Современные условия социально-экономического развития предъявляют школе требования по совершенствованию управления образовательным процессом, созданию педагогически управляемой системы с учетом региональных особенностей социальной среды, формированию личности учащегося адаптированного к изменяющемуся социуму.
Проанализировав различные модели управления школой в Норильском промышленном районе, мы определили, что для действующих механизмов управления характерно:
несоответствие общей технологии управления реальным ситуациям (медленная перестройка);
неполное использование возможностей и преимуществ, потенциально заложенных в управленческих технологиях;
слабость традиций в управлении школой [2, 3].
Но в каждой школе есть крупицы нового, которые вплетаются в проверенные жизнью традиции, доказавшие свою эффективность, так как в логике диалектического закона отрицания отрицания развитие школы включает в себя сохранение лучшего из того, что было создано прежде и его упрочнение. Мы увидели, что недостаточно эффективное решение задач управления развитием на основе действующих моделей внутришкольного управления обусловлено тем, что в новых условиях работы школы не срабатывает традиционная управленческая парадигма.
Разумеется, при разработке механизмов совершенствования управления школой было рассмотрено несколько проектов, обобщение которых позволило увидеть наиболее значимые характеристики в области управления. Например, школа – это детоцентристское учреждение, в котором ребенок – центр педагогической системы. Школа должна иметь мажорно-привлекательный облик, в основе которой – гуманное демократическое сообщество. Это школа здоровья, ведь экономическое, социальное, экологическое неблагополучие современного общества отрицательно сказываются в первую очередь на детях, поэтому в задачах школы физическое развитие и охрана здоровья занимают приоритетное положение. Школа должна обеспечивать успешность каждому ученику, должна учить мыслить, воспитывать устойчиво-нравственного гражданина. Перечислим идеи, которые будут заложены нами в основу предлагаемой модели управления:
- Идея целевого управления – управления по результатам, основной принцип которого состоит в разработке и использовании как средства управления иерархии согласованных, определенных целей развития школы.
- Идея системного управления: чтобы достичь поставленной цели, нужно выполнить некоторую совокупность объективно связанных между собой работ, то есть реализовать систему деятельности.
- Теория оптимизации управления, позволяющая осуществлять наиболее эффективные решения поставленных задач при минимальных затратах времени и усилий, что достигается за счет осознанного выбора субъектом управления такого содержания, методов, средств, форм обучения, которые обеспечивают максимально возможных результатов в образовании, воспитании и развитии школьников.
- Идея ценностного управления. Ценностный характер управления проявляется в осознанной ориентации управляющей системы на определенные ценности.
- Педагогические традиции, представляющие сложившиеся формы деятельности и поведения, сопутствующие им общие правила, обычаи, представления, складывающиеся и развивающиеся на основе миссии школы, ее целей, тех форм педагогической деятельности, которые неоднократно подтвердили свою педагогическую целесообразность и общеколлективную значимость, а также личностную пользу.
Данные идеи обеспечивают наличие у системы внутришкольного управления таких свойств, как:
- ориентация на ценностные основания (этой цели служат механизмы поддержания моральных ценностей, жизненных ориентиров);
- активность управленческих воздействий (это обеспечивают механизмы планирования и контроля);
- нацеленность на приоритеты развития (это свойство обеспечивает проблемный анализ);
- демократичность управления.
Мы предлагаем механизм управления школой на основе традиций, который может быть положен в основу соответствующей модели внутришкольного управления - системы совместной деятельности субъектов управления, направленной на формирование школьных традиций.
Наша школа № 47, построенная в 1991 году, расположена в самом новом районе заполярного города Талнаха – рудной столице России. Микрорайон застроен девятиэтажными жилыми домами, есть рынок, множество коммерческих точек, что создает тревожность в воспитательной ситуации. При формировании коллектива из соседних школ было направлено большое количество девиантных подростков, поэтому изначально потенциал детского коллектива был не высок, что создавало определенную трудность в организации управленческой деятельности. Действующая модель управления не давала желаемых результатов. Поэтому возникла необходимость в оптимизации управления. Но что же взять за основу? Прежде чем начинать что-либо делать, ставить конкретные цели и задачи, надо видеть реальную картину деятельности: уровень воспитанности учащихся, уровень взаимоотношений класса и учителя, профессионализм педагогов и многое другое. Поэтому мы начали с диагностики. Используя методики Н.Е.Щурковой “Диагностика воспитанности”, Н.Н.Шаниной “Психолого-педагогическая диагностика в школе”, мы выявили, что уровень воспитанности учащихся, включающий гуманность взаимных отношений в коллективе, культуру поведения в учебном заведении и вне его, активность и качество участия в организации внутришкольной жизни, соответствует норме, хотя имеются и недостатки. Так при переходе в среднее звено уровень поведенческих навыков учащихся несколько снижен, т.к. происходит адаптация учащихся к школе 2-й ступени (много учителей, больше свободы). Самый низкий уровень у учащихся 8-9-х классов, что объясняется возрастными особенностями детей, сменой классного руководителя (8Б класс), отсутствием единых требований со стороны некоторых педагогов; большинство подростков, состоящих на внутришкольном контроле и на учете в подразделении по делам несовершеннолетних именно из параллели 8-9-х классов. Но старшеклассники к окончанию школы приобретают стабильный уровень воспитанности.
