В настоящее время требование гуманизации и гуманитаризации образования, выдвинутое психологами и педагогами, обращает серьезное внимание на развитие креативных способностей ребенка, лучших его личностных качеств. Сегодня дать знания, развить умения и навыки не является самоцелью на уроках искусства, важнее - пробудить интерес к познанию самого искусства. Воспитание неординарной, музыкально-образованной личности с креативным стилем мышления является одной из важнейших задач музыкального образования в гимназии по предмету “Музыка”.
Практические наблюдения показали, что только самостоятельное творчество детей на уроке музыки и за его пределами может развивать их способности. В связи с этим, важное внимание уделяется деятельно-практической направленности школьников, развивающей их творческий потенциал, проявляющийся в такой форме работы как домашнее задание.
В связи с этим цель данной статьи заключается в осуществлении оптимального отбора эффективных форм и методов организации домашней самостоятельной деятельности учащихся, способствующей формированию интереса учащихся к музыке в условиях гимназии.
Педагогическая система обучения музыке в гимназии взаимосвязана с общими задачами обучения, включающими как традиционные, так и инновационные формы обучения, что потребовало дальнейшей экспериментальной разработки. В связи с этим, нами была разработана программа эксперимента, по которой проводилось исследование. Оно направлено на выявление положительного и отрицательного отношения интервьюируемых к учебному предмету “Музыка”, урокам музыки в целом, а также домашним заданиям по данному предмету. Это представило возможность рассмотреть и оценить реальную картину, отражающую отношение учащихся к обучению музыке в конкретном образовательном учреждении – гимназии №1 г. Братска.
Метод интервьюирования и анкетирования учащихся разных возрастных категорий и групп позволили выявить ряд конкретных факторов и причин, связанных с музыкой в гимназии. В процессе экспериментального исследования учащиеся старались объяснить причины положительного, а также отрицательного отношения к обозначенным объектам. В известной мере их объяснения сводились к субъективным факторам, носящим как позитивный, так и негативный характер.
В связи с этим, учащимися были отмечены следующие позитивные моменты: “предмет “Музыка” нравится своим научным подходом к преподаванию, интересным содержанием, а также тем, как его преподает учитель; любим выполнять различные задания по этому предмету; в особенности нравятся эвристические задания и творческие работы, выполняемые как в процессе урока, так и дома; в результате заметили, что когда интересно, становится легче учиться”.
Высшие точки положительного отношения к учебному предмету в средней параллели 6, 7, 8 классов соответствуют таким факторам, как научное содержание предмета и уровень его преподавания. К основным стимулам формирования познавательного интереса к музыке, решение познавательных задач, связанных с музыкальным искусством не расценивается учащимися в качестве важного фактора развития интереса к музыке. Однако учащиеся среднего звена в большей мере, ощущают ценность и значимость деятельно-практических задач, решаемых в процессе урока и имеющих продолжение за его пределами.
При этом учащимися также были отмечены и негативные моменты. Свои объяснения школьники обосновывают тем, что: “нет необходимости изучать данный предмет, поскольку в дальнейшем он нам не пригодится; не желаем его изучать, т.к. многое не понимаем и нам становится не интересно; учитель, на наш взгляд, не всегда выбирает интересную и доступную форму изложения материала, поэтому считаем преподавание предмета неинтересным; предмет “Музыка” достаточно специфичен, поэтому он нам трудно дается; в результате не нравится выполнять задания, в том числе и домашние по этому предмету, поскольку многого не понимаем и считаем данный предмет необязательным”.
Выявляя степень заинтересованности учащихся музыкой в школе 1-ой и 2 ступени, следует отметить, что позитивное отношение и предпочтение музыке отдано больше в начальной школе - 75%, в средней только 53%. Негативное отношение - в начальной школе 9%, в средней - 18%, остальной процент составляет нейтральную группу: 16% и 29%.
