Управленческая модель негосударственной школы на примере НОУ СОШ "Познание"

Разделы: Администрирование школы


Создание школы “ПОЗНАНИЕ” в 1995 г. было обусловлено, во-первых, предоставлением ученикам гарантированного качественного образования, во-вторых, социальным заказом родителей на альтернативную модель образования, способную подготовить детей к жизни в быстроменяющемся мире. Ребенку надо дать тот уровень образования, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни. Он должен научиться не выживать, а жить достойно, в соответствии со своими способностями. Общество ждет школу, развивающую и развивающуюся, укомплектованную педагогами, преданными школе и детям, мотивированными на профессиональную самоотдачу и непрерывный педагогический поиск.

Вышеизложенное позволяет выделить следующие проблемы:

  • Проблема соотношения целей образования в школе с государственными стандартами с одной стороны, с потребностями личности, социума – с другой стороны.
  • Проблема создания личностно-ориентированной системы образования в школе.
  • Проблема создания условий для обучения учащихся с различным уровнем общеучебных умений и навыков, удовлетворения образовательных запросов различных социальных групп.
  • Проблема создания в школе условий для обучения способных детей, удовлетворения их потребности в обучении на повышенном уровне сложности и получения дополнительного образования.
  • Проблема осуществления образовательного процесса на принципах уровневой и профильной дифференциации в соответствии с типами и видами реализуемых программ.
  • Проблема учета потребностей разных слоев родителей и учащихся школы в образовательных услугах по приобретению начального образования по профессиям.
  • Проблема создания в школе условий для разностороннего развития личности и взаимодействия с семьей в условиях образовательных систем в школе.

Источником формирования содержания образовательной программы нашей школы явились противоречия педагогического процесса массовой школы:

  • несоответствие реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляются со стороны школы и учителей;
  • несоответствие между активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни;
  • несоответствие между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию, односторонностью педагогического процесса;
  • отставание между процессом генерализации знаний и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщенные знания и умения;
  • между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса;
  • между определяющим значением деятельности в развитии личности и установками преимущественно на словесное воспитание;
  • между возрастающей ролью гуманитарных предметов в гражданском становлении человека и технократизации педагогического процесса.

    Наша школа ориентирована на:

  • создание педагогической системы, акцентирующей свободное развитие личности;
  • формирование таких духовных и душевных качеств, как честь, совесть, благородство, милосердие;
  • обеспечение возможности высокого уровня индивидуализации и доступности образования;
  • создание психологически комфортной и уютной школьной атмосферы, когда у учащегося возникает потребность в получении знаний;
  • формирование новой образовательной среды, существенным компонентом которой являются интересы самого учащегося.

Школа функционирует как школа “полного дня”, что предусматривает укрепление здоровья учащихся, координацию режима занятий и отдыха, вариативность занятий по интересам, использование дополнительных мероприятий, связанных с увеличением двигательной активности: игры, тренажеры, закаливание.

С 1998 г. школа занимает отдельное здание. Созданы комфортные условия для обучения и воспитания учащихся. 10 учебных кабинетов, компьютерный класс, тренажерный зал, залы настольного тенниса, бильярда, кабинет психологической разгрузки, медицинский кабинет, столовая. Учебное заведение располагает всей необходимой материальной базой для современного уровня преподавания дисциплин базового компонента, а также, для организации внеурочной работы со школьниками.

Обеспечивается высококачественное питание. Дети находятся под наблюдением медицинского работника. Младшие классы учатся в школе по единой программе, предполагающей развитие, в первую очередь, эмоционально-духовной сферы учащихся.

Задачу обеспечения высокого уровня образования выполняют не только система преподавания на уроках, но и разветвленная внеурочная система. Она представляет собой взаимосвязанный комплекс кружков, факультативов, полное формирование духовного мира личности. Большое внимание уделяется овладению навыками информационного взаимодействия, необходимого для жизни в современном мире.

Организация внеурочной деятельности базируется на основе интересов учащихся и по итогам собеседования с родителями. Набор видов деятельности подвижен и отражает как постоянные, так и быстроменяющиеся интересы детей.

Основными формами воспитательной работы являются классные часы и общешкольные мероприятия (концерты, диспуты, викторины, брейн-ринги, КВН) в целях организации коллективной жизнедеятельности и социализации личности, а также служащие для коррекции поведения, формирования нравственной позиции, гражданских мотивов. Этой же цели служат регулярно осуществляемые поездки по России, а также за рубеж. Учащиеся посетили Владимир, Суздаль, Ярославль, Кострому, Санкт-Петербург; были на горнолыжных курортах в Словакии, Турции, посетили Финляндию и Швецию.

