Цель: сформулировать понятие “зерно интонации”.
Задачи урока:
- подвести учащихся к пониманию “зерна интонации” как наименьшей выразительно-смысловой частицы музыки;
- на основе музыкальных произведений выявить, что в “зерне интонации” содержится зародыш мелодии, ритма и других элементов музыкальной речи, главное же - характер музыки;
- развитие музыкальных способностей (слух, голос, эмоциональная сфера);
- формировать умения анализировать, выделять главное, делать выводы;
- воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру.
Оборудование:
- карта-схема города “Интонация”;
- выставка детских рисунков (на основе выполненного домашнего задания);
- портрет Л.В. Бетховена;
- рабочая иллюстрация к песне “Песня-плач Бабы Яги” муз. Т. Ефимова;
- грамзапись и аудиозапись.
Ход урока
Оргмомент: со звонком учащиеся заходят в класс под музыку.
Музыкальное приветствие по тоническому трезвучию в мажоре и миноре: “Здравствуйте, ребята!”, “Добрый день!”.
Учитель: Какие жители города “Интонация” с нами поздоровались и чем отличались их приветствия?
Дети: Одно приветствие звучало в мажоре, другое в миноре. Приветствовали нас Домифин и Рефаэлла, которые живут на улице “Грустных и радостных интонаций”. В приветствии Рефаэллы III ступень понижена, что делает её интонацию грустной и минорной.
Повторение пройденного материала
Проверка домашнего задания: рисунки домиков для Домифина и Рефаэллы, выполненные детьми.
Учитель: Расскажите о городе “Интонация” и её жителях.
Дети: Слово интонация в переводе означает громкое произношение, повышение или понижение голоса. В этом городе есть улица “Музыкальных и речевых интонаций”, где живёт монтёр Егор, который рассказал нам о сходствах и различиях этих интонаций, что логическое ударение является правилом, от которого зависит выразительность интонаций. На улице “Правила интонации” мы узнали правила, при соблюдении которых наша интонация будет выразительной.
Учитель: О каком сказочном герое нам рассказала Рефаэлла на прошлом уроке?
Дети: Рефаэлла рассказала нам о Бабе Яге, Кощее Бессмертном и их проделках.
(Обратить внимание ребят на рабочую иллюстрацию к произведению, где изображены не только герои, но и имеется нотная запись и слова песни).
Учитель: Какие интонации слышны в произведении “Песня-плач Бабы Яги”, муз. Т. Ефимова, сл. Успенского?
Дети: В песне слышны грустные, минорные интонации. Баба яга плачет, рыдает над умершим Кощеем.
(Исполнение песни “Песня - плач Бабы Яги” муз. Т.Ефимова. Работа над дикцией, интонацией, ритмом, динамическими оттенками.)
Учитель: Правду рассказала Баба Яга? Как вы об этом догадались?
Дети: Нет, Баба Яга рассказала не правду. Кощей на самом деле не умер, а лишь только притворился. А узнали мы об этом из слов Бабы Яги, где она просит его не шевелить ногой.
Изучение нового материала
Учитель: Предлагаю продолжить путешествие по городу “Интонация” и заглянуть на площадь “Музыкальных произведений”, где в волшебном сундуке хранятся зёрна интонаций.
Вы все знаете что, из маленького зёрнышка вырастает колосок, на котором находятся уже несколько зёрен. И никто не будет спорить, что из зерна яблони вырастет не другое дерево, а именно яблоня. Потому что в зёрнышке содержится информация о будущем растении. То же происходит и с “зерном интонации”. Из музыкальных “зёрен” вырастают фраза, мелодия, всё произведение. А какая информация о будущем произведении заложена в “зерне интонации”, мы попробуем выяснить сами.
Слушание темы из “Симфония №5” Л.В. Бетховена.
Учитель: Может ли этот маленький музыкальный фрагмент рассказать о характере мелодии? Определите его.
Дети: Характер музыки маршевый, строгий, решительный, настойчивый, чёткий.
Учитель: Как построена мелодия в этом фрагменте?
Дети: Мелодия построена на одном звуке. Это звук “ФА”.
Учитель: Прохлопайте ритмический рисунок.
Учащиеся хлопают ритмический рисунок музыкального фрагмента, затем на доске делают нотную запись темы из “Симфонии №5” Л.В. Бетховена.
Учитель: Выскажите свои предположения о будущем произведении. Жанр, исполнители?
Дети: Этот музыкальный фрагмент не может являться танцем или песней, скорее всего это марш.
Учитель: Это произведение будет вокальным или инструментальным?
Дети: Исходя из характера музыки и построения мелодии, будущее произведение будет инструментальным.
Учитель: Какой состав исполнителей потребуется для будущего произведения - соло, квартет, ансамбль или оркестр?
Дети: Сольному инструменту не удастся передать такой характер музыки, так же как и квартету. Потребуется ансамбль или оркестр.
Учитель: Это будет балет или симфония?
Дети: Скорее всего симфония, потому что характер музыки не танцевальный.
Учитель: Послушаем произведение Л.В. Бетховена “Симфония №5”, которое выросло из этого зерна интонации, и сравним свои предположения с услышанной музыкой.
После слушания, учащиеся анализируют произведение Л.В.Бетховена “Симфония №5”, делают соответствующие выводы:
- слушая небольшой фрагмент, где спрятано “зерно интонации”, можно узнать многое о будущем произведении;
- главное в “зерне интонации” - характер музыки.
Учитель: Для примера я сыграю вам небольшие музыкальные фрагменты из различных произведений, а вы определите мелодическое “зерно интонации”.
Исполняются фрагменты из произведений “Ах вы сени…” (р.н.п.), “Песня-плач Бабы Яги” (муз. Т. Ефимова), “Мой щенок” (муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского).
Итог урока
Учитель: В городе “Интонация” нам встретились разные жители, которые рассказали многое о волшебных таинствах музыки и познакомили с новыми вокальными и инструментальными произведениями. С какой песней нас познакомил мальчик Домифин?
Дети: Домифин - это житель улицы “Грустных и радостных интонаций”, который познакомил нас с песней “Мой щенок” муз. Ю.Чичкова.
Исполнение песни. Работа над дикцией, характером, движениями.
Учитель: Какие зёрна хранятся в волшебном сундуке на площади музыкальных произведений в городе “Интонация”? Для чего нужны эти “зёрна-интонации”, какую информацию они в себе содержат?
Ответы детей.
Домашнее задание: нарисуйте Хранителя “зерен интонации” и придумайте ему имя.
Учащиеся выходят из класса под музыку.