Тема: Отрицание.
Задачи урока:
1. Обеспечить понимание понятия “Отрицание”
2. Сформировать представление об отрицающем высказывании.
3. Актуализировать знания учащихся по теме “истина-ложь” и вычислительные умения.
4. Содействовать развитию интереса к предмету.
5. Помочь в развитии мыслительной операции, внимания.
6. Прививать навыки культуры речи и взаимоотношений.
Предварительная подготовка:
1. Принести мяч.
2. Принести картинки с изображением различных предметов.
3. Заготовка блок-схемы.
4. Заготовки слов и высказываний.
5. Множество предметов в мешочке.
6. Сигнальные карточки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Приветствие друг друга.
-Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.
II. Мобилизирующий этап.
1. Игра “Индуктор”
На доске слова разным цветом.
истина | CCC | сумма |
ложь | разность | |
алгоритм | выражение | |
граф | задача | |
меньше больше равно множество |
-Прочитайте слова на доске.
-Как вы думаете, почему они записаны группами?
-На каком уроке мы встречаем слова из первого столбика?
-А из второго?
А почему слова, записанные ниже, не распределены по столбикам?
Оказывается информатика и математика тесно связаны между собой и нашей жизнью.
2. Игра “Печатная машинка”
Поиграем в игру “Печатная машинка”. Напечатаем слово “Информатика”
-Какие ещё машины вы знаете, которые помогают нам на уроках информатики и математики?
-Можем ли мы назвать запись на доске вычислительной машиной? Почему?
-А как по-другому мы можем назвать эту запись?
-Что такое алгоритм?
-В жизни, где встречаемся с алгоритмом?
III. Актуализация знаний.
Дидактическая игра “Блок-схема”
Ребята дома выполняли творческое задание. Им нужно было по известной песне “Кабы не было зимы” составить алгоритм.
Послушаем, что получилось у ребят. (Прослушивание грамзаписи, выступление учеников)
Вы обратили внимание, что у ребят от ромба идут две стрелочки, и в нашем алгоритме их тоже две. Почему?
-В каких случаях говорят “да”?
-Подберите синоним к слову, правда.
-В каких случаях говорят “нет”?
-Синоним слова неправда.
Давайте вспомним, в какой известной литературной сказке один герой был умным, грамотным и говорил только правду, а другой был полной его противоположностью и очень много выдумывал.
Сегодня в гостях у нас Знайка и Незнайка.
-Кто автор этого произведения?
Эти забавные герои придумали новые приключения весёлых человечков в Стране Информатике.
Чтобы узнать, что же ждёт нас впереди, давайте заполним таблицу с помощью алгоритма и составим карту путешествий.
а | 4 | 8 | 32 | 20 | 12 | 15 | 28 |
х |
Внимательно посмотрите на числовой ряд.
-Какое задание вы могли бы предложить по данному числовому ряду?
-Назовите наибольшее и наименьшее число в этом ряду.
-На сколько 2 больше 44?
42 проспект “Повторяйка”
-Найдите сумму всех однозначных чисел.
12 “Тупик чуткого уха и острого взгляда”
-Назовите двузначное число, произведение цифр которого равно 14.
27 “аллея Весёлой переменки”
-Найдите разность двух чисел, у которых количество десятков одинаковое.
4 “Лабиринт удивительных высказываний”
-Найдите частное чисел 32 и 4.
8 “Улица умельцев”
Внимательно посмотрите на план нашего урока
-Как вы думаете, на каких этапах нам с вами будет легче всего? А где нас ждут трудности? Почему?
В добрый путь по Стране Информатике.
IV. Проспект “Повторяйка”
1. Игра “Истина – ложь”
Перед вами карточки: и-истина, л-ложь.
Исходя из своего жизненного опыта, и полученных знаний определите, какие высказывания истинные, а какие ложные.
Мальчик рисует машину. (И)
Машина рисует мальчика. (Л)
Медведь бродит по лесу. (И)
Щука называет себя рыбой. (Л) Почему?
Дождя нет, а трава мокрая. (И) Почему?
Если у Васи ангина, то у него болит горло. (И)
Если у Васи болит горло, то у него ангина. (Л)
2. Придумайте истинные и ложные высказывания, используя слова, если, то. (2-3 высказывания)
V. Подготовка к изучению нового материала.
“Тупик чуткого уха и острого взгляда”
1. Игра “Наоборот”
Встаньте, пожалуйста!
Можно отправляться дальше, а по дороге делаем всё наоборот.
-Встали (сели),
- сели (встали),
-открыли глаза,
- закрыли глаза,
-повернитесь направо,
-повернитесь налево.
-Что мы делали?
Вы совершали обратные действия. А как в русском языке называют слова, обозначающие обратное, противоположное значение?
2. Работа по учебнику.
Потренируемся в подборе противоположных по значению слов.
Страница 7 № 13 (4 картинки коллективно, 1-самостоятельно)
-Какие слова записали?
VI. Проблемная ситуация и открытие новых знаний.
1. Игра с мячом.
Назовите слова, противоположные по значению.