Спортивные секции (настольный и большой теннис, атлетическая гимнастика, плавание, мини-футбол и др.), соревнования по различным видам спорта, занятия хореографией обеспечивают физическое развитие, сохранение здоровья детей, профилактику простудных заболеваний.

Развитию творческих способностей учащихся во многом помогают занятия в театральной студии, в “Литературной гостиной”, изостудии, в “Музыкальной студии” и участие в общешкольных мероприятиях, посвященных Дню учителя, Новому году, Дню защитника Отечества, Международному женскому дню 8 Марта, Дню Победы, последнему звонку. Комплекс внеурочных мероприятий делает образовательный и воспитательный процессы более насыщенными.

Работа в образовательном негосударственном секторе имеет целый ряд специфических особенностей, главным из которых является экономический фактор. Экономический успех образовательного учреждения, его имидж, напрямую зависят от качества образовательных услуг.

На начальном этапе своего развития школа работала по классической модели государственной школы. Позже администрация пришла к пониманию того факта, что эта система является тормозом для выполнения социального заказа родителей на ту модель образования, которая поможет учащимся найти свое место в жизни. Школа начала функционировать как школа “полного дня”, что предусматривало помимо проведения занятий в первой половине дня мероприятия по укреплению здоровья учащихся, координацию режима занятий и отдыха, вариативность занятий по интересам, использование дополнительных мероприятий, связанных с двигательной активностью и интеллектуальным развитием детей. Все это привело к пониманию того, что модель организации работы школы, в основе которой лежит почасовая оплата труда учителя, не может решить тех задач, которые стоят перед школой; и был осуществлен переход от урочно-почасового принципа оплаты труда к штатно-окладному. Начиная с 1999 г., мы работаем по этой системе, ежегодно внося в нее необходимые коррективы. Недостатки урочно-почасовой оплаты труда учителей подробно описаны в статье “Новая система оплаты труда учителя: замена урочно-почасового принципа на штатно-окладный (журнал “Директор школы” № 6, 2004).

Следует отметить, что переход к штатно-окладной системе проходил довольно болезненно. Учителя, пришедшие из государственной школы, не сразу приняли эту систему. Администрации школы пришлось проводить большую разъяснительную работу; подчеркивалось, что переход на новую систему связан не с “закабалением” учителя, а с системой, направленной на более правильную форму организации его труда, развитием его творческих способностей и возможностей, оплатой по вложенному труду и качеству работы. Сложившаяся в государственном секторе система, не может быть взята на вооружение сектора негосударственного. Структура и организация управления негосударственной школы во многом зависит от социального заказа родителей и от состава учеников. Главной фигурой в школе является учитель, поэтому от правильной и рациональной организации его труда зависит успешная работа. Все учителя школы “Познание” работают по трудовому договору, в котором оговариваются условия работы преподавателя и его социальные льготы (бесплатное питание и пр.). В школе проводится ежегодная аттестация работы учителя. При аттестации главное внимание уделяется выполнению плана работы и результативность обучения. Индивидуальный план работы представлен в таблице №1.

 

Сроки

Тема

1. Форма отчета в конце учебного года    
     
     
     
2. Внеклассная работа (по предмету)    
а) олимпиады    
б) экскурсии    
в)    
г)    
3. Выступление на педсоветах, м/о    
     
     
     
4. Открытые уроки    
     
5. Конкурс “Учитель года”    
6. Предметная неделя    
7. Методические, раздаточные и дидактические пособия    
     
     
     
     
8. Курсы    
     
9. Выставки работ учащихся, газеты    
     
10. Общешкольные мероприятия    
     
     
     
11. Работа в кабинете    
     
     
     
     
12. Взаимопосещения уроков    
     
     
     
     
13.    
     
     
     
     
     

Таблица №1.

