У большинства детей, поступающих в первый класс, сформировано познавательное отношение к речи, осознанное ориентирование в звуковой структуре языка и его словарном составе. Все это способствует успешному овладению грамотой.
У детей с задержкой психического развития (ЗПР), осложненной речевыми нарушениями, в дошкольный период не был накоплен речевой опыт, необходимый для овладения грамотой. Они оказались недостаточно подготовленными к языковым наблюдениям, сравнениям и обобщениям. У них несформировано восприятие речи, обеспечивающее успешное обучение грамоте, формирование многих разговорных и орфографических навыков.
Дети не готовы к овладению звуковым анализом, который предполагает умение дифференцировать звуки на слух в произношении, выделять в многообразии звуков фонемы, устанавливать точное место звука в слове, вычленять звуки в той последовательности, в которой они встречаются в слове.
В структуру дефекта учащихся с задержкой психического развития (ЗПР), осложненной речевыми нарушениями, входит недоразвитие фонетико-фонематического слуха и восприятия речи в целом, что обуславливает затруднения в обучении их чтению и письменной речи.
Все субъекты образовательного процесса испытывают серьезные проблемы, связанные с речевым недоразвитием ребенка.
Проблемы выражаются в:
- невозможности качественного обучения чтению и письму по Стандартным образовательным программам;
- невозможности соотнесения результатов обучения детей с нарушениями речи с результатами обучения детей традиционных классов;
- дефицит учебно-методических разработок;
- отсутствие педагогических технологий, направленных на формирование восприятия речи у учащихся.
Анализ ситуации, сложившейся в педагогической теории и практике, выдвигает противоречия между корригирующей функцией сформированного восприятия речи и его несформированностью у детей с задержкой психического развития (ЗПР), осложненной речевыми нарушениями.
Выделение противоречия позволило определить актуальность разработки педагогических технологий формирования восприятия речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР), осложненной речевыми нарушениями, и возможные пути их использования как средства коррекции речи, чтения и письма в процессе обучения.
Опыт показал, что положительный результат достигается, если логопед строит работу с этими детьми по определенной технологии.
Работа проводится по четырем этапам:
I этап. Развитие слухового восприятия.
- Развитие умения вслушиваться в речь;
- умение вычленять предложение из потока речи;
- расширение словарного запаса путем накопления новых слов, обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета;
- формирование внятности и выразительности речи.
II этап. Формирование фонетического слуха.
- Развить умения выделять из предметных звуков и шумов звуки речи;
- узнавать и выделять из слова отдельные звуки и звуковые комплексы;
- различать звуки, близкие по произнесению и звучанию;
- научить воспринимать интонационную окраску речи.
III этап. Формирование фонетического восприятия.
- Формировать умения вслушиваться в звучание слова;
- Знакомить с ритмическим контуром слова;
- Различать и выделять из слова отдельные звуки;
- Формировать представление о звуковом составе слова;
IV этап. Совершенствование операций звуко-слогового анализа и синтеза, формирование умственных действий звуко-слогового анализа и синтеза.
- Развитие умения последовательно вычленять и сочетать звуки в словах различной слоговой структуры;
- формирование сложных форм умственной деятельности – анализа и синтеза;
- сравнение и обобщение различных явлений языка;
- привитие навыка записи слов по следам анализа.
Таким образом, нарушение восприятия речи, как одной из важнейших функций развития речи в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью ЦНС, серьезно тормозят процесс адаптации к школьному обучению у детей с задержкой психического развития (ЗПР). Без специальной коррекционно-развивающей работы по формированию восприятия речи в учебно-образовательной деятельности не может быть положительной динамики и успешности в обучении.
В ходе работы по системе “Развитие восприятия речи (фонетико-фонематический процесс) наблюдается качественное овладение чтением и письмом на фоне продолжающейся коррекционной работы по развитию и обогащению словаря, грамматического строя речи.
При переходе на вторую ступень школьного обучения у учащихся с задержкой психического развития (ЗПР) снимается первоначальное речевое недоразвитие. Возрастает степень владения системой языка в интеллектуально-познавательной деятельности. Повышается готовность к обучению в последующих классах.