Управление школой с опорой на традиции

Разделы: Администрирование школы


Современные условия социально-экономического развития предъявляют школе требования по совершенствованию управления образовательным процессом, созданию педагогически управляемой системы с учетом региональных особенностей социальной среды, формированию личности учащегося адаптированного к изменяющемуся социуму.

Проанализировав различные модели управления школой в Норильском промышленном районе, мы определили, что для действующих механизмов управления характерно:

несоответствие общей технологии управления реальным ситуациям (медленная перестройка);

неполное использование возможностей и преимуществ, потенциально заложенных в управленческих технологиях;

слабость традиций в управлении школой [2, 3].

Но в каждой школе есть крупицы нового, которые вплетаются в проверенные жизнью традиции, доказавшие свою эффективность, так как в логике диалектического закона отрицания отрицания развитие школы включает в себя сохранение лучшего из того, что было создано прежде и его упрочнение. Мы увидели, что недостаточно эффективное решение задач управления развитием на основе действующих моделей внутришкольного управления обусловлено тем, что в новых условиях работы школы не срабатывает традиционная управленческая парадигма.

Разумеется, при разработке механизмов совершенствования управления школой было рассмотрено несколько проектов, обобщение которых позволило увидеть наиболее значимые характеристики в области управления. Например, школа – это детоцентристское учреждение, в котором ребенок – центр педагогической системы. Школа должна иметь мажорно-привлекательный облик, в основе которой – гуманное демократическое сообщество. Это школа здоровья, ведь экономическое, социальное, экологическое неблагополучие современного общества отрицательно сказываются в первую очередь на детях, поэтому в задачах школы физическое развитие и охрана здоровья занимают приоритетное положение. Школа должна обеспечивать успешность каждому ученику, должна учить мыслить, воспитывать устойчиво-нравственного гражданина. Перечислим идеи, которые будут заложены нами в основу предлагаемой модели управления:

  1. Идея целевого управления – управления по результатам, основной принцип которого состоит в разработке и использовании как средства управления иерархии согласованных, определенных целей развития школы.
  2. Идея системного управления: чтобы достичь поставленной цели, нужно выполнить некоторую совокупность объективно связанных между собой работ, то есть реализовать систему деятельности.
  3. Теория оптимизации управления, позволяющая осуществлять наиболее эффективные решения поставленных задач при минимальных затратах времени и усилий, что достигается за счет осознанного выбора субъектом управления такого содержания, методов, средств, форм обучения, которые обеспечивают максимально возможных результатов в образовании, воспитании и развитии школьников.
  4. Идея ценностного управления. Ценностный характер управления проявляется в осознанной ориентации управляющей системы на определенные ценности.
  5. Педагогические традиции, представляющие сложившиеся формы деятельности и поведения, сопутствующие им общие правила, обычаи, представления, складывающиеся и развивающиеся на основе миссии школы, ее целей, тех форм педагогической деятельности, которые неоднократно подтвердили свою педагогическую целесообразность и общеколлективную значимость, а также личностную пользу.

Данные идеи обеспечивают наличие у системы внутришкольного управления таких свойств, как:

  • ориентация на ценностные основания (этой цели служат механизмы поддержания моральных ценностей, жизненных ориентиров);
  • активность управленческих воздействий (это обеспечивают механизмы планирования и контроля);
  • нацеленность на приоритеты развития (это свойство обеспечивает проблемный анализ);
  • демократичность управления.

Мы предлагаем механизм управления школой на основе традиций, который может быть положен в основу соответствующей модели внутришкольного управления - системы совместной деятельности субъектов управления, направленной на формирование школьных традиций.

Наша школа № 47, построенная в 1991 году, расположена в самом новом районе заполярного города Талнаха – рудной столице России. Микрорайон застроен девятиэтажными жилыми домами, есть рынок, множество коммерческих точек, что создает тревожность в воспитательной ситуации. При формировании коллектива из соседних школ было направлено большое количество девиантных подростков, поэтому изначально потенциал детского коллектива был не высок, что создавало определенную трудность в организации управленческой деятельности. Действующая модель управления не давала желаемых результатов. Поэтому возникла необходимость в оптимизации управления. Но что же взять за основу? Прежде чем начинать что-либо делать, ставить конкретные цели и задачи, надо видеть реальную картину деятельности: уровень воспитанности учащихся, уровень взаимоотношений класса и учителя, профессионализм педагогов и многое другое. Поэтому мы начали с диагностики. Используя методики Н.Е.Щурковой “Диагностика воспитанности”, Н.Н.Шаниной “Психолого-педагогическая диагностика в школе”, мы выявили, что уровень воспитанности учащихся, включающий гуманность взаимных отношений в коллективе, культуру поведения в учебном заведении и вне его, активность и качество участия в организации внутришкольной жизни, соответствует норме, хотя имеются и недостатки. Так при переходе в среднее звено уровень поведенческих навыков учащихся несколько снижен, т.к. происходит адаптация учащихся к школе 2-й ступени (много учителей, больше свободы). Самый низкий уровень у учащихся 8-9-х классов, что объясняется возрастными особенностями детей, сменой классного руководителя (8Б класс), отсутствием единых требований со стороны некоторых педагогов; большинство подростков, состоящих на внутришкольном контроле и на учете в подразделении по делам несовершеннолетних именно из параллели 8-9-х классов. Но старшеклассники к окончанию школы приобретают стабильный уровень воспитанности.