Уровень внеклассной занятости учащихся снизился, т.к. Центр внешкольной работы, ранее находившийся по соседству в детском саду, “переехал” на 4 микрорайон, а дополнительные образовательные услуги вне школы – платные. Увеличились случаи употребления учащимися алкоголя, увеличилось количество учащихся, состоящих на внутришкольном контроле и на учете в подразделении по делам несовершеннолетних.
В результате возникла новая проблема - проблема организация внеурочной занятости школьников, причем интересной познавательной деятельностью на новом уровне, чтобы школьникам стало интереснее в образовательном учреждении, а не на “улице”.
Для определения уровня сплоченности учащихся в классных коллективах, выявления в них “лидеров” и “отвергнутых”, наличия референтных групп, были проведены исследования межличностных отношений и психологической атмосферы. В результате мы увидели, что уровень сплоченности зависит от психологической атмосферы в этом коллективе. В классах с низким уровнем сплоченности (5Г, 7А, 7Б, 8А, 9Г) наблюдалась повышенная тревожность в отношениях с одноклассниками, с учителями, в самовыражении.
В результате возникает еще одна проблема, которую предстоит решать: необходимо создавать условия для самовыражения учащихся, стараться устранить негативные эмоциональные переживания школьников, связанные с необходимостью самораскрытия, демонстрации своих возможностей, вовлекать во внеурочную деятельность всех учащихся классного коллектива, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей.
По итогам анкетирования “Самоуправление в классе” мы увидели, что
- педагоги и учащиеся в большинстве случаев совместно определяют пути решения поставленных задач (так считают 60% учащихся);
- вместе составляют план работы (70% учащихся);
- только 20% школьников имеют возможность самостоятельно выдвигать свои идеи;
- только 15% учащихся могут оценить результат деятельности для себя, еще меньше для других и для школы.
Поэтому необходимо обновление в организации самоуправления в классе и школе с использованием новых форм и методов работы с детьми.
Важным аспектом развития школьного коллектива, создания духовно-нравственной атмосферы и психологического климата в образовательном учреждении является отношение учащихся к школе. Школьники желают, чтобы:
- в школе царила атмосфера сотрудничества (100%);
- существовали бы школьные традиции (КВН, День св. Валентина, “За честь школы” и др.) – 79%;
- было больше творческих дел (70%);
- деятельность была коллективной (68%);
- каждый мог проявить себя, выбрать задание, поручение, дело (65%);
- было внимание, сопереживание, уважение со стороны взрослых и сверстников (59%).
Не остались в стороне и родители, так как индивидуальность ребенка формируется в семье. Только создание единой образовательной среды может гарантировать высокое достижение планируемых результатов. Поэтому родители являются основными заказчиками. Вот каким они видят “образ хорошей школы” (по результатам анкетирования):
- в этой школе хорошо учат по всем предметам, по ее окончании дети легко поступают в ВУЗы (98%);
- в этой школе дисциплина и порядок (92%);
- должна быть не только учеба, но и много спорта, экскурсий, кружков, традиционных праздников и мероприятий (89%);
- школа должна систематически организовывать досуг учащихся, в том числе и в каникулярное время (73%);
- школа должна быть уютная, чистая, красивая (66%);
- все должны учится в одну смену (57%) и т.д.
Таким образом, с помощью диагностики мы очертили круг проблем, а результаты исследований лишь подтвердили мысль о том, что необходимо внести корректировку в деятельность образовательного учреждения.
С результатами данных исследований педагоги образовательного учреждения были ознакомлены на педагогическом совете, где в ходе полемики пришли к выводу, что необходимо работать над развитием управленческой системы школы. Педагогический коллектив также определил конкурентное преимущество школы:
- Традиционно уважительное отношение к учащимся школы и их родителям.
