к последующему уроку.

Тип урока: изучения нового материала

Цели по содержанию:

Образовательный аспект:

  • усвоить знания об основных чертах ЭГП, ПГП, населении, традициях, отраслевой и территориальной структуре, модели экономического развития;
  • объяснить суть проблем использования территории, природных и сырьевых ресурсов;
  • оценить природно-ресурсный потенциал для развития промышленности и сельского хозяйства, перспектив развития экономики Японии в АТР.

Развивающий аспект:

  • составлять ЭГХ страны, используя разные источники информации;
  • объяснять причины и следствия «японского парадокса»;
  • прогнозировать развитие экономики Японии.

Воспитательный аспект:

  • формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к элементам живой и неживой природы как к источнику жизни, красоты, духовной культуры японского народа.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Технология: компьютерная.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, групповой.

Методы познания: компьютерное моделирование, мультимедийные демонстрации, картографический, статистический анализ, синтез, прогноз, проблемный.

Оборудование: политическая и экономическая карта Японии, атласы, флаг, японская музыка, программа Мicrosoft Offise 2000, стенд с подборкой литературы и репродукций по Японии, программа «Карта мира», программа Power Point, MS Excel, тестовая программа, материалы из Интернета по Японии, презентация по теме «Япония».

ЭГХ Японии. Смысловые блоки:

1. «Страна восходящего солнца».

2. Особенности населения. Образ и уровень жизни японцев.

3. Японская модель развития экономики.

4. Отраслевая и территориальная структура хозяйства.

5. Пути решения экологических проблем.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайды презентации

1. Оргмомент

Приветствует учащихся, предлагает занять свое место, проверить готовность к работе.

Приветствуют учителя, готовят рабочее место к работе.

 

2. Целеполагание и мотивация

Вступительное слово учителя о теме урока и форме организации работы.

Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в страну, которую называют очень странно – «Страна-наоборот». И для этого есть все основания. В этой стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, спят на полу, а белый цвет является траурным. О какой стране идет речь? Да, это Япония. А понять и узнать эту своеобразную страну нам помогут экскурсоводы.

Какие цели нашего урока?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На экране монитора читают название темы и цели.

Слайд № 1

Слайд № 2

Слайд № 3

Слайд № 4

 

 

 

 

 

 

Слайд№ 5

3. Актуализация знаний

Иносказательное наименование Японии–«Страна восходящего Солнца».

Рассказ первого экскурсовода о названии страны и составе территории.
  • Древнее название страны –Ямато. Японцы называют ее Ниппон или Нихон, т.е. «Страна восходящего Солнца». В VII веке произошел переход от родового уклада к сословному, и император получил титул «сын неба», т.е. родившийся от богини Солнца – Аматерасу. Древнее название страны –Ямато – заменили на новое – Нихон, что буквально означает место, откуда восходит солнце.
  • Национальный флаг белого цвета с красным кругом – Солнцем в середине.
  • Круглая хризантема на гербе страны также символизирует восходящее солнце.
  • Столица Японии – Токио.

Вопросы экскурсовода к учащимся:

Образность в названии определялась особенностями менталитета японцев, государственной символикой.

Какая особенность ГП подтверждает правильность данного утверждения «страна восходящего солнца»?

Новый день начинается раньше, чем в Европе.

10 слайдов по Токио из программы Мicrosoft Offise 2000 (озвученные слайды по Японии).

8 слайд

Флаг Японии.

На экране монитора политическая карта мира из программы «Карта мира».

1. Карта мира

2. АТР Япония

4. Изучение нового материала и первичное закрепление

1 блок. «Страна восходящего солнца».

Организует беседу с элементами дискуссии.

Рассказ второго экскурсовода об ЭГП и ПГП Японии, влиянии ЭГП на развитие территории, его изменение во времени.

По размерам территории Япония сравнима с крупными странами Западной Европы и штатами США. Однако по составу территории и конфигурации она резко отличается от них.

Дайте характеристику ФГП Японии по карте.

Япония – страна архипелаг, расположенная на 4-х крупных островах: Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку и почти на 4-х тыс. мелких островах в Тихом океане.

Измерьте расстояние от Токио до Владивостока, Пекина, Дели, Манилы.

Измеряют с помощью «циркуля» расстояния.

Япония – древнее государство. Однако длительный период ее изоляции привел к тому, что вплоть до XX века она была как бы «спрятана» от глаз европейцев.

Япония входит в «большую восьмерку», что говорит о ее экономическом развитии, но не является членом НАТО и других объединений, потому что ее удаленность затрудняет процесс интеграции.

Островное положение Японии в центре АТР открывает ей возможности для участия в МГРТ.

