Цели и задачи урока:
- обобщить и систематизировать знания по предмету, формировать системно-информационный подход к анализу окружающего мира.
- повторить пройденный материал и способствовать раскрытию способностей воспитанников в усвоении материала сверх школьной программы.
- развивать теоретическое мышление, умение действовать самостоятельно и работать в группе, взаимовыручку и сотрудничество, терпение по отношению к слабому ученику;
- необычной формой урока продолжить формирование положительных мотиваций к учебе и повысить рост интереса к знаниям; создать эмоциональные условия для самоутверждения личности и веры в свои собственные силы.
Подготовительный этап
- Класс разбивается на команды по пять человек. Назначаются капитаны из более сильных учеников. Помощники учителя выбираются из старшеклассников – магистры (2-3 человека).
- Оформление класса, медали “юным физикам”, как отличительный знак и как памятный символ об уроке.
- В отдельном конверте собраны задания этапа “Сообразилки”, круги красного и синего цвета, фломастеры, ручки, черновики (по количеству команд), ромашка для 6 этапа.
Оборудование: фломастеры (4 цвета), мензурка, весы, линейка, термометр, динамометр, часы песочные, стакан, трубка стеклянная, пробирка, предметное стекло, колба, листы чистой бумаги, стаканы (4 шт), шарики пластмассовые, “Ум”-ы..
Образец “Ум”-а.
Ход урока
Урок начинается с представления и приветствия команд, знакомства с магистрами – учащимися 11-го класса.
Учитель. Сегодня наш урок мы назвали “Посвящение в юные физики”. И проведут его магистры физических наук. Это звание они получили за неиссякаемый интерес к познаниям и, конечно же, за свое усердие в постижении столь трудной науки – физики. Это сейчас они магистры, а когда-то они тоже были юными. А вы, ребята, достойны звания юных физиков?
Так устроен мир друзья,
Что без знаний жить нельзя!…
Знание физики жить помогает,
Она как друг, и зовет, и ведет,
Кто основательно физику узнает,
Тот никогда и нигде не пропадет.
Звание “физики” носить Вы хотите?
Эй, мудрецы, скорее вы их посвятите…
Посвящение …декабрь, 2003 г.
1 этап. “Узнай явление”
По картинкам узнать явление (1 балл) и объяснить его (3 балла) – 5-8 мин.
В перерывах между демонстрациями заслушиваются ответы каждой команды и по количеству заработанных баллов получают “Ум”-ы – денежный эквивалент.
2 этап. “Веришь – не веришь”
(за правильный ответ – 1 балл) – 5 мин.Магистр зачитывает утверждения, если команда согласна, то поднимает круг красного цвета, если нет – синего. Помощники следят за ответами и раздают “Ум”-ы.
- Динамометр – прибор для измерения силы.
- Миллиметр – сотая часть метра.
- Атом – мельчайшая химически неделимая частица вещества.
- Инерция – явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел
- Линейка – прибор для измерения объема жидкости.
- Измерительный цилиндр называется мензуркой.
- Единица измерения плотности – м3.
- Роса – вид осадков, приводящих к потеплению.
- Париж – город Франции, и здесь хранится эталон килограмма.
- Прибор для измерения атмосферного давления – Барометр
- Скорость – величина, указывающая, какой путь проходит тело за единицу времени.
- Явление самопроизвольного проникновения молекул одного вещества между молекулами другого называется растворением
- Газ – вещество, сохраняющее и форму, и объем.
- М.В. Ломоносов – впервые разработал атомно-молекулярное учение.
- Конденсация – процесс перехода из парообразного состояния в жидкое
- Сила – физическая величина, которая измеряется в ньютонах
- Солнце – источник жизни на Земле.
- Первый человек, вышедший в открытый космос. – Ю.А. Гагарин
- Самое твердое вещество. – Алмаз.
- Сила тяжести – причина уменьшения скорости тела.
3 этап. Найди правильную дорогу (5 мин).
Команды получают одинаковые карточки. Стрелками необходимо соединить обозначение физической величины с её единицей и названием. (5 баллов).
S | Н/кг | Сила | ||
V | м | Скорость | ||
S | с | Высота | ||
t | Н | Путь | ||
U | м3 | Масса | ||
F | кг | Время | ||
m | м/с | Объем | ||
h | м2 | Сила, с которой Земля притягивает тело массой 1 кг | ||
g | м | Площадь | ||
4 этап. “Найди общее” (2 мин.)
На столе предметы сложены в две кучки. Найдите общий признак для каждой кучки. (2 балла)
- Мензурка, весы, линейка, термометр, динамометр, часы песочные
- Стакан, трубка стеклянная, пробирка, предметное стекло, колба.
(1. Измерительные приборы, 2. Вещество – стекло).
5 этап. Экспериментальные задания “Сообразилки” (15 мин.)
Всем командам дается по 4 одинаковых задания. Каждая должна найти как можно больше решений и при проверке продемонстрировать их. За каждое правильное решение даются “Ум”-ы, оговоренные в условии задачи.
- Используя данное оборудование, установите
стакан с водой на столе так, чтобы он был
приподнят над крышкой стола ровно на 1 см (5
баллов).
Оборудование: стакан с водой, чистый листок бумаги из школьной тетрадки в клеточку. - Используя данное оборудование, поместите
монету в стакан, не трогая ее руками (3 балла).
Оборудование: стакан, картонка размером с открытку, монета. - Используя данное оборудование, поместите
шарик в стаканчик, не трогая его руками, не
подкатывая к краю стола, не наклоняя стол, не
пользуясь посторонними предметами, не дуя на
него и т. д. (3 балла).