Уровень внеклассной занятости учащихся снизился, т.к. Центр внешкольной работы, ранее находившийся по соседству в детском саду, “переехал” на 4 микрорайон, а дополнительные образовательные услуги вне школы – платные. Увеличились случаи употребления учащимися алкоголя, увеличилось количество учащихся, состоящих на внутришкольном контроле и на учете в подразделении по делам несовершеннолетних.

В результате возникла новая проблема - проблема организация внеурочной занятости школьников, причем интересной познавательной деятельностью на новом уровне, чтобы школьникам стало интереснее в образовательном учреждении, а не на “улице”.

Для определения уровня сплоченности учащихся в классных коллективах, выявления в них “лидеров” и “отвергнутых”, наличия референтных групп, были проведены исследования межличностных отношений и психологической атмосферы. В результате мы увидели, что уровень сплоченности зависит от психологической атмосферы в этом коллективе. В классах с низким уровнем сплоченности (5Г, 7А, 7Б, 8А, 9Г) наблюдалась повышенная тревожность в отношениях с одноклассниками, с учителями, в самовыражении.

В результате возникает еще одна проблема, которую предстоит решать: необходимо создавать условия для самовыражения учащихся, стараться устранить негативные эмоциональные переживания школьников, связанные с необходимостью самораскрытия, демонстрации своих возможностей, вовлекать во внеурочную деятельность всех учащихся классного коллектива, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей.

По итогам анкетирования “Самоуправление в классе” мы увидели, что

  • педагоги и учащиеся в большинстве случаев совместно определяют пути решения поставленных задач (так считают 60% учащихся);
  • вместе составляют план работы (70% учащихся);
  • только 20% школьников имеют возможность самостоятельно выдвигать свои идеи;
  • только 15% учащихся могут оценить результат деятельности для себя, еще меньше для других и для школы.

Поэтому необходимо обновление в организации самоуправления в классе и школе с использованием новых форм и методов работы с детьми.

Важным аспектом развития школьного коллектива, создания духовно-нравственной атмосферы и психологического климата в образовательном учреждении является отношение учащихся к школе. Школьники желают, чтобы:

  • в школе царила атмосфера сотрудничества (100%);
  • существовали бы школьные традиции (КВН, День св. Валентина, “За честь школы” и др.) – 79%;
  • было больше творческих дел (70%);
  • деятельность была коллективной (68%);
  • каждый мог проявить себя, выбрать задание, поручение, дело (65%);
  • было внимание, сопереживание, уважение со стороны взрослых и сверстников (59%).

Не остались в стороне и родители, так как индивидуальность ребенка формируется в семье. Только создание единой образовательной среды может гарантировать высокое достижение планируемых результатов. Поэтому родители являются основными заказчиками. Вот каким они видят “образ хорошей школы” (по результатам анкетирования):

  • в этой школе хорошо учат по всем предметам, по ее окончании дети легко поступают в ВУЗы (98%);
  • в этой школе дисциплина и порядок (92%);
  • должна быть не только учеба, но и много спорта, экскурсий, кружков, традиционных праздников и мероприятий (89%);
  • школа должна систематически организовывать досуг учащихся, в том числе и в каникулярное время (73%);
  • школа должна быть уютная, чистая, красивая (66%);
  • все должны учится в одну смену (57%) и т.д.

Таким образом, с помощью диагностики мы очертили круг проблем, а результаты исследований лишь подтвердили мысль о том, что необходимо внести корректировку в деятельность образовательного учреждения.

