“Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости”.
А.С. Пушкин
Цели урока:
- Образовательная – закрепить знания учащихся о формулах сокращенного умножения, сформировать умения применять их в простых случаях и в заданиях повышенной сложности.
- Развивающая – развить умения сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, на историческом материале показать учащимся зависимость между математикой и общекультурными устремлениями человечества.
- Воспитательная – воспитать ответственное, творческое отношение у учебному труду.
Тип урока: комбинированный
Оборудование.
Видеомагнитофон, тетради по алгебре с печатной основой, кодоскоп.
Используемая литература.
- Алгебра. Учебник для 7 класса под редакцией Теляковского. М., “Просвещение”, 1991.
- Н.П. Кострикина. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 класс. М., “Просвещение”, 1991.
- И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. За страницами учебника математики. М., “Просвещение”, 1989.
План урока.
Постановка цели урока – 1 мин.
Повторение формул сокращенного умножения – 3 мин.
Закрепление материала – 6 мин.
Письменная проверочная работа – 5 мин.
Проверка результатов письменной работы – 3 мин.
Работа с видеоматериалами – 12 мин.
Решение заданий повышенной сложности - 14 мин.
Подведение итогов урока – 1 мин.
ХОД УРОКА
1. Постановка цели урока.
2. Повторение формул сокращенного умножения.
(а ± b)2 = a2 ±2ab +b2
a2 – b2 = (a - b)(a + b)
(a ± b)3 = a3 ± 3a2b + 3ab2 ± b3
a3 ± b3 =(a ± b)( a2 ± ab + b2)
(a +b +c)2 = a2 + b2 + c2 + 2ab + 2bc + 2ac
3. Работа с тетрадями с печатной основой (один из учащихся комментирует решение, другие записывают решение примера в тетради):
Заполните пропущенные места:
1) a4 -8 a2 +16 = ( ____)__
2) - 12ab -3 a2 - 12 b2 =__•(_____)=___•(____)___
3) 25a6 + ____+ 9 b2 = (5 a3 +3b)2
4) 16 - 8 a2 b2 + _____= (4 - a2 b2)2
5) (2a - ___)3 = 8 a3 - 12 a2b + 6a b2 - b3
6) (3b + 2a)3 = 27 b3 + _____+_____+ 8 a3
7) 125 + ____+ 15a2 +_____= (5 +a)3
8) (3m - ___)· (____+3m) = 9m2– 4n2
9) (a2 +____)· (____- b3) = a4 – b6
10) _____- 0,09b4 = (1,2 a2 – 0,3 b2)( 1,2 a2 + 0,3 b2)
4. Письменная проверочная работа:
Вариант 1 | Вариант 2 |
1) 2x2 – 4x +2 =__•(_____)=___•(____)___ | 1) -5a2 -10ab -5 b2 =__•(_____)=___•(____)___ |
2) -3x2 +12x – 12 =__•(_____)=___•(____)___ | 2) –a2 +10ab – 25b2=__•(_____)=___•(____)___ |
3) (2a +___)(2a - ___) = 4a2 – b2 | 3) ( ___ - 3x)( ___+ 3x)= 16y2 – 9x2 |
4) (5x + ___)(5x - ___) = 25x2 – 0,16y4 | 4) 100m4 – 4n6= (10m2 - ___)(___ + 10m2) |
5. Проверка результатов письменной работы (включить кодоскоп, записи с решением примеров спроецировать на экран, прокомментировать, при необходимости обсудить решение примеров).
Ответ.
Вариант 1 | Вариант 2 |
1) 2x2 – 4x +2= 2•(x2-2x+1)=2•(x-1)2 | 1) -5a2 -10ab -5 b2 =-5•(a2+2ab+b2)=-5•(a+b)2 |
2) -3x2 +12x – 12 =-3•(x2-4x+4)=-3•(x-2)2 | 2) –a2 +10ab – 25b2=-(a2-10ab+25b2)=-(a-5b)2 |
3) (2a +b)(2a - b) = 4a2 – b2 | 3) ( 4y - 3x)( 4y+ 3x)= 16y2 – 9x2 |
4) (5x + 0,4y2)(5x – 0,4y2) = 25x2 – 0,16y4 | 4) 100m4 – 4n6= (10m2 – 2n3)(2n3 + 10m2) |
6. Работа с видеоматериалами.
