Научной разработкой проблемы отставания в развитии и неуспеваемости детей в массовой образовательной школе занимались многие педагоги и психологи, такие как М.А. Данилов, В.И. Быкова, И.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.И. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина и др. Неуспевающим детям и детям, отстающим в развитии, характерен низкий уровень выполнения учебных и неучебных заданий, обусловленный сниженной учебной мотивацией и отсутствием познавательных интересов. При этом наблюдается повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность. Всё это обусловлено неярко выраженными теми или иными отклонениями в их развитии.
В настоящее время в системе общеобразовательных школ организуются классы компенсирующего обучения (классы коррекции). Показателями для зачисления детей в эти классы являются такие состояния как астения, цереброастения, наличие хронических соматических болезней. В эту группу можно отнести детей с нерезко выраженными сенсорными дефектами. Показателями являются нарушения работоспособности, связанные с расстройствами поведения: невротические, неврозоподобные состояния (страхи, тики, легкое заикание, энурез...). Сюда же следует отнести детей с психофизическим инфантилизмом.
Особенности психики таких детей проявляются как в недоразвитии основных психических процессов (памяти, внимания, мышления и др.), так и в особенностях высшей нервной деятельности.
Коррекционная работа с детьми должна вестись в следующих направлениях:
а) Осуществление индивидуального подхода к детям;
б) Предотвращение наступления утомления;
в) Использование методов, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей;
г) Проявление особого педагогического такта. Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнка, развивать в нём веру в собственные силы и возможности;
д) Использование развивающих игр, упражнений с конкретными примерами и т. д. при изучении математики.
Говоря о математических способностях как особенностях умственной деятельности, следует прежде всего указать на несколько распространенных среди учителей заблуждений.
Многие считают, что математические способности заключаются прежде всего в способности к быстрому и точному вычислению (в частности в уме). На самом деле вычислительные способности далеко не всегда связаны с формированием подлинно математических (творческих) способностей. Во-вторых, многие думают, что способные к математике школьники отличаются хорошей памятью на формулы, цифры, числа. Однако, как указывает академик А.Н. Колмогоров, успех в математике меньше всего основан на способности быстро и прочно запоминать большое количество фактов, цифр, формул. Наконец, считают, что одним из показателей математических способностей является быстрота мыслительных процессов. Особенно быстрый темп работы сам по себе не имеет отношения к математическим способностям. Ученик может работать медленно и неторопливо, но в то же время вдумчиво, творчески, успешно продвигаясь в усвоении математики.
На сегодняшний день существует большое многообразие педагогических технологий, которые можно использовать для преподавания математики:
- Игровые технологии;
- Технологии уровневой дифференциации;
- Технология индивидуализации обучения;
- Укрупнение дидактических единиц - УДЕ;
- Технология обучения математики на основе решения задач и др.
Педагогические технологии помогают нам достичь высоких и устойчивых результатов при отсутствии многих “если” (если талантливый учитель, если способные дети, если хорошие родители…).
Для преподавания математики особым детям, в особых классах или в особых школах, требуются и особые педагогические технологии.
При создании “Конструктора уроков” для преподавания математики в коррекционных классах были учтены психолого-педагогические особенности детей. В “Конструкторе урока” использованы логические описания этапов урока сформулированные Ю.А. Конаржевским в книге “Анализ урока” (М.1999), Т.И. Шамовой и Т.М Давыденко в книге “Управление образовательным процессом в адаптивной школе” (М.2001)., но представлены и дополнительные характеристики и описания педагогических техник, позволяющие решать образовательные задачи этапа урока при преподавании математики в коррекционных классах. (Гин А. Приемы педагогической техники. Москва, “Вита-Пресс”, 1999.)
Выделим 13 этапов учебного занятия в коррекционных классах, комбинируя которые в соответствии с логикой того или иного занятия и используя различные педагогические техники, можно получить разнообразные варианты уроков математики для коррекционных классов.