- Сравнительно молодой по возрасту коллектив педагогов (средний возраст 36 лет), но имеющий достаточный и необходимый уровень профессиональной подготовки.
- Стремление большей части педагогического коллектива к совершенствованию своего мастерства, к внедрению новых курсов, программ, технологий.
- Традиционное введение иностранного языка, хореографии, информатики в начальной школе со второго класса.
- Единство коллектива учителей и учащихся школы в достижении поставленных целей.
- Сложившиеся в школе традиции.
- Здание школы новое, теплое.
Большую роль в организации деятельности школы играют и сформированные традиции: традиция коллегиальности, обновления, традиционная система планирования, контроля, организации и контроля на основе модели оперативного управления (ОМОУ); традиции соуправления, сотрудничества, взаимопомощи, обучения детей без отбора, взаимоуважения, самоуправления, учета интересов каждого субъекта, создания разновозрастных коллективов, традиция коллективной творческой деятельности.
Данные традиции реализуются в традиционных формах деятельности педагогического и ученического коллективов школы, а именно:
1. уровень директора школы и уровень его заместителей:
нетрадиционное проведение педсоветов (“круглый стол”, диспут, анализ, творческие и проблемные группы и др.); оформление буклетов по каждому педсовету (с фотоматериалами); проектирование образовательной деятельности; “Школа педагогической поддержки”; работа временной группы по созданию анализа деятельности школы.
2. уровень руководителей циклов предметов, руководителей предметных модулей, творческих объединений:
педагогические лаборатории; семинары, организуемые группами педагогов, интересующихся определенной проблемой; научно-методический совет; методические объединения; Презентация школьных наук; “Самый классный классный руководитель”; клуб “7-я”.
3. уровень ученического актива, структура школьного самоуправления:
презентация детских коллективов; “Золотой росток”; День Здоровья; литературная гостиница “Души прекрасные порывы”; “Как хорошо быть генералом”; “За честь школы”; День знаний; “Учитель, перед именем твоим…”; День матери “Все матери прекрасны”; “Зимней праздничной порой”; День святого Валентина; 8 Марта – женский день; День Победы; Праздник Труда; День защиты детей.
Таким образом, проанализировав все вышеуказанные моменты, педколллектив определил, что школа, встраиваясь в логику модернизации, не должна изменить своим ценностям и принципам, поэтому большая роль должна отводиться традициям. В итоге в основе управления образовательным учреждением могут лежать сформированные в школе традиции, в которые мы вкладываем следующий смысл:
если в традиционно-советской, привычной для всех учебно-дисциплинарной модели взрослый принимает решение вместо ребенка, то в новой модели взрослый принимает решение вместе с учеником. Таким образом, акцент инициативности смещается в сторону ребенка, позволяя ему выбрать свою роль и позицию в общей системе социальных отношений, предполагающий их включенность в эту систему на основе сформированных интересов и потребностей. Взаимодействие взрослого и ребенка основано на том, что педагог не непосредственно воздействует на деятельность детей, а взаимодействует с ними опосредовано через соответствующую организацию воспитательной среды, сохраняя нравственное влияние на учащихся, способствуя более полному удовлетворению образовательных запросов молодежи, развитию личности школьников.
У каждой школы своя модель управления, с помощью которой педагогические коллективы пытаются превратить образование в средство стабилизации всей социальной сферы на основе безопасного пространства жизнедеятельности детей, а также пытаются построить образование, которое обеспечивало бы гибкое удовлетворение образовательных запросов и потребностей детей и их родителей.
Мы предлагаем механизм управления школой, созданный на основе сформированных традиций, ведь порой для поддержания традиций нужны не меньшие усилия, чем для внедрения нового. “Невозможно заранее предсказать, какие традиции уживутся в факте и воспоминаниях или современники через годы так и не обнаружат их места в своей жизни. Интересно, что традиции зависят в значительной степени от имени, авторитета и взволнованного интереса тех людей, которые отдали частицу себя для того, чтобы “чудо повторилось”. Уходят люди, и вместе с ними уходит что-то большее, чем традиции – уходит обаяние эпохи, трепетная наивность и романтизм молодости. Сохранить все лучшее из прошлого в интересах настоящего и будущего одна из целей администрации” [1, С. 7]
Литература.
Лизинский В.М. “Работа администрации школы с учителем”. - М.: Центр “Педагогический поиск”, 2002. – 160 с.
Норильское образование: Опыт и перспективы развития: Сборник статей – М.: Издательство Московского государственного университета культуры, 1999. – 112 с.
Образовательная система Норильского промышленного района Красноярского края // Российское образование. – 1998. - № 2. – С 41-67.