Тип урока: формирование новых знаний.
Цель урока: дать представление о типах
информационных моделей.
Задачи урока: научить различать типы
информационных моделей; научить строить графы.
Опорные знания: модель, классификация
моделей, информационная модель.
Этапы:
1. Повторение.
2. Объяснение нового материала в лекционной форме.
3. Закрепление материала (работа в группах).
4. Подведение итогов.
5. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Повторение
Перед учащимися ставятся вопросы: что такое модель, на какие типы делятся модели, что такое информационная модель?
Ответы учащихся
Модель - это некий новый объект, который
отражает существенные особенности изучаемого
объекта, явления или процесса.
Классификация по области использования: учебные
модели, опытные модели, научно-технические
модели, игровые модели, имитационные модели.
Классификация с учетом фактора времени и области
использования: статические модели, динамические
модели, биологические, исторические, физические
и т.д.
Классификация по способу представления:
материальные и информационные.
В свою очередь информационные модели имеют
следующую структуру: знаковые, компьютерные,
некомпьютерные, вербальные.
Информационная модель - совокупность информации,
характеризующая свойства и состояния объекта,
процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним
миром.
2. Объяснение нового материала
Сегодня мы будем рассматривать знаковые информационные модели.
Рассмотрим табличные модели. В табличной
модели перечень однотипных объектов или свойств
размещены в первом столбце (или строке) таблицы, а
значения их свойств размещаются в следующих
столбцах (или строках) таблицы.
Таблица типа "объект-свойство": в
одной строке содержится информация об одном
объекте или одном событии.
Таблица типа "объект-объект": отражают
взаимосвязи между разными объектами.
Таблица типа "двойная матрица":
отражают качественный характер связи между
объектами.
Примеры.
Таблица типа "объект-свойство"
Дата | осадки | темп |
15.03 | снег | - 15 |
16.03 | дождь | - 20 |
Таблица типа "объект-объект"
Ученик | русский | алгебра |
Иванов | 4 | 4 |
Сидоров | 5 | 3 |
Таблица типа "двойная матрица"
1 | 2 | |
1 | 1 | 2 |
2 | 2 | 4 |
Граф - это средство для наглядного представления состава и структуры системы
Иерархическая модель - система,
элементы которой находятся друг с другом в
отношении вложенности или подчиненности.
Иерархическая модель - граф, в которой
вершины верхнего уровня связаны с вершинами
нижнего уровня как "один ко многим"
Пример: весь животный мир
Сетевая модель - граф, в которой
вершины различных уровней связаны между собой по
принципу "многие ко многим"
Пример: Интернет
Семантическая модель - модель знаний в
форме графа, в основе которой лежит идея о том,
что любые знания можно представить в виде
совокупности объектов (понятий) и связей (отношений)
между ними.
Пример. Представьте в виде графа связи в
следующем предложении: Однажды в студеную зимнюю
пору я из лесу вышел.
3. Закрепление материала
Учащимся предлагается разделиться на группы и распределить карточки с моделями (Приложение №1) по схеме (Приложение №2). Также даются задания составить модели в виде графа и составить семантическую модель (Приложение №3). Работая в малой группе, ученики обсуждают модели, основываясь на теоретических знаниях, полученных в начале урока. Таким образом, достигается повторение и закрепление материала. Если некоторые ученики не совсем поняли тему, то другие члены группы им объясняют. Каждый ученик вносит свой вклад в решение общей задачи, от этого зависит оценка всей группы. Данную работу можно проводить в игровой форме.
4. Подведение итогов
Перед учащимися ставится вопрос: что мы сегодня
узнали?
Выставляются оценки за устные ответы и
подводятся итоги групповой работы: какие
возникали трудности при выполнении работы.
5. Домашнее задание
1. Приведите примеры для всех типов моделей.
2. Можно ли построить модели всех типов для одного
объекта или процесса. Обоснуйте ответ.