Использование элементов программирования в работе с детьми с задержкой психического развития на занятиях по развитию речи

Разделы: Работа с дошкольниками


С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Но самостоятельно дошкольник ещё не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые свойства предметов, их сходство и различия (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А. Панько и др.)

Причины встречающейся пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребёнка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебном заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру.

Перед современной педагогикой стоит проблема внедрения новейших методов обучения и воспитания дошкольников. К таким методам относится метод программированного обучения. Однако при его внедрении в практику учителя-логопеды и дефектологи встречаются с трудностями:

  • недостаточная подготовленность педагогов в вопросах теории и методики использования;
  • недостаточно разработан дидактический материал в специальной литературе;
  • нет методических указаний по использованию элементов этой методики в дошкольных учреждениях;
  • велика сила привычки, приверженности к методикам обучения.

На протяжении целого ряда лет некоторые методисты изучали условия и пути развития самостоятельности и активности дошкольников на занятиях и пришли к такому выводу, что использование элементов программирования может давать положительные результаты на занятиях с дошкольниками.

Теоретические основы программированного обучения раскрывают сущность и глубину сложного процесса познания. Отечественные психологи Александр Николаевич Леонтьев и Пётр Яковлевич Гальперин доказали, что усвоение знаний представляет собой систему последовательно формирующихся процессов, где всякое новое действие в начале выполняется дошкольниками во внешней материальной форме с внешними объектами или с их моделями и только постепенно через ряд этапов оно преобразуется в действие внутреннее и становится актом их мышления и памяти.

Учёные отмечали, что важно выделить кротчайшие пути формирования знаний. Немалая роль принадлежит алгоритму, т.е. это система правильных предписаний, которые составляются специально для человека для решения конкретных задач.

Существуют различные мнения по поводу возраста, с которого следует начинать обучение детей основам информатики. В настоящее время приобретает актуальность вопрос о повышении научности дошкольных знаний. В детском саду уже можно создавать предпосылки научных понятий, которые будут реализованы в школе. Конечно, можно, играя научить ребёнка считать, рисовать, рассказывать, но наша задача – сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным.

Методика выполнения алгоритма в дошкольных учреждениях должна начинаться со II – ой младшей группы: цель – научить детей выполнению одно-двуступенчатой словесной инструкции:

  • по показу взрослого;
  • на основе слухового анализатора;
  • на основе зрительного символа.

Начиная со средней и продолжая в подготовительной группе эта работа должна расширять алгоритм выполнения действий.

Методические рекомендации

1. Использование элементов программирования помогает обеспечить на занятиях активную и самостоятельную деятельность дошкольников.

2. Постоянно следить за усвоением знаний, своевременно оказывать необходимую помощь, позволяет учитывать индивидуальные особенности дошкольников.

3. Экономия времени на занятиях.

4. Во время использования элементов программирования реализуются следующие дидактические принципы:

  • научности и доступности;
  • системности и последовательности;
  • наглядности;
  • индивидуальный и дифференцированный подход;
  • коррекционной направленности.

Несмотря на положительные характеристики использования на занятиях элементов программирования, существуют и недочёты этого методического приёма:

  • дошкольники, имеющие проблемы в развитии, с трудом понимают инструкцию к выполнению задания;
  • мало развивается устная речь - целесообразно, на усмотрение педагога, использовать один-два элемента программирования.

Начиная вводить на занятиях элементы программирования вначале на протяжении 3-4-х занятий надо закрепить навыки заполнения перфокарт, а затем в дальнейшем менять содержание заданий.

Виды программированных заданий

Наиболее широкое применение получили:

  1. перфокарты
  2. кодирование
  3. сигнальный круг
  4. схемы Ткаченко
  5. составление предложений по методике Е.А.Ефименковой
  6. шифрование символами

Перфокарты: это лист бумаги, разграфлённый в вертикальном и горизонтальном направлениях. По горизонтали нарисованы “вопросы”, по вертикали - предполагаемые ответы.

