Уроки поэзии, как одно из средств лингвистического развития

Разделы: Начальная школа


Работая в начальной школе, мы заметили, что ребенку младшего школьного возраста, присуща активность наблюдения за деятельностью и речью человека, подражание и стремление к самовыражению уже через личную деятельность.

На первом этапе ребенок старается копировать речь взрослого человека, а позже строить свои собственные высказывания. Но речь ребенка, пришедшего в школу еще недостаточно развита. Это связано с малым словарным запасом, непониманием лексического значения многих слов, что ведет к нарушению грамматического строя языка.

Исходя из специфики нашей школы, как школы с углубленным изучением иностранных языков, учебный план которой предполагает решение вопросов лингвистики, включающих в себя структурные элементы: фонетику, грамматику, морфологию, синтаксис, изучаемые в школе, мы пришли к выводу, что целесообразно обратить особое внимание на лингвистическое развитие учащихся. Как? На этот вопрос мы отвечали достаточно долго. Наблюдали за детьми, беседовали с родителями, общались с коллегами из учреждений дошкольного и дополнительного образования, читали литературу. Много раз обсуждали проблему у себя в школе. Наконец, решение созрело. Мы должны создать условия для полноценного лингвистического развития ребенка на уроках через кропотливую многоплановую работу со словом. Из чего мы исходили? Дети любят сочинять, а если им помочь, это может превратиться в необходимость постоянного самовыражения и самосовершенствования. Поэтому курс “Введение в мир поэзии через стихосложение” стал настоящей находкой для педагогов начальной школы. Работа, по стихосложению, начатая в начальной школе 10 лет назад, корректировалась, расширялась, дополнялась и в итоге преобразовалась в проект программы, главной задачей, которой является лингвистическое развитие младшего школьника, а также формирование высоконравственной, гармонично развивающейся личности (см. Приложение № 1).

Данный курс является составной частью системы литературного образования. Всякое художественное произведение - это особым образом устроенный художественный мир. Мир этот построен из слов и словосочетаний, художественного языка, иначе говоря. Владеть этим материалом, строить из него добротно и красиво должны мы, педагоги. Восприятие текста ребенком вызывает в детской душе отклик, который должны услышать окружающие. Уроки поэзии помогают ребёнку в формировании этого отклика в виде стихотворного произведения.

Чем лучше ребенок владеет словом, тем полнее, эмоциональнее, краше прозвучат его высказывания. Поэтому перед нами встала одна из серьезнейших проблем - формирование у ребенка правильной, доказательной и, конечно же, эмоциональной речи. Речь должна отличаться простотой и ясностью, логичностью и точностью высказываний, краткостью, богатством и разнообразием лексического словаря, благозвучием, интонационностью и выразительностью. Оказывается этому можно научить. С чего начали мы? Сначала определили задачи курса “Введение в мир поэзии через стихосложение”:

  • удовлетворить потребность детей в чтении, организовать их систематическое общение посредствам стихосложения;
  • использовать опыт игры с применением некоторых художественных приёмов, средств (сравнения, интонации, рифмы) с целью пополнения активного словаря;
  • обогатить опыт человеческих переживаний ребенка через художественные произведения;
  • ознакомить детей с художественными приемами стихосложения (рифма, звукопись, троп);
  • формировать у детей способности к самооценке на материале литературного творчества;
  • формировать способности самостоятельной оценки личного творчества на примере классических произведений.

К достижению поставленных задач ведёт планомерная работа курса, проводимая в двух направлениях:

  • интонационно-звуковая организация стихотворной речи;
  • формирование поэтического образа.

Интонационно-звуковая организация речи идёт:

  • в первом классе от звука к образу,
  • во втором классе от образа к слову,
  • в третьем классе особое внимание уделяется сочетанию образов в произведении.

Уже в 1-ом классе ребёнок на занятиях определяет для себя значимость речи, актуальность значения отдельных слов через рассмотрение синонимичного ряда слов, знакомится с понятием создания эмоционального образа в произведении.

Во втором классе ребёнок уже воспринимает текст как единую звуковую структуру, легче воспринимает абстрактные понятия, ярко выражает своё отношение к окружающим, ко всему увиденному, стилистически грамотно оформляет свои высказывания.

В 3-ем классе свободно ориентируется в стилях речи, объективно подходит к выбору написания стихотворного произведения по данной тематике или интересующему вопросу, может самостоятельно осуществлять перевод прозаического текста в стихотворный.

В результате диагностики выше указанных умений, мы проанализировали успешность работы учащихся по трём видам. Диагностика проводилась в течении двух лет на примере 2-го и 3-его годов обучения ( см. Приложение № 2).

А теперь рассмотрим поподробнее некоторые моменты технологии работы учащихся по развитию речи через стихосложение.

