1. Локальные документы, на основе которых выстраивается методическая работа в школе:
- Положение о методическом совете;
- Положение о методических объединениях;
- Положение о социально-психологической службе;
- Положение о научном обществе учащихся.
2. Функциональные обязанности администрации школы.
Директор школы курирует преподавание математики и физики.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует методическую работу в школе, курсы повышения квалификации педагогов, аттестацию педагогов и курирует преподавание литературы, русского языка, истории, обществознания, музыки, экономики, английского языка, информатики, информационных технологий, физической культуры и преподавание предметов в начальной школе.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе курирует преподавание биологии, природоведения, географии, химии, технологии, составляет расписание.
Заместитель директора по воспитательной работе, курирует преподавание ОБЖ.
3. Структура управления методической работой
4. Содержание деятельности методической работы.
С 1998 года темой методической работы в школе является личностно-ориентированное обучение. Изучение новых педагогических технологий, необходимость диагностики учебной деятельности учащихся и профессионального уровня учителей было вызвано созданием необходимых условий для работы педагогического коллектива в режиме экспериментальной площадки по разноуровневому и разнонаправленному обучению с углубленным изучением математики, физики и экономики.
Основой методической работы в школе стало изучение методики ЛОО, разработанной доктором психологических наук, профессором Ираидой Сергеевной Якиманской, которая проводила семинар для учителей школы.
Изучение и внедрение в практику учителей элементов ЛОО обозначило проблему: несоответствие сложившейся традиционной системы методической работы современным требованиям к профессиональной деятельности учителя, когда отсутствует знание учителя о самом себе, о своих возможностях и способностях, что мешает творческому развитию учителя и, следовательно, ученика.
Данная проблема решалась через “Программу совершенствования психолого-педагогического мастерства через диагностику и самодиагностику учителя на основе личностно-ориентированного обучения”, которая была продемонстрирована на семинаре для заместителей директоров школ города. Докладчиком была ЗУР Сусуйкина Л.И.
Объект исследования “Программы...”: методическая работа.
Цель: развитие творческой личности учителя.
Задачи:
- Выявить профессиональную успешность и неуспешность каждого учителя.
- Совершенствование профессиональных качеств учителя.
- Перенос творческой деятельности учителя на создание современного урока и развитие личности ученика.
Гипотеза: если учитель осознает свои педагогические успехи и затруднения, то это поможет ему иметь линию перспектив развития, самосовершенствоваться и в результате самореализоваться в уроке и ученике.
Этапы:
- Первоначальная диагностика профессиональной деятельности учителя.
- Углубленная диагностика.
- Окончательный этап диагностики.
Результаты выполнения “Программы совершенствования психолого-педагогического мастерства через диагностику и самодиагностику учителя на основе личностно-ориентированного обучения” позволили определить основные направления деятельности методических объединений учителей, методического совета и внутришкольного контроля.
Структура “Программы...” (см. Рисунок 2).
“Программа совершенствования психолого-педагогического мастерства через диагностику и самодиагностику учителя на основе ЛОО” позволила решить проблему оценки профессионализма учителя и уровня его профессиональной компетентности.
Параметры диагностики:
- кредо учителя;
- способность к самообразованию;
- знание методов и форм обучения;
- знание психологических особенностей учащихся;
- стиль общения на уроке.
Выявились группы учителей, работающих творчески, с установившимся стилем работы и требующих усиленного внимания.
Результаты диагностики дали информацию для дальнейшего анализа и способствовали определению направлений и перспектив профессионального роста и психологической защищенности учителя.
Диагностика – один из начальных этапов в методической работе. Сбор информации позволил проанализировать фактическую ситуацию, спланировать желаемый результат и способы достижения промежуточных и конечных целей (см. Рисунок 3).
Для того чтобы достичь желаемого результата, необходимо было выявить промежуточные результаты и спланировать способы их достижения, то есть обеспечить эффективность мониторинга результативности деятельности учителя.
Мониторинг, для того чтобы стать реальным фактором управления, был организован через:
- деятельность методического совета и методических объединений учителей;
- психолого-педагогические семинары, деловые игры и педагогические советы;
- индивидуальные консультации для учителей;
- деятельность “Группы поддержки профессионального роста”;
- посещение уроков, с последующим анализом и самоанализом;
- деятельность творческой группы “ЛОО”;
- самообразование учителей;
- отслеживание познавательных способностей учащихся.
