Интегрированный урок по литературе, музыке и истории

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • раскрыть идею и смысл произведения К. Рылеева;
  • продолжить работу с литературоведческими терминами;
  • донести идею литературного произведения через введение в мир музыки и истории в одном временном отрезке;
  • формировать коммуникативные навыки;
  • продолжить работу патриотическому воспитанию через восприятие художественных и музыкальных произведений;
  • воспитание человеческих качеств, присущих истинному русскому герою;

Оборудование:

  • таблицы (см. в конспекте);
  • портреты: М. Глинки, К. Рылеева;
  • aонограмма М. Глинка. “Эпилог. Иван Сусанин”;
  • карточки для словарной работы (см. конспект).

ХОД УРОКА

“За отчизну не жаль и жизни отдать…”

К. Ф.Рылеев. Иван Сусанин.

I. Организационный момент.

II. Словарная работа.

– Прочитайте эпиграф урока. Его смысл нами должен быть раскрыт к концу урока. Прочитайте слова, напечатанные на карточках. Объясните, в каком произведении Вы их встречали, и, что они обозначают?

Михаил
сарматы, лях
жупан
окольной тропой
дебристая стена
захолустье
сокольи очи
лучина

–Что обозначает слово дума? (Дума – поэтическое произведение с размышлением о ком-либо или о чём-либо.)

III. Сообщение темы и цели урока.

IV. Актуализация полученных знаний.

– Когда происходили события, описанные в “думе”? (1613 г.)

– Какие это были времена. Охарактеризуйте с точки зрения исторической эпохи.

(“Несите жемчуг, серебро,
Несите всё своё добро.
Всё, что копили много лет!
У кого богатства нет –
Отчизну, родину любя,
Нательный крест сними с себя!”

Н. Кончаловская

1913 г. Москва избрала нового царя – Михаила Фёдоровича Романова. Польские и шведские короли вторглись в России. Под руководством Минина и Пожарского создаются большие войска народного ополчения. Проявил себя в этой схватке Минин. Он во главе конных воинов переправился через Москву – реку и нанес неожиданный удар по врагу. Затем в бой вступили основные силы ополчения под командованием Пожарского. Поляки дрогнули и побежали. Москва была освобождена.)

ИСТОРИЯ

ИЛЛЮСТРАЦИЯ ПАМЯТНИКА МИНИНУ И ПОЖАРСКОМУ В МОСКВЕ

– Расскажите кратко содержание “Думы”. (Польские войска были уже изгнаны из Москвы, но отдельные их отряды ещё бродили по стране. Один из таких отрядов забрёл в село Домнино, где жил Иван Сусанин. Он согласился стать проводником и завёл отряд поляков в непроходимые дебри и болота и сам вместе с ними погиб)

V. Работа с произведением по учебнику.

– Прочитайте, описание главного героя. Чем насыщено произведение? (Диалогами) Как Вы думаете, почему?

– Кто и кем ведёт диалог. Прочитайте.

Работа по обучению выразительному чтению диалогов в зависимости от присутствия героев произведения. Диалог с сыном – мягко, любя, строго. С врагами – спокойно, уверенно.

ЛИТЕРАТУРА

– Можно ли назвать Ивана Сусанина русским героем? Почему? Докажите.

– Кто автор литературного произведения? Что Вы о нём знаете?

– С какой целью была написано автором произведение?

ПОРТРЕТ

ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

VI. Знакомство с музыкальным произведением

Продолжает урок учитель музыки.

– Подвиг и “Дума” К. Рылеева вдохновили М.И. Глинку на написание музыкального произведения – оперы “Иван Сусанин”.

– Что такое опера? (Вид музыкально-театрального искусства, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра)

Ученик дает краткую справку о биографии М. Глинки.

– Опера состоит из четырёх действий и эпилога. Опера “Иван Сусанин” – произведение реалистическое, правдиво – искреннее, повествующая об истинных событиях. Музыка оперы национально-песенна. Опера до 30 гг. XX века называлась “Жизнь за царя” (вывешивается афиша).

Дети слушают “Эпилог”.

– Как вы думаете, кого славит народ в эпилоге? Почему?

– Какие мысли родились, когда вы слушали музыкальное произведение?

МУЗЫКАЛЬНАЯ ОПЕРА ГЛИНКА

VII. Итог урока.

– Что объединяет авторов музыкального и литературного произведения?

– Объясните смысл эпиграфа нашего урока.

– Как он связан с изучаемыми нами произведениями?

– С какой целью эти произведения были написаны и предложены вам для изучения в школе?

VIII. Домашнее задание (по желанию).

  • Выучить отрывок.
  • Выразительное чтение.
  • Сделать рисунок к отрывку.
  • Подобрать пословицы, отражающие главную идею произведения.