Цели:
- познакомиться с русской народной сказкой;
- уметь описывать героев сказки, давать им оценку;
- развивать речь, обогащая ее художественным словом, творческое мышление, воображение;
- воспитывать через художественное произведение;
- развивать навыки беглого, сознательного, выразительного чтения;
- совершенствовать умение обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой ь;
- расширить словарный запас.
Оборудование:
- учебник Г.Д. Дрозд “Родное слово”;
- грамзапись сказки;
- иллюстрации животных;
- таблица “Ь знак”;
- выставка книг со сказками;
- репродукции сказок Морозко, Теремок.
Ход урока
1. Организационный момент.
Психологический настрой. Девиз к уроку чтения:
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
Книга лучший друг детей,
С ней живётся веселей.
2. Проверка домашнего задания.
У. Какую речевую тему мы проходили на уроках русского языка?
Д. Сказка мудростью богата.
У. Вспомните стихотворение Ю. Мориц “Песенка про сказку”. Что такое сказка?
У. Какие бывают сказки?
У. Что было задано на дом?
Класс разделён на четыре группы. Одна группа отвечает домашнее задание. Задают по одному вопросу по тексту. Остальные три группы получают по одной репродукции по известным сказкам и готовят ответ по алгоритму:
- Название.
- Вид сказки.
- Действующие лица.
- Мораль сказки.
3. Постановка темы и цели урока.
(Сообщается пока только речевая тема).
У. Сегодня вы познакомитесь с новой сказкой. А вот о названии сказки догадайтесь по этим предметам. (Учитель показывает фигурки девочки, мальчика и козлёнка).
Д. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.
У. Молодцы. Ваша задача сегодня научиться анализировать сказку, упражняться в беглом чтении.
4. Первичное восприятие.
У. Сейчас вы прослушаете запись сказки. Обратите внимание на интонацию. Во время прослушивания вы должны внимательно следить глазками по тексту и отмечать карандашом места расхождения записи и текста.
Д. Родители — старик и старуха, царь-купец, порядок лужиц разный…
У. Кто главные герои сказки?
5. Минутка чистописания.
У. Как называют обычно детей в сказках?
Д. Ласково, нежно.
У. Сегодня на минутке чистописания мы запишем красиво имена детей из сказок.
Алёнушка, Иванушка, Машенька.
Составьте и запишите одно вопросительное предложение с одним из этих слов. Кто красиво написал, соблюдая нормы каллиграфии? (Взаимопроверка).
6. Развитие речи.
На доске написано: одни-одинёшеньки, хлебнуть, залиться слезами, наряжу в злато-серебро.
У. Объясните, как вы понимаете эти слова и выражения.
7. Работа над текстом.
Чтение текста: цепочка, эстафета.
У. Почему Алёнушка должна была пойти на работу и братца Иванушку с собой взять?
Почему Иванушка стал козлёночком?
8. Физминутка.
9. Словарный диктант.
У. Какие ещё животные встречаются в русских сказках? Сейчас мы запишем словарные слова по иллюстрациям сказки Лиса и Заяц.
Картинный диктант – петух, лисица, заяц, медведь.
10. Наблюдение над словами, где пишется мягкий знак.
У. Каким звуком закончилось слово медведь?
Д. Звуком [д'].
У. Дайте характеристику этому звуку.
Д. Согласный, парный звонкий, мягкий.
У. Как записали это слово? Почему на конце поставили мягкий знак? Какова его роль в этом слове?
У. Подчеркните в словах мягкие согласные.
Вы же сказали, что для обозначения мягкости согласных используется мягкий знак. А в этих словах больше нет мягкого знака.
Д. Мягкость согласного на письме обозначается буквами я, е, ё, ю, и, а также мягким знаком.
- Чтение правила стр.164.
- Выполнение упр.22 стр.164.
(Выписать из текста сказки выделенные слова, подчеркнуть ь. Составить два предложения с этими словами и записать их – остались, одинёшеньки, дальнему, пить, дальше, беленький, жить-поживать).
11. Сказка о мягком знаке.
У. А вы хотите послушать сказку о мягком знаке?
Жили-были в Азбуке буквы разные – согласные и гласные. Ходили друг к другу в гости. Каждая имела свой звук, только мягкий знак сидел в стороне – звука не обозначал, не умел говорить, молчал, и никто с ним не дружил. Жилось мягкому знаку плохо, очень одиноко.
Как-то взялись буквы составлять слова. Встали буквы Л О С, но не читается слово. Встали буквы Г У С, но не читается слово. И решил тогда мягкий знак помочь буквам, встал в конце слова, и стали согласные мягче в душе, и слова правильно читались. Мягкий знак пробрался даже в середину слова БАНЬКА, ДЕНЬКИ. Да только сочетания ЧН, ЧК, НЩ, НЧ не захотели пускать мягкий знак. Но ему и этого достаточно. С тех пор мягкий знак стал обозначать мягкий согласный на конце слова и в середине между двумя согласными.
Обобщение правила по таблице. (Мягкий знак на конце слова, между двумя согласными, а между сочетаниями ЧН, ЧК не пишется).
12. Выполнение упражнения.
Стр. 164 упр. №24.
13. Работа над языком сказки.
У. Почему Алёнушка заплакала? Кто помог горю Алёнушки? Прочитайте зачин. Найдите повторы.
Объявляется конкурс лучшего рассказчика.
У. К какому типу сказок относится сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка".
Д. Это волшебная сказка.
У. Почему?
Д. Трижды повторяются события, сказочные превращения.
У. В сказке встретились сказочные выражения. Найдите в сказке сказочные выражения, которые указывают на неопределенность пути и длительность времени.
Д. Шли-шли, солнце высоко, колодец далеко, жар поднимает, пот выступает.
14. Работа над развитием речи.
Подберите слова близкие по значению:
Дорога — ...
Мощный — ...
Подберите слова противоположные по значению:
Правда — ...
Радость — ...
15. Драматизация.
Дети выбирают себе пару, обговаривают образы героев, часть детей рассказывают сказку в лицах, часть детей показывают пантомиму. Работу учащихся оценивают сами дети – это очень важный момент.
16. Сказочная викторина.
Учитель включает музыкальные отрывки из различных сказок. Дети отгадывают название, определяют мораль.
17. Итог урока.
Вам понравился урок? Какая была речевая тема? Какая языковая? Что интересного вы для себя взяли с этого урока?
18. Домашнее задание.
- Прочитать первую часть сказки, подробно подготовить пересказ.
- Письменно выполнить упражнение 325 с. 165.