Организация методической работы в условиях личностно-ориентированного обучения

Разделы: Администрирование школы


1. Локальные документы, на основе которых выстраивается методическая работа в школе:

  • Положение о методическом совете;
  • Положение о методических объединениях;
  • Положение о социально-психологической службе;
  • Положение о научном обществе учащихся.

2. Функциональные обязанности администрации школы.

Директор школы курирует преподавание математики и физики.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует методическую работу в школе, курсы повышения квалификации педагогов, аттестацию педагогов и курирует преподавание литературы, русского языка, истории, обществознания, музыки, экономики, английского языка, информатики, информационных технологий, физической культуры и преподавание предметов в начальной школе.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе курирует преподавание биологии, природоведения, географии, химии, технологии, составляет расписание.

Заместитель директора по воспитательной работе, курирует преподавание ОБЖ.

3. Структура управления методической работой

(см. Рисунок 1).

4. Содержание деятельности методической работы.

С 1998 года темой методической работы в школе является личностно-ориентированное обучение. Изучение новых педагогических технологий, необходимость диагностики учебной деятельности учащихся и профессионального уровня учителей было вызвано созданием необходимых условий для работы педагогического коллектива в режиме экспериментальной площадки по разноуровневому и разнонаправленному обучению с углубленным изучением математики, физики и экономики.

Основой методической работы в школе стало изучение методики ЛОО, разработанной доктором психологических наук, профессором Ираидой Сергеевной Якиманской, которая проводила семинар для учителей школы.

Изучение и внедрение в практику учителей элементов ЛОО обозначило проблему: несоответствие сложившейся традиционной системы методической работы современным требованиям к профессиональной деятельности учителя, когда отсутствует знание учителя о самом себе, о своих возможностях и способностях, что мешает творческому развитию учителя и, следовательно,  ученика.

Данная проблема решалась через “Программу совершенствования психолого-педагогического мастерства через диагностику и самодиагностику учителя на основе личностно-ориентированного обучения”, которая была продемонстрирована на семинаре для заместителей директоров школ города. Докладчиком была ЗУР Сусуйкина Л.И.

Объект исследования “Программы...”: методическая работа.

Цель: развитие творческой личности учителя.

Задачи:

  1. Выявить профессиональную успешность и неуспешность каждого учителя.
  2. Совершенствование профессиональных качеств учителя.
  3. Перенос творческой деятельности учителя на создание современного урока и развитие личности ученика.

Гипотеза: если учитель осознает свои педагогические успехи и затруднения, то это поможет ему иметь линию перспектив развития, самосовершенствоваться и в результате самореализоваться в уроке и ученике.

Этапы:

  1. Первоначальная диагностика профессиональной деятельности учителя.
  2. Углубленная диагностика.
  3. Окончательный этап диагностики.

Результаты выполнения “Программы совершенствования психолого-педагогического мастерства через диагностику и самодиагностику учителя на основе личностно-ориентированного обучения” позволили определить основные направления деятельности методических объединений учителей, методического совета и внутришкольного контроля.

Структура “Программы...” (см. Рисунок 2).

“Программа совершенствования психолого-педагогического мастерства через диагностику и самодиагностику учителя на основе ЛОО” позволила решить проблему оценки профессионализма учителя и уровня его профессиональной компетентности.

Параметры диагностики:

  • кредо учителя;
  • способность к самообразованию;
  • знание методов и форм обучения;
  • знание психологических особенностей учащихся;
  • стиль общения на уроке.

Выявились группы учителей, работающих творчески, с установившимся стилем работы и требующих усиленного внимания.

Результаты диагностики дали информацию для дальнейшего анализа и способствовали определению направлений и перспектив профессионального роста и психологической защищенности учителя.

Диагностика – один из начальных этапов в методической работе. Сбор информации позволил проанализировать фактическую ситуацию, спланировать желаемый результат и способы достижения промежуточных и конечных целей (см. Рисунок 3).

Для того чтобы достичь желаемого результата, необходимо было выявить промежуточные результаты и спланировать способы их достижения, то есть обеспечить эффективность мониторинга результативности деятельности учителя.

Мониторинг, для того чтобы стать реальным фактором управления, был организован через:

  • деятельность методического совета и методических объединений учителей;
  • психолого-педагогические семинары, деловые игры и педагогические советы;
  • индивидуальные консультации для учителей;
  • деятельность “Группы поддержки профессионального роста”;
  • посещение уроков, с последующим анализом и самоанализом;
  • деятельность творческой группы “ЛОО”;
  • самообразование учителей;
  • отслеживание познавательных способностей учащихся.