Мониторинг определял и тематику семинаров и педсоветов:
- семинар “ЛОО: цели, принципы, дидактический материал, “познавательный профиль” ученика, критерии”;
- семинар “Проверка и оценка степени обученности учащихся”;
- деловая игра “Научно-исследовательский подход в отслеживании познавательных способностей учащихся”;
- семинар-практикум “Как управлять домашним заданием?”;
- семинар-практикум “Элементы ЛОО в практике наших учителей” (обобщение опыта);
- педсовет “Профессиональный рост учителя” (обобщение опыта);
- семинар “Анализ урока, проводимый учителем”.
Вместе с социально-психологической службой в системе проводятся традиционные малые педсоветы “Совершенствование преемственности на 1-й и 2-й ступенях обучения”, по итогам классно-обобщающей проверки 5-х классов; педагогические консилиумы “Адаптация учащихся 10-х классов к новым условиям”; малые педсоветы по итогам классно-обобщающей проверки 9-х классов; “круглый стол” - “Уровень обученности и обучаемости учащихся 4-х классов”.
Социально-психологическая служба составляет аналитическую справку по результатам проведенного психодиагностического исследования учащихся.
Параметры диагностики:
- особенности личностного развития (тревожность, самооценка, социометрический статус);
- особенности познавательной сферы (мышление, память, внимание);
- психофизиологические особенности (темперамент, характер восприятия учебного материала).
С результатами диагностики (насколько это возможно) знакомятся классные руководители, учителя-предметники через малые педсоветы и консилиумы, а учащиеся через индивидуальные консультации. В дальнейшем планируется коррекционная работа и с учителями, и с учащимися.
Школьный психолог и социальный педагог работают с неблагополучными семьями: бесплатные обеды, социально-психологическое сопровождение ребенка, консультации с родителями.
Учащиеся 9-11-х классов включены социально-психологической службой в программу “Профилактика наркомании, алкоголя, табакокурения” в рамках здорового образа жизни и в программу “Я выбираю профессию” (по профориентации).
Проводятся тематические классные часы по запросам классных руководителей и учащихся:
- “Экзамены – нет проблем!”;
- “Женственность. Мужественность. Сотри случайные черты”;
- “Память и ее развитие”.
Социально-психологическая служба ведет мониторинг формирования познавательной и личностной сферы учащихся, результаты мониторинга позволяют учителю учитывать индивидуально- психологические и социально-психологические качества учащихся и отслеживать уровень обученности и обучаемости ученика, используя методы обучения для получения оптимального результата на уроке в зоне ближайшего развития.
В методической работе значимой является профессиональная компетентность руководителей методических объединений, их стремление к постоянному образованию в педагогике. Поэтому руководителям была предложена схема структуры планирования на научной основе, состоящая из пяти блоков:
- организационные вопросы;
- совершенствование лаборатории учителя;
- изучение, обобщение и распространение педагогического опыта;
- совершенствование педагогического мастерства молодых учителей;
- улучшение преподавания, повышения уровня ЗУН учащихся.
Каждый руководитель в конце учебного года анализирует деятельность своего М/О по форме, предложенной ЗУР Сусуйкиной Л.И., состоящей из 11 блоков, на основе этой информации проводится общий анализ деятельности методических объединений зам. директора по УВР. Руководитель М/О управляет деятельностью учителей, включая их в научно-исследовательскую работу.
В системе и по плану проводятся заседания методического совета и методических объединений, тематические педсоветы (“Профессиональный рост учителя”, “Учитель – организатор познавательной деятельности учащихся”).
Результаты мониторинга по освоению методики ЛОО зафиксированы в карте “Личностно ориентированный урок”. (11 этапов ЛОО урока).
Пример 1 этапа (см. Приложение 1).
Данный материал есть у каждого учителя.
На каждого учителя собирается “досье успехов”: Личностно ориентированный урок (карта наблюдений), которая ведется в течение нескольких лет.
Пример (см. Приложение 2).