Наблюдения показали, что самым значительным для большинства учащихся является неудовлетворенность самим процессом выполнения самостоятельных заданий по предмету “Музыка” как на уроке, так и дома.
Проведённый констатирующий срез подтвердил необходимость внести кардинальные изменения в образовательное пространство гимназии по предмету “Музыка”, с целью повышения мотивации, способствовавшей значительным переменам в сложившихся условиях. Для этого был проведён тщательный анализ содержательной компоненты программы, по которой осуществлялось музыкальное образование в гимназии. Изначально оно основывалось на варианте типовой государственной программы по предмету “Музыка”, разработанной сотрудниками научно-исследовательской лаборатории под руководством Д.Б. Кабалевского.
Идеи Д. Кабалевского, представленные в концепции музыкального образования, вылились в многолетний опыт, который позволил его последователям, в частности и мне рассматривать и расширять различные аспекты разработанной под его руководством программы. Именно его программа позволила, в связи с требованием времени, переосмыслить уже готовое на новом уровне и представить своё видение музыкально-образовательного пространства по предмету “Музыка” в гимназии № 1 г. Братска.
Под музыкальным образовательным пространством мы понимаем, прежде всего, целостный комплекс, в который входит учебная и внеучебная работа. Учебная работа представлена программой по предмету “Музыка” “Восхождение к духовности” для 1-8 классов и дополняющими её интегрированными и элективными курсами. Внеучебная работа раскрывается через взаимодействие урочной и внеурочной деятельности.
Разработка обновлённого варианта программы была вызвана рядом обстоятельств: необходимостью повышения позитивной мотивации к предмету “Музыка” в условиях данного региона, а также активизации, развития и формирования интереса к восприятию произведений искусства и окружающей действительности через интегративный подход.
Важность постановки и решения задач художественного образования в гимназии обусловлена формированием духовно-нравственной личности. Эта мысль определила содержательный компонент программы, позволила выделить её нравственно-эстетический аспект и подтвердить в ней фактор духовности.
Название программы: “Восхождение к духовности” не нарушает ведущую идею базового типового компонента, а лишь углубляет и усиливает приоритеты ценностного значения предмета “Музыка” для личностного роста каждого школьника, буквально на всех его возрастных ступенях.
В программе сверхзадача уроков музыки значительно расширена и подчинена главной проблеме, которая обращена к личности самого школьника, к его жизненным силам и потенциальным возможностям, самовоспитанию через саморазвитие и самосовершенствование.
Назначение программного курса следует рассматривать в двух направлениях: познание музыки как живого образного искусства, на основе интегративных связей разных видов искусств; раскрытие перед учащимися возможностей самосовершенствования себя как личности, включающей в себя все лучшие качества. Работа направлена в контекст духовно-нравственного развития школьника под девизом “Сотвори себя”!
Содержательный компонент программы опирается на культурологические идеи и принципы, включающие ценностные жизненные позиции и ориентиры, а также на принципы педагогики искусства. Она расширена и углублена, благодаря новым образовательным технологиям, в которые входят: здоровьесберегающие технологии, а также современные компьютерные и Интернет-технологий.
В процессе изучения и прохождения всего курса по предмету “Музыка” осуществляется контроль и проверка знаний учащихся с использованием разнообразных форм. Опираясь на одно из концептуальных положений программы Д.Б. Кабалевского, где он акцентировал достаточно серьезное внимание учителей на такой форме работы как домашнее задание, способное выполнять контролирующую функцию. В контексте разработанной программы “Восхождение к духовности” для учащихся 1-8 классов домашнему заданию также отводится значительная роль, направленная на формирование интереса учащихся к музыке. При этом в качестве одного из эффективных средств выступают компьютерные и Интернет-технологии, усиливающие мотивационную функцию и потребность в общении с музыкальным искусством.
Гипотетические предположения о полноценном и эффективном результате формирования интереса учащихся к музыке позволяют говорить о необходимости создания благоприятных условий, которые будут способствовать осуществлению необходимой учебной деятельности, связанной с музыкой.