План составляется исходя из 36-часовой рабочей недели преподавателя с учетом отпуска (56 календарных дней). Преподаватель работает в год 1540 часов, учебный процесс проходит в 34 недели. В трудовом договоре преподавателя оговорен оклад, который устанавливается с учетом разрядной сетки ЕТС, наград, научных степеней, званий. Помимо должностных окладов существует разветвленная сеть премий, которая составляет 50-100%) должностных окладов. В индивидуальном плане администрация устанавливает количество часов по 1 и 2 разделам таблицы в соответствии с учебным планом, остальные строки плана преподаватель устанавливает сам, по согласованию с администрацией, причем не обязательным является выполнение всех пунктов индивидуального плана. Обязательным является лишь повышение квалификации и методическая работа, для их выполнения, как правило, преподаватель имеет методический день. Методическая работа, повышение квалификации, экскурсионная работа выполняются преподавателями, как правило, в школьные каникулы в течение учебного года. 36-часовая недельная нагрузка учителя в среднем планируется таким образом, что 2/3 нагрузки он выполняет в стенах школы и 1/3 может выполнять вне стен (например, раздел 3, отдельные строки раздела 2 и др.), причем это деление сугубо условно, контролируется только результат. Работа преподавателей по индивидуальному плану позволила построить работу школы по так называемой офисной системе, в которой преподаватели участвуют не только в проведении уроков, но и выполнении самостоятельных заданий. В школе не существует деления на домашнюю и классную работу, каждый ученик имеет индивидуальную карточку с программой и требованиями на разные уровни обученности: стандарт и повышенный. На определенный временной отрезок ученик по согласованию с учителем сам выбирает этот уровень. Всю запланированную работу ученик выполняет в школе. Каждый преподаватель в школе находится с 9.15 до 16 часов, а два дежурных преподавателя до 18.00. Школа принимает на работу работников, имеющих квалификацию не ниже 2-ой категории, на конкурсной основе, при этом старается стимулировать труд педагогов возможностями системы аттестации по окладно-премиальной системе оплаты труда. Зарплата педагога состоит из 3-х частей: оклада (обязательная часть – 100%, поощрение – 20%, премия из фонда администрации – 30%, премия из фонда директора – 50%). Оклад выплачивается за выполнение работы в соответствии с функциональными обязанностями. Поощрение – за стабильные и качественные уроки. Премия из фонда администрации – за хорошие показатели обучения учащихся основам наук по итогам административного или зачетного тестирования, за участие в работе школы над единой методической темой. Премия из фонда директора – за высокое качество внеклассной работы по предмету, за высокое качество внеклассных воспитательных мероприятий, за активное участие в методической работе (доклады, рефераты, открытые уроки, обмен опытом), за стабильно-высокие результаты обучения по итогам триместра, года, за сохранность и косметический ремонт кабинетов, школы. Учитель-штатник может быть совместителем внутри школы, например учитель общественных дисциплин, имея 26 часов нагрузки, зачисляется в штат с 20-ти часовой нагрузкой, а на 6 часов оформляется как совместитель-почасовик, либо учитель помимо своей академической нагрузки, заменял заболевшего коллегу. За замену он также получает оплату из почасового фонда. Отдельным учителям, например председателям учебно-методических циклов (кафедр), отводится больше часов на внеурочную работу, при этом академическая нагрузка им администрацией может быть снижена. В нашей школе она снижена до 15 часов в неделю. Эта система устраняет диспропорцию оплаты учителей начальной и основной школы. Принятая в школе штатно-окладная система стимулирует учителей применять современные технологии работы. Руководителем премиальной комиссии является заместитель директора, отвечающий за учебно-воспитательный процесс, он ежемесячно подает предложения о премировании учителей, которые утверждает директор. Если директор не согласен с предложениями, что в нашей практике происходит очень редко, он может внести соответствующие коррективы. Учитель 3 раза в год в конце каждого триместра отчитывается перед администрацией о проделанной работе и вносит предложения по изменению своего индивидуального плана, если это необходимо. Пятилетний опыт работы, основанный на штатно-окладной системе оплаты труда учителя, позволяет сделать следующие выводы:  штатно-окладная система оплаты труда учителя существенно эффективней системы с “почасовой оплатой”. Она позволяет учителю быть не “урокодателем”, а творческой личностью, который развивается сам и развивает (образовывает) своих учеников. Система позволяет администрации и учителям планировать свою работу на год. В случае каких-либо изменений в течение учебного года с согласия учителя либо вносятся изменения (замена одного мероприятия другим), либо администрация доплачивает за проведенное мероприятие. Оплата зависит от напряженности, эффективности и качества труда учителя. Система позволила организовать работу в школе так, что всю запланированную учебную нагрузку ученик выполняет в школе под руководством учителя, при этом, что особенно важно, учитель полностью отвечает за обученность ученика. Диспропорция в оплате учителей начальной и основной школы устранена. Преподаватели начальной школы, напротив, в первой половине дня имеют меньшую урочную нагрузку, зато имеют большую внеурочную нагрузку во второй половине дня (подготовка домашних заданий, прогулки и пр.). Администрации штатно-окладная система позволяет более эффективно использовать каждого учителя: одного больше загружать внеурочной работой, другого методической, а третьего чисто учебной. Система экономически выгодна прежде всего тем, что позволяет получать качественный результат. Пожалуй, единственный ее недостаток ( это существенно для негосударственных школ), что оплата труда учителя не зависит от количества учеников в классе. Учитель получает одинаковую зарплату, обучая 3 или 10 учеников. Видимо, следует учитывать коэффициент интенсивности труда, коррелирующий с количеством учащихся. Опыт работы нашей школы показывает, что как негосударственным,. так и муниципальным школам необходимо как можно быстрее переходить на штатно-окладную систему оплаты труда, так как это поможет, на наш взгляд, существенно поднять уровень образования в нашей стране.

