Цели урока:
- учить отличать текст от других речевых единиц,
- учить строить текст и анализировать его.
Задачи урока:
- Закрепить понятие “текст” как тематическое единство предложений.
- Закрепить умение определять тему (о чем?) текста и подбирать заголовок.
- Познакомить с видами текста: повествование; описание; рассуждение.
- Учить составлять текст на заданную тему.
- Развивать речевую культуру учащихся, творческое воображение и литературные способности.
Форма урока: групповая.
Ход урока:
1. Речевая разминка
Сейчас мы проведем дыхательную гимнастику:
а) упражнение “Свеча” - задуть воображаемую свечу ровным медленным выдохом, быстрым кратким выдохом; упражнение “Торт” - задуть воображаемые свечи на торте выдохом равными порциями.
б) прочитать стихотворение “на одном дыхании” (стихотворение написано на доске)
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет, шейку трет,
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку!
2. Актуализация знаний
Почему это текст? (На доске записывается слово – “текст”)
заголовок в тексте? (На доске записывается слово – “заголовок”)
3. Тренинг
а) - Возьмите из конвертов слова. Составьте из них предложения, а подсказкой вам будет цвет слов.
- А сейчас из полученных предложений составьте текст.
- Что же у вас получилось? (Дети должны получить текст: “Зимой дети гуляли в парке. На снегу они увидели птичку. Ребята накормили её хлебом”)
- Сейчас определите тему текста и подберите заголовок из предложенных на доске: 1. “Зимой”
2. “Случай в парке”
3. “Помощь пернатым”
- Какова же тема текста?
- Какой заголовок вы выбрали? Почему именно его?
б) А сейчас сыграем в игру: “Кто больше назовет слов?”
- Запишите на листке слова на тему “Зима”. И посмотрим, какая команда верно выполнит задание и напишет больше слов.
(Работа в группах, последующая проверка)
- Попытайтесь с вашими словами составить текст. (Работа в группах)
- Послушаем ваши тексты.
- Какой заголовок можно дать к тексту каждой группы?
4. Новый материал
- У каждого текста есть своя цель: или он рассказывает какое-то событие; или он описывает какое-то явление или предмет; или дает ответ на определенный вопрос.
Поэтому тексты бывают (на доске) : повествование,
описание,
рассуждение.
- Откроите учебник “Живое слово” (Романовская, 1 класс) стр. 79, 256, 261.
Прочитайте тексты Ушинского (1 гр.), Дмитриева (2 гр.), Бианки (3 гр), (4 гр - контролёры). Определите, что это за текст.
- Как вы думаете, что же за текст у Ушинского? Почему описание? (“Лиса Патрикеевна”). Что за текст у Дмитриева? На какой вопрос дается рассуждение? (“Вот чудеса-то” Почему зимой растения под снегом не гибнут?). Что скажете про текст Бианки? (“Птичья столовая”, повествование).
5. Итог урока
Давайте теперь обобщим наши знания (на доске
написаны вопросы)
Что такое текст?
Что нового сегодня вы узнали о тексте?
Оказывается, по заголовку можно не только
определить тему
текста, но и его жанр: сказка, рассказ, небылица.
Об этом мы поговорим на следующем уроке.
6. Домашнее задание:
придумать текст “Приключения пластилинового человечка” по серии рисунков на стр. 14 “Риторики”.
7 * (резерв)- Прочтите стихотворение на стр. 13
- Почему оно назвается “Винегрет”?
- Выделите первое стихотворение. О чем оно? Как можно его озаглавить?
- Выделите второе стихотворение. Его тема? Придумайте ему заголовок.
8*(резерв)- Постройте текст-рассуждение на стр. 8 “На что же похожа клякса?”