Интересы в стадии их формирования достаточно лабильны и более подвержены влиянию окружающих условий, в том числе и школьных, представляющих целое образовательное пространство, в котором пребывает и развивается школьник.
Предмет “Музыка”, наряду с другими учебными предметами эстетического цикла, сегодня прочно утвердился в образовательной области “Искусство” и занимает там одно из приоритетных мест. Заметим, что любая учебная дисциплина имеет единые педагогические подходы и предлагает учителю целенаправленную систему их организации.
Проблема домашнего задания на сегодняшний день остаётся весьма важной и актуальной буквально по всем школьным предметам. Не составляет исключения и образовательная область “Искусство”, в частности школьный предмет “Музыка”. Вот уже на протяжении ряда лет возникает множество разговоров и споров о том: “нужны ли домашние задания по предметам художественно-эстетического цикла”?
Имея достаточный опыт преподавания в области музыкального искусства на разных уровнях, можно утверждать, что организация системы домашних заданий по предмету “Музыка” является очень важным и необходимым этапом в формировании и становлении интеллектуально-творческой личности школьника на всех его возрастных ступенях.
Обратимся к понятию “домашнее задание” или “домашняя учебная работа”, которое имеет ряд определений:
- это составная часть процесса обучения, заключающаяся в выполнении учащимися по заданию учителя самостоятельной учебной и практической работы после классных занятий;
- это форма организации самостоятельного, индивидуального изучения школьниками учебного материала во внеучебное время;
- это форма организации учебного процесса, самостоятельное выполнение учащимися заданий вне класса без непосредственного руководства учителя, но под его опосредованным влиянием.
Из данных определений видно, что домашняя учебная работа является важной и неотъемлемой частью всего учебного процесса. Она активизирует мыслительную деятельность, способствует воспитанию самостоятельности, ответственности и добросовестности. Её целью является не только расширение и углубление знаний, умений, полученных в процессе различных типов уроков музыки, но и развитие индивидуальных склонностей, способностей учащихся в разных предметных областях, а главное познавательных интересов и положительных мотивов к какой-то конкретной дисциплине или предмету, в данном случае - музыке.
Домашние задания называют домашней учебной работой, поскольку оно, действительно, продолжает атмосферу урока, но уже в конкретных домашних условиях. В связи с тем, насколько успешно и эффективно прошёл урок, таким и будет его продолжение в домашнем задании.
Уроки музыки имеют особый подход к выполнению такого рода деятельности, т.к. большинство педагогов, учащихся и родителей считают этот предмет второстепенным, не понимая его глубокой значимости и нравственно-эстетической направленности. Их стереотип мышления и сознания продолжает делать своё дело, считая, что уроки музыки и сам предмет это своеобразное развлечение, и может пагубно отражаться на формировании внутреннего мира и общей культуре школьника, не умеющего ещё в достаточной степени делать правильный выбор.
Позволим не согласиться с этим мнением и отметить, что любая самостоятельная учебная работа строится с учётом требований учебных программ, а также интересов, потребностей школьников и уровня их развития. Как правило, домашние задания органично вытекают из предыдущего урока, являются его продолжением и готовят последующий урок. Такие задания, называют опережающими. В этом случае эффективно используются подготовленные учащимися необходимые иллюстрации, краткие сообщения, доклады, презентации.
Практика показала, что чётко выработанная система организации домашнего задания позволяет создавать благоприятные условия для общения с искусством на уроках музыки, а также повышает мотивацию к предмету и развивает познавательный интерес в области музыкального искусства. Домашние задания необходимо давать систематически, соблюдая, при этом, определённые “дозировки” и временные нормы для его выполнения, сообразно возрастным особенностям учащихся начальной и средней школы.