В школе “Познание” в 2000 г. создана долгосрочная образовательная программа “Школа третьего тысячелетия”, которая разбита на три этапа:

  • становление (1 этап) 2000-2003 гг.,

  • функционирование (2 этап) 2003 – 2005 гг.,

  • развитие (3 этап) 2006-2009 гг.

1 этап разбит на 3 периода: информационный (цель – проблемный анализ состояния школы, выделение приоритетной проблемы, формирование концепции новой школы), мотивационно-стратегический (цель – утверждение концепции, разработка стратегии новой школы, формирование коллектива единомышленников), экспертный индивидуальный (экспертиза программ, подготовка условий для внедрения, разработка технологий уроков).

В основе обучения будут лежать развивающие методы с опорой на исследовательские умения. Постепенно разноуровневое развивающее обучение перейдет в проблемно-развивающее, а затем, в проблемно-исследовательское. На всех этапах обучения основное внимание будет уделяться развитию умений системного мышления. В образовательный процесс будут внедряться технологии проблемно-развивающего обучения, технология системного мышления, организационно-деятельная игра. Отработка способов дидактических умений учителей будет осуществляться в системе обучающих семинаров. Итогом станет разработка технологии обучения системному мышлению.

Контроль усвоения будет производиться проведением мониторинга – регулярным отслеживанием качества усвоения знаний на шести уровнях:

  • усвоения и узнавания (ученический),   понимания (алгоритмический),

  • применения (эвристический),

  • анализ,

  • синтез,

  • творческий.

Выполняя принципы государственной политики в области образования, администрация школы предложила свою модель школы, как образовательной системы, для того, чтобы полнее осуществить индивидуально-личностный подход к воспитанию и образованию учащихся; каждый класс имеет 8-10 учеников.

В настоящее время информационные и коммуникативные технологии (ИКТ) образуют огромный сектор мировой экономики (более 5%), поэтому ИКТ являются ключевым фактором изменений современного общества.

Перспектива работы школы связана с участием в проектах:

  • Международной академии информатизации “Внедрение компьютерных и Интернет-технологий в образовании”.
  • “Университетского комплекса образовательных учреждений”, который создан по инициативе префекта Восточного округа и окружного управления образования”. В него вошли ведущие вузы и школы. В качестве участника приглашена и школа “Познание”. Комплекс призван решать проблему непрерывного образования “школа-вуз”.
  • Московской государственной академии приборостроения и информатики по договору о научно-педагогическом сотрудничестве.
  • Школа входит в качестве коллективного члена в Европейскую академию информатизации.

Дальнейшее развитие образовательной программы школы будет происходить по следующим направлениям:

  • Повышение детской мотивации обучения. Насаждение школьной дисциплины будет заменяться развитием САМОрегуляции учебной деятельности и САМОдисциплины для того, чтобы в школе была атмосфера взаимной поддержки и совместного творческого поиска.
  • Совершенствование учебно-методической работы – развитие технологии развивающего обучения.
  • Привлечение высококвалифицированных кадров психологов для проведения психолого-педагогического мониторинга.
  • Дальнейшее совершенствование технологии проведения мониторинга и диагностики обученности учащихся.
  • Школа поставила цель не только изучать ИКТ в рамках отдельного предмета, но и активно осваивать все их виды, формировать умение эффективно использовать созданные человеком коммуникативные средства и источники информации.
  • Развитие содержания образования по всем дисциплинам в гуманистическом ключе, совершенствование навыков информационного взаимодействия, широкое использование в учебном процессе и исследовательской деятельности школьников.
  • Редакторы гипермедийных произведений, информационные сайты Интернета, системы проектирования и управления и др. познаются в ходе использования в различных образовательных областях для решения конкретных понятных и интересных учащемуся задач. ИКТ являются убедительным доказательством необходимости перехода от “знаниевой” к “компетентной” парадигме образования, позволяющей формировать целостную картину мира на основе междисциплинарного изучения.
  • Школа постепенно создает базу для интерактивного и дистанционного обучения. Оно осуществляется на основе принципа деятельности, выхода за рамки классно-урочной системы, возможности интегрированного обучения сразу по нескольким предметам.