Цели:
- знакомить с новым геометрическим телом – многогранником;
- учить читать чертёж, выполнять разметку;
- развивать глазомер, воспитывать культуру труда;
- учить работать в паре и группе.
Оборудование:
- таблицы “Многогранник”, “Деление на 4 равные части”;
- слова: плоские, объёмные, геометрическое тело, многогранник, многоугольник, диагональ, вдоль, поперёк;
- поделка-многогранник.
Ход урока.
I. Организационный момент. Постановка учебной цели.
Учитель: Сегодня на уроке будем делать вот такую новогоднюю игрушку (показ многогранника). А как она называется, вы узнаете, отгадав ребус.
Ч=Н | ||
много | ||
рисунок грача |
рисунок чайника |
II.
- Правила рабочего человека.
- Правила техники безопасности.
III. Предварительное планирование предстоящих трудовых действий.
Беседа.
Учитель: Наша новогодняя игрушка представляет собой геометрическую фигуру. Какая эта фигура – плоская или объемная?
Дети: Объемная.
Учитель: Все объемные фигуры по-другому можно назвать телами (геометрическими). Вот сегодня и будем изготавливать геометрическое тело, которое называется…
Дети: Многогранником.
Учитель: Почему это геометрическое тело называется многогранником?
Слушаем слово – "многогранник". Что услышали?
Дети: Много граней.
Учитель: А что из себя представляют грани?
Дети: Плоские многоугольники.
Учитель: Эти плоские многоугольники называются гранями, а их много, поэтому геометрическое тело называется многогранником.
Дети делают вывод. Многогранник – это геометрическое тело, ограниченное со всех сторон плоскими многоугольниками.
Учитель: Из какого материала сделан наш многогранник?
Дети: Из цветной бумаги.
Учитель: Сколько деталей нужно для многогранника?
Дети: Две.
Учитель: Если я сейчас разверну одну деталь, то получу вот такую развертку. Из какой геометрической фигуры можно вырезать такую развертку?
Дети: Из квадрата.
Учитель: Значит, мы можем получить наш многогранник из квадратов, при этом немного изменяя их. Что называется квадратом? Назовите его элементы.
- Чтение чертежа.
Рисунок 1
Учитель: Каких размеров нам нужен квадрат?
Дети: 160 х 160.
Учитель: Что видите?
Дети: Квадрат разделён на 16 равных квадратиков?
Учитель: Как сосчитали?
Дети: 4 х 4 = 16.
Учитель: Как разделить квадрат на 16 равных квадратиков?
Дети: На 4 равные части вдоль, на 4 части поперек.
Учитель: Назовите операции, которые будете выполнять?
Дети: Сгибать, отрезать, надрезать.
Учитель: Назовите, какие операции будете выполнять дальше?
Дети: Боковые квадратики наложить один на другой и склеить.
Учитель: Сегодня вы будете работать в паре и в группе. В паре изготавливаете многогранник, а в группе – из многогранников придумываете игрушку.
IV. Изготовление многогранника по намеченному плану.
- Разметка.
- Заготовка деталей по предварительно выполненной разметке.
- Подготовка к сборке.
- Монтаж изделия (работа в паре, группе).
V. Подведение итогов:
- Демонстрация изделия.
- Оценка работы.
Пояснение для учителей. Четыре угловых квадрата дети отрезают, посередине оставшихся сторон делают надрезы. Основание складывают по диагоналям в противоположную сторону основным сгибам. Боковые квадратики накладывают один на другой и склеивают. Получают одну деталь многогранника. Поэтому идет работа в паре. Дети склеивают вместе 2 детали многогранника. Геометрическое тело готово. Геометрический материал осваивается детьми в ходе выполнения поделки.