Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел

Разделы: Математика


“Математика представляется силой человеческого духа,
призванной вознаградить нас за несовершенство наших чувств
и за краткость нашей жизни”.

Ж.Б. Фурье.

Цели урока:

  • образовательная – сформировать умение учащихся складывать и вычитать положительные и отрицательные числа, закрепить навыки выполнения арифметических действий (+ и -) при решении примеров, задач, уравнений.
  • развивающая – развить учения выявлять закономерности, сравнивать, обобщать, развить навыки устного счета, внимания.
  • воспитательная – воспитать творческое отношение к учебному труду, бережное отношение к истории и культуре нашей республики, к обычаям и традициям башкирского народа.

Тип урока: обобщающий

Оборудование: магнитофон, карта Республики Башкортостан, плакаты.

План урока:

Организационное начало. Постановка цели – 2 мин.

Устный счет – 5 мин

Повторение теоретических знаний по теме – 3 мин

Закрепление умений и навыков сложения и вычитания рациональных чисел при решении заданий. – 20 мин

Письменная практическая работа – 12 мин

Подведение итогов урока – 3 мин

ХОД УРОКА

I. Организационное начало. Постановка цели.

II. Устный счет.

1. Шестиголовый аждаха вызвал на бой трех батыров. Один батыр прогулял битву. Сколько голов придется во время битвы на каждого дисциплинированного батыра? [Ответ. 3 головы].
Примечание. Аждаха – в башкирской мифологии исполинский дракон с огнедышащей пастью. Живет в реках, озерах, на болотах, люди приносят ему в жертву девушку, чтобы он позволил пользоваться источником.

2. Число жителей города Белебей в 3 раза больше числа жителей самого молодого города Республики – города Агидели. Вместе в двух городах проживает 80 тыс.человек. Сколько человек проживает в каждом городе? [Ответ. 20 тыс. в г.Агидели, 60 тыс. в г.Белебее].

3. Алдар купил за 3 рубля отечественную жвачку и продал ее своей соседке по парте Айгуль за 4 рубля. Айгуль разделила жвачку пополам, одну половину сжевала, а другую продала Айсылу за 5 рублей. Айсылу немножко пожевала жвачку, а потом завернула ее в иностранный фантик и продала Алдару за 6 рублей. Какую прибыль получила каждая из девочек, и сколько истратил на свою жвачку Алдар? [Ответ. 1 руб. прибыли у девочек, 5 руб. -Алдар].

III. Повторение правил сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками.

IV. Проверка умений и навыков сложения и вычитания рациональных чисел при решении практических заданий.

1. Математический “лабиринт”.

    Найдите наибольший и наименьший результат (рис.1).

    Наибольший результат – 30 (количество наскальных рисунков в пещере Шульганташ – памятник природы).

    Наименьший результат – 2 (количество видов юрт у башкир: тюркская юрта и монгольская юрта).

2. Найдите значение выражения:

а) (-123,5 – (-1119,5))·2 [Ответ. 1992].

б) (18,6 – (-625,4))·3 [Ответ. 1932].

Первый ответ – 1992 – год утверждения государственного флага Республики Башкортостан, одного из символов государства, представляет собой трехцветное полотнище, в центре – цветок курая. Синий цвет означает небо, ясность, чистоту помыслов народов республики; белый – воздух, миролюбие, открытость, готовность к сотрудничеству; зеленый – землю, свободу, мудрость, вечность жизни. Цветок курая – символ дружбы, 7 лепестков символизируют семь племен, положивших начало объединению народов древнего Башкортостана: бурзян, усерган, юрматы, тамьян, кыпсак, табын, мин.

Второй ответ – 1932 (год, когда у деревни Ишимбаево ударил первый нефтяной фонтан. Сейчас в республике 180 месторождений нефти и газа).

В г. Ишимбае родилась Галина Куклева, завоевавшая золотую медаль на зимних олимпийских играх в Нагано на дистанции 7,5 км (биатлон).

3. Решите уравнение:

х + (-38)= -16

Корень 21 показывает процентный состав башкир в населении Республики Башкортостан.

V. Письменная практическая работа.

    Вариант 1

    Вариант 2

    1) Вычислить:
    -4 –(-80)= [Ответ. 76]. -82+94= [Ответ. 12].
    2) Найти значение выражения:
    (-36,6 + 320,6) ·5 = [Ответ. 1420]. (85,1 –(-314,9)) ·10= [Ответ. 4000].
    3) Решите уравнение:
    а- 9,4= -24 [Ответ. а=-14,6]. -4,5 + у=19 [Ответ. у=23,5].
    4) Дополнительное задание.
    103-(-917)= [Ответ. 1917]. 402- (-154)= [Ответ. 1754].

Расшифровка ответов.

76- количество видов млекопитающих, обитающих на территории РБ;

12 – количество заказников по охране лекарственных растений;

1420 км – протяженность реки Агидель;

4000 лет – возраст башкирского народного эпоса “Урал-Батыр”;

-14,6 С° – средняя температура января в г. Уфа;

23,5 км2- площадь самого большого озера республики – озера Асылыкуля.

1917 г. – год рождения выдающегося башкирского композитора Загира Гариповича Исмагилова, автора опер “Салават Юлаев” (1955), “Послы Урала” (1982), “Акмулла” (1986) и др. произведений.

1754 г. – год рождения Салавата Юлаева, национального героя башкирского народа, поэта, певца, полководца.

VI. Подведение итогов урока.

Использованная литература:

  1. Башкортостан. Краткая энциклопедия. Уфа, 1996.
  2. Ф.Т. Кузбеков. История культуры башкир. Уфа, “Китап”, 1997.
  3. Г. Остер. Задачник. Ненаглядное пособие по математике. Тверь, 1992.