Существуют разнообразные формы аттестации педагогических работников.
Для себя я их разделила на следующие группы:
- открытый урок;
- методические разработки;
- авторские классы;
- творческий отчёт.
Учитель даёт серию открытых уроков (обычных или нестандартных). Можно проводить открытую аттестацию, когда на урок приглашаются гости из других школ, из соседних районов, городов. Преподаватель может принять участие в конкурсе “Учитель года”.
Методические разработкиЗащита методических разработок — часто встречающаяся форма аттестации. Оформляется выставка карточек, схем, таблиц, тестов. Учитель даёт комментарии ко всем материалам, объясняет, как использует разработки в своей практике. Можно дать методические рекомендации по изучению отдельных тем курса.
Авторские классыНазывают эту форму аттестации по-разному: и педагогическая мастерская, и мастер-класс. Суть её заключается в следующем: педагоги передают свой практический опыт коллегам. Учитель даёт урок, а в роли учеников – коллеги. Цель данной формы аттестации – знакомство с опытом работы учителя.
Творческий отчётСамая интересная форма. Слово “творческий” говорит само за себя: “Самостоятельно созидающий что-нибудь новое, оригинальное, созидательный”.[1]
Творческий отчёт – это праздник: творческая гостиная, салон, встреча за круглым столом, пресс-конференция, клуб общения и т. д. “Творческий отчёт – форма аттестации, которая заключается в отчёте аттестуемого о научно-методической деятельности, претендующей на новизну, оригинальность по своей сути и форме, а также о её результатах”. Хочется напомнить о том, что формы аттестации постоянно совершенствуются и индивидуальны для каждого учителя. Предлагаю свою форму аттестации: Литературное кафе. Много разногласий может вызвать само название. Речь идёт о кафе – “клубе, объединяющем людей на основе общности, близости интересов, сходства занятий”.[1]
Цели:
демонстрация опыта;
помочь коллегам увидеть своё “Я”;
знакомство с личным творчеством учителя.
Литературное кафе
Ведущий
Как-то раз на полке книжной
Все герои вышли из книжек.
Стали думать да гадать:
Как бы на категорию сдать.
Чем бы горю подсобить
И учителя не сгубить!
Ученица
– Я, – сказала Бедная Лиза, – ни о чём
не думала, так уж вышло.
Может быть, само всё решится,
И не стоит суетиться.
Ученик
– Из школы – вон, подайте мне карету,
Поеду я искать по свету,
Где категорию и как дадут.
Ведущий
– Уехал Чацкий, ох и плут!
А гости всё решенья ждут.
Ведущий
Тут промолвил Всадник Медный:
Гостиную надо создать отменную.
Героев Пушкина сюда приглашаем,
Бал сказочных героев мы открываем!
Звучит мелодия “Три чуда” из оперы Н.А.Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”
Ведущий
Снова князь у моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывёт.
Лебедь
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?
Князь
Грусть-тоска меня съедает;
Чудо-чудное завесть
Мне б хотелось. Слышал весть:
Лукоморье где-то есть.
Кот там ходит по ветвям,
Сказки молвит тут и там!
Лебедь
Горю я помочь смогу –
Разгоню твою тоску.
На кота я не похожа,
Но сказки Пушкина знаю тоже.
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме Бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты чудес каких-нибудь?
И не вздумай обмануть.
Девочка с зеркалом
Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Лебедь
И ей зеркальце в ответ:
“Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее”.
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И пощёлкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Князь
Зеркало говорит само –
То известно мне давно.
Нет, тут чуда не видать!
Ты вели её прогнать!
Лебедь
Ветер по морю гуляет
Да кораблик подгоняет.
Он летит себе в волнах
На поднятых парусах.
Скоро к берегу пристанет –
Мы же слушать дальше станем.
Ветер дале побежал.
Королевич зарыдал.
Перед ним во мгле печальной
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
(Он падает на грудь)
Царевна
Ах, как долго я спала.
Лебедь
Ах, и зарыдали оба.
В руки он её берёт
И на свет из тьмы несёт,
И, беседуя приятно,
В путь пускаются обратно.
Князь
Каждый любит и страдает.
Всяк о счастии мечтает.
Лебедь
Наш кораблик вновь плывёт,
По сказкам Пушкина ведёт.
Жил – был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.
Поп
Нужен мне работник:
Повар, конюх, плотник.
А где мне найти такого
Служителя не слишком дорогого?
Балда
Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу.
(Поп развалился в кресле.
Балда метёт, мешки таскает)
Лебедь
Живёт Балда в поповском доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых.
Вот и час расплаты подошёл.
Бедный поп
Подставил лоб:
С первого щелка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелка
Лишился поп языка;
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика.
(Балда уводит попа)
Князь
Мораль сей сказки такова:
Не будь похожим на попа.
Лучше немного переплатить,
Но в счастии и в спокойствии жить!
Лебедь
Ветер по морю гуляет,
Сказки новые навевает.
Это не сказка, это поэма,
Говорю об этом смело.
Музыка: “Марш Черномора” из оперы М.И.Глинки “Руслан и Людмила"
Ведущий
Блистая в ризе парчевой,
Колдун, колдуньей ободренный,
Развеселяясь, решился вновь
Нести к ногам девицы пленной
Усы, покорность и любовь,
Разряжен карлик бородатый,
Опять идёт в её палаты.