1 видеосюжет. Некоторые правила сокращенного умножения были известны еще около 4 тысяч лет тому назад. Их знали вавилоняне и другие народы древности. Но в то время они формулировались словесно или геометрически. У древних греков величины обозначались не числами или буквами, а отрезками прямых. Они говорили не “а2”, а “квадрат на отрезке а”, не “ab”, а “прямоугольник, заключенный между отрезками a и b”. Правило, сформулированное во второй книге “Начал” Евклида в III веке до нашей эры, звучало так: “Если прямая линия как-либо рассечена, то квадрат на всей прямой равен квадратам на отрезках вместе с дважды взятым прямоугольником, заключенным между отрезками”.
Запишите это правило формулой и докажите ее, исходя из геометрических соображений (рис.1).
Ответ. Если прямая линия (имеется в виду отрезок) рассечена на 2 отрезка а и b, то квадрат на всей прямой, т.е. (а + b)2 равен квадратам на отрезках вместе с дважды взятым прямоугольником, заключенным между отрезками а и b, т.е. равен а2 + b2 + 2ab.
Значит, (а + b)2 = a2 +2ab +b2
Действительно, площадь квадрата со стороной (а + b) равна сумме площадей квадрата со стороной а, квадрата со стороной b и 2х прямоугольников с длиной а и шириной b.
2 видеосюжет. Много полезного узнали греческие ученые у вавилонян. Но история математики сложилась так, что эти открытия стали потом приписывать грекам. Например, одно из самых замечательных утверждений во всей геометрии до сих пор называют именем греческого математика – теоремой Пифагора. Оно формулировалось так: “Для любого прямоугольного треугольника площадь квадрата, построенного на гипотенузе, равна сумме площадей квадратов, построенных на катетах” (рис.2). Многое из Вавилона ушло потом в другие восточные страны, в том числе в Индию. И в одной из древних индийских рукописей сохранился чертеж, взглянув на который можно убедиться в справедливости теоремы Пифагора. Докажите, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов, т.е. с2 = а2 + b2, используя данный рисунок и формулу сокращенного умножения.
Ответ. Действительно, по рисунку видно, что (а + b)2 = с2 + 4S
a2 +2ab +b2 = с2 + 4
a2 +2ab +b2 = с2 + 2ab
с2 = а2 + b2 (рис.3)
Почему это утверждение очень важно? Потому что с его помощью можно вычислить длины наклонных. Чтобы найти расстояние от вершины шеста до конца его тени, не надо натягивать веревку. Достаточно измерить длину шеста и длину тени. Если взять веревку длиной в 12 локтей и завязать на ней узлы, разбивающие ее на 12 равных частей, то с помощью такой веревки можно построить прямой угол, натянув ее на 3 колышка. Считают, что так строили прямые углы египтяне, а треугольник со сторонами 3, 4, 5 называют египетский (рис.4).
Ну, а что Пифагор? Неужели его слава незаслуженна? Наверно, это не так. Скорее всего, ему первому удалось доказать эту теорему, опираясь не на рисунок, а на рассуждения.
7. Решение заданий повышенной сложности.
1) Представьте выражение 24xy в виде разности квадратов двух многочленов.
Решение. 24xy = 12xy + 12 xy = 2x·6y + 2x·6y = (x +6y)2 – (x – 6y)2
или 24xy = 2•6x•y + 2•6x•y = (6x + y)2 – (6x – y)2
или 24xy = 2•xy•6 + 2•xy•6 = (xy + 6)2 – (xy – 6)2
2) Представьте выражение 2а(а2 + 3b2) в виде суммы кубов двух многочленов.
Решение. 2а(а2 + 3b2) = 2a3 + 6ab2 = a3 + 3ab2 + a3 + 3ab2 = a3 + 3a2b + 3ab2 + b3 + a3 - 3a2b + 3ab2 - b3 = (a + b)3 + (a - b)3;
3) Представьте выражение 2b(3a2 + b2) в виде разности кубов двух многочленов.
Решение. 2b(3a2 + b2)= 6a2b + 2b3 = b3 + 3a2b + b3 + 3a2b = b3 + 3a2b + 3ab2 + a3 – (a3 + 3ab2 - 3a2b - b3) = (a + b)3 – (a - b)3.
8. Подведение итогов урока.