Работая в начальной школе, мы заметили, что ребенку младшего школьного возраста, присуща активность наблюдения за деятельностью и речью человека, подражание и стремление к самовыражению уже через личную деятельность.
На первом этапе ребенок старается копировать речь взрослого человека, а позже строить свои собственные высказывания. Но речь ребенка, пришедшего в школу еще недостаточно развита. Это связано с малым словарным запасом, непониманием лексического значения многих слов, что ведет к нарушению грамматического строя языка.
Исходя из специфики нашей школы, как школы с углубленным изучением иностранных языков, учебный план которой предполагает решение вопросов лингвистики, включающих в себя структурные элементы: фонетику, грамматику, морфологию, синтаксис, изучаемые в школе, мы пришли к выводу, что целесообразно обратить особое внимание на лингвистическое развитие учащихся. Как? На этот вопрос мы отвечали достаточно долго. Наблюдали за детьми, беседовали с родителями, общались с коллегами из учреждений дошкольного и дополнительного образования, читали литературу. Много раз обсуждали проблему у себя в школе. Наконец, решение созрело. Мы должны создать условия для полноценного лингвистического развития ребенка на уроках через кропотливую многоплановую работу со словом. Из чего мы исходили? Дети любят сочинять, а если им помочь, это может превратиться в необходимость постоянного самовыражения и самосовершенствования. Поэтому курс “Введение в мир поэзии через стихосложение” стал настоящей находкой для педагогов начальной школы. Работа, по стихосложению, начатая в начальной школе 10 лет назад, корректировалась, расширялась, дополнялась и в итоге преобразовалась в проект программы, главной задачей, которой является лингвистическое развитие младшего школьника, а также формирование высоконравственной, гармонично развивающейся личности (см. Приложение № 1).
Данный курс является составной частью системы литературного образования. Всякое художественное произведение - это особым образом устроенный художественный мир. Мир этот построен из слов и словосочетаний, художественного языка, иначе говоря. Владеть этим материалом, строить из него добротно и красиво должны мы, педагоги. Восприятие текста ребенком вызывает в детской душе отклик, который должны услышать окружающие. Уроки поэзии помогают ребёнку в формировании этого отклика в виде стихотворного произведения.
Чем лучше ребенок владеет словом, тем полнее, эмоциональнее, краше прозвучат его высказывания. Поэтому перед нами встала одна из серьезнейших проблем - формирование у ребенка правильной, доказательной и, конечно же, эмоциональной речи. Речь должна отличаться простотой и ясностью, логичностью и точностью высказываний, краткостью, богатством и разнообразием лексического словаря, благозвучием, интонационностью и выразительностью. Оказывается этому можно научить. С чего начали мы? Сначала определили задачи курса “Введение в мир поэзии через стихосложение”:
- удовлетворить потребность детей в чтении, организовать их систематическое общение посредствам стихосложения;
- использовать опыт игры с применением некоторых художественных приёмов, средств (сравнения, интонации, рифмы) с целью пополнения активного словаря;
- обогатить опыт человеческих переживаний ребенка через художественные произведения;
- ознакомить детей с художественными приемами стихосложения (рифма, звукопись, троп);
- формировать у детей способности к самооценке на материале литературного творчества;
- формировать способности самостоятельной оценки личного творчества на примере классических произведений.
К достижению поставленных задач ведёт планомерная работа курса, проводимая в двух направлениях:
- интонационно-звуковая организация стихотворной речи;
- формирование поэтического образа.
Интонационно-звуковая организация речи идёт:
- в первом классе от звука к образу,
- во втором классе от образа к слову,
- в третьем классе особое внимание уделяется сочетанию образов в произведении.
Уже в 1-ом классе ребёнок на занятиях определяет для себя значимость речи, актуальность значения отдельных слов через рассмотрение синонимичного ряда слов, знакомится с понятием создания эмоционального образа в произведении.
Во втором классе ребёнок уже воспринимает текст как единую звуковую структуру, легче воспринимает абстрактные понятия, ярко выражает своё отношение к окружающим, ко всему увиденному, стилистически грамотно оформляет свои высказывания.
В 3-ем классе свободно ориентируется в стилях речи, объективно подходит к выбору написания стихотворного произведения по данной тематике или интересующему вопросу, может самостоятельно осуществлять перевод прозаического текста в стихотворный.
В результате диагностики выше указанных умений, мы проанализировали успешность работы учащихся по трём видам. Диагностика проводилась в течении двух лет на примере 2-го и 3-его годов обучения ( см. Приложение № 2).
А теперь рассмотрим поподробнее некоторые моменты технологии работы учащихся по развитию речи через стихосложение.
Например, в 1 классе при прочтении предлагаемого стихотворения:
“Чуть колыша камыши,
Дремлет озеро в тиши,”
Ребята воспринимают определённое звуковое построение речи, в которой часто встречающиеся шипящие звуки, помогают формированию образа “тихого”, “спокойного”, “дремлющего” озера. В ходе урока учитель предлагает ответить на ряд вопросов:
- Какая картина представляется вам при прослушивании этих строк ?