Княжна ушла, пропал и след!
Нигде её в помине нет.
Кто выразит его смущенье,
И рёв, и трепет исступленья?
С досады дня невзвидел он.
Раздался Карлы дикий стон:
Черномор
“Сюда, невольники, бегите!
Сюда, надеюсь я на вас!
Сейчас Людмилу мне сыщите!
Скорее, слышите ль? Сейчас!
Не то – шутите вы со мною –
Всех удавлю вас бородою!”
(Уходит, борода волочится за ним)
Князь
Ну, это тоже ведь не диво.
Старик влюбился – ничуть не красиво!
Лебедь
Кораблик дальше побежал,
Вот и к берегу пристал.
Жил-был славный князь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело,
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить
(Царь лежит, читает огромную книгу А. . Пушкина “Сказки”)
Царь
Боже мой! Ну как я жил?
Сколько бед я натворил.
Нужно мне прожить ещё
Ну хотя бы лет бы сто!
Книги многое открыли.
Книги жизни научили.
(Увлечённо читает)
Князь
Ну, царевна, удивила.
Всех гостей ты покорила.
А теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться.
И за свадебным столом
Потолкуем обо всём.
Сказка – ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок.
Ведущий
Но это всё приданья старины.
В день сегодняшний вступаем мы.
Ведущий
Итак, она звалась Татьяной,
Практически в ней нет изъянов.
Ведущий
Работает в школе 13-ый год,
8-ым и 9-ым уроки даёт.
Ученик
Я люблю литературу
Больше даже физкультуры.
Буду Пушкина читать,
Чтобы много-много знать!
Ученик
Сначала я молчать хотел,
Но знаете, я не сумел.
Я не учил стихотворенья
И думал, что в них толку нет.
Лишь Вас услышал –
Сразу понял, что мне
Без книжек жизни нет.
Ведущий
8-ым “А” классом руководит,
О них что угодно она сочинит.
Учитель:
Класс люблю свой очень-очень,
Иногда схожу с ума.
Как бороться с ними? Впрочем,
Расскажу об этом я.
Каждый день веду беседы
Я о пропусках, о лени.
Каждый день учу я их,
Что нельзя прожить без книг!
Воспитаньем занимаюсь
Просто каждый божий день.
Достучаться я стараюсь
До души их, до сердец.
Я не знаю, как мне быть?
Как их жизни научить?
Слово ответное им предоставляю.
8 “А” класс сюда приглашаю.
Ответное слово 8 “А”
Величаем своей мамой
И болеем за неё,
Потому что точно знаем:
Нет роднее никого!
Правил много в языке.
Ох, мучения одне…
Как их выучить? Не знаю,
Лучше урок я прогуляю!
Много разных учителей,
Но нет для нас её краше, милей.
Знаем: в любом вопросе поможет
И отругает, если захочет!
Учителя мы своего очень любим.
И после школы его не забудем!
Пресс – центр
Второй год в школе есть “Пресс – центр”.
Много решает вопросов, проблем.
Нужно газету нашу издать,
И на теорию не опоздать.
И альманах выпустить, не спеша,
Такой, чтобы пела у всех душа.
В клубе этом я недавно
И скажу вам откровенно,
Что не стала пока поэтом,
Но решаю проблемы века.
Все мы пишем репортажи,
Работаем с компьютером даже.
Ток-шоу учимся проводить.
Тему разработаем – не забудем и Вас пригласить!
Все
Не знаем: плохо ли, хорошо?
Но мы работаем и всё!
Шуточная викторина
Знаете ли Вы?
Знаете ли вы виновницу сегодняшнего торжества?
- Когда у Татьяны Андреевны День рождения?
- Какие глаза у Татьяны Андреевны?
- Любимый поэт?
- Любимый писатель?
- Сколько детей у Татьяны Андреевны?
- Любимая школа?
- Хобби
- Что означает имя?
- Что общего с Татьяной Лариной?
- Назовите известных людей с таким же именем.
Учитель.
Предвижу всё:
Вас оскорбит
Печальной тайны объясненье.
И пусть мои здесь откровенья
Помогут лучше меня узнать:
Немного хочу себя показать
Пред Вами фрагменты моих уроков,
Смотрите – и не судите меня слишком строго.
(Идёт просмотр видеофрагментов уроков русского языка и литературы).
Заключительное слово учителя:
Я здесь стою - чего же боле?
Что я могу ещё сказать?
Теперь я знаю, в Вашей воле
Меня помиловать иль наказать,
Но Вы к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в году лишь раз
В таком кафе увидеть Вас,
Чтоб только слышать Ваши речи,
Вам слово молвить, а потом
Всё думать, думать об одном
И день, и ночь до новой встречи.
Я рада, что пришла я в школу к Вам.
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б Вас,
Не знала этого волненья.
Кончаю! Страшно стало мне…
Стыдом и страхом замираю…
Но мне порукой Ваша честь,
И смело ей себя вверяю…
Вторая часть праздника – встреча с любимым поэтом.
Учитель рассказывает о поэте, читает его стихи, говорит о своих увлечениях. Если есть возможность, читает свои собственные стихи. Заканчивается мероприятие беседой за круглым столом.
Литература
1.С.И.Ожегов “Словарь русского языка”. М.;1990 г.
2. “Организация и проведение аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений в Алтайском крае”. Барнаул, 2001 г.