Как известно, на Руси в течении долгого времени существовало три календаря: гражданский, церковный и народный – аграрный, которые не всегда совпадали.
Народный аграрный календарь опирался на смену времен года, а основными его вехами были дни весеннего и осеннего равноденствия, зимний и летний солнцевороты. Новый солнечный год по этому календарю начинался тогда, когда, по мнению крестьян, солнце поворачивало к новому свету, в дни зимнего солнцеворота. Народный календарь – это своего рода народная энциклопедия, рассказывающая об устройстве мира, о природе человека, об общественном устройстве. Древний человек не выделял себя из окружающего мира, был неразрывно с ним связан, в его сознании окружающий мир был живым и многоликим. И река, и камень, и небесное светило, представлялись такими же живыми, как он сам. Люди верили, что все окружающее относится к ним так же, как они относятся к нему.
Сказочна и богата наша природа. В любое время года она открывает свои прелести по-разному, давая, простор фантазии и творчество, укрепляя нежные и добрые чувства в ребенке. Каждый из нас имел счастье однажды в детстве замереть от нечаянно увиденного чуда в природе. Это может быть, и первый подснежник на проталинке, и шумный июльский ливень, и тихий хоровод осенних березовых листьев.
Все эти чувства человек должен пережить в детстве, чтобы потом, с накоплением жизненного опыта и знаний они укрепились в нас, преобразуясь в понимание красоты леса, поля, природы в целом, в чувство прекрасного.
Цель данной программы: способствовать воспитанию ребенка в единстве с окружающей природой, формировать представления о культуре русского народа и его жизни в прошлом; познакомить детей с традициями, обычаями, праздниками, ритуалами, трудом, народным календарем, приметами, песнями и танцами, увидеть праздник во всем его многообразии и красоте. Говорят, что праздник начинается с его подготовки, а значит, в группе продленного дня целый год будет царить праздничный дух, ведь занятия построены на основе праздников и обрядов годового цикла.
Занятия основываются на фольклорном и естествоведческом материале, органично сочетаясь с учебными курсами по природоведению, чтению, истории, труду, музыке.
Календарно-тематическое планирование.
Тема занятия |
Содержание |
14 сентября. Семенов День. |
Праздник урожая. Кулинарный турнир. |
27 сентября. Воздвижение. Осень зиму встречает, тулуп припасает. |
Аппликации из осенних листьев, поделки из шишек, желудей. Выставка “Осенний букет” |
14 октября. Покров. | Праздник Покрова. “В гостях у хозяюшки”. Знакомство с пословицами, прибаутками о русском быте и гостеприимстве. Изготовление панно из семян и сухих ягод. |
27 октября. Параскева Пятница. | Осенние посиделки. “Праздник рукоделия”. Загадки об осени. Осенний хоровод |
14 ноября. Кузьминки | Рассказ о народных приметах и обычаях, связанных с днем Кузьмы и Демьяна. Инсценировка “В гостях у домовенка Кузьки” |
4 декабря. Введенские морозы. | Плетение из бисера, бересты, выжигание.
Акварели “Морозные узоры” Приметы зимы. Наблюдения за погодой. |
25 декабря. Спиридон-Солнцеворот | Конкурс снежных скульптур. Аппликации их игл хвойных деревьев. Зимняя икебана. |
18 декабря. Крещенский вечерок | Рассказ о крещение, приметы крещения. “Как гадали на Руси” |
15 февраля. Сретенье. Встреча Масленицы |
Взятие снежной крепости. Кукольный
спектакль. “Мороз Иванович” Праздник “ Масленичная карусель” |
7 апреля. Благовещение | Весенние песнопения. Изготовление и развешивание скворечников. |
6 мая. Егорий – праздник первой травы. | Коллективное панно “Весна в городе” Приметы весны. Наблюдения за погодой. Конкурс стихов о весне. |