Две вещи омрачают наш разум:
Порой мы молчим, когда нужно говорить,
И мы говорим, когда нужно молчать.
Цели:
- изучение особенностей развития социально-психологического климата коллектива и факторов, способствующих его продуктивному развитию;
- освоение участниками приемов и методов более глубокого проникновения в собственную личность, ведущее к расширению возможностей самоанализа (рефлексии) и к более полному познанию других людей (перцепции).
В условиях современной научно-технической революции постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата коллектива. Актуальность данной проблемы диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний. Совершенствование социально-психологического климата коллектива – это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов. От уровня оптимальности социально-психологического климата каждого отдельного коллектива во многом зависит и общая социально-политическая, идеологическая атмосфера общества, страны в целом.
Значимость социально-психологического климата определяется также тем, что он способен выступать в качестве фактора эффективности тех или иных социальных явлений и процессов, служить показателем, как их состояния, так и их изменения под влиянием социального и научно-технического прогресса. Социально-психологический климат выступает также в качестве полифункционального показателя уровня психологической включенности человека в деятельность, меры психологической эффективности этой деятельности, уровня психического потенциала личности и коллектива, масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации психологических резервов коллектива.
Неслучайно было выбрано название семинара-практикума, вот история, которая объясняет это:
“Один правоверный пришел как-то к пророку Элиасу. Его очень волновало, что такое ад и рай, потому что он хотел жить праведно. “Где ад и где рай?” С этим вопросом человек обратился к пророку, но Элиас не ответил. Он взял вопрошавшего за руку и повел темными переулками во дворец. Через железные врата они вошли в большой зал. Народу там было видимо-невидимо, бедные и богатые, в лохмотьях и одеяниях, украшенных драгоценными камнями. Посреди зала стоял огромный котел, в нем кипел суп, который на востоке назывался “аш”. От варева шел приятный запах по всему залу. Вокруг котла толпились люди с впалыми щеками и глубоко запавшими глазами. Каждый старался получить свою порцию супа. Спутник пророка Элиаса поразился, когда увидел у них в руках по ложке, величиной с него самого. Лишь на самом конце черенка имелась деревянная ручка. Остальная часть черенка ложки, содержимое которой могло бы насытить любого человека, была железной и от супа нестерпимо горячей. С жадностью голодные люди тыкали своими ложками в котле. Каждый хотел получить свою долю, но никому это не удавалось. Они с трудом вытаскивали тяжелые ложки из супа, но так как те были слишком длинные, то и сильнейшие не могли отправить их себе в рот. Слишком ретивые обжигали руки и лицо и, охваченные жадностью, обливали супом плечи соседей. С руганью они набрасывались друг на друга и дрались теми же ложками, которыми могли бы утолить голод. Пророк Элиас взял своего спутника за руку и сказал: “Вот это – ад!”
Они покинули зал и вскоре уже не слышали адских воплей. После долгих странствий по темным переходам они вошли в другой зал. Здесь тоже было много людей. Посреди зала стоял котел с кипящим супом. У каждого было по такой же громадной ложке в руке, какие Элиас и его спутник видели в аду. Но люди были упитанными, в зале слышались лишь тихие довольные голоса и звуки окунаемых ложек. Люди подходили парами. Один окунал ложку и кормил другого. Если для кого-нибудь ложка оказывалась слишком тяжелой, то сразу же другая пара помогала своими ложками, так что каждый мог спокойно есть. Как только насыщался один, его место занимал другой. Пророк Элиас сказал своему спутнику: “вот это – рай!””(1)
В школе Элиаса мы будем учиться строить комфортные отношения, создавая продуктивный социально-психологический климат в коллективе учителей и учащихся.
Вы готовы? Тогда начинаем.
Задание №1.
Знакомство. “Взаимные презентации”.
Инструкция:
- Сейчас мы разобьемся на пары. Дается десять минут на то, чтобы вы рассказали друг другу о себе как можно подробнее – ведь вам предстоит представлять своего партнера группе. Постарайтесь получить как можно больше разносторонней информации о своем партнере. Хотелось бы, чтобы вы отразили в самопрезентации следующие самые важные вопросы:
- Чего я жду от работы в тренинге;
- Что я ценю в самом себе;
- Предмет моей гордости;
- Что я умею делать лучше всего.
