Качество опытно-экспериментальной и исследовательской работы ДОУ: управленческий аспект

Разделы: Работа с дошкольниками, Администрирование школы


Остановлюсь на вопросе контроля над качеством образования.

Управление качеством образования делится на подразделы:

1. Управление образованием по выполнению Государственного стандарта.

2. Управление образованием по завышению стандарта образования (т.е. в инновационной деятельности).

Но подходы и принципы контроля по этим разделам одинаковы.

Контроль включает в себя:

  • получение информации;
  • обработка;
  • упорядочение поступающей информации;
  • ее анализ;
  • оценка.

Ведущие методы контроля:

1. Наблюдение за деятельностью воспитателей:

  • посещение и анализ учебных занятий;
  • посещение и анализ режимных процессов;
  • посещение и анализ кружков, секций.

2. Изучение и анализ документации.

3. Беседы с воспитателями по итогам работы и анализ результатов, полученных в результате собеседования.

4. Беседа с родителями и анализ полученной информации.

5. Беседа с детьми и анализ полученной информации.

6. Анкетирование и анализ полученных результатов анкетирования.

7. Контрольные срезы и анализ их результатов.

Отсюда следует, что анализ - основной метод контроля.

Итак, качество образования зависит от того, насколько выполняются некоторые из следующих принципов, на которых выстраивается вся деятельность ДОУ:

1. Комплексности (анализ + качественные условия + организация процесса + результат).

2. Объективности (все, что можно измерить, должно быть объективно измерено).

3. Преемственности (соответствие качества для различных уровней, реализуемых программ).

4. Перспективности (направленность на решение актуальных задач развития образования).

5. Тотальности (вовлечения всех).

6. Оптимальности (необходимости, достаточности затрачиваемых усилий, средств и времени).

7. Рефлективности (самооценка, самоанализ, самоконтроль).

Поэтому задача управленца создать условия для реализации этих принципов, посмотреть, насколько они реализуются, посмотреть какую корректировку нужно внести в деятельность ДОУ.

И если эти принципы будут реализованы, то можно говорить, что положительного результата вы достигнете.

Качество образования отслеживается на федеральном уровне, на областном, на субрегиональном - это наше ОДОУ и внутри ДОУ. Внутри образовательного учреждения необходимо:

  • Достижение поставленных образовательных целей.
  • Выполнение требований Государственного образовательного стандарта.
  • Реализация индивидуальных возможностей.
  • Удовлетворение образовательных запросов детей и родителей.

Если эти результаты получены, то мы говорим, что качество образования, которое мы для себя планируем, достигнуто.

Деятельность ДОУ по управлению качеством образования делится на три подгруппы:

  • По созданию условий.
  • По организации образовательного процесса.
  • По организации взаимодействия ребенка и взрослого.

Так вот, для того, чтобы достигнуть высокого качества образования, вы свой контроль должны осуществлять по этим параметрам, которые прописаны в каждом столбике:

I. По созданию условий.

  • Проведение проблемного анализа состояния образовательного процесса.
  • Определение цели деятельности ДОУ, цели по каждому разделу образовательной области, разработка программ (проектов) деятельности по достижению поставленной цели.
  • Разработка учебного плана, образовательных программ, согласование единых требований к оценке достижений детей по разделам образовательных областей.
  • Разработка системы текущей и итоговой диагностики хода и результата образовательного процесса.
  • Организация внутри садовой системы педагогического контроля и руководства по управлению качеством образования.
  • Разработка системы стимулирования качества образования на всех уровнях ребенок - педагог - руководитель.
  • Организация системы сбора информационных потоков, обработка и анализ информации, принятие на их основе управленческих решений.
  • Регулярное соотнесение достигнутого уровня качества образования своего ДОУ с достижениями других ДОУ района, города, области.
  • Анализ удовлетворенности качеством образования детей, родителями дошкольных учреждений других типов, предприятий, социума.
  • Рейтинг ДОУ органами управления образования.

