Проблемный урок в 1-м классе по письму в букварный период по технологии Мельниковой Е.Л.

Разделы: Начальная школа


УЧЕБНИК “МОЯ ЛЮБИМАЯ АЗБУКА” Р.Н. БУНЕЕВ, Е. В. БУНЕЕВА, О.В. ПРОНИНА

ПРОПИСИ “МОИ ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ” О.В. ПРОНИНА

ТЕМА: Заглавная буква К. Упражнение в чтении и письме. Употребление заглавной буквы в словах.

Тип проблемной ситуации – С ЗАТРУДНЕНИЕМ.

Тип противоречия – МЕЖДУ НЕОБХОДИМОСТЬЮ И ВОЗМОЖНОСТЬЮ. ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ УЧИТЕЛЯ.

Прием создания проблемной ситуации – ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ, С КОТОРЫМ УЧЕНИКИ ДО НАСТОЯЩЕГО МОМЕНТА НЕ СТАЛКИВАЛИСЬ.

Цели урока:

  • Познакомить с написанием заглавной буквы К.
  • Упражнять в написании слогов, слов, начинающихся с буквы К.
  • Упражнять в самоанализе, в работе в парах.
  • Развивать мыслительные процессы: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
  • Вызвать желание делать приятное другу (похвала, нахождение лучшей буквы).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Повторение.

А) Чтение письменного алфавита.

Б) Какое слово лишнее? (Кирилл, Карина, Николка, Карлсон)

УЧИТЕЛЬ.

Сегодня к нам в гости пришли куклы (иллюстрация на доске): Кирилл, Карина, Николка, Карлсон. Напечатали они свои имена, да вот никак не найдут какое слово лишнее. Помогите им, ребята.

ДЕТИ.

– Карлсон.

Потому, что сказочный герой.

– Николка.

Потому что начинается с буквы Н.

– Карлсон.

Потому что в нем 2 слога, а в остальных 3.

УЧИТЕЛЬ.

Давайте проверим. Мы с вами на стадионе. Болеем за наших гостей.

ДЕТИ.

Ки-рилл, Ка-ри-на, Ни-кол-ка, Карл-сон.

Слово Карлсон не может быть исключением, потому что в слове Кирилл тоже два слога.

– Кирилл.

Потому что в нем две буквы Л.

Карлсон.

Потому что в этом слове ударение падает на первый слог, а в остальных на второй.

Карлсон.

Потому что в этом слове спрятались два слова: Карл и сон.

УЧИТЕЛЬ.

Итак, вы дали исключение словам: Николка, Карлсон, Кирилл. И только слово Карина осталось без исключения. А я утверждаю, что и слово Карина можно исключить. Догадайтесь, почему?

ДЕТИ.

Можно исключить, потому что это девочка, а остальные мальчики. Это слово женского рода, а остальные мужского.

УЧИТЕЛЬ.

Что общего между ними?

ДЕТИ.

– Это имена детей.

– Это имена наших гостей.

– Все они пишутся с большой буквы.

Это имена собственные.

УЧИТЕЛЬ.

Можно ли их разделить на две части?

ДЕТИ.

Можно имена мальчиков отделить от имени девочки.

Можно разделить на две группы по слогам. Карлсон и Кирилл – 2 слога, а Николка и Карина – 3 слога.

Можно разделить по ударению. Карлсон – ударение на первом слоге, Николка, Карина, Кирилл – на втором.

Можно разделить их по первой букве. Все слова с буквы К написать на одной строке, а с буквы Н – на другой.

3. Создание проблемной ситуации.

УЧИТЕЛЬ.

Верно. Предлагаю вам написать на дополнительной странице слова, начинающиеся с буквы К. Можете справиться с этим заданием?

ДЕТИ. Да.

УЧИТЕЛЬ. Напишите.

(Дети начинают поднимать руки).

Что случилось?

У вас что-то не получается?

ДЕТИ. Да.

УЧИТЕЛЬ. В чем затруднение?

ДЕТИ.

Как пишется буква К?

Мы же не умеем писать заглавную букву К.

4. Побуждение к формулированию учебной проблемы

УЧИТЕЛЬ. Какой возникает вопрос?

ДЕТИ. Как правильно писать заглавную прописную букву К.

УЧИТЕЛЬ. Какова будет тема сегодняшнего урока?

ДЕТИ. Написание заглавной прописной буквы К.

5. Актуализация проблемы.

УЧИТЕЛЬ.

Верно. Научившись писать эту букву, мы сможем написать имена наших гостей, написать интересующие нас имена собственные.

Какие имена мы сможем написать?

ДЕТИ. Имена, фамилии, отчества, клички, названия городов, рек и т.д.

6. Подводящий к решению проблемы диалог.

УЧИТЕЛЬ. Что вы предлагаете сделать, чтобы решить возникшую проблему?

ДЕТИ. Надо посмотреть, как она пишется.

УЧИТЕЛЬ.

Верно. Давайте сначала научимся писать заглавную письменную букву К, и тогда мы сможем справиться с этим заданием.