После этого была организованна работа в парах. В этой игре я предоставила, участникам возможность самим выбрать себе партнера. И зафиксировала для себя, какие образовались пары (как показывает опыт, в таких ситуациях люди интуитивно выбирают тех, кто по многим параметрам – включая биографические данные! – имеет с ними сходство). Спустя десять минут я дала дополнительные инструкции:
- Презентации будут происходить следующим образом: один из членов пары сидит на стуле, второй встает за его спиной, положив первому руки на плечи. Стоящий будет говорить от лица сидящего, называя себя именем своего партнера. В течение одной минуты – строго одной минуты, не больше и не меньше! - стоящий говорит, играя роль сидящего. Ровно через минуту я прерву монолог; если кто-то закончит раньше, мы будем молчать, пока не истечет отведенная на выступление минута. Таким образом, ваша задача – построить свою презентацию так, чтобы она длилась ровно шестьдесят секунд. После этого любой член группы – я в том числе – имеет право задать выступающему любые вопросы, на которые тот должен отвечать также от лица сидящего. Понятно, что вы можете и не знать истинного ответа на заданный вопрос, поэтому вам нужно понять, почувствовать, как ответил бы ваш партнер. Кстати, тот, кого презентуют, не может вмешиваться, и вынужден все время молчать.
Вопросы, которые задают участники группы и я выступающему, начинаются с обращения к нему по игровому имени человека, которого он презентует, и могут касаться самых разных тем, например:
- Какие качества вы наиболее цените в людях?
- Что ты считаешь самым отвратительным?
- Есть ли человек, который оказал сильное влияние на твою жизнь? Кто он?
- Назови твое самое заветное желание.
- Чего бы тебе хотелось добиться в жизни? И т п.
Упражнение завершается обсуждением чувств и мыслей участников. При этом я уделила внимание трем аспектам – способности учитывать время при презентации, способности верно, и сжато передать полученные от партнера сведения о нем и способности “вчувствоваться” в другого человека настолько, чтобы домыслить недостающую информацию. Использовав следующие вопросы:
- Оцени успешность твоей презентации своего партнера.
- Что ты чувствовал, когда твой партнер не сумел уложиться в отведенное время (замолчал раньше, чем закончилась минута)?
- Удалось ли твоему партнеру, верно, изложить сведения о тебе?
- Получилось ли у твоего партнера стать твоим двойником?
- Правильно ли он угадал ответы, которые давал от твоего имени?
Задание №2.
Мой портрет глазами группы.
Я обратилась к участникам группы с вопросом:
- Есть ли среди вас желающие получить свой психологический портрет?
И не просто словесный портрет с перечислением достоинств и недостатков, а совершенно реальное изображение на бумаге вашего облика?
Желание оказаться в этой роли выразила. С. Ей было предложено занять “горячий стул”:
- Все остальные участники группы стали художниками. У каждого из них лист бумаги и пачка фломастеров. Каждый – хотя бы в детстве – пробовал рисовать людей. У кого – то это получалось удачно, у кого – то не очень.
В этот момент некоторые высказались по поводу своего абсолютного неумения рисовать и нежелания обидеть, Катю уродливы портретом.
- Что же! Мы не станем даже пытаться создать портрет С. в духе реалистической традиции. Не стоит стремиться к внешнему сходству. Совсем наоборот: откажемся от попыток правильно нарисовать глаза, нос, рот, верно, передать цвет одежды и нюансы прически. Зачем? Ведь для выполнений этой задачи гораздо проще использовать фотоаппарат. Мы же поставили перед собой более сложную и интересную задачу: каждый из нас должен создать именно психологический портрет С. Для этого можно применять изобразительные средства, предоставленные в наше распоряжение художниками – модернистами, и исходить из единственного принципа “Я вижу так!”. Пусть ваши рисунки будут иметь метафорический принцип и тонкий подтекст. Может быть, понимаемый вами внутренний мир человека С., которой портрет вы изображаете, породит в вашей душе цепочку ассоциаций или создаст конкретный образ отражающий нечто важное в нем. Может быть, вы воспринимаете ее психологический облик в виде, какого – то реального предмета, а может, это какой – то узор, абстрактный орнамент или набор цветовых пятен. Ограничений для вас нет никаких, будьте свободны в выборе способов изображения ее внутреннего облика. Помните лишь, что до конца упражнения разговаривать воспрещается.