Например, в 1 классе при прочтении предлагаемого стихотворения:

“Чуть колыша камыши,
Дремлет озеро в тиши,”

Ребята воспринимают определённое звуковое построение речи, в которой часто встречающиеся шипящие звуки, помогают формированию образа “тихого”, “спокойного”, “дремлющего” озера. В ходе урока учитель предлагает ответить на ряд вопросов:

  • Какая картина представляется вам при прослушивании этих строк ?
  • Что помогло вам представить эту картину ?
  • Каким представляется вам озеро?
  • Что помогло увидеть “спокойное” озеро?
  • Как вы думаете, всегда ли шипящие звуки определяют тишину?
  • Давайте прослушаем другое четверостишие:

“ Кот живёт у нас на крыше,
А в чулане живут мыши.
Тише, мыши, не шумите
И котище не будите!”

  • Почему в этом четверостишье автор тоже использует ряд слов с шипящими звуками?
  • Можно ли охарактеризовать образ мышей, описанный в четверостишии, как “спокойный”, “дремлющий”?

Вновь встречающиеся шипящие звуки помогают сформировать в представлении ребёнка не “дремлющий” образ, а “ затаившийся”, “испугавшийся” и “выжидающий”. Также в первом классе дети для себя определяют значимость речи и понимают актуальность значения отдельных слов через рассмотрение синонимичного ряда. Так, например, при работе над понятием “рифма” в теме “Зима”. (мёрзнут, зябнут , голодают, мучаются, страдают.)

Подобранный ряд синонимов помогает детям составить рифмующиеся строки:

Вот к нам в лес пришла зима,
Наступили холода.
Звери голодают,
От холода страдают.
( Мёрзнут, зябнут, мучаются.)

При знакомстве с понятием “эмоционального образа” в произведении учитель использует иллюстративный материал, музыкальные произведения, а также опыт впечатлений детей, полученных на экскурсиях. В процессе описания впечатлений от увиденного и услышанного пополняется активный словарный запас ребёнка. Учащиеся стилистически грамотно оформляют свои высказывания под руководством учителя. А практическая работа позволяет ребёнку использовать свои знания и оперировать понятиями “сравнения”, “метафора”, “олицетворение” при анализе поэтических текстов как поэтов классиков, так и своих:

Ах, ты, радуга-дуга,
Семицветная моя!
В солнечных лучах купаешься (олицетворение)
И так ярко разливаешься! (метафора)
Ты свети, свети, свети!
Всем нам радость принеси!

Весна, весна, веснянка!
Цветёшь ты, как цыганка. (сравнение)
Весна в саду была,
Цветов нам принесла!

Красивых маленьких котят
Нам кошка родила.
Один из них был драчуном
И чёрный, как смола! (сравнение)

Продолжение работы, начатой на уроках поэзии, прослеживается и на уроках естественного цикла. Так, например, работа по теме “ Охрана природы” на уроках естествознания побуждает ребёнка выразить в стихотворной форме придуманные им правила поведения в природе:

Не жгите костёр,
Он очень хитёр.
Весь лес загорится
И некуда скрыться!
Садите деревья
Не так глубоко,
Могли чтоб они
Прижиться легко!
Не рубите деревья,
Там птицы гнездятся.
Ведь некуда будет
Им бедным податься!

Во втором же классе ребёнку предлагает учитель сначала представить того, о ком он будет писать, определить характер героя или образа, а затем подобрать ряд слов для описания. Например, обратившись к стихотворению З. Александровой “ Подснежник”, детям предлагаются следующие вопросы:

  • Каким представляется вам подснежникПочему образы подснежника у вас разные?
  • Что повлияло на то, каким вы представили подснежник?
  • Какие слова помогли З. Александровой описать представившийся ей образ?
  • Подберите и вы ряд слов для описания своего образа.

Далее предлагается групповая работа или индивидуальная, в зависимости от способностей ребёнка.

На лугу, в снегу чуть грязном,
Вырос маленький цветок.
Вырос, глядь, кругом всё тихо,
Но опять пошёл снежок.

Ребёнок уже воспринимает текст, как единую звуковую структуру, а также легче воспринимает абстрактные понятия, ярко выражает своё отношение к окружающим, ко всему увиденному, стилистически грамотно оформляет свои высказывания уже самостоятельно:

“Ветер”.

Ветер- это неживое существо,
Но очень счастливо оно.
Потому, что может взвиться в облака
И посмотреть оттуда свысока.
Потом вдруг опустится к морю
Кораблики там с шумом покачать,
У мальчиков украсть их кепки,
Девчонкам косы растрепать.

“Тотошка”.

Тотошенька- храбрый пёсик,
Мне с ним ничего не страшно!
Красивенький чёрный носик,
Глаза- угольки бесстрашные.
С Тотошкой мне хорошо,
Я с ним возвращаюсь в детство,
Как будто оно не ушло,
А рядом живёт, по-соседству.

“Игры и игрушки”.

“Суперкобра”- вертолёт
С быстрыми винтами!
Хоть сейчас готов в полёт-
Парить над облаками.
Бэтмэн- суперчеловек
С мужеством и силой.
Я хочу похожим стать:
Сильным и красивым!
Вертолёт и человек
Борются со злом в наш век.
Все им будут помогать!
Войнам в мире не бывать!

В третьем классе ребёнок свободно ориентируется в жанрах и стилях речи, объективно подходит к выбору того или иного жанра для написания стихотворного текста по заданной тематике или интересующему вопросу.

