Цели и задачи:
- Познакомить детей с правилами чайного этикета в России и Великобритании. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно правильно вести себя за чайным столом.
- Расширить знания детей о национальных старинных и современных традициях в России и Великобритании, уметь сопоставлять и находить сходство и различие.
- Продолжать учить детей отвечать на вопрос распространенными предложениями.
- Воспитывать вежливость, аккуратность, коммуникабельность, уважение к традициям своей и другой страны.
Материалы:
- чайный сервиз, салфетки, скатерть – игрушечные;
- чайный сервиз в русском стиле, самовар, сладости к чаю, лимон;
- чайный сервиз в английском стиле, угощение к чаю, скатерти, салфетки;
- музыкальный молоток для аукциона;
- разные сорта чая;
- мяч.
ХОД УРОКА
Под аудиозапись русской народной мелодии дети входят и садятся на стульчики, стоящие полукругом.
- Сверху пар, снизу пар,
Шипит наш русский самовар
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем:
Пряники жуем, чаем запиваем,
Всех в гости приглашаем.
- Дети, сегодня у нас гости. Они путешествуют по всем странам и изучают обычаи и традиции.
- Как вы дома встречаете гостей?
- Гостей надо поприветствовать, угостить и чем-то занять, чтобы им не было скучно. Гостей встречает хозяин словами приветствия, давайте вспомним их, поиграем в игру “Скажи приветствие”.
Дети становятся в круг, ведущий говорит любое слово приветствия и передает мяч соседу, тот говорит свое и т.д.
- Молодцы! Теперь пора подумать об угощении.
- Чаепитие на Руси – признак хорошего тона, что нам необходимо, чтобы напоить гостей чаем? (Дети отвечают).
- Конечно, вы правильно все перечислили: самовар, чайный сервиз (чайные пары), заварочный чайник, сахарница, молочник, десертные тарелки, десертные приборы, салфетки, вазочки и угощения.
- Лера, Миша, пожалуйста, накройте стол для чаепития.
Дети накрывают стол, сопровождая рассказом свои действия: вначале стелим скатерть, затем ставим заварочный чайник, сахарницу, десертные тарелки, чайные пары, чайные ложки, кладем на блюдце справа, десертные вилки слева от десертной тарелки, десертный нож справа от тарелки, кладем салфетки.
- Посмотрите на этот стол, так традиционно накрывают стол в России. Я вам расскажу, как следует вести себя за чайным столом, чтобы про вас сказали, что вы воспитанный человек.
Берете салфетку и кладете ее на колени. Хозяйка налила вам горячий чай в чашку. Вы поворачиваете чашку в блюдце ручкой влево, берете тарелку с лимоном и аккуратно, внимательно перекладываете лимон в свою чашку, затем ставите тарелку обратно. В правую руку берете чайную ложку, левой – держите чашку за ручку и выдавливаете очень аккуратно сок из лимона, затем вынимаете лимон и кладете на блюдце. Берете из сахарницы общую ложку и кладете себе сахар, а потом своей чайной ложкой его размешиваете, очень аккуратно, не допуская шума и звон. Затем вынимаете чайную ложку и кладете ее на блюдце, чашку поворачиваете ручкой вправо. Если перед вами лежат печенье, пряники, сушки, конфеты, то вы их кладете в свою десертную тарелку и лишь, затем едите. Торты, пирожные едят с помощью десертной вилки. Пальцы, губы вытираем только бумажной салфеткой.
Физминутка.
- Я приглашаю вас на игру “Давайте поздороваемся”.
Дети по сигналу начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается ему на пути. Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок – здороваемся за руку;
2 хлопка – здороваемся плечиками;
3 хлопка – здороваемся спинками.
Во время игры запрещено разговаривать.