Какие выводы вы можете сделать об ЭГП и ПГП Японии? Можно ли однозначно сказать, что оно выгодно или невыгодно?

Выводы: ЭГП Японии невыгодное из-за удаленности от многих стран мира, особенно от европейских, территориальной структуры хозяйства: тыльная и лицевая часть, но из-за усиления роли в экономике, а в дальнейшем в политике стран АТР у Японии открываются новые возможности.

Со времен 2 мировой войны Япония не имеет мирного договора с Россией. Без достаточных оснований предъявляет претензии на острова Курильской гряды: Кунашир, Итуруп, Шикотан, Хабомаи.

О Северных спорных территориях расскажет ученик, получивший задание изучить этот вопрос.

Какие трудности стоят на пути развития российско-японских отношений на современном этапе?

Трудности реформируемой России: внутренняя политическая, экономическая, правовая нестабильность затрудняют инвестирование японского капитала в экономику. Проблема Курил в силу ряда обстоятельств в настоящее время не может быть решена.

Слайд № 9

 

 

 

 

 

 

 

На мониторе карта мира из программы «Карта мира»

Учащиеся работают с программой

2 блок. Особенности населения. Образ и уровень жизни японцев.

Как вы уже знаете, Япония замыкает «первую десятку» стран мира по численности населения. Нам предстоит решить вопрос: «Почему японская нация – самая здоровая в мире? Как это явление влияет на хозяйственную жизнь страны?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Япония – страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с раннего детства. Японцы свято почитают старинные обряды и традиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зачитывает особенности японского менталитета

Рассказ третьего экскурсовода об особенностях населения и краткое сообщение о старинных традициях и обрядах.

Я расскажу об особенностях демографической политики в Японии.

Занятия по планированию семьи проводятся уже в старших классах, первая из стран Азии перешла к 1 типу воспроизводства населения

Я расскажу, почему японцы живут долго.

  • свежие продукты
  • само отношение к жизни
  • доброжелательность
  • привычка ходить
  • гигиена.

А над чем из всего сказанного следует задуматься каждому из нас?

Почему мы так не умеем жить, ведь 4 из 5 принципов зависят от нас самих.

Мы прекрасно знаем, что на 50% продолжительность жизни зависит от образа жизни. Это должны понять и россияне, чтобы не происходила депопуляция в нашей стране.

О старинных традициях рассказывают 6 учеников:

  • поклоны
  • чайная церемония
  • икебана
  • бонсай
  • кимоно
  • домашний быт (дарит бумажный журавлик).

Подведем итоги: зачитывает экскурсовод.

  • Социально-экономическое развитие страны и средний уровень национального дохода на душу населения высоки. Это дает возможность японской семье наладить свой быт, качественно питаться, своевременно получать медицинскую профилактику. В результате успешной реформы в с/х страна обеспечивает свое население высококачественными овощами, фруктами, рисом, рыбой в течение года.
  • Трудолюбие, дисциплинированность, неприхотливость в быту, любовь к природе, традиционно крепкие семьи, где живут 3 поколения, желание познавать и учиться – особенности японского менталитета.
  • Япония выделяет значительные средства из национального бюджета для развития науки и высшего образования. Внедрение новых технологий требует высокого образовательного ценза.

Япония не имеет текучести экономически активного населения на предприятиях. Стаж работы служащего, рабочего влияет на заработную плату, продолжительность отпуска, возможность повысить квалификацию за счет предприятия и т.п.

Делают вывод: почему японская нация – самая здоровая в мире:

употребление морепродуктов, богатых йодом и ранняя диагностика заболеваний, своевременная медицинская помощь.

Слайд № 10

 

 

Слайды № 11, 12

 

 

 

 

Слайд №13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 14

Слайд № 15

Слайд № 16

Слайд № 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 18

3 блок. Японская модель развития экономики.

Япония располагает очень незначительными сырьевыми ресурсами. На втором этапе реформирования в 70 годы был взят курс на развитие наукоемких отраслей, производящих высококачественную, успешно конкурирующую на мировом рынке продукцию. Процветание страны зависит во многом от торгового сальдо. Оно в стране активное. Это значит, что стоимость проданных на мировом рынке товаров выше стоимости импортируемых. Поэтому японские бизнесмены говорят: «Торговать или умереть»

Докажите, что маленькая страна с ограниченными ресурсами может играть ведущую роль в мировой экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод учителя: японская модель экономического развития транслируется на страны АТР как пример процветания страны, не имеющей больших природных ресурсов, но сумевшей использовать другие возможности для роста и развития

Четвертый и пятый экскурсоводы рассказывают о японской модели развития экономики, сравнивают с китайской и индийской, НИС.

