Урок проводится в технологии информационного проекта с использованием элементов ЛОО на основе компьютерных программ «Карта мира», программы Мicrosoft Offise 2000.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления системы знаний и общеучебных и специальных умений по теме «Комплексная ЭГХ Японии» средствами компьютерной технологии.
Место урока в изучении темы «Региональная характеристика мира»:
Урок в теме «Зарубежная (по отношению к странам СНГ) Азия». На изучение темы отводится 7 часов. На примере Японии дается характеристика азиатско-тихоокеанской модели развития экономики в условиях рыночных отношений в сравнении с ранее изученными странами Китаем, Индией. Рассматривая особенности ЭГП и ПГП, населения, хозяйства и внешнеэкономических связей Японии на основе различных источников географической информации, в т. ч. использование сети Интернет, учащиеся должны убедиться в специфике хозяйственного уклада страны (экономического парадокса) при условии дефицита природных ресурсов.
Реализация целей урока будет достигнута на основе овладения в режиме «само» новой информацией по Японии через развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков работы с разными источниками информации, самостоятельное добывание знаний на основе использования информационных технологий в форме элементов ролевой игры и метода проектирования.
Структура урока отвечает дидактической цели, соответствует логике изучения комплексной экономико-географической характеристики страны с использованием различных источников географических знаний. Элемент новизны в использовании информационных технологий на данном уроке (компьютера, информационной сети Интернет). У учащихся должен быть сформирован опыт привлечения дополнительной информации к учебнику с помощью глобальной сети Интернет, построения диаграмм, картосхем, графиков, оформления творческих работ, написания эссе, рефератов с помощью компьютера. Структура урока построена с использованием систем развивающего обучения учащихся: введение в тему, целеполагание и мотивация, актуализация знаний, получение новой информации и первичное закрепление способов деятельности, систематизация и обобщение ЗУН, рефлексия (социальная, познавательная в форме тестирования, самоанализ способов деятельности), дача домашнего задания уровневого характера, постановка новых задач к последующему уроку.
Тип урока: изучения нового материала
Цели по содержанию:
Образовательный аспект:
- усвоить знания об основных чертах ЭГП, ПГП, населении, традициях, отраслевой и территориальной структуре, модели экономического развития;
- объяснить суть проблем использования территории, природных и сырьевых ресурсов;
- оценить природно-ресурсный потенциал для развития промышленности и сельского хозяйства, перспектив развития экономики Японии в АТР.
Развивающий аспект:
- составлять ЭГХ страны, используя разные источники информации;
- объяснять причины и следствия «японского парадокса»;
- прогнозировать развитие экономики Японии.
Воспитательный аспект:
формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к элементам живой и неживой природы как к источнику жизни, красоты, духовной культуры японского народа.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Технология: компьютерная.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, групповой.
Методы познания: компьютерное моделирование, мультимедийные демонстрации, картографический, статистический анализ, синтез, прогноз, проблемный.
Оборудование: политическая и экономическая карта Японии, атласы, флаг, японская музыка, программа Мicrosoft Offise 2000, стенд с подборкой литературы и репродукций по Японии, программа «Карта мира», программа Power Point, MS Excel, тестовая программа, материалы из Интернета по Японии, презентация по теме «Япония».
ЭГХ Японии. | Смысловые блоки: 1. «Страна восходящего солнца». 2. Особенности населения. Образ и уровень жизни японцев. 3. Японская модель развития экономики. 4. Отраслевая и территориальная структура хозяйства. 5. Пути решения экологических проблем. |
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Слайды презентации |
||
1. Оргмомент |
||||
Приветствует учащихся, предлагает занять свое место, проверить готовность к работе. |
Приветствуют учителя, готовят рабочее место к работе. |
|||
2. Целеполагание и мотивация |
||||
Вступительное слово
учителя о теме урока и форме организации работы. Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в страну, которую называют очень странно – «Страна-наоборот». И для этого есть все основания. В этой стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, спят на полу, а белый цвет является траурным. О какой стране идет речь? Да, это Япония. А понять и узнать эту своеобразную страну нам помогут экскурсоводы. Какие цели нашего урока? |
На экране монитора читают название темы и цели. |
Слайд № 1 Слайд № 2 Слайд № 3 Слайд № 4
Слайд№ 5 |
||
3. Актуализация знаний |
||||
Иносказательное наименование Японии–«Страна восходящего Солнца». |
Рассказ первого экскурсовода о
названии страны и составе территории. Вопросы экскурсовода к учащимся: Образность в названии определялась особенностями менталитета японцев, государственной символикой.