- Что помогло вам представить эту картину ?
- Каким представляется вам озеро?
- Что помогло увидеть “спокойное” озеро?
- Как вы думаете, всегда ли шипящие звуки определяют тишину?
- Давайте прослушаем другое четверостишие:
“ Кот живёт у нас на крыше,
А в чулане живут мыши.
Тише, мыши, не шумите
И котище не будите!”
- Почему в этом четверостишье автор тоже использует ряд слов с шипящими звуками?
- Можно ли охарактеризовать образ мышей, описанный в четверостишии, как “спокойный”, “дремлющий”?
Вновь встречающиеся шипящие звуки помогают сформировать в представлении ребёнка не “дремлющий” образ, а “ затаившийся”, “испугавшийся” и “выжидающий”. Также в первом классе дети для себя определяют значимость речи и понимают актуальность значения отдельных слов через рассмотрение синонимичного ряда. Так, например, при работе над понятием “рифма” в теме “Зима”. (мёрзнут, зябнут , голодают, мучаются, страдают.)
Подобранный ряд синонимов помогает детям составить рифмующиеся строки:
Вот к нам в лес пришла зима,
Наступили холода.
Звери голодают,
От холода страдают.
( Мёрзнут, зябнут, мучаются.)
При знакомстве с понятием “эмоционального образа” в произведении учитель использует иллюстративный материал, музыкальные произведения, а также опыт впечатлений детей, полученных на экскурсиях. В процессе описания впечатлений от увиденного и услышанного пополняется активный словарный запас ребёнка. Учащиеся стилистически грамотно оформляют свои высказывания под руководством учителя. А практическая работа позволяет ребёнку использовать свои знания и оперировать понятиями “сравнения”, “метафора”, “олицетворение” при анализе поэтических текстов как поэтов классиков, так и своих:
Ах, ты, радуга-дуга,
Семицветная моя!
В солнечных лучах купаешься (олицетворение)
И так ярко разливаешься! (метафора)
Ты свети, свети, свети!
Всем нам радость принеси!
Весна, весна, веснянка!
Цветёшь ты, как цыганка. (сравнение)
Весна в саду была,
Цветов нам принесла!
Красивых маленьких котят
Нам кошка родила.
Один из них был драчуном
И чёрный, как смола! (сравнение)
Продолжение работы, начатой на уроках поэзии, прослеживается и на уроках естественного цикла. Так, например, работа по теме “ Охрана природы” на уроках естествознания побуждает ребёнка выразить в стихотворной форме придуманные им правила поведения в природе:
Не жгите костёр, Он очень хитёр. Весь лес загорится И некуда скрыться! |
Садите деревья Не так глубоко, Могли чтоб они Прижиться легко! |
Не рубите деревья, Там птицы гнездятся. Ведь некуда будет Им бедным податься! |
Во втором же классе ребёнку предлагает учитель сначала представить того, о ком он будет писать, определить характер героя или образа, а затем подобрать ряд слов для описания. Например, обратившись к стихотворению З. Александровой “ Подснежник”, детям предлагаются следующие вопросы:
- Каким представляется вам подснежникПочему образы подснежника у вас разные?
- Что повлияло на то, каким вы представили подснежник?
- Какие слова помогли З. Александровой описать представившийся ей образ?
- Подберите и вы ряд слов для описания своего образа.
Далее предлагается групповая работа или индивидуальная, в зависимости от способностей ребёнка.
На лугу, в снегу чуть грязном,
Вырос маленький цветок.
Вырос, глядь, кругом всё тихо,
Но опять пошёл снежок.
Ребёнок уже воспринимает текст, как единую звуковую структуру, а также легче воспринимает абстрактные понятия, ярко выражает своё отношение к окружающим, ко всему увиденному, стилистически грамотно оформляет свои высказывания уже самостоятельно:
“Ветер”.
Ветер- это неживое существо,
Но очень счастливо оно.
Потому, что может взвиться в облака
И посмотреть оттуда свысока.
Потом вдруг опустится к морю
Кораблики там с шумом покачать,
У мальчиков украсть их кепки,
Девчонкам косы растрепать.
“Тотошка”.
Тотошенька- храбрый пёсик,
Мне с ним ничего не страшно!
Красивенький чёрный носик,
Глаза- угольки бесстрашные.
С Тотошкой мне хорошо,
Я с ним возвращаюсь в детство,
Как будто оно не ушло,
А рядом живёт, по-соседству.
“Игры и игрушки”.
“Суперкобра”- вертолёт
С быстрыми винтами!
Хоть сейчас готов в полёт-
Парить над облаками.
Бэтмэн- суперчеловек
С мужеством и силой.
Я хочу похожим стать:
Сильным и красивым!
Вертолёт и человек
Борются со злом в наш век.
Все им будут помогать!
Войнам в мире не бывать!
В третьем классе ребёнок свободно ориентируется в жанрах и стилях речи, объективно подходит к выбору того или иного жанра для написания стихотворного текста по заданной тематике или интересующему вопросу.