Мониторинг определял и тематику семинаров и педсоветов:

  • семинар “ЛОО: цели, принципы, дидактический материал, “познавательный профиль” ученика, критерии”;
  • семинар “Проверка и оценка степени обученности учащихся”;
  • деловая игра “Научно-исследовательский подход в отслеживании познавательных способностей учащихся”;
  • семинар-практикум “Как управлять домашним заданием?”;
  • семинар-практикум “Элементы ЛОО в практике наших учителей” (обобщение опыта);
  • педсовет “Профессиональный рост учителя” (обобщение опыта);
  • семинар “Анализ урока, проводимый учителем”.

Вместе с социально-психологической службой в системе проводятся традиционные малые педсоветы “Совершенствование преемственности на 1-й и 2-й ступенях обучения”, по итогам классно-обобщающей проверки 5-х классов; педагогические консилиумы “Адаптация учащихся 10-х классов к новым условиям”; малые педсоветы по итогам классно-обобщающей проверки 9-х классов; “круглый стол” - “Уровень обученности и обучаемости учащихся 4-х классов”.

Социально-психологическая служба составляет аналитическую справку по результатам проведенного психодиагностического исследования учащихся.

Параметры диагностики:

  • особенности личностного развития (тревожность, самооценка, социометрический статус);
  • особенности познавательной сферы (мышление, память, внимание);
  • психофизиологические особенности (темперамент, характер восприятия учебного материала).

С результатами диагностики (насколько это возможно) знакомятся классные руководители, учителя-предметники через малые педсоветы и консилиумы, а учащиеся через индивидуальные консультации. В дальнейшем планируется коррекционная работа и с учителями, и с учащимися.

Школьный психолог и социальный педагог работают с неблагополучными семьями: бесплатные обеды, социально-психологическое сопровождение ребенка, консультации с родителями.

Учащиеся 9-11-х классов включены социально-психологической службой в программу “Профилактика наркомании, алкоголя, табакокурения” в рамках здорового образа жизни и в программу “Я выбираю профессию” (по профориентации).

Проводятся тематические классные часы по запросам классных руководителей и учащихся:

  • “Экзамены – нет проблем!”;
  • “Женственность. Мужественность. Сотри случайные черты”;
  • “Память и ее развитие”.

Социально-психологическая служба ведет мониторинг формирования познавательной и личностной сферы учащихся, результаты мониторинга позволяют учителю учитывать индивидуально- психологические и социально-психологические качества учащихся и отслеживать уровень обученности и обучаемости ученика, используя методы обучения для получения оптимального результата на уроке в зоне ближайшего развития.

В методической работе значимой является профессиональная компетентность руководителей методических объединений, их стремление к постоянному образованию в педагогике. Поэтому руководителям была предложена схема структуры планирования на научной основе, состоящая из пяти блоков:

  • организационные вопросы;
  • совершенствование лаборатории учителя;
  • изучение, обобщение и распространение педагогического опыта;
  • совершенствование педагогического мастерства молодых учителей;
  • улучшение преподавания, повышения уровня ЗУН учащихся.

Каждый руководитель в конце учебного года анализирует деятельность своего М/О по форме, предложенной ЗУР Сусуйкиной Л.И., состоящей из 11 блоков, на основе этой информации проводится общий анализ деятельности методических объединений зам. директора по УВР. Руководитель М/О управляет деятельностью учителей, включая их в научно-исследовательскую работу.

В системе и по плану проводятся заседания методического совета и методических объединений, тематические педсоветы (“Профессиональный рост учителя”, “Учитель – организатор познавательной деятельности учащихся”).

Результаты мониторинга по освоению методики ЛОО зафиксированы в карте “Личностно ориентированный урок”. (11 этапов ЛОО урока).

Пример 1 этапа (см. Приложение 1).

Данный материал есть у каждого учителя.

На каждого учителя собирается “досье успехов”: Личностно ориентированный урок (карта наблюдений), которая ведется в течение нескольких лет.

Пример (см. Приложение 2).