В “Портфеле” каждого учителя находятся материалы:
- схема анализа личностно ориентированного урока;
- принципы понимания сущности личностно ориентированного урока;
- определение триединой задачи урока;
- памятка “Профилактика неуспеваемости”;
- диагностика “Личностный рост учащихся”;
- схема методов обучения;
- системная классификация методов обучения;
- перечень надпредметных способов деятельности и алгоритм освоения этих умений;
- уровни развития познавательных способностей учащихся;
- “Мотивы плохого поведения” и методы экстренного педагогического вмешательства;
- “что” смотрит на уроке курирующий завуч (требования к уроку).
Диагностика, проведенная в конце 2002-2003 учебного года, выявила затруднения учителей.
Диагностика показала, что учителя нуждаются в методической помощи по вопросам:
- самоанализ урока;
- проблемная ситуация;
- групповая форма работы;
- обоснованность выбора методов обучения и выставляемой учителем оценки.
Данные проблемы и определили цель, задачи и формы методической работы на 2003-2004 учебный год.
Цель: изменить стиль работы учителей школы с учащимися, сделать его личностно ориентированным, а учителя – организатором учебно-познавательной деятельности учащихся.
Задачи:
- Внедрение элементов ЛОО: умение учителя выделять объект прочного усвоения, обоснование методов обучения, знание типологии уроков, оценочная деятельность учащихся, групповая форма работы на уроке, проблемная ситуация.
- Анализ урока каждым учителем в рамках ЛОО.
- Изучение и распространение передового педагогического опыта.
- Повышение уровня профессионального мастерства учителя.
- Включение учителей в научно-исследовательскую деятельность.
В ноябре 2003 года состоялся творческий отчет методического объединения учителей начальной школы (обобщение опыта). Запланирован выпуск методической брошюры, на страницах которой будет представлен педагогический портрет каждого учителя начальной школы.
Проведенная диагностика в январе 2004 года “Владею ли я умением анализировать собственный урок?” дает информацию для анализа и определения перспектив профессионального роста, для укрепления адекватной профессиональной самооценки.
Данная информация определяет содержание подготовительной работы М/С И М/О к педсовету, который состоится в марте 2004 года по теме: “Учитель-организатор учебно-познавательной деятельности учащихся”.
Методическая работа в школе направлена на развитие творческого потенциала каждого учителя через методику личностно ориентированного обучения, направленного на рост уровня образованности, воспитанности и развитости ученика.
Систематически проводятся заседания методического объединения классных руководителей, деятельность которого направлена на создание условий для всестороннего развития личности ученика, знающего свои права и обязанности, и для оказания методической помощи классным руководителям. Общее руководство осуществляет Асташова Е.Л., заместитель директора по ВР.
Основные направления деятельности М/О классных руководителей реализуются в проведении тематических семинаров и педсоветов.
В 2002-2003 учебном году был проведен педсовет по теме “Деятельность классного руководителя в системе гражданского образования”.
Тематика семинаров:
- “Классный час как основная форма работы классного руководителя”;
- “Личностно ориентированный классный час”;
- “Программно-методическое обеспечение деятельности классного руководителя”;
- “Методы диагностики. Личностный рост ребенка и развитие детского коллектива”.
В школе сложилась система педагогического сотрудничества. В педагогической деятельности каждого учителя можно отметить элементы личностно ориентированного обучения, и есть учителя, которые могут выстроить личностно ориентированный урок:
Педагогическая грамотность позволяет учителю так организовывать учебную деятельность на уроке, в результате которой у учащихся развивается мышление, творческие и интеллектуальные способности. В качестве переводных экзаменов в 5-7-х классах по русскому языку проводится творческая работа наряду с контрольным диктантом.
Одной из форм методической работы в школе является аттестация учителей.
Многие учителя в школе повышают свою квалификационную категорию. В школе сложилась хорошая традиция – посещать уроки своих коллег:
- классные руководители наблюдают за своими учениками на уроке;
- учителя делятся своими педагогическими “находками” с коллегами.
В течение нескольких лет в школе велся мониторинг по освоению учителями методики ЛОО. В следующем 2004-2005 учебном году методическая работа в школе будет выстраиваться на основе мониторинга качества образования.
Решение данной проблемы – в отслеживании познавательных способностей учащихся. Важно найти инструментарий такого отслеживания и освоить технологию изучения личности ребенка.
Такая технология существует, суть которой заключается в том, что на основе диагностики психолого-педагогических особенностей учащихся, уровня обученности выбираются методы обучения и образовательные технологии.
Освоение технологии отслеживания познавательных способностей учащихся – цель методической работы на следующий учебный год.