Формирование восприятия речи как условие, обеспечивающее социальную интеграцию и адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья. (Дети с задержкой психического развития.)

Разделы: Начальная школа


У большинства детей, поступающих в первый класс, сформировано познавательное отношение к речи, осознанное ориентирование в звуковой структуре языка и его словарном составе. Все это способствует успешному овладению грамотой.

У детей с задержкой психического развития (ЗПР), осложненной речевыми нарушениями, в дошкольный период не был накоплен речевой опыт, необходимый для овладения грамотой. Они оказались недостаточно подготовленными к языковым наблюдениям, сравнениям и обобщениям. У них несформировано восприятие речи, обеспечивающее успешное обучение грамоте, формирование многих разговорных и орфографических навыков.

Дети не готовы к овладению звуковым анализом, который предполагает умение дифференцировать звуки на слух в произношении, выделять в многообразии звуков фонемы, устанавливать точное место звука в слове, вычленять звуки в той последовательности, в которой они встречаются в слове.

В структуру дефекта учащихся с задержкой психического развития (ЗПР), осложненной речевыми нарушениями, входит недоразвитие фонетико-фонематического слуха и восприятия речи в целом, что обуславливает затруднения в обучении их чтению и письменной речи.

Все субъекты образовательного процесса испытывают серьезные проблемы, связанные с речевым недоразвитием ребенка.

Проблемы выражаются в:

  • невозможности качественного обучения чтению и письму по Стандартным образовательным программам;
  • невозможности соотнесения результатов обучения детей с нарушениями речи с результатами обучения детей традиционных классов;
  • дефицит учебно-методических разработок;
  • отсутствие педагогических технологий, направленных на формирование восприятия речи у учащихся.

Анализ ситуации, сложившейся в педагогической теории и практике, выдвигает противоречия между корригирующей функцией сформированного восприятия речи и его несформированностью у детей с задержкой психического развития (ЗПР), осложненной речевыми нарушениями.

Выделение противоречия позволило определить актуальность разработки педагогических технологий формирования восприятия речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР), осложненной речевыми нарушениями, и возможные пути их использования как средства коррекции речи, чтения и письма в процессе обучения.

Опыт показал, что положительный результат достигается, если логопед строит работу с этими детьми по определенной технологии.

Работа проводится по четырем этапам:

I этап. Развитие слухового восприятия.

  1. Развитие умения вслушиваться в речь;
  2. умение вычленять предложение из потока речи;
  3. расширение словарного запаса путем накопления новых слов, обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета;
  4. формирование внятности и выразительности речи.

II этап. Формирование фонетического слуха.

  1. Развить умения выделять из предметных звуков и шумов звуки речи;
  2. узнавать и выделять из слова отдельные звуки и звуковые комплексы;
  3. различать звуки, близкие по произнесению и звучанию;
  4. научить воспринимать интонационную окраску речи.

III этап. Формирование фонетического восприятия.

  1. Формировать умения вслушиваться в звучание слова;
  2. Знакомить с ритмическим контуром слова;
  3. Различать и выделять из слова отдельные звуки;
  4. Формировать представление о звуковом составе слова;

IV этап. Совершенствование операций звуко-слогового анализа и синтеза, формирование умственных действий звуко-слогового анализа и синтеза.

  1. Развитие умения последовательно вычленять и сочетать звуки в словах различной слоговой структуры;
  2. формирование сложных форм умственной деятельности – анализа и синтеза;
  3. сравнение и обобщение различных явлений языка;
  4. привитие навыка записи слов по следам анализа.

Таким образом, нарушение восприятия речи, как одной из важнейших функций развития речи в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью ЦНС, серьезно тормозят процесс адаптации к школьному обучению у детей с задержкой психического развития (ЗПР). Без специальной коррекционно-развивающей работы по формированию восприятия речи в учебно-образовательной деятельности не может быть положительной динамики и успешности в обучении.

В ходе работы по системе “Развитие восприятия речи (фонетико-фонематический процесс) наблюдается качественное овладение чтением и письмом на фоне продолжающейся коррекционной работы по развитию и обогащению словаря, грамматического строя речи.

При переходе на вторую ступень школьного обучения у учащихся с задержкой психического развития (ЗПР) снимается первоначальное речевое недоразвитие. Возрастает степень владения системой языка в интеллектуально-познавательной деятельности. Повышается готовность к обучению в последующих классах.