II. По организации образовательного процесса.

  • Определение мотивов и учет интересов детей к обучению.
  • Реализация программы с учетом приоритетности реализации ГОСов.
  • Осуществление постоянной рефлексии педагогической деятельности по схеме: результат - процесс - условия.
  • Стимулирование учения.
  • Использование средств объективной диагностики обученности.
  • Реализация разно уровненного обучения с учетом способностей и здоровья детей (нормирование учебной нагрузки).

III. Организация взаимодействия ребенок - педагог.

  • Выполнение стандартов образования.
  • Уровень учебных достижений детей в соответствии с программой.
  • Результаты диагностики детей.
  • Уровень воспитанности.
  • Уровень развития ребенка.

Это мы говорили об общих подходах к управлению качеством образования.

Но поскольку мы работаем в режиме эксперимента, то в основе лежит и отслеживание вот этих параметров, поскольку это стандарт, это норма, это наша деятельность по закону. Но и в соответствии с нашей концепцией и планом экспериментальной работы мы отслеживаем результативность внутри.

Мы можем перевести педагогов на самоконтроль в инновационной деятельности, и они дают анализ вот по этим вопросам.

Вопросник для ежегодного анализа и отчета педагогов ДОУ,
работающих в инновационном режиме

1. Выполнение стандарта образования детей вашей группы (показатели ЗУНов по разделам в % отношении).

2. Перечень задач, завышающих стандарт образования детей в вашей группе и показатели их усвоения дошкольниками (в % отношении).

3. Влияние инновационной работы на развитие личности ребенка (интеллектуально-личностное, социально-личностное, морально-нравственное, физическое, художественно-эстетическое и прочее).

4. Влияние инновационной работы на здоровье детей: физическое, психическое.

5. Методическое обеспечение инновационной работы (положительное, отрицательное).

6. Необходимая методическая помощь (заявка).

7. Работа с родителями, их оценка инновационной деятельности педагога (формы, методы, виды работы).

8. Что положительного и отрицательного в инновационной деятельности вашей группы произошло за год?

9. Что вы считаете необходимым изменить в плане ведения и содержания инновационной работы?

10. Наиболее активно употребляемые Вами формы и методы работы с детьми. Какие из них на ваш взгляд наиболее эффективны?

11. Виды и формы индивидуализации инновационного педагогического процесса.

12. Варианты интеграции предметов и методов работы с детьми.

13. Эмоциональное состояние детей на занятиях.

14. Доступность инновационного содержания образования детям.

15. Критерии эффективности Вашей работы.

Вопросник для ежегодного анализа и отчета старшего воспитателя,
работающего в инновационном режиме.

1. Направление инновационной работы ДОУ, группы детей, педагоги. Цели и задачи инновационной работы за учебный год.

2. Общие показатели детьми ДОУ:

  • стандарта образования,
  • нового содержания образования.

3. Ведущие виды, формы, методы работы с детьми в ДОУ; оценка их эффективности.

4. Оценка деятельности педагогов (по группам, общая по ДОУ), работающих в инновационном режиме.

5. Взаимодействие ДОУ и родителей, общественных организаций; их оценка деятельности ДОУ за прошедший учебный год.

6. Система непрерывного образования педагогов ДОУ, работающих в инновационном режиме.

7. Методическое обеспечение инновационного процесса; потребности педагогов в укреплении учебно-методической базы.

8. Уровень профессиональной подготовки педагогов ДОУ для работы:

  • по стандарту образования;
  • по завышению стандарта образования.

9. Сводная заявка на оказание методической помощи педагогам на следующий учебный год работы:

  • по стандарту образования;
  • по завышению стандарта образования.

Мы требуем контроля за деятельностью воспитателя со стороны воспитателя-методиста, который отчитывается перед руководителем ДОУ. Потом я сама составляю анализ выполнения.

Потом я вам хочу напомнить, что есть ряд вопросов, которые требуют постоянного контроля за учебно-воспитательным процессом.

Вопросы, которые требуют контроля не реже 1 раза в 3 месяца.