- Присаживайтесь, теперь нам надо подумать, как мы беседой будем развлекать гостей. Мне кажется, что им будет интересно узнать о чайной церемонии в России, вы уже много знаете об этом. Именно у нас появился особый вид приглашения в гости – на чай. К чаю подавались пряники, леденцы, куличи, печенья, кренделя, мед, варенье. А после чая – танцы. Стол накрывали цветной скатертью, сервировку вы видите. И обязательно во главе стола стоит самовар. Он является символом всего веселья и создает уют. Самовар, скорее всего, придумали и собрали в Сибири, ведь там очень холодно. В Европе самовар называют главным русским изобретением, а в Германии – русской чайной машиной. Раньше самовары топили дровами и шишками, а теперь какие самовары? (Ответы детей).
- Правильно, электрические. Обратите внимание, чашки в России широкие, заварочный чайник пузатый, и роспись яркая. Кстати, пить чай с лимоном придумали именно в России. Дело в том, что в тех странах, где выращивают чай – лимоны не растут, а там, где растут лимоны (Италия, Кипр, Греция и т.д.) не выращивают чай. А у нас в Краснодарском крае растет и то, и другое. В Англии, если вы захотите чай с лимоном, вам его так и представят – “Русский чай”.
- Ребята, вы хотите побывать в английском чайном музее и узнать, как пьют чай в Англии. Я приглашаю вас.
Дети проходят в другое помещение вслед за преподавателем английского языка, где сервирован “английский чайный стол”. Звучит музыка.
- В Англии вам непременно предложат на выбор несколько сортов чая. Это первый знак уважения, ведь вкусовые пристрастия очень индивидуальны, к тому же, они очень зависят от погоды, времени дня и просто настроения. Никто не имеет права принимать за вас решения, какой именно сорт чая вам предложить. Несмотря на то, что в английских ресторанах есть подробное чайное меню, официант всегда принесет вам деревянную шкатулку с чаем. Держа ее в левой руке, правой подающей рукой открывает вам крышку. Вы должны указать рукой на сорт чая, который соответствует вашему вкусу и настроению в данный момент. Если вы не можете выбрать, добросовестный официант обязательно расскажет вам о стране, где выращен чай, особенностях характера той или иной чайной смеси.
Англичане пьют чай 6 раз в день, причем каждому времени дня соответствует свой сорт чая и свои традиции чаепития. Сами англичане шутят, что легче представить Англию без королевы, чем без чая. Вот уже более ста лет день англичанина начинается с чашечки чая “Английский завтрак”. Пьют его 2 раза в день – один раз в постели, другой – за завтраком. Привычка к “early morning cap” - ранней чашки чая до умывания и одевания – возникла из-за сырого климата Англии, знаменитой своими утренними туманами. Англичане просыпаются рано, в 6-7 часов утра и чашечка крепкого чая просто необходима, чтобы проснуться. После того, как англичанин приведет себя в порядок, он отправляется в гостиную на завтрак и выпивает еще одну чашечку чая. Второй завтрак –“lunch” - возник в эпоху правления королевы Виктории как небольшая еда. Есть время и для “ 5 o clock tea”. А чай за обильным вечерним обедом в 19-20 часов называют “high tee”, имея ввиду не количество чая, а количество еды.
- А теперь, послушайте, как правильно заваривают чай англичане и какие закуски едят. Выбранный вами чай заваривают в вашем индивидуальном заварочном чайнике, который независимо от сорта чая заваривается 3-5 минут. Вам подают молоко, сахар, лимон и отдельный чайник с кипятком. Он входит в классический чайный сервиз и предназначен для того, чтобы вы смогли разбавить заварку водой до нужного уровня крепости. Молоко обычно добавляют в крепкие утренние сорта чая. По старинной традиции нужно сначала налить в чашку молоко. Это правило появилось из-за того, что англичане боялись испортить крепким чаем белые фарфоровые чашки. Сахар стал популярен в Англии почти одновременно с чаем. В наше время подается ваза с белым рафинадом в кусочках, щипцами и чайными ложками. После размешивания чайную ложку принято вынимать из чашки и класть на поднос, но не на блюдце, т.к. англичане подносят одной рукой чашку ко рту, другой – поддерживают блюдце.
