Интегрированный урок внеклассного чтения и окружающего мира на тему "Ребятам о зверятах"

Разделы: Начальная школа


Цель: Познание животного мира через литературное произведение.

Задачи:

  1. Знакомство с книгой и автором.
  2. Выразительное чтение учащихся.
  3. Выражение личного отношения ребенка к теме урока.

Ход урока

Введение

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас. Садитесь. У нас сейчас урок внеклассного чтения. Тема нашего урока “Ребятам о зверятах”.

1. Знакомство с новой книгой и автором

В большом-большом городе в зоопарке жили детки. О них рассказал известный детский писатель Самуил Яковлевич Маршак в книге “Детки в клетке”. Интересно? Представим, как им живется в клетке? (Скучно, одиноко…). А давайте, поможем им собраться вместе и поближе познакомимся с ними. Что нужно нам для этого сделать? (Поможем выйти из клетки).

2. Знакомство со зверятами

Для этого нам надо узнать, кто живет в клетке, если вы узнаете, клетка откроется.

Вы видите, на некоторых клетках есть номера. На них есть подсказки. Назовите номер и угадайте, кто там. (№ 3, слон).

Ну-ка, откроем клетку. Правильно. Прочитаем про слона.

Дали туфельку слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: – Нужны пошире,
И не две, а все четыре.

А теперь, я вам помогу. Кто живет в клетке № 4? Хотите узнать? (Да). Послушайте.

Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!

Кто это? (Жираф).

Молодцы, выпустили из клетки. Выбирайте следующий номер клетки (№ 6). Кто вы думаете там? (Кенгуру). Откроем клетку. Правильно. Прочитайте.

Вот полюбуйтесь на игру
Двух австралийских кенгуру.
Они играют в чехарду
В зоологическом саду.

А здесь, интересно, кто живет в клетке № 8. Давайте узнаем.

Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!
Разлинованы лошадки,
Словно школьные тетрадки,
Разлинованы лошадки
От копыт до головы. (Зебра).

Молодцы! Правильно. Выбирайте следующий номер. Кто там (№ 7)? Обратите внимание на подсказку (совята). Откроем клетку. Это совята. Прочтите, пожалуйста.

Взгляни на маленьких совят
Малютки рядышком сидят.
Когда не спят,
Они едят,
Они едят,
Когда не спят.

№ 1. Интересно, кто тут живет? Послушаем.

У нас просторный водоем.
Мы с братом плаваем вдвоем.
Вода прохладна и свежа.
Ее меняют сторожа.
Мы от стены плывем к стене.
То на боку, то на спине.
Держись правее, дорогой,
Не задевай меня ногой!
(Белые медведи).

А теперь откройте следующий номер (№ 2, страусенок). Да, там страусенок. Прочитаем про него стишок.

Я – страусенок молодой,
Заносчивый и гордый.
Когда сержусь, я бью ногой,
Мозолистой и твердой.
Когда пугаюсь, я бегу
Вытягиваю шею.
А вот летать я не могу
И петь я не умею.

Вот сколько зверят мы выпустили. Молодцы. А теперь следующий номер № 10 (верблюд). А вот что про него пишут.

Белый маленький верблюд,
Есть ребенку не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра.
А теперь следующая клетка. Послушайте.
Он громко кричит – басом,
И слышно его далеко.
Он ест за обедом мясо,
А мы сосем молоко
Вы разве не знаете папы
Большого, рыжего льва?
У него тяжелые лапы
И косматая голова.

А как называют детенышей льва? (Львята). Откроем клетку. Правильно. О ком спрашивали львята? (О папе). А как называют маму львят? (Львица).

Показ слайдов на компьютере, озвучивание.

Итак осталась одна клетка № 11. Послушайте:

Мы два брата, два птенца.
Мы не давно из яйца.
Что за птица – наша мать?
Где ее нам отыскать?
Мы ни с кем здесь не знакомы
И не знаем даже, кто мы
Гуси? Страусы? Павлины?
Догадались! Мы ... (пингвины).