- Организационный этап (начало урока)
- Этап проверки домашнего задания
- Этап устного счета
- Этап актуализации субъективного опыта учащихся
- Этап изучения нового материала
- Этап закрепления, тренировки и отработки умений
- Этап физкультминутки
- Этап применения знаний
- Этап обобщения и систематизации знаний
- Этап контроля и самоконтроля
- Этап информации о домашнем задании
- Этап подведения итогов занятия
- Этап рефлексии (конец урока).
I. Организационный этап (начало урока)
Образовательные задачи этапа
1) Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на учебном занятии.
2) Психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии.
Педагогические техники
“Традиционное начало урока”, “Полу-шутка”, “Привлекательная цель”, “Мордашки”.
Учитель начинает урок с “настройки”.
На определенный тип работы, деятельности нужен определенный настрой. Для этого существует процедура “вход в урок”. Сама процедура может быть разной. В зависимости от возраста и подготовки учащихся, учебного предмета и других условий.
Начало урока в коррекционных классах - один из самых важных этапов урока. Когда класс слабый, трудно настраивается, то начинать урок всегда (или почти всегда) целесообразно определенным образом. Но если класс слажен, проблем с управлением нет, то вход в урок можно разнообразить.
II. Этап проверки домашнего задания
Образовательные задачи этапа
1) Установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися.
2) Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся.
3) Определить причины возникновения затруднений совместно с учащимися.
4) Устранить (по возможности) в ходе проверки обнаруженные пробелы.
5) Обеспечить рефлексию учащихся но поводу своих способов учебной работы в процессе выполнения домашнего задания и своих затруднений.
Педагогические техники
“Устный опрос”, “Показательный ответ”, “Базовый лист контроля”, “Светофор”.
III. Этап устного счета
Образовательные задачи этапа
1) Совершенствование навыков устных вычислений.
2) Закрепление математических понятий.
Педагогические техники
“Перфокарта”, “Тестирование”, “Светофор”, “Почтальон”, “Цепочка”, “Математический диктант”.
IY. Этап актуализации субъективного опыта учащихся
Образовательные задачи этапа
1) Обеспечить мотивацию учения школьников.
2) Обеспечить включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия.
3) Актуализировать субъектный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения.
Педагогические техники
1) Объяснение учащимся целей учебного занятия одновременно с сообщением темы.
2) Сообщение цели в виде проблемного задания.
3) Указание целей учебного занятия на специальном стенде "Что сегодня на учебном занятии?"
Y. Этап изучения нового материала
Образовательные задачи этапа
1) Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала:
- существенных признаков понятий, законов, теорий и др.;
- правил и построенных на их основе алгоритмов деятельности.
2) Содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые привели к определенному содержательному выводу, обобщению.
3) Обеспечить усвоение учащимися методики воспроизведения изученного материала.
4) Содействовать философскому осмыслению усваиваемых учащимися
понятий, законов, правил и др.
5) Обеспечить осознание школьниками своих способов проработки учебной информации.
Педагогические техники
“Привлекательная цель”, “Фантастическая добавка”, “Практичность теории”, “Вопрос к тексту”, “Удивляй!”.
YI. Этап закрепления, тренировки и отработки умений
Образовательные задачи этапа
1) Обеспечить закрепление учащимися знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы.
2) Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления учащимися изученного материала, глубины его усвоения.
3) Создать условия для выявления школьниками индивидуальных способов закрепления изученного материала.
4) Обеспечить закрепление изученного материала с учетом индивидуальных способов закрепления знаний.
Педагогические техники
“Лови ошибку!”, “Пресс-конференция”, “Цепочка”, “Самостоятельная работа”.
YII. Этап физкультминутки
Образовательные задачи этапа
1) Обеспечить отдых учащихся, в зависимости от вида утомления.
2) Настроить ребенка на дальнейшую работу.
Педагогические техники
“Общее утомление”, “Зрительное утомление”, “Позотоническое утомление”, “Гимнастика для пальцев и кистей рук”, “Массаж и акупрессура”, “Игры для улучшения эффективности урока”.