У меня есть подсказка в Азбуке на странице 72.

Откройте, пожалуйста, эту страницу.

Перед вами две буквы. Какие мы не умеем писать?

ДЕТИ.

Заглавные.

Письменные.

УЧИТЕЛЬ.

Предлагаю начать работу с заглавной письменной буквы К.

Сравните, пожалуйста, заглавную и письменную буквы К. Чем они похожи?

ДЕТИ. Имеют в написании удочку, стульчик и “ножку балеринки”.

УЧИТЕЛЬ. А чем отличаются?

ДЕТИ.

Величиной.

У заглавной буквы есть наклонная палочка и петелька, а у строчной их нет.

УЧИТЕЛЬ. Верно. Есть ли в букве К элементы, которые мы писали?

ДЕТИ.

“Стульчик”.

“Удочка”.

Петелька.

“Ножка балеринки”.

Наклонные линии.

УЧИТЕЛЬ. С чего будем начинать написание этой буквы.

ДЕТИ. С линии, которая идет вниз.

УЧИТЕЛЬ. Не совсем понятно. Что это за палочка?

ДЕТИ.

Линии похожи на цифру один.

Начинается с двух наклонных линий.

Я могу показать…

(Учитель предлагает выйти к доске и написать первый элемент буквы).

УЧИТЕЛЬ. Что дальше?

ДЕТИ. Надо писать петельку. 

УЧИТЕЛЬ. Какая она по толщине?

ДЕТИ. Как у буквы У.

УЧИТЕЛЬ. Куда нужно ее довести?

ДЕТИ. В середину.

УЧИТЕЛЬ. Кто может написать?

(Ученик выходит к доске и прописывает петельку. Остальные ученики уточняют написание элемента.)

УЧИТЕЛЬ. Как писать букву дальше?

ДЕТИ. Надо написать “удочку”.

(Следующий ученик прописывает “удочку”, проговаривая правило ее написания).

УЧИТЕЛЬ. А дальше?

ДЕТИ. Надо вернуться по написанному и прописать стульчик.

УЧИТЕЛЬ. Какие правила будем выполнять при его написании?

ДЕТИ.

“Сидение” – горизонтально, чтобы не упасть – затем небольшое закругление, переходящее в “ножку балеринки”.

(Следующий ученик прописывает “стульчик” с переходом на “ножку балеринки”, уточняя высоту линии соединения).

Затем дети вместе с учителем проговаривают написание этой буквы.

УЧИТЕЛЬ.

Отложите Азбуку на край парты. Откройте прописи на странице 13.

(Дети открывают прописи № 4 стр. 13.)

Чему хочет научить пропись сначала?

ДЕТИ. Как писать начало буквы.

(Дети вместе с учителем проговаривают написание предложенного элемента, прописывают его в воздухе, затем прописывают в прописях.)

УЧИТЕЛЬ. Что осталось написать, чтобы получилась буква?

ДЕТИ. “Стульчик с ножкой балеринки”.

УЧИТЕЛЬ. Нужна ли моя помощь?

ДЕТИ. Нет.

УЧИТЕЛЬ. Пропишите и допишите две буквы самостоятельно.

(Дети прописывают по точкам и дописывают две буквы).

7. Взаимопроверка.

УЧИТЕЛЬ.

Кто написал, поменяйтесь тетрадями, найдите самую красивую букву и обведите ее карандашом.

– Поднимите руку, у кого есть такая красивая буква.

Поднимите руку, кто сегодня самый счастливый?

8. Применение знаний.

УЧИТЕЛЬ.

Посмотрите на следующее задание. Что предлагает написать пропись, прежде чем мы напишем слова?

ДЕТИ. Слоги.

УЧИТЕЛЬ. Трудны ли они в написании?

ДЕТИ. Нет.

УЧИТЕЛЬ. Поднимите руку, кому я должна показать, как пишутся эти слоги?

(Дети уточняют соединения букв и самостоятельно прописывают их. Учитель наблюдает за работой детей, при необходимости оказывает помощь).

УЧИТЕЛЬ.

Поднимите, пожалуйста руку, кто доволен написанием своих слогов.

Ну, а теперь выполним то, ради чего мы учились писать заглавную прописную букву К – напишем имена наших гостей.

Кто из вас теперь уверенно напишет эти слова красиво, точно?

(Дети поднимают руки.)

УЧИТЕЛЬ. Напишите их. Кто хочет написать их на доске?

(Учитель предлагает ученикам написать по одному слову с проговариванием в словах опасных мест, с последующей самооценкой написанного: “Что ты хотел бы пожелать самому себе?”

Дети пишут. Учитель наблюдает, оказывает помощь.

9. Итог урока.

УЧИТЕЛЬ.

Я вас поздравляю. Сегодня вы сами нашли способ написания еще одной буквы – заглавной прописной буквы К, научились писать не только букву, но и слоги, слова, начинающиеся с этой буквы. Молодцы!

Кто сегодня самый счастливый из вас?

Погладьте себя по голове, пожмите друг другу руки.