Инструкция: внимательно рассмотреть карточку; назвать предметы, расположенные в верхней части листа, затем - в нижней части листа; соотнести правильно (подходящие по смыслу) предметы верхней части с предметами нижней части с помощью условного знака.

Проверка: самостоятельно – с помощью дешифратора (это прозрачная плёнка с прорезями, при наложении прозрачной плёнки на ответ ребёнка в “окошках” должен стоять “+” или “.”);

парами – дети проверяют задания друг другу;

фронтально – педагог вывешивает правильно выполненную перфокарту на доску, дети проверяют на месте.

Кодирование: это знакомые звуки и цифры обозначающиеся условными знаками.

  1. звуковой анализ
  2. цифровое обозначение слогов, слов
  3. буквенное обозначение цифр, примеров
  4. геометрическое обозначение букв, слов
  5. обозначение букв с помощью специальных символов (символика морской азбуки)

Инструкция: внимательно посмотреть на задание; взять шаблон раскодировки задания; начать выполнение задания.

Проверка: самостоятельно – у каждого на столе планшет с правильно выполненным заданием, дети проверяют задание по нему;

фронтально – дети называют (по-одному) полученные ответы педагогу.

Сигнальный круг: из картона белого цвета вырезаются два круга диаметром 20 см; один круг-основа, второй – сектор (из круга вырезан один сектор); на формате А4 рисуется круг диаметром 20 см, на нём программа – заданий по лексическим темам, отгадки на загадки; всё это закрепляется: на основу накладывается программа – заданий сверху – сектор, по середине закрепляется шурупом. Педагог задаёт загадку, дети крутят сектор и находят правильный ответ.

Инструкция: внимательно послушать загадку и найти отгадку.

Проверка: у детей в секторе картинка-отгадка на загадку.

Схемы Т. А. Ткаченко:

Составление описательного рассказа, для которого ребёнку приходится выделить качества предмета или объекта, установить последовательность изложения, а также удерживать её в памяти, вызывает немало затруднений у наших воспитанников. Татьяна Александровна разработала схемы, позволяющие решить эти проблемы и существенно облегчить данный вид рассказывания. Составной частью всех описательных рассказов являются ответы детей на вопросы по содержанию. Очень важно, чтобы вопросы были тщательно продуманы и подготовлены педагогом. От этого зависит качество рассказов, воспроизведённых или составленных детьми.

Важно, чтобы вопросы задавались педагогом не только по содержанию рассказа, последовательности событий, их причинно-следственной зависимости, но и предусматривали моделирование каждого предложения, так как от структурного построения вопроса зависит лексико-грамматическое оформление каждой фразы рассказа.

Составление предложений по методике Е.А. Ефименковой:

В данной методике автор предлагает очень удобные схемы составления предложения, адаптированные именно для детей старшего дошкольного возраста. Ребёнок за определённое количество занятий учится составлять предложение. А это и есть определённый смысловой алгоритм последовательности слов. Работа по предложенной методике должна вестись поэтапно, иначе дети не смогут понять принципа усложнения алгоритма по графической схеме составления предложения.

Этапы работы:

  1. познакомить с понятием “предмет” - на данном этапе дети учатся различать и называть живые и неживые предметы, подбирать соответствующие вопросы к словам: кто это? или что это?, обозначать предмет графически. Например: кот- кто это? “кот” – это слово – предмет;
  2. познакомить детей с понятием “действие предмета” - дети учатся подбирать определённые действия к предмету, при этом задавая вопрос: что делает? что делают? ; обозначают действие графически. Например: кот сидит – слово “сидит” – действие – что делает? сидит;
  3. познакомить детей с понятием “признак предмета” - дети называют ряд определений задуманному слову – предмет, при этом учатся графически обозначать составленные ими словосочетания. Например: пушистый кот сидит – слово “пушистый” – признак – какой? пушистый;
  4. познакомить детей с понятием “ дополнительное слово” - дети знакомятся с графической схемой предложения, в котором присутствует четвёртое слово – дополнительное. Например: пушистый кот сидит рядом – слово “рядом” - дополнительное;
  5. познакомить детей с “маленьким словом” - дети учатся называть и различать на слух слова – предлоги, которые по данной методике являются маленькими словами, обозначают данное слово графически. Например: пушистый кот сидит на диване – слово “на” - маленькое слово;
  6. дети самостоятельно составляют предложение по предметной картинке по предложенной графической схеме.