Новый день начинается раньше, чем в Европе. |
10 слайдов по Токио из программы
Мicrosoft Offise 2000 (озвученные слайды по Японии). 8 слайд Флаг Японии. На экране монитора политическая карта мира из программы «Карта мира». 1. Карта мира 2. АТР Япония |
||
4. Изучение нового материала и первичное закрепление 1 блок. «Страна восходящего солнца». |
||||
Организует беседу с элементами дискуссии. |
Рассказ второго экскурсовода
об ЭГП и ПГП Японии, влиянии ЭГП на развитие
территории, его изменение во времени. По размерам территории Япония сравнима с крупными странами Западной Европы и штатами США. Однако по составу территории и конфигурации она резко отличается от них.
Япония – страна архипелаг, расположенная на 4-х крупных островах: Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку и почти на 4-х тыс. мелких островах в Тихом океане.
Измеряют с помощью «циркуля» расстояния. Япония – древнее государство. Однако длительный период ее изоляции привел к тому, что вплоть до XX века она была как бы «спрятана» от глаз европейцев. Япония входит в «большую восьмерку», что говорит о ее экономическом развитии, но не является членом НАТО и других объединений, потому что ее удаленность затрудняет процесс интеграции. Островное положение Японии в центре АТР открывает ей возможности для участия в МГРТ.
Выводы: ЭГП Японии невыгодное из-за удаленности от многих стран мира, особенно от европейских, территориальной структуры хозяйства: тыльная и лицевая часть, но из-за усиления роли в экономике, а в дальнейшем в политике стран АТР у Японии открываются новые возможности. Со времен 2 мировой войны Япония не имеет мирного договора с Россией. Без достаточных оснований предъявляет претензии на острова Курильской гряды: Кунашир, Итуруп, Шикотан, Хабомаи.
Трудности реформируемой России: внутренняя политическая, экономическая, правовая нестабильность затрудняют инвестирование японского капитала в экономику. Проблема Курил в силу ряда обстоятельств в настоящее время не может быть решена. |
Слайд № 9
На мониторе карта мира из программы «Карта мира» Учащиеся работают с программой |
||
2 блок. Особенности населения. Образ и уровень жизни японцев. |
||||
Как вы уже знаете, Япония
замыкает «первую десятку» стран мира по
численности населения. Нам предстоит решить
вопрос: «Почему японская нация – самая здоровая
в мире? Как это явление влияет на хозяйственную
жизнь страны?»
Япония – страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с раннего детства. Японцы свято почитают старинные обряды и традиции.
Зачитывает особенности японского менталитета |
Рассказ третьего экскурсовода об особенностях населения и краткое сообщение о старинных традициях и обрядах. Я расскажу об особенностях демографической политики в Японии. Занятия по планированию семьи проводятся уже в старших классах, первая из стран Азии перешла к 1 типу воспроизводства населения Я расскажу, почему японцы живут долго.
А над чем из всего сказанного следует задуматься каждому из нас? Почему мы так не умеем жить, ведь 4 из 5 принципов зависят от нас самих. Мы прекрасно знаем, что на 50% продолжительность жизни зависит от образа жизни. Это должны понять и россияне, чтобы не происходила депопуляция в нашей стране.
Подведем итоги: зачитывает экскурсовод.