В коррекционных классах физкультминутка должна проводиться обязательно. Отдых должен быть разнообразным. Требования, предъявляемые к физкультминутке на уроке: она не должна надоедать, не слишком возбуждать детей, желательно не выпадать из структуры урока, должна помочь настроить ребенка на дальнейшую работу, она должна помочь нашей главной цели - познанию.
YIII. Этап применения знаний
Образовательные задачи этапа
1) Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов деятельности на
уровне их применения в разнообразных ситуациях.
2) Обеспечить развитие у школьников умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях с учетом своего индивидуального познавательного стиля.
Педагогические техники
“Репродуктивное повторение”, “Своя опора”, “Повторяем с контролем”, “Попарное повторение”, “Свои примеры”, “Опрос-итог”, “Обсуждаем домашнее задание”, “Игры-тренинги”, “Логическая цепочка”.
IX. Этап обобщения и систематизации знаний
Образовательные задачи этапа
1) Обеспечить формирование у школьников целостной системы ведущих
знаний учащихся.
2) Обеспечить установление учащимися внутри предметных и межпредметпых знаний.
3) Создать условия для освоения фундаментальных философских идей.
Педагогические техники
“Своя опора”, “Повторяем с контролем”, “Пересечение тем”, “Пример для будущей темы”, “Пример из предыдущей темы”, “Обсуждаем домашнее задание”, “Показательный ответ”, “Игры в случайность”,“Игра “Компетентность”.
Глубокое усвоение материала требует неоднократного возвращения к нему и рассмотрения в разных связках и контекстах. Приемы повторения тем частично совпадают с приемами повторения на уроках. Но есть и некоторая специфика.
X. Этап контроля и самоконтроля
Образовательные задачи этапа
1) Выявить качество усвоения учащимися знаний и способов действий.
2) Определить недостатки в знаниях и способах действий учащихся.
3) Установить причины выявленных недостатков.
4) Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям
Педагогические техники
“Светофор”, “Тестирование”, “Фактологический диктант”, “Выборочный контроль”, “Тренировочная контрольная работа”, “Блиц-контрольная”, “Релейная контрольная работа”.
XI. Этап информации о домашнем задании
Образовательная задача этапа
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Педагогические техники
“Три уровня домашнего задания”, “Задание массивом”, “Необычная обычность”, “Особое задание”, “Домашнее задание с инструкцией”, “Обычное домашнее задание”, “Творчество работает на будущее”, “Идеальное задание”.
Вредный и достаточно распространенный педагогический прием - наказание домашним заданием повышенного объема или сложности. Психологическое основание его в том, что иные взрослые подсознательно (если не сознательно) убеждены: школьное образование необходимый, но тяжелый и безрадостный труд. Поэтому много копий сломано по поводу домашнего задания на страницах педагогической литературы, особенно зарубежной. Задавать или нет? Каковы допустимые объемы и время на домашнее задание? Как оно влияет на успеваемость?
Не будем вдаваться в не слишком убедительные теоретические рассуждения. Мы уверены в одном: если уж задавать, то с максимальной пользой!
XII. Этап подведения итогов учебного занятия
Образовательная задача этапа
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
Педагогические техники
“Стандарт”, “Дежурный учитель”, “Идеальная оценка”.
XIII. Этап рефлексии (Конец урока)
Образовательные задачи этапа
1) Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.
2) Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.
Педагогические техники
“Фраза, действие”, “Опрос-итог”, “Отсроченная отгадка”, “Загадка”, “Роль-психолог”, “Роль-адвокат”, “Мордашки”, “Резюме”.
Конструированием учебных уроков занимались многие педагоги-новаторы, в том числе А.А. Гин, Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко и другие. Описанный в данной статье “Конструктор урока” построен на базе педагогического опыта, но имеет и свои особенности.
Значение данного “конструктора уроков” заключается в том, что он помогает в выборе разнообразных педагогических техник, на любом из этапов урока.
Апробация “конструктора урока” в школе-интернат №4 г.Челябинска показала необходимость продолжать работу по накоплению содержания банка педагогических техник и создания условий для их применения.