С результатами данных исследований педагоги образовательного учреждения были ознакомлены на педагогическом совете, где в ходе полемики пришли к выводу, что необходимо работать над развитием управленческой системы школы. Педагогический коллектив также определил конкурентное преимущество школы:

  • Традиционно уважительное отношение к учащимся школы и их родителям.
  • Сравнительно молодой по возрасту коллектив педагогов (средний возраст 36 лет), но имеющий достаточный и необходимый уровень профессиональной подготовки.
  • Стремление большей части педагогического коллектива к совершенствованию своего мастерства, к внедрению новых курсов, программ, технологий.
  • Традиционное введение иностранного языка, хореографии, информатики в начальной школе со второго класса.
  • Единство коллектива учителей и учащихся школы в достижении поставленных целей.
  • Сложившиеся в школе традиции.
  • Здание школы новое, теплое.

Большую роль в организации деятельности школы играют и сформированные традиции: традиция коллегиальности, обновления, традиционная система планирования, контроля, организации и контроля на основе модели оперативного управления (ОМОУ); традиции соуправления, сотрудничества, взаимопомощи, обучения детей без отбора, взаимоуважения, самоуправления, учета интересов каждого субъекта, создания разновозрастных коллективов, традиция коллективной творческой деятельности.

Данные традиции реализуются в традиционных формах деятельности педагогического и ученического коллективов школы, а именно:

1. уровень директора школы и уровень его заместителей:

нетрадиционное проведение педсоветов (“круглый стол”, диспут, анализ, творческие и проблемные группы и др.); оформление буклетов по каждому педсовету (с фотоматериалами); проектирование образовательной деятельности; “Школа педагогической поддержки”; работа временной группы по созданию анализа деятельности школы.

2. уровень руководителей циклов предметов, руководителей предметных модулей, творческих объединений:

педагогические лаборатории; семинары, организуемые группами педагогов, интересующихся определенной проблемой; научно-методический совет; методические объединения; Презентация школьных наук; “Самый классный классный руководитель”; клуб “7-я”.

3. уровень ученического актива, структура школьного самоуправления:

презентация детских коллективов; “Золотой росток”; День Здоровья; литературная гостиница “Души прекрасные порывы”; “Как хорошо быть генералом”; “За честь школы”; День знаний; “Учитель, перед именем твоим…”; День матери “Все матери прекрасны”; “Зимней праздничной порой”; День святого Валентина; 8 Марта – женский день; День Победы; Праздник Труда; День защиты детей.

Таким образом, проанализировав все вышеуказанные моменты, педколллектив определил, что школа, встраиваясь в логику модернизации, не должна изменить своим ценностям и принципам, поэтому большая роль должна отводиться традициям. В итоге в основе управления образовательным учреждением могут лежать сформированные в школе традиции, в которые мы вкладываем следующий смысл:

если в традиционно-советской, привычной для всех учебно-дисциплинарной модели взрослый принимает решение вместо ребенка, то в новой модели взрослый принимает решение вместе с учеником. Таким образом, акцент инициативности смещается в сторону ребенка, позволяя ему выбрать свою роль и позицию в общей системе социальных отношений, предполагающий их включенность в эту систему на основе сформированных интересов и потребностей. Взаимодействие взрослого и ребенка основано на том, что педагог не непосредственно воздействует на деятельность детей, а взаимодействует с ними опосредовано через соответствующую организацию воспитательной среды, сохраняя нравственное влияние на учащихся, способствуя более полному удовлетворению образовательных запросов молодежи, развитию личности школьников.

У каждой школы своя модель управления, с помощью которой педагогические коллективы пытаются превратить образование в средство стабилизации всей социальной сферы на основе безопасного пространства жизнедеятельности детей, а также пытаются построить образование, которое обеспечивало бы гибкое удовлетворение образовательных запросов и потребностей детей и их родителей.

Мы предлагаем механизм управления школой, созданный на основе сформированных традиций, ведь порой для поддержания традиций нужны не меньшие усилия, чем для внедрения нового. “Невозможно заранее предсказать, какие традиции уживутся в факте и воспоминаниях или современники через годы так и не обнаружат их места в своей жизни. Интересно, что традиции зависят в значительной степени от имени, авторитета и взволнованного интереса тех людей, которые отдали частицу себя для того, чтобы “чудо повторилось”. Уходят люди, и вместе с ними уходит что-то большее, чем традиции – уходит обаяние эпохи, трепетная наивность и романтизм молодости. Сохранить все лучшее из прошлого в интересах настоящего и будущего одна из целей администрации” [1, С. 7]

 Литература.

Лизинский В.М. “Работа администрации школы с учителем”. - М.: Центр “Педагогический поиск”, 2002. – 160 с.

Норильское образование: Опыт и перспективы развития: Сборник статей – М.: Издательство Московского государственного университета культуры, 1999. – 112 с.

Образовательная система Норильского промышленного района Красноярского края // Российское образование. – 1998. - № 2. – С 41-67.