Важными критериями домашних заданий, повышающих интерес к музыке как школьному учебному предмету, являются элементы занимательности, смекалки, игры и творческого подхода, проявляющимися на всех этапах выполнения домашней работы. В этом случае необходимо включать детей в активную жизненную деятельность, связанную с наблюдениями за различными жизненными явлениями и событиями окружающей действительности, а также всего звучащего вокруг. Одним из активных средств заинтересованности детей является связь домашнего задания с жизненным опытом ребёнка, его наблюдениями. Такой подход важен при работе с учащимися начальной школы, в особенности 1-2 классов.
Опираясь на определение ученых-психологов, что "творческость" есть сила, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самопродвижение индивида в своем развитии, в учебный процесс по предмету “Музыка” была включена система эвристических, творческих домашних заданий. Практика подтвердила эффективность выбора данного подхода. Это проявилось в том, что появилась возможность вызывать и удерживать интерес к музыке у школьников на разных стадиях его зарождения. В связи с изучением темы в 6 классе “Секрет красоты - секрет жизни” учащимся было предложено следующее задание: “В поисках прекрасного: представьте, что ваша душа - это цветок, который расцветает, если его поливают красотой. Опишите источники красоты, питающие вашу душу. Нарисуйте цветок своей души, расцветавший под влиянием красоты. Подберите необходимую музыку”.
Важным моментом в выполнении домашних заданий является момент представления работы ребёнком и оценка её учащимися-одноклассниками и учителем. Ребёнок, выполняя задание, глубоко уверен, что его работа будет обязательно проверена и оценена, но он также должен осознавать и ещё одну ее значимость - это доставление эстетического наслаждения, не только в процессе его выполнения, но и в момент её представления.
Например: Учащимся 5 класса по теме “Музыка и литература” - “Две прекрасные стихии жизни” предлагается следующее задание: “МУЗЫКА - прекрасная богиня, которой вы объясняетесь в любви. Напишите и оформите письмо ЛЮБВИ, которое пошлёте богине МУЗЫКЕ”. Представьте её в рисунке. (Рис. 1).
Для того, чтобы учащиеся поверили в свои силы, почувствовали уверенность и увидели собственный результат самостоятельно выполненных заданий и их объём, им предлагается систематизировать все свои творческие достижения - создать портфолио школьника по предмету “Музыка, которое представляется как музыкальный альбом “Этот удивительный мир музыки”. Домашнее задание после каждого урока, это очередная страница альбома, который собирается постепенно, поэтапно и в конце четверти, полугодия, года ребёнок видит свои достижения, гордится ими, совершенствует свои работы и пополняет необходимые страницы своего альбома важным и интересным, на его взгляд, материалом. В итоге школьники смело и с большим увлечением презентуют свои альбомы перед учащимися класса, параллели. Большой интерес вызывает у ребят создание такого альбома в электронном виде с применением современных компьютерных и Интернет-технологий. Приложение 1.
Такие домашние задания позволяют учителю иметь чёткое представление о возможностях каждого ученика, тем самым, диагностируя динамику развития его музыкальных и творческих способностей. Систематический контроль и диагностика креативности через систему домашних заданий помогает учителю выявлять все преимущества и недостатки в усвоении программного материала, а также спрогнозировать необходимую дальнейшую работу с учащимися.
Опыт показывает, что при выполнении домашних заданий целесообразно использовать содружество и сотворчество учащегося, его родителей, членов семьи, друзей, одноклассников, что способствует творческой обстановке, увлечённости сотрудничества, а главное повышению мотивации и развитию интереса к музыке.
В связи с тем, что уроки музыки принято рассматривать как уроки искусства, то, прежде всего, это уроки творчества, а значит и домашние задания должны быть творческими. Серия творческих заданий включает в себя: рисунки, поделки, стихи, сочинения, танцевальные номера, музыкальные кроссворды, рефераты, творческие проекты с их творческой защитой. (Рис. 2).