Шифрование символами:

это выполнение определённого алгоритма деятельности с помощью определённого шифра, при этом оречевлять выполнение деятельности совершенно не обязательно:

  1. выполнение физминуток с помощью схематичных поз человека. Педагог произносит слова по тексту – дети смотрят на схемы поз человека и выполняют движения;
  2. обозначение свойств предмета с помощью шифра. Педагог заранее договаривается с детьми об обозначении больших и маленьких геометрических фигур с помощью специального значка.

Метод внедрения элементов программированного обучения очень эффективен в детских дошкольных учреждениях на занятиях, но нельзя пользоваться данным методом как единичным способом обучения и проверки знаний дошкольников.

Примерный конспект занятия для детей подготовительной группы
Тема: Эти забавные домашние птицы

Задачи:

1. Образовательные:

продолжать расширять знания по теме домашние птицы; закреплять использование в работе навыков программирования; учить составлять программу связного рассказа-описания по схеме.

2. Коррекционно-развивающие:

расширять словарный запас по теме; развивать психические процессы: слуховое, зрительное внимание; кратковременную, долговременную память; аналитико-синтетическую деятельность на дидактическом материале составления схемы рассказа-описания; логическое мышление; корригировать: мелкую моторику рук, связные речевые высказывания.

3. Воспитательные:

воспитывать: бережное отношение к природе, навыки правильного звукопроизношения.

Оборудование:

  1. дидактическая игра “Кодировка” - наборное полотно, закодированное слово “птицы”, буквы;
  2. дидактическая игра “сигнальные круги” - загадки;
  3. перфокарты – файл, планшет с заданием, маркеры, фишки красного и синего цвета;
  4. дидактическая игра “составь слово” - наборное полотно, буквы, графические схемы поз человека;
  5. планшет “нелепицы” - магнитное полотно;
  6. дидактическая игра “весёлая азбука” - ребусы слов на планшетах, предметные картинки слов;
  7. подносы, схемы составления рассказа – описания;
  8. магнитофон, аудиокассета.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

    Ребята, к нам сегодня пришли гости. Поздороваемся с ними. Внимание на меня. У нас с вами сегодня необычное занятие. Мы будем расшифровывать слова, разгадывать ребусы и загадки. Тема нашего занятия закодирована символами.

II. Основная часть

a) Подойдите к мольберту. Посмотрите внимательно на символы.

Инструкция: надо расшифровать слово. Подойдите к столу. С помощью ключа – подберите звуки. Каждый из вас может взять только одну букву и поставить её под нужным символом.

Сколько звуков можно взять? (только один)

Где поставить нужно звук? (под символом) и т.д.

Проверка: посмотрите внимательно на слово, которое у нас получилось. Все вместе прочитаем это слово.

Молодцы.

б) Тема нашего занятия – (ответ детей) “Птицы”. Интересно только, какие птицы. загадка! Правда. Разгадать нам загадки о птицах помогут сигнальные круги. Помните как с ними работать.

Инструкция: послушайте внимательно загадку до конца. Отгадку не называйте, а прокрутите сектор, найдите картинку – отгадку, покажите эту картинку.

Проверка: о какой птице эта загадка? Сергей? (о курице), Почему именно об этой птице? Марина. и т.д.

в) Мы разгадали все загадки. О каких птицах говорилось в загадках? (о домашних птицах). Почему это домашние птицы? Интересно, помните ли вы кто детки у птиц? Назовите одним словом. (детки у птиц птенцы). Подойдите к столам.

