Многогранники на уроках трудового обучения

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • знакомить с новым геометрическим телом – многогранником;
  • учить читать чертёж, выполнять разметку;
  • развивать глазомер, воспитывать культуру труда;
  • учить работать в паре и группе.

Оборудование:

  • таблицы “Многогранник”, “Деление на 4 равные части”;
  • слова: плоские, объёмные, геометрическое тело, многогранник, многоугольник, диагональ, вдоль, поперёк;
  • поделка-многогранник.

Ход урока.

I. Организационный момент. Постановка учебной цели.

Учитель: Сегодня на уроке будем делать вот такую новогоднюю игрушку (показ многогранника). А как она называется, вы узнаете, отгадав ребус.

  Ч=Н  
много    
  рисунок
грача
рисунок
чайника

II.

  1. Правила рабочего человека.
  2. Правила техники безопасности.

III. Предварительное планирование предстоящих трудовых действий.

  1. Беседа.

Учитель: Наша новогодняя игрушка представляет собой геометрическую фигуру. Какая эта фигура – плоская или объемная?

Дети: Объемная.

Учитель: Все объемные фигуры по-другому можно назвать телами (геометрическими). Вот сегодня и будем изготавливать геометрическое тело, которое называется…

Дети: Многогранником.

Учитель: Почему это геометрическое тело называется многогранником?

Слушаем слово – "многогранник". Что услышали?

Дети: Много граней.

Учитель: А что из себя представляют грани?

Дети: Плоские многоугольники.

Учитель: Эти плоские многоугольники называются гранями, а их много, поэтому геометрическое тело называется многогранником.

Дети делают вывод. Многогранник – это геометрическое тело, ограниченное со всех сторон плоскими многоугольниками.

Учитель: Из какого материала сделан наш многогранник?

Дети: Из цветной бумаги.

Учитель: Сколько деталей нужно для многогранника?

Дети: Две.

Учитель: Если я сейчас разверну одну деталь, то получу вот такую развертку. Из какой геометрической фигуры можно вырезать такую развертку?

Дети: Из квадрата.

Учитель: Значит, мы можем получить наш многогранник из квадратов, при этом немного изменяя их. Что называется квадратом? Назовите его элементы.

  1. Чтение чертежа.

Рисунок 1

Учитель: Каких размеров нам нужен квадрат?

Дети: 160 х 160.

Учитель: Что видите?

Дети: Квадрат разделён на 16 равных квадратиков?

Учитель: Как сосчитали?

Дети: 4 х 4 = 16.

Учитель: Как разделить квадрат на 16 равных квадратиков?

Дети: На 4 равные части вдоль, на 4 части поперек.

Учитель: Назовите операции, которые будете выполнять?

Дети: Сгибать, отрезать, надрезать.

Учитель: Назовите, какие операции будете выполнять дальше?

Дети: Боковые квадратики наложить один на другой и склеить.

Учитель: Сегодня вы будете работать в паре и в группе. В паре изготавливаете многогранник, а в группе – из многогранников придумываете игрушку.

IV. Изготовление многогранника по намеченному плану.

  1. Разметка.
  2. Заготовка деталей по предварительно выполненной разметке.
  3. Подготовка к сборке.
  4. Монтаж изделия (работа в паре, группе).

V. Подведение итогов:

  1. Демонстрация изделия.
  2. Оценка работы.

Пояснение для учителей. Четыре угловых квадрата дети отрезают, посередине оставшихся сторон делают надрезы. Основание складывают по диагоналям в противоположную сторону основным сгибам. Боковые квадратики накладывают один на другой и склеивают. Получают одну деталь многогранника. Поэтому идет работа в паре. Дети склеивают вместе 2 детали многогранника. Геометрическое тело готово. Геометрический материал осваивается детьми в ходе выполнения поделки.