В процессе создания таких работ, как рисунки, поделки можно заметить, что они соприкасаются с предметами “Изобразительное искусство и художественный труд”, “Технология”, т.к. дети не только рисуют, но и выжигают по дереву, лепят из глины и пластилина, вышивают, шьют мягкую игрушку и некоторые изделия. Все эти “маленькие творения” имеют тесное взаимодействие с музыкой линии, цвета, формы. (Рис. 3, рис. 4 и др).
Преподаватели этих дисциплин считают, что учитель музыки внедряется в их предметную область, тем самым порождая непрофессиональный подход к созданию такого рода работ. Думается, что всё же, в некотором роде они заблуждаются, т.к. в данном случае учитель музыки ставит совершенно другие задачи, а именно:
- побудить учащихся к действию, вызывая эстетическую потребность в создании желаемого образа с помощью полихудожественной деятельности;
- выйти за пределы изучаемой области музыки и связать свои эмоциональные впечатления и переживания с жизненными явлениями окружающей действительности;
- выразить своё отношение к взволновавшему его образу, который заставил их сопереживать или творить прекрасное своими руками.
Несомненно, что в такой работе профессиональное начало важно и должно обязательно присутствовать. Однако получение соответствующих умений и навыков, необходимых ребёнку при выполнении конкретного задания, должны лежать в основе тех предметов, к какой области он обращается (литература, изобразительное искусство, хореография, художественный труд, технология и др.).
В этом случае детям даётся право выбора для создания своего произведения искусства как “маленького шедевра”. Его рождение может быть как индивидуальным, так и коллективным. При этом большое значение уделяется коллективному творческому делу (КТД), в основе которого лежит метод проектной деятельности. Это, безусловно, сближает ребят, даёт возможность творить во внеурочное время, доставляя радость общения и созидания.
Выполнение домашних заданий в процессе занятий музыкой в гимназии вводится уже с самых первых уроков встречи ребёнка с музыкой как живым образным искусством, что приучает детей к системе их выполнения и творческому подходу. Уже с первых уроков учитель направляет своё внимание на индивидуальность каждого учащегося, применяя и используя дифференцированные и индивидуализированные формы домашнего задания в соответствии со способностями и возможностями конкретного ученика или группы учащихся, создавая при этом ситуацию успеха.
Достаточно часто в учебный процесс по предмету “Музыка” вводятся групповые дифференцированные домашние задания, которые задаются сообразно: 1 группе - высшими, 2 группе - высокими, 3 группе - средними, 4 группе - низкими учебными возможностями.
Заметим, что на эффективный результат выполнения домашнего задания влияет, в первую очередь, мотивационная потребность, а значит эмоциональный импульс, который был дан во время урока и, безусловно, должен иметь продолжение в самовыражении ребёнка через разные формы его полихудожественной деятельности. Так, под впечатлением прослушанного фрагмента на уроке симфонии № 6 ч.I “Патетической” П. Чайковского учащаяся 6 класса написала следующие строки:
“Из-под пепла, из-под праха, где чернела пустота,
После крови, после страха вырастала красота”.
Для повышения мотивации учебной деятельности по предмету “Музыка”, заинтересованности учащихся изучением данного предмета и музыкой в целом используются интересные формы домашних заданий. К ним можно отнести “музыкальный аукцион”, “музыкальный ринг” и другие нетрадиционные формы, в которых предложены задания разной степени сложности, а значит, каждое из них определяет, соответственно, количество баллов. Они способствуют собственной самооценке знаний и потенциальных сил, а также индивидуальных способностей и возможностей, после чего школьник осуществляет посильный для себя выбор предлагаемых ему домашних заданий. Учащимся можно предложить и групповую форму выполнения заданий, объединяясь в группы по интересам или ролям, что способствует осуществлению активизации их деятельности в процессе урока, а также укреплению и сплочению классного коллектива. (Рис.5).