В “Портфеле” каждого учителя находятся материалы:

  • схема анализа личностно ориентированного урока;
  • принципы понимания сущности личностно ориентированного урока;
  • определение триединой задачи урока;
  • памятка “Профилактика неуспеваемости”;
  • диагностика “Личностный рост учащихся”;
  • схема методов обучения;
  • системная классификация методов обучения;
  • перечень надпредметных способов деятельности и алгоритм освоения этих умений;
  • уровни развития познавательных способностей учащихся;
  • “Мотивы плохого поведения” и методы экстренного педагогического вмешательства;
  • “что” смотрит на уроке курирующий завуч (требования к уроку).

Диагностика, проведенная в конце 2002-2003 учебного года, выявила затруднения учителей.

Диагностика показала, что учителя нуждаются в методической помощи по вопросам:

  • самоанализ урока;
  • проблемная ситуация;
  • групповая форма работы;
  • обоснованность выбора методов обучения и выставляемой учителем оценки.

Данные проблемы и определили цель, задачи и формы методической работы на 2003-2004 учебный год.

Цель: изменить стиль работы учителей школы с учащимися, сделать его личностно ориентированным, а учителя – организатором учебно-познавательной деятельности учащихся.

Задачи:

  • Внедрение элементов ЛОО: умение учителя выделять объект прочного усвоения, обоснование методов обучения, знание типологии уроков, оценочная деятельность учащихся, групповая форма работы на уроке, проблемная ситуация.
  • Анализ урока каждым учителем в рамках ЛОО.
  • Изучение и распространение передового педагогического опыта.
  • Повышение уровня профессионального мастерства учителя.
  • Включение учителей в научно-исследовательскую деятельность.

В ноябре 2003 года состоялся творческий отчет методического объединения учителей начальной школы (обобщение опыта). Запланирован выпуск методической брошюры, на страницах которой будет представлен педагогический портрет каждого учителя начальной школы.

Проведенная диагностика в январе 2004 года “Владею ли я умением анализировать собственный урок?” дает информацию для анализа и определения перспектив профессионального роста, для укрепления адекватной профессиональной самооценки.

Данная информация определяет содержание подготовительной работы М/С И М/О к педсовету, который состоится в марте 2004 года по теме: “Учитель-организатор учебно-познавательной деятельности учащихся”.

Методическая работа в школе направлена на развитие творческого потенциала каждого учителя через методику личностно ориентированного обучения, направленного на рост уровня образованности, воспитанности и развитости ученика.

Систематически проводятся заседания методического объединения классных руководителей, деятельность которого направлена на создание условий для всестороннего развития личности ученика, знающего свои права и обязанности, и для оказания методической помощи классным руководителям. Общее руководство осуществляет Асташова Е.Л., заместитель директора по ВР.

Основные направления деятельности М/О классных руководителей реализуются в проведении тематических семинаров и педсоветов.

В 2002-2003 учебном году был проведен педсовет по теме “Деятельность классного руководителя в системе гражданского образования”.

Тематика семинаров:

  • “Классный час как основная форма работы классного руководителя”;
  • “Личностно ориентированный классный час”;
  • “Программно-методическое обеспечение деятельности классного руководителя”;
  • “Методы диагностики. Личностный рост ребенка и развитие детского коллектива”.

В школе сложилась система педагогического сотрудничества. В педагогической деятельности каждого учителя можно отметить элементы личностно ориентированного обучения, и есть учителя, которые могут выстроить личностно ориентированный урок:

Педагогическая грамотность позволяет учителю так организовывать учебную деятельность на уроке, в результате которой у учащихся развивается мышление, творческие и интеллектуальные способности. В качестве переводных экзаменов в 5-7-х классах по русскому языку проводится творческая работа наряду с контрольным диктантом.

Одной из форм методической работы в школе является аттестация учителей.

Многие учителя в школе повышают свою квалификационную категорию. В школе сложилась хорошая традиция – посещать уроки своих коллег:

  • классные руководители наблюдают за своими учениками на уроке;
  • учителя делятся своими педагогическими “находками” с коллегами.

В течение нескольких лет в школе велся мониторинг по освоению учителями методики ЛОО. В следующем 2004-2005 учебном году методическая работа в школе будет выстраиваться на основе мониторинга качества образования.

Решение данной проблемы – в отслеживании познавательных способностей учащихся. Важно найти инструментарий такого отслеживания и освоить технологию изучения личности ребенка.

Такая технология существует, суть которой заключается в том, что на основе диагностики психолого-педагогических особенностей учащихся, уровня обученности выбираются методы обучения и образовательные технологии.

Освоение технологии отслеживания познавательных способностей учащихся – цель методической работы на следующий учебный год.