Оборудование: пластмассовый шарик, стакан. - В стеклянном сосуде, наполненном водой, плавает
картофелина, целиком погружённая в воду.
Используя данное оборудование, не
касаясь руками картофелины, сделайте так, чтобы
она всплыла.
Оборудование: стакан с водой, картофель, соль.
Варианты решения
1.
- Листок сгибают гармошкой с шириной ребра 2 клеточки (1 см).
- От листа аккуратно отрывают полоску шириной 2 клеточки и скручивают в рулончик. Три рулончика ставят на торцы, а на них – стакан с водой.
- От листа аккуратно отрывают полоску шириной 2 клеточки и делают из нее кольцо. На кольцо ставят стакан. Диаметр кольца подбирают экспериментально.
2. Резким щелчком по картонке, выбить ее из-под монеты. По инерции монета окажется в стакане.
3.
- Шарик “зачерпывают” резким движением, держа стакан за дно.
- Накрывают шарик стаканчиком, приводят стаканчик в быстрое вращательное движение, а затем резко перевертывают.
4. Насыпьте в сосуд соль. Выталкивающая сила, действующая на картофелину, увеличится.
Если осталось время, то каждой команде дается право вытянуть вопрос из “ромашки”. Вопросы взяты из книги “нешкольные задачи по физике” Бориса Заходера.
6 этап. “Нешкольные задачи по физике” (3 мин.)
- Кто из учителей: химик, математик, историк, биолог или физик – стоя осенью под яблоней, быстрее догадается, почему его так часто стукает по голове?
- В каком состоянии окажется шоколадка после того, как жадная девушка, чтобы не делиться с подругами, спрячет ее за пазухой?
- Прилипнут ли друг к другу мамин и папин паспорта, если папин паспорт смочить водой, а мамин паспорт окунуть в подсолнечное масло?
- Какое физическое тело не имеет ни формы, ни объема?
- Петя выдвинул гипотезу, что все его одноклассницы состоят из мельчайших частиц, хотя и кажутся, на первый взгляд, сплошными. Верна ли эта гипотеза?
- Что мешает семикласснику Васе, пойманному директором школы на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида?
- Вовочка стащил в школе кусочек мела, принес домой, бросил в стакан с водой и дедушкиными зубами. Из мела побежали маленькие пузырьки. Откуда они взялись и чего испугались?
- Петя ехал к бабушке на электричке, и всю дорогу над ним издевались какие-то два неведомые ему явления. Одно при каждой остановке толкало Петю вперед, а другое, когда вагон трогался — дергало назад. Что это за хулиганские явления, и может ли транспортная милиция с ними справиться?
- Если схватить Петю и резко встряхнуть — из карманов у него вылетят гвозди, ножик, рогатка, камешки, пробки, кусочки свинца и сто сорок четыре рубля мелочью. В чем причина такого удивительного явления природы?
Ответы
- Конечно, физик!
- Шоколадка окажется в ужасном состоянии. Она растает и станет жидкой.
- Не прилипнут. Когда вы окунете мамин паспорт в масло, он станет жирным, а вода отказывается смачивать жирные поверхности. Впрочем, жир к воде и сам не пристает.
- Нет, не воздух. Воздух – вещество. Физических тел без формы и объема не бывает и быть не может. Если что-то не имеет формы и объема – оно не физическое тело, а черт знает что.
- Верна. Не только сами одноклассницы, но даже их бантики тоже состоят из очень маленьких симпатичных частичек.
- Взаимное притяжение молекул семиклассника мешает им рассыпаться, а семикласснику – скрыться от директора.
- Мел не сплошной – между частицами мела прячется воздух. В стакане вода вытесняет воздух, и пузырьки выныривают. А дедушкины зубы тут ни при чем – пузырьки зубов не боятся.
- Над Петей глумились инерция движения и инерция покоя. С этими двумя явлениями не то что милиция, с ними никакие сухопутно-воздушно-морские вооруженные до зубов силы не справятся.
- Инерция — вот причина, по которой гвозди и прочая ерунда вылетает из карманов встряхнутого Пети.
Подведение итогов (5 мин.)
Магистры. Сегодня на уроке мы убедились в том, что вы эрудированны, любознательны, смекалисты, хотя и не всё знающие. У вас есть прекрасная возможность познать законы природы и стать магистрами как мы. Вы достойны звания “Юных физиков”.
Клятва юных физиков
Клянусь я Галилеем и Ньютоном
Всегда урок по физике учить
И быть в учении упорным.
Клянусь!
Клянусь законом Бойля-Мариотта,
С азартом сложные вопросы раскрывать
И буду свой велосипед изобретать.
Клянусь!
Клянусь я гравитацией земною
Достичь того, чего не знал,
И до всего дойти умом. Клянусь!Клятва учителя
Я клянусь их обучать,
И быть сим отрокам я как родная мать,
Искать ответы на вопросы буду помогать,
И двойками не буду засыпать...
Любовь к науке в них я заложу,
И в жизнь их мудрецами отпущу...
Клянусь!
Всем членам команды, получившей наибольшее количество “Ум”-ов, а также активные учащиеся, получившие “наибольшую симпатию” магистров, в журнал выставляются пятерки.
Литература
- В.И. Елькин, Н.И. Будина. “Юный физик” Физика № 45/ 98
- Дженис Ван Клив. 200 экспериментов. М: “Издательство “АСТ-ПРЕСС”, 1993