Такому результату способствует не только глубокая, понятная, красивая, образная, интересная, увлекательная речь и логика изложения учителем учебного материала на уроке, но и весь облик внутреннего и внешнего “портрета” учителя, его нравственные качества, эрудиция, интеллектуальный уровень, отношение к детям, порядок и система его работы.
Учителю важно видеть то общее, что характерно для работы ученика в классе, дома, и те особенности, которые возникают в сознании, мышлении и мотивационной сфере ребёнка в процессе выполнения домашних заданий.
Под мотивацией принято понимать “совокупность потребностей и мотивов, побуждающих человека к активной деятельности в определённой предметной направленности”. Поэтому учителю музыки необходимо побуждать ученика к созданию какого-либо “шедевра”, т.к. видя плоды своего труда, ученик стремится делать ещё и ещё.
Всё это позволяет тщательно отслеживать результаты работы каждого школьника и целой параллели, определять показатели их эффективности и качества, а главное, и коэффициент оригинальности. В связи с этим, в образовательную программу по предмету “Музыка” включена технология педагогического мониторинга, основу которого составляют ведущие действенные критерии.
Под педагогическим мониторингом мы понимаем деятельность, которая лежит в основе организации целостного педагогического процесса. Основу этой деятельности составляет система изучения учащихся в процессе всего периода обучения музыке, а также рефлексивный анализ собственной педагогической деятельности учителя музыки.
Педагогический мониторинг и его роль в экспертно-оценочной деятельности учителя позволяет диагностировать, корректировать и прогнозировать состояние педагогического процесса по данному предмету, а значит отслеживать его ход, результаты и перспективы развития каждого школьника, определённой группы, конкретного класса.
В связи с этим, была разработана система домашних заданий по предмету “Музыка” для 1-8 классов гимназии, которые размещены в специальном сборнике и являются дополнительным материалом к программе и УМК по предмету “Музыка”. Сборник предназначен в помощь учителям музыки, учащимся 1-8 классов общеобразовательных учреждений различного типа.
Специфическим видом домашних заданий выступают межпредметные комплексные задания, выполнение которых требует применения определённого комплекса знаний, а также практических умений и навыков по специальным общеобразовательным предметам. Такие домашние задания по предмету “Музыка” носят достаточно специфичный характер, а их выполнение необходимо в контексте общехудожественной направленности, что позволяет изучать и постигать музыкальное искусство многоаспектно.
Практика показала, что благодаря интересной форме домашних заданий по предмету “Музыка”, чёткой её системе и организации, у школьников гимназии формируется духовно-нравственное начало, повышается мотивация, развивается познавательный интерес к музыке не только как школьному учебному предмету, но и виду искусства в целом.
Следовательно, домашние задания, предлагаемые учащимся в рамках школьного учебного предмета “Музыка”, требуют создания оптимальных условий для реализации креативных способностей учащихся, проявляющихся в полихудожественной деятельности, а также играющих важную роль в формирования интереса учащихся к музыке. Разработанную и представленную систему домашних заданий по музыке в варианте образовательной программы “Восхождение к духовности” для 1-8 классов, следует рассматривать как простор для развития индивидуальности и креативности каждого ребёнка. В ней способна успешно решаться проблема личностно-ориентированной модели выпускника гимназии по предмету “Музыка”, максимально направленная на формирование музыкально-образованной личности.
Список использованной литературы
- Баранов С.П., Сластёнин В.А. Педагогика - М., 1976. С. 139.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. - М: Логос, 2003. - 384 с.
- Коджаспирова Г.М. Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь - М., 2000. С. 40.
- Психолого-педагогический словарь сост. Мижериков В.А. Ростов-на-Дону 1998. С. 135.
- Селиванов В.С. основы общей педагогики: теория и методика воспитания: Учебн. Пособие для студ. высш. и пед. Учеб. заведений /Под ред. В.А. Сластёнина. - Издательский центр “Академия”, 2000. - 336 с.
- Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001. - 544 с: ил. - (Серия “Учебник нового века).