холодный | CCC | грустный | CCC | стеклянный? |
больной | страшный | |||
добрый | маленький |
-Что вызвало затруднение? Как в жизни мы выходим из этого положения?
Предмет может быть изготовлен из любого другого материала, но не из стекла.
-Какое слово помогло? (Не)
Вот видите! В вашей памяти уже хранится то, о чём мы сегодня будем говорить! Значит это нужно для жизни.
-Как в русском языке называют такое слово?
Если к слову не удается подобрать противоположное по значению, то на помощь приходит частица “не”, которая всё отрицает, делает наоборот.
Поставим к слову стеклянный частицу “не”.
-Что получается?
-Для чего мы будем употреблять частицу “не”?
-Кто уже может сформулировать тему нашего урока?
(Тема урока записывается на доске.)
Потренируемся!
Синий, красный, умеет, белый, знайка.
2. Игра “Что лишнее?” (Для аудиалов и визуалов)
Внимательно посмотрите на множество предметов и исключите “ лишний” предмет.
Индивидуальная работа (для кинестетиков). На ощупь определить “лишний” предмет.
3. Отгадайте загадку.
“Не лает, не кусает, а в дом не пускает”.
-По каким признакам догадались?
4. Работа с учебником.
Самостоятельно отгадать загадку страница 9 №19.
-Кого загадали в загадке?
-Как вы действовали, чтобы быстро найти отгадку?
VII. Минутка отдыха.
Вот и прибыли на аллею “Весёлая переменка”, значит, пора и отдохнуть. Отдых у нас будет активным и даже полезным. Упражнение рассчитано на координацию движения.
Левой рукой дотронуться до правого уха, а потом правой рукой – до кончика носа, затем быстро поменять положение рук, правая рука – левое ухо, левая рука – нос. (Повторить 5 раз)
Упражнение “Ленивые восьмёрки”
Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь по три раза сначала одной рукой, потом другой, затем сразу обеими руками.
VIII. Лабиринт Удивительных высказываний.
1. Проблема № 2.
Мы научились подбирать слова – антонимы, слова с отрицательной частицей “не”, а сможем ли мы составить высказывания по смыслу отрицающие данные.
Послушайте, что говорит Знайка, и как бы вы ему ответили, чтобы получилось отрицающее высказывание.
Мы полетим на воздушном шаре.
Все бабушки обожают футбол.
Пончик и Сиропчик любят сладкое.
Иногда бывают каникулы.
По ответам учащихся на доске появляется запись. (Иногда не бывает каникул).
Подумайте над смыслом этих предложений.
-Вы ничего не замечаете? Это одно и тоже – иногда бывает, иногда не бывает. Так как у нас возникло затруднение, давайте тогда рассмотрим каждое предложение в отдельности.
Если каникул иногда не бывает, то какое это высказывание?
Если каникулы иногда бывают, то какое это высказывание?
Обратите внимание, что два высказывания имеют одинаковое истинное, а такого быть не может, т.е. не получилось отрицающего выражения. Оказывается не всегда достаточно, отрицательной частицы “не” для того чтобы получить полную противоположность. Давайте подумаем, если высказывание содержит слово иногда: иногда не бывает каникул и является истинным, то какое слово будет содержать высказывание по смыслу его отрицающее и соответственно является ложью. (Иногда – никогда – всегда)
Послушайте следующее высказывание и составьте отрицающее высказывание являющееся истинным и ложным.
Иногда кошки и собаки дружат.
Все люди носят очки. (Все – некоторые)
Все кирпичи умеют летать.
2. Закрепление.
Работа по учебнику страница 10 № 22 самостоятельно по вариантам.
Коллективная проверка.
IX. Улица Умельцев.
Решение задач в группах.
Задача №1. В одном классе учатся Иван, Пётр и Сергей. Их фамилии – Иванов, Петров, Сергеев. Какая фамилия у каждого из ребят, если известно, что Иван по фамилии не Иванов, Пётр - не Петров, Сергей – не Сергеев и что Сергей живёт в одном доме с Петровым?
Задача №2. Три девочки – Аня, Катя и Марина – занимаются в трёх различных кружках: вышивки, танцев и хорового пения. Катя не знакома с девочкой, занимающейся танцами. Аня часто ходит в гости к девочке, занимающейся вышивкой. Подружка Кати, Марина, хочет в следующем году добавить к своим увлечениям занятия пением. Кто из девочек, чем занимается?
Коллективная проверка.
X. Итог урока.
Вот и подходит к концу наше путешествие по Стране Информатике. Нам с вами просто необходимо всего за 1 минуту убедить гостей, что изучение этой темы очень важно!
(Даётся время на обсуждение в группе).
XI. Рефлексия.
Попытаемся себя оценить.
-Кому удалось сегодня справиться со всеми трудностями, и он уверен, что может дальше двигаться по Стране Информатике, поднимите зелёную карту, а кто считает, что ещё справился не со всеми трудностями и нужно остановиться, поднимите красную карту.
XII. Домашнее задание.
Домашнее задание даётся по выбору.
- Творческое задание: составить алгоритм по сказке “Гуси – лебеди”.
- Стр. 10 №23*, №24.