Сделав небольшую паузу, я продолжаю свой монолог спокойным, чуть замедленным голосом, создавая необходимый настрой, медитативное творческое состояние участников. В этот момент была включена медитативная музыка.
А теперь посмотрите внимательно на С., сидящую перед вами, проникните сквозь внешнюю оболочку, за которой скрывается чуткая и нежная субстанция – человеческая душа. Какова она у нее? В чем ее отличие от других душ? Каковы ее особенности, делающие Катю уникальным созданием во Вселенной? Разглядите внутренним взором образ этой души. Услышьте звучание музыки этой души. Почувствуйте форму и поверхность, ощутите материал этой души. Поймите сущность этой душ.…И перенесите свое понимание на бумагу. Творите!
Рисование продолжалось в течение десяти – пятнадцати минут. Я предупредила о необходимости завершить работу за минуту до конца, отведенного времени. После этого рисунки были расположены на стульях участников, а все “художники” рассматривали “портреты”, переходя от одного к другому. С., разумеется, тоже получила возможность увидеть изображения своего внутреннего облика.
В принципе этим можно и завершить основную часть упражнения и перейти к групповой рефлексии и обсуждению чувств, вызванных процессом создания “портретов”. Организовать обсуждение можно разными способами, например, так: натурщик берет в руки каждый из рисунков и говорит о своих чувствах, которые тот в нем вызывает, интерпретирует изображение и выражает свое согласие или несогласие с “портретом”. “Художник” - автор поясняет, верно, ли понято изображение, и что именно он хотел передать в рисунке. Можно поступить и иначе: “художники”, держа “портреты” в руках, по кругу рефлектируют по поводу своего творчества и дают комментарии к рисункам только по желанию. Натурщик лишь слушает и изредка задает вопросы. После рефлексии каждый “художник” преподносит “портрет” в дар лицу, на нем изображенному. Возможна ситуация, когда обсуждение ограничивается лишь рефлексией чувств, и никаких комментариев к рисункам не делается – предоставляется “поле домысливания” главному герою упражнения.
В длительных тренинговых группах можно периодически возвращаться к этому упражнению, заменяя натурщиков. Делать портреты больше двух – трех человек не рекомендуется: наступает утомление “художников” и теряется глубина погружения во внутренний мир человека, чей портрет создается.
Задание №3.
Дискуссия в ролях друг друга.
Я разделила группу пополам. Одна половина образовала внутренний круг участников дискуссии, другая – внешний круг наблюдателей. Каждый из участников дискуссии вытянул карточку с именем кого – то из членов группы, сидящих во внутреннем круге. В этом упражнении я проследила, чтобы никому не досталась карточка с собственным именем – в противном случае эффективность игры была бы снижена.
Каждый из наблюдателей получил задание следить за одним из участников дискуссии с целью определить, чью роль тот играет.
Я задала тему дискуссии: “Что особенно отталкивает и что привлекает в людях?”
Дискуссия продолжалась десять минут. По ее завершении слово было предоставлено наблюдателям. Те высказали предположения относительно роли своего подопечного. Прежде чем сам исполнитель подтвердил или опровергнул это мнение, другие члены группы, включая участников дискуссии, выдвинули свои предположения, обосновывая их. После этого, как участники дискуссии раскрыли, кого они изображали, обсуждались успешность и точность исполнения ролей.
Затем участники дискуссии стали наблюдателями, а те, получили карточки, начали новую дискуссию в ролях друг друга.
Уважаемые коллеги, позвольте Вас, познакомить с результатами исследования по изучению социально - психологического климата подросткового коллектива.
Итоги представлены в виде презентации.
Давайте подведем итоги. Каждый из участников ответит на один вопрос: “Мои ощущения по окончании семинара-практикума?” Присутствующие по очереди делятся впечатлениями.
В заключении мне еще раз хотелось обратить ваше внимание
На актуальность данной проблемы. Она диктуется запросами практики, обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использования воспитательных и психотерапевтических воздействий. Благодарю всех за участие в работе семинара-практикума.
Использована литература:
1. Пезешкян Н. “Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия”. М.: Прогресс, 1992. – 240 стр.
2. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М.: “Ось-89”, 2001. – 224 стр.