Цели:
- познакомить детей со звуками [д], [д'];
- формировать навык беглого чтения, используя слоговые таблицы;
- уделять внимание лексической работе; развивать умение анализировать слова, развивать познавательные интересы и способности учащихся.
Оборудование:
1. Игровое поле с девятью квадратиками.
2. Предметные картинки: водолаз – человек,
водолаз – собака.
3. Геометрические фигуры со слогами.
4. Загадки.
ХОД УРОКА
I. Мобилизующий этап.
На доске вычерчивается игровое поле с девятью квадратами. В каждом квадрате домике живет по одной букве. От домика, к домику прыгает зайчик наискосок через дорожку.
Учитель. С чего предлагаете начать урок обучения грамоте?
Дети. Предлагаем начать урок с упражнения на прыжки зайчика на игровом поле.
Учитель. Посмотрите на игровое поле. Определите где находится зайчик? Сформируйте задание на передвижение зайчика. Известно, что зайчик прыгнул в домик с неизвестной буквой. Узнайте, уз какого домика он прыгнул.
Дети. Зайчик прыгнул в домик с неизвестной буквой и он всегда прыгает наискосок через дорожку. Значит, он мог попасть в домик с неизвестной буквой из домика с буквой А и из домика с буквой И.
Учитель. На какие две группы можно разделить все буквы игрового поля?
Дети. Все буквы игрового поля можно разделить на гласные и согласные.
Учитель. Назовите гласные буквы на игровом поле. Какая из них лишняя? Почему?
Дети. На игровом поле гласные буквы А, О, И, У. Лишняя буква И, т.к. она обозначает мягкость предшествующего согласного, а все остальные обозначают твердость предшествующего согласного.
II. Формулирование учащихся темы и цели урока.
Учитель. Задание. Замените произнесенное мной сочетание слов на противоположное по смыслу. Выявите, с каких звуков начинаются слова в новом словосочетании, и сформулируйте тему сегодняшнего урока. Произношу сочетание слов: короткая ночь.
Дети. Противоположное сочетание длинный день. Первое слово начинается со звука [д], второе – со звука [д']. Значит, тема сегодняшнего урока – звуки [д], [д'] и буква, которая их обозначает.
Учитель. Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока.
Дети. Цель урока – познакомиться со звуками [д], [д'] и буквой, которая их обозначает, учиться читать слоги, слова с новой буквой.
III. Знакомство с новыми звуками.
Учитель показывает детям две картинки. На одной изображен водолаз – рабочий, на другой водолаз – собака.
Учитель. Ребята, внимательно посмотрите предметы, изображенные на картинках. Скажите, можно ли их назвать одним и тем же словом? Если можно, то каким?
Ответы детей.
Учитель. Произнесите слово водолаз. Определите сколько в нем слогов? (Дети произносят)
Дети. В слове водолаз 3 слога.
Учитель. Произнесите слово водолаз, выделяя первый звук во втором слоге.
Дети. Вод-д-д-олаз.
Учитель. Назовите выделенный звук.
Дети. Это звук [д].
Учитель. Произнесите звук [д] перед зеркальцем. Расскажите, как располагается органы речи при его произнесении.
Дети. При произнесении звука [д] губы не растягиваются в стороны. Верхние и нижние зубы находятся близко, но не касаются друг друга. Кончик языка упирается в небо.
Учитель. Произнесите звук [д] еще раз. Определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении, каков характер его звучания и сделайте выводы.
Дети. При произнесении звука [д] воздух проходит через горлышко, встречая преграду. Значит, он согласный. При его произнесении слышится голос и шум. Значит, он звонкий. Он произносится твердо. Значит, звук [д], твердый.
Учитель. Дайте характеристику звуку [д].
Дети. Звук [д] согласный, твердый, звонкий.
Учитель. Профессия водолаза интересная, но трудная и опасная. В воде его могут подстерегать разные опасности. Например, в водах одной из жарких стран нашему водолазу встретилось крупное хищное животное, в названии которого три слога и восемь звуков, из них два одинаковых слога. Какое это животное?
Дети. Это крокодил.
Учитель. Произнесите слово крокодил, выделяя в нем первый звук третьего слога. Назовите этот звук.
Дети. Это звук [д'].
