Иконы Богоматери: художественный метод написания

Разделы: МХК и ИЗО


Иконы Богоматери: художественный метод написания. 10 класс. МХК.

Цели урока: 1) раскрыть художественный метод написания икон;
2) познакомиться с типами икон Богоматери;
3) постичь глубину духовного содержания иконы;
4) получить эстетическое наслаждение от общения с духовной культурой.

Форма проведения – художественная мастерская древнерусской иконописи.

Тип урока – обобщение и систематизация знаний учащихся .

Участники: Мастер (учитель), подмастерья: художники, историки, летописцы .

Урок-мастерская проводится в течении двух часов (два спаренных урока) .

Дети работают по группам-мастерским А. Рублева, Ф. Грека, Дионисия.
В каждой группе 6-7 человек.

Ход урока – мастерской.

I . Звучит “Адажио” Т. Альбинони.
Учитель (под музыку):

Не на троне – на Ее руке,
Левой ручкой обнимая шею,
Взор ко взору, щеку прижав к щеке,
Неотступно требует… Немею –
Нет ни сил, ни слов на языке…
А она в тревоге и печали
Через зыбь грядущего глядит
В мировые рдеющие дали,
Где закат пожарами повит …
( отрывок из поэмы М. Волошина “Владимирская Богоматерь” ).

Учитель: - Здравствуйте! Дорогие ребята, сегодня я приглашаю вас в художественную мастерскую древнерусской живописи. Нам предстоит побывать в мастерской А. Рублева (1 группа), мастерской Ф. Грека (2 группа), мастерской Дионисия (3 группа). В помощь каждая группа получает инструкционные карты, словарики древнерусской иконописи, справочную литературу, а также советы своего Мастера, т.е. меня, вашего бессменного помощника.

II. Работа групп – мастерских по инструкционным картам.

    1. Сообщение о творчестве А. Рублева (выступление историка 1 группы).
    2. А. Рублев – это русский живописец, крупнейший мастер московской школы живописи. Художник жил во 2-ой половине XIV - в начале XV веков. Иконы и фрески отличались глубокой гуманностью, возвышенной одухотворенностью образов, идеей согласия и гармонии, совершенством художественной формы. Бессмертную славу Рублеву принесла икона “Троица”, которую он написал на склоне лет и посвятил образу Сергия Радонежского. Известно также, что художник участвовал в создании росписей и икон соборов: старого Благовещенского в Московском Кремле (1405); Успенского во Владимире (1408); Троицкого в Троице-Сергиевой лавре (1425) и других.

    3. Сообщение о творчестве Ф. Грека (выступление историка 2 группы).
    4. Феофан Грек – живописец, родом из Византии . Работал на Руси во 2-ой половине XIV – начале XV веков. Вместе с А. Рублевым и Прохором с Городца в 1405 г. расписал старый Благовещенский собор в Московском Кремле. Произведения Ф. Грека (фрески, иконы) отличаются монументальностью, внутренней силой и драматической выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой.

    5. Сообщение о творчестве Дионисия (выступление историка 3 группы).
    6. Дионисий – русский живописец второй половины XIV века. Особой популярностью пользуется икона “Спас в силах” (1500). Из скудных сведений о художнике известно, что он вместе с сыновьями расписывал фрески Ферапонтова монастыря близ г. Кирилов (Вологодский край). Его творения отмечены чертами праздничности и нарядности.

III. Описание икон Богоматери (Владимирской, Иверской, Смоленской).

  1. Слово учителя – Мастера:
    - Богоматерь издавна считается покровительницей и заступницей русской земли. Она окружена особым почитанием, особой любовью верующего народа. На Руси было великое множество чудотворных и явленных (явившихся чудесным образом в каком-то определенном месте) икон Богоматери: Владимирская, Смоленская, Донская, Иверская, Казанская. Много и всевозможных празднований в честь Девы Марии и ее икон. Многие изображения Девы Марии связаны с различными событиями нашей истории. Так, Владимирская икона, по преданию, несколько раз спасала Москву от нашествия татар. Донская принимала участие в исторической Куликовской битве. С древнейших времен до наших дней сохранились основные типы изображения Богоматери, зародившиеся в Византии и пришедшие на Русь с принятием христианства: Оранта (Молящая), деисусная (из деисусных чинов иконостасов), Одигитрия (Путеводительница), Елеуса (Милующая).

- Пауза. Звучит “Адажио” Т. Альбинони или “Аве Мария!”
Идет демонстрация слайдов с изображением икон Богоматери.

Оранта. Богоматерь изображается в рост в молитвенной позе, с разведенными в стороны согнутыми в локтях руками, поднятыми на уровень головы.

Деисусное изображение. Богородица обращена вполоборота влево, к Христу; руки сложены на уровне груди: Мария как бы протягивает их в молитвенном жесте к своему Божественному Сыну, прося его за род человеческий.

Одигитрия. Дева Мария представлена с Богомладенцем, который держит в одной руке свернутый свиток, а другой благословляет. Изображения Богоматери и Младенца – строже, их головы не касаются друг друга. Богородица явилась двум слепым и велела идти в свой храм, где они нашли исцеление. Вот почему Богородица получила название “Одигитрии”, т.е. “Путеводительницы”.
    Древнейшая Одигитрия была привезена на Русь из Византии в XI веке и с XII века находилась в Успенском соборе Смоленска, отчего и получила название Смоленской. К типу Одигитрии относятся иконы Смоленской, Иверской Богоматери.

