Цели:
- познакомить с творчеством писателя Корнея Ивановича Чуковского и прививать любовь и его произведениям;
- воспитывать чувства сопереживания за свою команду;
- создать положительную атмосферу, которая бы вызывала интерес к писателю и его произведениям;
Ход урока:
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие - вас сегодня ждёт много интересного и необычного. Но сначала посмотрите на доску
:
(На доске развешаны рисунки с изображениями фрагментов и названием сказок; портрет автора спрятан за ширмой)
- Что вы на ней видите? (Рисунки) Да, но на них изображены какие-то фрагменты и названия. Прочитайте их. (“Телефон”, “Муха-Цокотуха”, “Краденое солнце”, “Чудо-дерево”)
- Правильно! Все перечислили. А кто же из вас знает, кто написал все эти сказки? Конечно. Какие же ещё сказки этого писателя, кроме тех, которые уже назвали, вы знаете? (“Путаница”, “Бармалей”, “Тараканище”, “Федорино горе”)
- Молодцы! Итак, конечно все эти сказки написал чудесный детский писатель К.И. Чуковский. И все вы его очень хорошо знаете.
(Открывается портрет)
- Родился К.И. Чуковский 1 апреля 1882 года в Петербурге. Отец из их семьи ушёл, и мать вместе с сыном переехала в Одессу. Там маленький К.И. Чуковский начал учиться. Он очень любил читать стихи Тютчева, Некрасова, Пушкина, он знал их наизусть. В 1905 году, когда ему было 13 лет, он был уже журналистом. Став журналистом, он стал интересоваться детской литературой и особенностями детской речи. И в 25 лет он написал первую сказку “Крокодил”, а потом уже все остальные. Эти сказки написаны звонкими стихами. Все они забавны и веселы, наверно потому, что автор родился первого апреля – в день смеха. К.И. Чуковский был очень весёлый и интересный человек. Он очень любил детей и старался писать для них интересные сказки. И дети очень любили его произведения. А вы любите? (Да)
Ведущий: Да, я уверена, что вам всем нравятся его сказки. И сейчас ребята расскажут вам некоторые отрывки из сказок. (Двум ученикам заранее раздаются отрывки из сказок “Бармалей”, “Чудо-дерево”)
Ведущий: Молодцы! Спасибо. Ребята, я хотела вам сказать, что нас с вами пригласили сегодня в гости к одной из героинь сказки К.И. Чуковского, а к кому, вы сами сейчас увидите.
(Заходит Муха-Цокотуха)
Муха-Цокотуха:
Добро пожаловать, друзья,
Сегодня вас встречаю я.
Утром в поле я пошла,
Там я денежку нашла.
Потом сходила на базар
И купила самовар.
(Показывает рукой на столик, стоящий посередине, на нем: самовар, чайные пары, ваза с цветами)
Муха-Цокотуха: Вот и я решила, пригласить вас к себе в гости. Ко мне сегодня придут многие герои сказок К.И. Чуковского, и вы с ними обязательно встретитесь. Я тоже одна из героев сказок К.И. Чуковского. Думаю, что вы меня узнали. Я сегодня к вам пришла для того, чтоб узнать, хорошо ли вы знаете сказки К.И. Чуковского. Для этого я разделю вас на 2 команды, которые будут называться так:
1-ая – “Путаница”
2-ая – “Телефон”
(Капитаны заранее выбираются, им раздаются отрывки из соответствующих сказок, а остальные ученики выбирают эмблемы из шляпы – какую вытащили, в такой команде и будут)
Муха-Цокотуха: Сейчас капитаны команд представляют себя и свои команды.
“Путаница”:
“Замяукали котята:
Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята
Хрюкать!”
А за ними и утята:
“Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата
Квакать!”
Свинки замяукали:
“Мяу, Мяу!”
Кошечки захрюкали:
“Хрю, хрю, хрю!”
Уточки заквакали:
“Ква, Ква, Ква!”
Курочки закрякали:
“Кря, Кря, Кря!”
Воробушек прискакал,
Коровою замычал:
“Му-у-у!”
“Телефон”:
“ У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего.
- А много ли прислать?
- Да пудов этак пять или шесть
- Больше ему не съесть, он у меня ещё маленький”
Ведущий: Молодцы, капитаны. Видно, что достойные команды будут сегодня соревноваться. Сейчас будет много соревнований, заданий и в конце мы узнаем, какая команда лучше знает сказки К.И. Чуковского, за что она будет награждена призами.
Муха-Цокотуха: Сейчас вы будете прослушивать отрывки из сказок К.И. Чуковского на грампластинках. Вы должны будете угадать сказку, отрывок из которой вы услышите.
- “Мойдодыр”
- “Телефон”
- “Доктор Айболит”
- “Тараканище”
(По 2 отрывка каждой команде.)
Муха-Цокотуха: Молодцы, ребята! (Подводит итоги этого конкурса)
(Слышится стук в дверь)
Ведущий:
“Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый
Та-ра-кан!
Таракан, Таракан, Тараканище!
(Вбегает таракан)
Тараканище:
“Погодите, не спишите,
Я вас мигом проглочу,
Проглочу, проглочу,
Не помилую!”
Муха-Цокотуха: Что ты! Что ты! Нельзя их глотать. Они такие же гости, как и ты.