Вопросы, которые требуют контроля не реже 1 раза в месяц.

В соответствии с этим составляется циклограмма работы в/м и заведующей.

Это Вам хорошо известно. Поэтому я подробно на этом не останавливаюсь.

Любой контроль требует дифференцированного похода. Например, по формам:

  • Самоконтроль.
  • Взаимопосещаемость.
  • Делегирование прав, какой-либо группе педагогов.
  • Или сами смотрим педагога.

По срокам:

  • 2 недели - фронтальный.
  • 1 неделя - тематический.

По набору мероприятий в течение года:

Например, допустим контроль за качеством художественно-эстетического развития детей через изобразительную деятельность на занятии.

Мы смотрим занятия:

Через 2 месяца творческий отчет педагога на педагогическом совете.

Через 1 месяц выставка детских работ для родителей. Через 1 месяц День открытых дверей.

Через 1 месяц Конкурс детского рисунка на асфальте. Затем педагог дает самоанализ результативности своей работы.

Воспитатель-методист диагностическую карту о выполнении Госстандарта и инновационного содержания.

И у нас получается набор материалов, который позволяет сделать вывод.

Это очень интересная форма, которая не часто применяется в детских садах, но она очень эффективна. Мы не долбим воспитателя в течение 1-2 недель, а набираем материал по совокупности мероприятий в течение года.

Теперь я считаю, что очень важен контроль не ради контроля, а ради повышения профессионального мастерства педагогов ведется в образовательном учреждении, и поэтому выводы мы сразу как бы и не делаем.

Есть план контроля, расписаны методы, при помощи которых будет проводиться контроль. Воспитатель-методист готовит педагогов, контроль, которых мы будем проводить. Мы с группой людей проводим этот контроль, получаем какие-то результаты, эти результаты обсуждаем вместе с педагогом и воспитателем-методистом. Если видим какие-то проблемы, то воспитатель-методист составляет план методической работы по корректировке деятельности этого педагога, по исправлению недостатков, по плану отводится какой-то срок, например, 1 месяц. Через 1 месяц идем снова к этому педагогу и смотрим, исправил он эти недостатки или нет. Вот этот заключительный этап контроля, после корректировки деятельности педагога и будет итогом контроля.

Это новый подход к организации проведения контроля, который делается ради повышения профмастерства педагога.

Поскольку мы работаем в образовательном учреждении, которое занимается экспериментальной работой, а это значит новое содержание образования, а это значит, что возможны для детей различного рода перегрузки, поэтому для нас очень важно сохранение психофизического здоровья детей.

Поэтому ведем контроль за качеством здоровья ребенка.

Как вести и при помощи каких методов, на сегодня имеются различные методики. Третьяков предлагает сравнивать уровень заболеваемости детей до начала эксперимента и во время эксперимента.

Как организована профилактика.

Уровень острой заболеваемости и какие произошли изменения за 2-3 года.

Процент часто болеющих детей по группам.

Процент детей функционально не зрелых к обучению в школе.

Процент распределения детей на занятиях физкультурой по состоянию здоровья. Как организована с ними работа.

Количество детей с хроническими заболеваниями. И какая ведется с ними работа.

Число детей нуждающихся в оздоровительных мероприятиях и каких? Что делается.

Как отражается на состоянии здоровья нововведение. Что нудно видоизменить.

Процент травматизма.

Пока ведется экспериментальная работа, здоровье ребенка является приоритетом для нас и мы не столько организуем контроль за реализацией нового содержания, а затем, чтобы это новое содержание не помешало бы здоровью ребенка.

Очень важно, чтобы контроль и его содержание соответствовало бы той программе исследования по годам, которая у нас имеется (план опытно-экспериментальной работы).

Руководитель должен отслеживать результативность работы в соответствии с этим планом.

Ежегодные творческие отчеты коллектива перед родительской общественностью по результатам исследовательской работы, т.е. контроль через оценку родителей за деятельностью педагогов.