Инструкция: Посмотрите на перфокарту. Назовите картинки слева. Назовите картинки сверху. Внимание. Надо соединить птицу с птенцом и поставить знак “+” в нужной клеточке. Кто выполнит задание – сделает шаг назад от стола.

Проверка: (парами) Я проверю задание у Марины. Сергей и Игорь друг у друга, Паша с Сашей. Если задание выполнено правильно, положите на перфокарту фишку красного цвета, если есть неточности в работе – синего цвета. Понятно задание. и т.д.

Молодцы.

III. Динамическая пауза

    Мы немного потрудились, теперь немного отдохнём и разгадывать опять начнём. Отдых с хитринкой.

Инструкция: Подойдите к мольберту. Посмотрите: на полотне расположены буквы, но врассыпную. Из букв нам надо составить слово. Сколько всего букв? (на полотне шесть букв) А нас, вместе сколько? (тоже шесть) Значит, каждый из нас может взять сколько букв? (можно взять только одну букву) Я начну первая. Возьму звук “К” - ой, ребята, посмотрите, в верхнем углу буквы нарисован человечек, он показывает нам какое-то движение. Какое же движение нам надо выполнить, ребята (поднять руки вверх). Правильно, но сколько раз? (четыре раза). Выполняем. Кто хочет поставить следующую букву? и т.д.

Проверка: Прочитайте про себя получившееся слово. Теперь вслух. Молодцы.

IV. Игра на внимание

Дидактическое задание “Нелепицы”

Художник нарисовал домашних птиц. Подойдите к мольберту и посмотрите, что у него получилось.

Инструкция: Каждый из вас может сказать только об одной птице. Посмотрите и скажите, что перепутал художник. Ответит тот, чьё имя я произнесу.

Проверка: Марина о какой птице скажет? (о курице) Что не так нарисовано у курицы? (у курицы утиные лапы) и т.д.

Молодцы.

V. Закрепление, составление рассказа – описания:

а) Подойдите к столам. Посмотрите на планшет. Внимание (пауза) – на планшете зашифровано слово.

Инструкция: надо расшифровать и прочитать задуманное слово. Кто выполнит задание, подымет руку.

Проверка: какое слово получилось у тебя, Марина? ( курица) и т.д.

б) Подойдите к наборному полотну и подберите к своим словам картинки. Посмотрите на свои картинки, вспомните, какой голос подаёт птица.

Инструкция: надо подобрать планшет для составления схемы рассказа – описания с соответствующей голосовой подсказкой. Подойдите к столу. Посмотрите на этот планшет: прочитаем, кто такой голос подаёт, значит, кто должен взять это планшет? (Сергей). Почему ты берёшь этот планшет? ( потому что у меня на картинке домашняя птица – индюк, а индюк подаёт голос: бл-бл-бл) и т.д. Подобрав планшет к соответствующей картинке, составьте схему рассказа-описания, подбирая карточки-символы.

Пальчиковая гимнастика:

Чтобы схему составить правильно, нам нужны ловкие и умелые пальчики. Покажите свои пальчики

1 - 2 - 3 - 4 – 5
Будем птичек мы считать!
Это – храбрый петушок, золотой он гребешок.
Это – курочка наседка, куд-куда зовёт всех деток.
Это – гусь, а это – утка, любят плавать не на шутку.
Вот индюк – распугал он всех подруг.
(повторить 2 раза)

Повтор инструкции: ребята, каждый из вас должен составить схему своего рассказа и нам потом рассказать. Пока звучит музыка, вы выполняете задание. Музыка замолкает – вы выходите и рассказываете составленный вами рассказ.

Проверка: самостоятельные рассказы детей.

VI. Итог

Наше занятие подходит к концу. О каких птицах мы беседовали с вами?

Какое из заданий вам понравилось?

Ребята, мы с вами праздновали Новый год. Прошлый год был под символом “Обезьяны”, а нынешний год – символ кого? (это год – символ “петуха”)

Петух – это птица какая? (петух домашняя птица)

За ваши старания и умения на занятии вам подарок от петушка.

(раздаются открытки – петушки)