А кто у них мама? (Мама – пингвиниха). А кто папа? (Папа– пингвин).

Показ слайдов на компьютере.

Правда, дети я хорош?
На большой мешок похож.
На морях в былые годы.
Обгонял я пароходы.
А теперь я здесь в саду
Тихо плаваю в пруду.

Вот теперь мы всех зверят выпустили.

3. Классификация зверей. На доске заполняем таблицу классификаций

Ребята, пингвин это кто? (Животное). А как по-другому назвать? (Птица). Правильно.

Развитие речи.

А теперь, представьте себе, что вы зверята. Вам надо рассказать о себе. Кто желает?

(Зебра. Ученик надевает на голову маску зебры).

Ты кто? (Я зебра, живу в Африке). Почему ты родилась полосатой? (Я родилась полосатой, чтобы прятаться в траве. Я питаюсь травой).

Ребята, а зебра это птица? (Нет, это зверь). Если зебра есть траву, то она называется… (травоядной).

Теперь про этого животного. (Жираф).

Ты кто? (Я жираф. Живу тоже в Африке. Я весь пятнистый). Почему ты пятнистый? (Чтобы хорошо спрятаться между деревьями. У меня длинная шея). А почему длинная шея? (Я ем листья деревьев. Чтобы достать их нужна длинная шея).

Жираф – это птица? (Нет – зверь. Он питается растением, значит он травоядный).

Следующее животное. Ты кто? слон. Живу в Африке и в Индии. Я бываю африканский и индийский? У меня длинный хобот). Для чего тебе длинный хобот? (Чтобы достать высокие ветки деревьев. Я хоботом брызгаю себя водой. У меня большие уши. Я ими машу, чтобы мне не было жарко). А вы знаете, какой голос у слона? Послушаем.

Показ слайдов на компьютере, озвучивание.

Ребята, вы помните, каких деток мы выпустили из клеток? Ребята перечисляют.

4. Физминутка

Вытянем шею как жираф.
Полетим как совята.
Побежим как зебры.
Попрыгаем как кенгурята.
Потопаем как слонята.
Сядем как пингвинята.

5. Самостоятельное чтение по книжкам-малюткам

Самуил Маршак написал в этой книге еще про других зверят. Хотите о них узнать? (Да). Откройте книжки-малютки и прочитайте.

6. Блиц-турнир по прочитанным текстам

  • Кто может царапать как кошка? (Тигренок).
  • Кого принес из Африки матрос? (Мартышку Маго).
  • Кому не удобно купаться в лоханке? (Слону).
  • Кому надо дать полотенце? (Гусенку).
  • Кто самый добрый зверь? (Эскимосская собака).

7. Итог урока

Детям раздаются карточки с фигурками животных.

Итак, мы много узнали о детках зверей. Я думаю многие вам понравились. Мне больше всего понравился жираф, поэтому зеленым карандашом его возьму в кружок. А теперь вы зеленым карандашом возьмите в кружок животное, которое вам понравилось. Ножницами вырежьте и принесите мне.

Я хочу еще больше узнать про слона и синим карандашом его беру в кружок. Теперь вы синим карандашом берите в кружок животного, о котором еще хотите больше узнать. Ножницами вырежьте и принесите мне.

Фигурки зверей крепятся на доске в две группы. В первую группу относятся звери, которые понравились, во вторую – о которых еще хотят узнать.

Что мы видим на доске, ребята? Давайте посмотрим. Чьих фигурок больше? Какие звери вас больше понравились и о ком хотите еще побольше узнать? Откуда мы о них узнали? (Из книжки “Ребятам о зверятах”). Кто написал эту книгу? (Самуил Яковлевич Маршаке). А где еще можно узнать много интересного о животных?

Демонстрация книг, учебных дисков.

Наши детки очень рады, что мы познакомились с ними, узнали много интересного об их жизни.

На этом наш урок заканчивается. Что мы скажем на прощание зверятам? (До свидания).