Загадка.

Отгадайте, кто такой:
Он пушистый и смешной.
Чёрной пуговкою нос,
Есть и лапы, есть и хвост.
Бантик- красный язычок.
Кто же это? (Мой щенок.)

Письмо. (отрывок)

Мы из Омска, из Сибири
Шлём горячий Вам привет!
И хотим, чтоб жили в мире
И не знали тяжких бед!
Якубович, дядя Лёня,
Вы творите чудеса!
У Вас добрые смешные
И красивые глаза.
Вы- волшебник на экране,
Ох, добры и щедры Вы!
Интереснее программы
По Ц.Т. нам не найти!

Золушка (отрывок из сказки)

Золушка- бедняжка,
Работать ей так тяжко:
Сидит она у печи
И лепит калачи.
Собирает всех на бал,
Скоро будет карнавал
- Возьмите меня с собой,
- Мне скучно быть одной.
Но сёстры её не берут,
Не смотря на её тяжкий труд.
Золушка плачет, страдает,
О танцах на бале мечтает.

Работа в данном направлении, проводимая на уроках поэзии даёт положительные результаты. Сформированные умения и навыки помогают ребёнку в самовыражении и самоутверждении. У ребёнка возникает потребность сочинительства как на других уроках, так и вне школы. Даже, если уроки поэзии не имеют продолжения в среднем звене, у некоторых ребят заложенный потенциал стихосложения способствует саморазвитию, осмыслению и решению возникающих жизненных проблем.

Таким образом:

  1. В первом классе дети делают выводы под руководством учителя в основном в процессе наблюдения предлагаемых поэтических произведений.
  2. Во втором же классе, наблюдая, сравнивая и анализируя точность подбора слов в описании образа, ребёнок пытается самостоятельно описать представленный образ в стихотворении.
  3. В третьем же классе учитель ориентирует ребят на взаимоотношения образов в произведениях, обращает внимание на актуальность противоположных характеров, взаимодополняющих друг друга в сюжете стихотворения.

Например, работая по данному началу ( На припёке у ворот/ Спит пушистый рыжий кот…), учитель может направить работу ребят несколькими вопросами:

  • Как вы думаете, какая работа предстоит нам сегодня на уроке?
  • Достаточен ли один образ для создания интересного сюжета будущего стихотворения?
  • Сколько может быть героев?
  • Всегда ли удобно вводить много героев в сюжет?
  • Определитесь, сколько героев будет в вашем произведении?
  • Закройте глаза, представьте образ каждого героя.
  • Какими характеристиками могут обладать герои?

В итоге практической работы в произведениях детей мы наблюдаем противоположность характеров, которые гармонично дополняют друг друга.

На припёке у ворот
Спит пушистый рыжий кот.
Прилетел тут воробей,
Говорит ему скорей:
Кот, ты слабый и плохой.
Ну зачем же ты такой?
В доме ты мышей не ловишь,
По двору лишь только ходишь.
Только знаешь: ешь да пьёшь.
С лени скоро ты помрёшь!
Твой удел- гонять мышей!
Прочирикал воробей.
Рассердился серый кот,
Прыгнул выше он ворот.
Но смышлёный воробей
Полетел прочь поскорей!

Однажды тёплым летом
На травке кот лежал,
Он песенку мурлыкал
И хвостиком играл.
А звали его просто-
Малышка Котофей.
Вдруг какой-то воробей
На полянку прилетел,
И котёнку нашему
Он на спину сел.
- Глупый, глупый воробей,
Осторожней, воробей,
На тебя уже глядит
Наш проказник Котофей!
Улетай же поскорей,
Несмышленый воробей!

Данная планомерная работа на уроках стихосложения позволяет ребёнку раскрепоститься и открыто посмотреть на окружающую действительность. Ребёнок, порой не осознавая, заявляет о проблеме, занимающей его в данный возрастной период.

Например, в своём стихотворении, посвящённом маме в день 8 марта, девочка сообщает о недостатке внимания, уделяемого ей отцом.

Мама.

За всё я маму, как святую,
Люблю и помню без конца.
Но если б знали, как тоскую
Везде и всюду без отца.
Не мне в причинах разбираться,
Не мне родителей судить.
Мне б только раз к нему прижаться,
Мне б только около побыть.
Улыбка мамы , словно солнце,
Её любовь мне всех важней!
И смотрит мама, как в оконце,
И видит всё в душе моей!

Анализируя работу, проводимую в начальных классах по лингвистическому развитию, можно сделать следующие выводы:

  • работа на уроках стихосложения, начатая на начальном этапе, позволяет организовать межпредметную связь;
  • помогает узнать потенциальные возможности учащихся;
  • многие работы ребят используются учителями начальных классов на уроках окружающего мира, природоведения ( режим дня, экология) , истории ( родной город, памятные места), чтения ( небылицы, загадки), изо ( фантазии, настроение) , физической культуры ( физ.минутки) ;
  • выстроенная планомерная работа является главным направлением формирования личности ребёнка, активно проявляющего себя во всех сферах жизни.

Приложение 3.