Тараканище: Ну, тогда ладно, помилую. Но только при одном условии: Вы выполните моё задание. Я буду читать описание героя, а вы должны отгадать его по этому описанию.
1. “Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой
Выбегает умывальник
И качает головой….”
2. “Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок,
И медведица….”
3. Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки”
4. “Он бегает по Африке
И кушает детей.
Гадкий, не хороший,
Жадный….”
Тараканище: Ну ладно! На все мои загадки ответили. Помилую уж вас.
Муха-Цокотуха: Присядь. Побудь у меня в гостях как ребята.
(Вбегает Федора)
Федора: Ой, ребята! Что у меня случилось!
Муха-Цокотуха: Ой, Федора! Какое же горе у тебя случилось?
Федора: Послушайте:
“Одеяло убежало,
улетела простыня,
И подушка, как лягушка
Ускакала от меня.
Я за свечку, свечка – в печку!
Я за книжку, та - бежать!
И в припрыжку под кровать!
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
От меня убежал как от огня.
Что такое что случилось?
От чего же всё кругом
Завертелось, закружилось
И помчалось кувырком?
Утюги за сапогами,
Сапоги за пирогами,
Пироги за утюгами,
Кочерга за кушаком,
Всё вертится и кружится,
И несётся кувырком”.
Ведущий: Ребята, что-то Федора здесь напутала! Федора, ты наверно перепутала!
Федора: Да наверно у меня всё перепуталось в голове. Ребята, помогите мне!
Ведущий: Ребята, ведь это слова не из Федориной сказки. А из какой? (Мойдодыр)
- От кого убежали эти вещи? Почему? (Они убежали от мальчика, который был грязнулей).
- А что же случилось в Федориной сказке? (От неё убежала посуда).
- Почему? (Она её не мыла)
- А как же называется сказка, где главной героиней была Федора? (“Федорино горе”)
Ведущий: Вот, Федора, что ты напутала. Ты перепутала сказки. От тебя убежала посуда, которую ты не мыла. А те вещи, о которых ты нам рассказала, убежали от грязнули из сказки “Мойдодыр”.
Муха-Цокотуха: Ну, Федора, поняла теперь, что ты напутала.
Федора: Ой, и правда совсем запамятовала. Спасибо вам, ребята за то, что вы помогли найти мне мою сказку.
Муха-Цокотуха: Ну, что ж Федора ты будь моей гостей. Но я вижу, все вы уже засиделись. Давайте поиграем в мою любимую игру “Ворота”.
Правила игры: включается Музыка. Половина детей становятся в круг, берутся за руки и делают ворота. Остальные дети – гости. Ребята приговаривают:
“Приходите господа,
В золотые ворота.
Первый раз прощается,
Второй раз прощается,
А третий раз не пропустим вас!”
Пока они это говорят, гости пробегают через круг. На строчке “А на третий раз не пропустим вас!” ворота закрываются. Тот, кто остался в кругу, становится в круг.
(Входит Бармалей)
Бармалей: Что это вы играете без меня. А?!
Муха-Цокотуха: Ой, ну Бармалеюшка. Ты же опоздал!
Бармалей: Да, ладно! Я, действительно, опоздал. Я, узнал, что у тебя будут, гости и решил подыскать для них задание. Пока искал, время быстро пролетело. Вот опоздал, но задание нашёл. Вот оно:
- Попрошу подойти ко мне капитанов команд. Я вам дам по картинке. Вы её не показывайте друг другу и своим командам.
- Вы должны, не называя названия того, что там на ней изображено, описать это так, чтобы ваша команда поняла, о чем вы говорите, и назвала это.
- Вот, например: у меня в руках картинка, я не скажу и не покажу, что там нарисовано. Лишь скажу, что это животное рыжего цвета, с острыми ушками, с рыжим пушистым хвостом, кончик которого белый, очень хитрая, героиня сказки “Путаница”, которая подожгла море. (Лисичка)
(Капитанам даются рисунки заиньки-паиньки из “Путаницы” и крокодила из “Телефона”)
Бармалей: Ну, молодцы! Справились с моим трудным заданием.
Муха-Цокотуха: Спасибо тебе Бармалей за твоё хорошее задание. И я, сейчас дам вам последнее задание. Сейчас я буду задавать вам вопросы по содержанию сказок Корнея Ивановича Чуковского и посмотрю, какая команда лучше на них будет отвечать.
- Кто спас зверюшек от тараканища?
- Зачем Айболит ехал в Африку?
- Почему у Федоры поселились тараканы?
- Что просил крокодил для Тотоши и Кокоши?
- Кто затушил море, которое подожгла лисичка?
Муха-Цокотуха: Молодцы, ребята! Ответили на все мои вопросы. Теперь я, убедилась, что вы все хорошо знаете сказки Корнея Ивановича Чуковского. Но лучше из двух команд их знает…
(Подводятся итоги, вручают призы)
Все уходят.
Ведущий: Все когда-нибудь кончается, хоть и весело и интересно.
- Ребята у кого мы были в гостях?
- Вам у нее понравилось?
- А она сама?
- Кто ещё приходил к ней в гости?
- Кто же это такие?
- Кто же это такой?
- Вам нравятся его сказки?
Ну, что ж, ребята, на этом наше урок-занятие заканчивается. Надеюсь, что вы запомнили этого писателя и будете теперь много знать о Корнее Ивановиче Чуковском и его сказках.