Какие факторы определили выбор этой модели развития экономики?

  • очень незначительные сырьевые ресурсы;
  • особенности японского менталитета;
  • незначительные затраты на вооружение после 2 мировой войны;
  • покупка лицензий, патентов для гибкого реагирования на запросы рынка товаров;
  • качество ТР страны.

Делают выводы:

  • 1 место по производству легковых автомобилей;
  • 1 место по производству морских судов;
  • 1 место по производству роботов;
  • 2 место по производству стали;
  • 2 место по производству пластмасс;
  • 2 место по производству электроники;
  • 2 место по производству научного оборудования.

Анализируют статистические материалы и составляют гистограммы «Роль Японии в мировой экономике», делают выводы.

Слайды № 19–22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайды № 23 –24

Таблицы «Роль Японии в мировой экономике».

 

 

 

 

Звучит японская музыка.

Работа с электронными таблицами (6 вариантов).

4 блок. Отраслевая и территориальная структура хозяйства. Экологические проблемы.

С японской моделью экономического развития связана отраслевая структура хозяйства, а втянутость ее в международные экономические связи определила территориальную структуру.

Японию называют страной с двумя «лицами»

Организует беседу.

По карте атласа определяют традиционные отрасли и новые, связанные с НТР.

Называют 2 черты территориальной структуры хозяйства:

  • главные промышленные районы Японии располагаются в Тихоокеанском поясе, являющимся ядром страны, но здесь острейшие экологические проблемы, экологический кризис;

  • наличие периферийной зоны, включающей торгово-лесные районы, где получили развитие заготовка древесины, животноводство, добыча полезных ископаемых, гидроэнергетика и туризм.

Делают выводы об особенностях территориальной структуры и перспективах ее изменения:

  • старые и новые отрасли, ориентация на нематериалоемкие производства, ресурсосберегающие технологии, экспортноориентированные, экологически чистые;
  • в перспективе разгрузка технополисов, освоение экологически чистой периферийной зоны.

 

5. Закрепление изученного материала

Предлагает провести практическую работу № 12.

Выполняют практическую работу на контурных картах, используя карты учебника.

Комментирование результатов работы:

  • основные торговые экспортеры – АТР;
  • основные торговые импортеры – весь мир

( о наиболее известных фирмах и продукции рассказывают учащиеся, демонстрируют продукцию).

Реклама туристского маршрута по Японии.

 

 

 

 

Слайды № 25 –28

 

Слайд № 29

6. Обобщение и систематизация

На сегодняшнем уроке мы побывали в одном из уголков нашей планеты, в котором люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни полезных ископаемых, ни земли, достигли таких экономических высот, что многие на Земле могли бы позавидовать им. Японское экономическое «чудо» произошло после 2 мировой войны, в которой страна потерпела поражение, выступив союзницей фашисткой Германии, перенесла ядерную бомбардировку и сумела перестроить свою экономику в рекордные сроки и стать страной «большой восьмерки», мировым лидером.

Экономический аналитик:

«Экономическое чудо» постепенно сошло на нет, темпы социально-экономического развития страны замедлились. Японское «экономическое чудо» сейчас называют японским парадоксом.

В чем же парадокс экономики Японии? Какие ваши варианты?

  • постиндустриальная за короткий срок;
  • крупнейший экспортер при недостатке ПР;
  • нация здоровых людей при острых экологических проблемах;
  • очень верующая нация при научных достижениях;
  • свято почитают традиции и обычаи при большой урбанизированности (76%);
  • практически единственная империя в мире.

Для возникновения парадоксальных явлений есть объективные причины и они определяют последствия. Я называю причину, а вы называете следствие.

Причины и следствия:

  • нехватка природных ресурсов – новые технологии;
  • менталитет – высокая квалификация;
  • суровая природа: землетрясения, тайфуны, цунами – трудолюбие, дисциплинированность, неприхотливость;
  • запрет на вооружение – перестройка экономики, реорганизация;
  • новые технологии – высокий уровень образования.

Слайд № 30

7. Рефлексия

Предлагает тест для проверки уровня знаний по Японии.

Выполняют тест.

Тест в тестовой оболочке.

8. Домашнее задание

Приготовить 20 вопросов для блиц-турнира по Японии.

Найти материал по японским праздникам.

Записывают д/з.  

9. Рефлексия

Предлагает провести самоанализ своей деятельности на уроке.

Проводят самоанализ и заполняют карточку «виды деятельности учащихся».  

Содержание практической работы, тест для проверки знаний о Японии и опережающее домашнее задание приведены в приложении.