Учитель. Произнесите звук [д'] перед зеркальцем. Скажите, чем отличается расположение видимых органов речи при его произнесении от расположения их при произнесении звука [д].
Дети. При произнесении звука [д'] средняя часть языка касается неба.
Учитель. Произнесите еще раз звук [д']. Определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении, каков характер его звучания, какой звук следует после него.
Дети: Звук [д'] согласный, звонкий, мягкий.
Учитель. Давайте представим себе, как выполняет свою работу водолаз, и составим об этом рассказ. Скажите, что делает водолаз перед началом работы?
Дети. Водолаз проверяет свое оборудование, надевает специальную одежду и акваланг.
Учитель. Что делает водолаз после этого?
Дети. После этого с берега, лодки или корабля он постепенно спускается в водоем. На дне водоема водолаз выполняет работу. Затем водолаз поднимается наверх.
Учитель. Кто сможет повторить его полностью.
IV. Физминутка.
Учитель. Если в произнесенном мною слове есть звук [д] или [д'], вы погружаетесь в воду и поднимаетесь наверх. Если в слове нет новых звуков, то вы: делаете движение головой вправо – влево, изображая разминку водолаза на берегу.
Спуск, медленно, вода, водоем, дно, рыбы, рачки, подлые, поднял, подъем.
V. Знакомство с новой буквой.
Учитель. Перед вами сейчас будут проплывать рыбки из того водоема, куда спускался наш водолаз. На боку у каждой рыбки напечатано по одной букве. Если вы эту букву знаете, то хлопаете один раз, если не знаете – два раза. Кто знает, как называется новая буква?
Дети. Это буква “дэ”
Учитель. На что похожа буква Д?
Ответы детей.
Учитель. В какой квадратик мы поместим букву Д на ленте букв?
Дети. В синий квадратик, т.к. она согласная.
VI. Чтение слогов, слов и текста с новой буквой.
Учитель. Много интересного видят водолазы под водой. Крошечная часть подводного мира отражена в этой записи. Внимательно прочитайте то, что написано.
Учитель. Назовите первое слово, которое вы прочитали, и обоснуйте свой ответ.
Дети. Первое слово медуза. Если слоги напечатаны в ромбиках. (Учитель показывает изображения названных предметов).
Учитель.Какое еще слово вы прочитали?
Дети. Бельдюга. Его слоги напечатаны в кружках.
Учитель. Назовите остальные слова.
Дети. Мидия, дюгонь.
Учитель. Что общего в данных словах?
Дети. Они обозначают названия животных, которые живут в море или океане. Во все словах есть буква Д.
Учитель. На какие две группы можно разделить эти слова?
Дети. Бельдюга и дюгонь – это рыбы. Мидия и медуза – это не рыбы.
Работа с текстом.
Учитель. Внимательно посмотрите на текст и скажите какую работу надо с ним выполнить?
Дети. Озаглавить. Вставить пропущенные буквы.
Учитель. Озаглавим одним предложением из текста.
Во...олаз – мастер на все руки. Под во...ой приходится бывать и слесарем, и монтажником, и строителем, и взрывником. Во...олаз за...елает пробоину в ...нище су...на, поможет по...нять со ...на затонувший корабль.
Учитель. Как озаглавим?
Дети. “Водолаз – мастер на все руки”
Учитель. Как поминаете данное выражение?
VII. Закрепление изученного материала.
Учитель. Я предлагаю загадку, вы ее отгадываете и слово-отгадку записываете в тетрадь, ставите ударение, делите это слово на слоги, считаете, сколько в нем гласных и согласных. (1 ученик работает на индивидуальной доске)
Белый столб стоит на крыше
И растет все выше, выше
Вот дорос он до небес –
И исчез. (Дым)
Запись в тетради:
ДЫМ – 1 слог, 2 с., 1 г.
Устный анализ: В слове ДЫМ один слог, два согласных звука, один гласный.
Звук [д] – согласный, звонкий, твердый;
Звук [ы] – гласный, ударный;
Звук [м] – согласный, звонкий, твердый.
Вот еще загадка:
Никого не обижает,
А ее все толкают. (Дверь)
Дальше проводится аналогичная работа.
VIII. Обобщение.
– С какими звуками мы познакомились на уроке?
– Назовите букву, которой обозначаются эти звуки.