Елеуса (Умиление). Лирический образ Богоматери с умилением смотрит на Сына. Мать ласкает его, и Младенец с нежностью прижимается к ней. Иисус может быть и на правой, и на левой стороне. К типу Умиление относится икона Владимирской, Донской Богоматери.

Учитель – Мастер:
- Дорогие подмастерья! Всмотритесь в этот ряд замечательных икон. Несмотря на многообразие типов изображения Богоматери, постарайтесь найти общие черты. В чем они?

Подмастерье:
- Как бы ни были различны иконы Богоматери, все же главные черты изображения – это лиричность, просвещенность, отрешенность. Изображая Деву Марию, русские иконописцы создавали образ Матери, которая знает о страданиях, ждущих ее Сына и которая с рождения Младенца отдаст Его людям во имя спасения. На русских иконах Богоматерь всегда в печали, но эта печаль разная: то скорбная, то светлая. Однако всегда исполнена душевной ясности, мудрости и большой духовной силы.

Учитель – Мастер:
- Итак, остановимся у икон Божьей Матери, вслушаемся в песнь Материнства, попытаемся посмотреть на икону глазами предков, почитавших в ней величайшую Святыню и защитницу Российского государства.

2. Слово художникам (описание икон).

Икона Владимирской Богоматери (выступление художника 1 группы А. Рублева)
- Памятник мирового значения, православная святыня, прославленная своими деяниями, она издавна почиталась как покровительница и защитница Руси. Вглядитесь в изображение! Богоматерь держит младенца на правой руке, а ребенок прильнул к ее щеке и пртягивает ручки, обнимая за шею. Левая ножка Иисуса согнута так, что видна ступня – характерный признак иконы, по которому ее легко узнать среди других изображений типа “Умиление”. Мария задумалась, прижимая к себе сына. Ее отстраненный невидящий взгляд устремлен куда-то вдаль. В этом взгляде и отрешенность, и мудрость, и печаль : мать знает, какие страдания ждут ее дитя, она отдает своего сына людям, уже сейчас предугадывая его крестный путь. По древнему преданию известно, что икона Владимирской Богоматери была написана евангелистом Лукой. Красный цвет на иконе – символ жертвенной материнской любви.

Икона Донской Богоматери (выступление художника 2 группы Ф. Грека).
- Икона считается признанным шедевром мирового класса. Донская икона – двусторонняя, на обратной стороне ее изображено Успение Божьей Матери. Считается, что памятник создан знаменитым мастером Феофаном Греком в 1392 году к моменту освящения Успенского собора в Коломне как память о великой победе Дмитрия Донского в Куликовской битве. Лики Девы Марии и Иисуса Христа изображены живо и свежо. Вся сцена, где мать и дитя поглощены друг другом, вызывает чувство радостного умиления, тихой улыбки. Особое внимание обращает общий неяркий колорит иконы: темно-вишневый мафорий Богоматери, золотисто-охряный хитон Иисуса. В скупую красочную гамму введены четыре “удара” синего – чепец и рукав Марии, клав и свиток Иисуса. Драгоценная лазурь придает иконе особую художественную привлекательность.

Икона Смоленской Богоматери (выступление художника 3 группы Дионисия).
- Это древнейший памятник византийского письма. Предание приписывало его кисти евангелиста Луки. Это тип Одигитрии. Дева Мария изображена по пояс, младенец Иисус расположен слева, в рост. Его правая рука сложена в благословляющем жесте перед грудью матери, а левая держит свернутый свиток. Отличительная черта Смоленской иконы Богоматери – положение Иисуса в фас. Икона Смоленской Богоматери издавна почитается на Руси. Она была овеяна вековой славой и известна своими чудотворениями. Одно из них – спасение Смоленска во время нашествия Батыя в 1237 году. Не случайно икона оказалась и на Бородинском поле в войне 1812 года.

IV. Предания об иконах.

Учитель – Мастер: - С чудотворными иконами связаны целые сказания: иконы исцеляют, спасают, “парят в воздухе”. Об этом вам раскажут наши юные летописцы.

  1. Слово летописцу 1 группы А. Рублева о преданиях иконы Владимирской Богоматери.
  2. Слово летописцу 2 группы Ф. Грека о преданиях иконы Донской Богоматери.
  3. Слово летописцу 3 группы – мастерской Дионисия о преданиях Смоленской иконы Божьей Матери.

V. Итоги работы в художественных мастерских.

Беседа: - Понравилась ли работа в мастерских?
- Что особенно привлекло ваше внимание?

VI. Вывод.

Учитель: - Русская икона…
    В мировом искустве это явление уникальное. Русская иконопись имеет огромное художественное значение. Это источник света и радости, который вызывает у зрителя ощущение внутренней легкости, ощущение гармонии. Как Мастер, буду рада, если ваши юные сердца сегодня наполнились таким чувством. До свидания. Спасибо за общение.