Загадка.
Отгадайте, кто такой:
Он пушистый и смешной.
Чёрной пуговкою нос,
Есть и лапы, есть и хвост.
Бантик- красный язычок.
Кто же это? (Мой щенок.)
Письмо. (отрывок)
Мы из Омска, из Сибири
Шлём горячий Вам привет!
И хотим, чтоб жили в мире
И не знали тяжких бед!
Якубович, дядя Лёня,
Вы творите чудеса!
У Вас добрые смешные
И красивые глаза.
Вы- волшебник на экране,
Ох, добры и щедры Вы!
Интереснее программы
По Ц.Т. нам не найти!
Золушка (отрывок из сказки)
Золушка- бедняжка,
Работать ей так тяжко:
Сидит она у печи
И лепит калачи.
Собирает всех на бал,
Скоро будет карнавал
- Возьмите меня с собой,
- Мне скучно быть одной.
Но сёстры её не берут,
Не смотря на её тяжкий труд.
Золушка плачет, страдает,
О танцах на бале мечтает.
Работа в данном направлении, проводимая на уроках поэзии даёт положительные результаты. Сформированные умения и навыки помогают ребёнку в самовыражении и самоутверждении. У ребёнка возникает потребность сочинительства как на других уроках, так и вне школы. Даже, если уроки поэзии не имеют продолжения в среднем звене, у некоторых ребят заложенный потенциал стихосложения способствует саморазвитию, осмыслению и решению возникающих жизненных проблем.
Таким образом:
- В первом классе дети делают выводы под руководством учителя в основном в процессе наблюдения предлагаемых поэтических произведений.
- Во втором же классе, наблюдая, сравнивая и анализируя точность подбора слов в описании образа, ребёнок пытается самостоятельно описать представленный образ в стихотворении.
- В третьем же классе учитель ориентирует ребят на взаимоотношения образов в произведениях, обращает внимание на актуальность противоположных характеров, взаимодополняющих друг друга в сюжете стихотворения.
Например, работая по данному началу ( На припёке у ворот/ Спит пушистый рыжий кот…), учитель может направить работу ребят несколькими вопросами:
- Как вы думаете, какая работа предстоит нам сегодня на уроке?
- Достаточен ли один образ для создания интересного сюжета будущего стихотворения?
- Сколько может быть героев?
- Всегда ли удобно вводить много героев в сюжет?
- Определитесь, сколько героев будет в вашем произведении?
- Закройте глаза, представьте образ каждого героя.
- Какими характеристиками могут обладать герои?
В итоге практической работы в произведениях детей мы наблюдаем противоположность характеров, которые гармонично дополняют друг друга.
На припёке у ворот
Спит пушистый рыжий кот.
Прилетел тут воробей,
Говорит ему скорей:
Кот, ты слабый и плохой.
Ну зачем же ты такой?
В доме ты мышей не ловишь,
По двору лишь только ходишь.
Только знаешь: ешь да пьёшь.
С лени скоро ты помрёшь!
Твой удел- гонять мышей!
Прочирикал воробей.
Рассердился серый кот,
Прыгнул выше он ворот.
Но смышлёный воробей
Полетел прочь поскорей!
Однажды тёплым летом
На травке кот лежал,
Он песенку мурлыкал
И хвостиком играл.
А звали его просто-
Малышка Котофей.
Вдруг какой-то воробей
На полянку прилетел,
И котёнку нашему
Он на спину сел.
- Глупый, глупый воробей,
Осторожней, воробей,
На тебя уже глядит
Наш проказник Котофей!
Улетай же поскорей,
Несмышленый воробей!
Данная планомерная работа на уроках стихосложения позволяет ребёнку раскрепоститься и открыто посмотреть на окружающую действительность. Ребёнок, порой не осознавая, заявляет о проблеме, занимающей его в данный возрастной период.
Например, в своём стихотворении, посвящённом маме в день 8 марта, девочка сообщает о недостатке внимания, уделяемого ей отцом.
Мама.
За всё я маму, как святую,
Люблю и помню без конца.
Но если б знали, как тоскую
Везде и всюду без отца.
Не мне в причинах разбираться,
Не мне родителей судить.
Мне б только раз к нему прижаться,
Мне б только около побыть.
Улыбка мамы , словно солнце,
Её любовь мне всех важней!
И смотрит мама, как в оконце,
И видит всё в душе моей!
Анализируя работу, проводимую в начальных классах по лингвистическому развитию, можно сделать следующие выводы:
- работа на уроках стихосложения, начатая на начальном этапе, позволяет организовать межпредметную связь;
- помогает узнать потенциальные возможности учащихся;
- многие работы ребят используются учителями начальных классов на уроках окружающего мира, природоведения ( режим дня, экология) , истории ( родной город, памятные места), чтения ( небылицы, загадки), изо ( фантазии, настроение) , физической культуры ( физ.минутки) ;
- выстроенная планомерная работа является главным направлением формирования личности ребёнка, активно проявляющего себя во всех сферах жизни.