Традиционные закуски к чаю – подогретые сэндвичи, тосты, кексы. Выбор того, с чем пить чай, во многом зависит от времени дня, обстановки чаепития. Традиционный английский завтрак – овсянка, рыба или яичница с беконом. К нему обязательно подают чай.
Во время ланча меню более разнообразно. Но наиболее полно традиции английского чая раскрываются во время “5 o clock”, где сам чай играет главную роль. Правила предписывают подавать к чаю хлеб, масло, свежие маленькие огурцы и помидоры, яйца, сваренные вкрутую, миндальное печенье, клубничное варенье, пышки, желе. Но самая известная в мире закуска к послеполуденному чаю, носит имя лорда Джона Сэндвича. Именно он ввел в Англии способ приготовления бутерброда из пластин хлеба с начинкой из ветчины, сардин, шоколада. Такой бутерброд удобно подогревать.
Физминутка.
Английская игра “Кричали, шептали, молчали”. Показываю детям по очереди три разноцветные ладони – силуэты руки красного, желтого, синего цвета. Когда поднимаю красную “кричалку” – можно бегать, смеяться, петь; желтая ладонь - “шепталка” - дети тихо передвигаются и шепчутся; на сигнал молчания – синяя ладонь – дети должны замереть на месте. Заканчиваю игру “молчанием”.
- А теперь, приглашаю вас на чайный интеллектуальный аукцион. Здесь можно “купить” себе понравившийся чай, ответить на вопрос. Но правила на аукционе строгие. Если хотите ответить - поднимите руку и отвечайте только после того, как вас назовут, ответ должен быть содержательным, интересным и понятным.
Показываю детям пакетики с различными сортами чая, они выбирают их и отвечают на вопросы:
- Назовите страну, где “родился” чай? (Китай)
- Какие легенды о происхождении чая вы знаете? (Однажды китайский император пил горячую воду, вдруг в чашку упал лист и окрасил воду в золотистый цвет. Император попробовал напиток и почувствовал себя бодрым)
- Кто собирает чайные листики и почему? (Женщины, т.к. у них нежные руки, они аккуратны)
- Когда собирают чайные листики и почему? (Рано утром и вечером, т.к. чай не любит солнечные лучи и теряет свои свойства)
- Чего не переносят чайные листики, что необходимо сделать сборщице чая? (Не любят грязных рук, запахов)
- Сколько видов чая вы знаете? Назовите их. (Черный, зеленый, красный, желтый)
- В каком чае больше всего витамина С? ( В зеленом, т.к. его не высушивают при внешних температурах)
- Из какой страны, когда попал чай в Россию? (300 лет тому назад из Монголии)
- Что за история произошла, когда царю Алексею Романову подарили чай? (Царь не стал пить незнакомый напиток и его выпил придворный врач)
- Как раньше называли чай в России? ( Китайской травой)
- Какие люди раньше могли пить чай и почему? (Богатые люди, т.к. он стоил очень дорого)
- Что же пил простой народ? (Отвары из листьев смородины, шиповника)
- Назовите пословицы о чае. (“Пей чай – удовольствие получай”. “С чая лиха не бывает”. “Чай пить, не дрова рубить”)
- Без чего трудно представить чаепитие в России? (Без самовара)
- Какой чай называли “русским” и почему? ( Чай с лимоном, т. к именно в России впервые стали его класть в чай)
- Какой чай называется “английским”? (Чай с молоком)
- Что подают к чаю в России?
- Что подают к чаю в Англии?
На этом наш аукцион завершен, молодцы! Вы являетесь знатоками чая. Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)
А теперь, ребята, пойдемте мыть руки, т. к. сейчас мы будем пить чай!
Литература:
- В.Ф. Андреев “Золотая книга этикета”.
- М. Алексаненкова, Е. Лебединцева “Чайный калейдоскоп”.