Япония не имеет текучести экономически активного населения на предприятиях. Стаж работы служащего, рабочего влияет на заработную плату, продолжительность отпуска, возможность повысить квалификацию за счет предприятия и т.п. Делают вывод: почему японская нация – самая здоровая в мире:
|
Слайд № 10
Слайды № 11, 12
Слайд №13
Слайд № 14 Слайд № 15 Слайд № 16 Слайд № 17
Слайд № 18 |
||
3 блок. Японская модель развития экономики. |
||||
Япония располагает очень незначительными сырьевыми ресурсами. На втором этапе реформирования в 70 годы был взят курс на развитие наукоемких отраслей, производящих высококачественную, успешно конкурирующую на мировом рынке продукцию. Процветание страны зависит во многом от торгового сальдо. Оно в стране активное. Это значит, что стоимость проданных на мировом рынке товаров выше стоимости импортируемых. Поэтому японские бизнесмены говорят: «Торговать или умереть» Докажите, что маленькая страна с ограниченными ресурсами может играть ведущую роль в мировой экономике.
Вывод учителя: японская модель экономического развития транслируется на страны АТР как пример процветания страны, не имеющей больших природных ресурсов, но сумевшей использовать другие возможности для роста и развития |
Четвертый и пятый экскурсоводы рассказывают о японской модели развития экономики, сравнивают с китайской и индийской, НИС.
Делают выводы:
Анализируют статистические материалы и составляют гистограммы «Роль Японии в мировой экономике», делают выводы. |
Слайды № 19–22
Слайды № 23 –24 Таблицы «Роль Японии в мировой экономике».
Звучит японская музыка. Работа с электронными таблицами (6 вариантов). |
||
4 блок. Отраслевая и территориальная структура хозяйства. Экологические проблемы. |
||||
С японской моделью экономического развития связана отраслевая структура хозяйства, а втянутость ее в международные экономические связи определила территориальную структуру. Японию называют страной с двумя «лицами» Организует беседу. |
По карте атласа определяют традиционные отрасли и новые, связанные с НТР. Называют 2 черты территориальной структуры хозяйства:
Делают выводы об особенностях территориальной структуры и перспективах ее изменения:
|
|||
5. Закрепление изученного материала |
||||
Предлагает провести практическую работу № 12. |
Выполняют практическую работу на контурных картах, используя карты учебника. Комментирование результатов работы:
( о наиболее известных фирмах и продукции рассказывают учащиеся, демонстрируют продукцию). Реклама туристского маршрута по Японии. |
Слайды № 25 –28
Слайд № 29 |
||
6. Обобщение и систематизация |
||||
На сегодняшнем уроке мы побывали в одном из уголков нашей планеты, в котором люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни полезных ископаемых, ни земли, достигли таких экономических высот, что многие на Земле могли бы позавидовать им. Японское экономическое «чудо» произошло после 2 мировой войны, в которой страна потерпела поражение, выступив союзницей фашисткой Германии, перенесла ядерную бомбардировку и сумела перестроить свою экономику в рекордные сроки и стать страной «большой восьмерки», мировым лидером. |
Экономический аналитик: «Экономическое чудо» постепенно сошло на нет, темпы социально-экономического развития страны замедлились. Японское «экономическое чудо» сейчас называют японским парадоксом.
Для возникновения парадоксальных явлений есть объективные причины и они определяют последствия. Я называю причину, а вы называете следствие. Причины и следствия:
|
Слайд № 30 |
||
7. Рефлексия |
||||
Предлагает тест для проверки уровня знаний по Японии. |
Выполняют тест. |
Тест в тестовой оболочке. | ||
8. Домашнее задание |
||||
Приготовить 20 вопросов для блиц-турнира по Японии. Найти материал по японским праздникам. |
Записывают д/з. | |||
9. Рефлексия |
||||
Предлагает провести самоанализ своей деятельности на уроке. |
Проводят самоанализ и заполняют карточку «виды деятельности учащихся». |
Содержание практической работы, тест для проверки знаний о Японии и опережающее домашнее задание приведены в приложении.