Диагностико-познавательный курс "Шаг за шагом"

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками


Если скоро будет шесть,
А проблем не перечесть:
Не умеешь ты читать,
И не знаешь, как писать...
Но мечтаешь научиться –
Поспеши к нам обратиться!

В жизни каждой семьи наступает однажды радостный момент: подросший малыш, с новеньким ранцем за спиной и огромным букетом в руке, отправляется первый раз в первый класс.
И, конечно, в каждой семье, где растут дети, перед взрослыми встает вопрос: как подготовить ребенка к школе, к предстоящему учебному труду? Ведь начало обучения в школе – очень напряженный период, потому что школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Трудно все: сам режим учебных занятий, обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать, общение с новыми друзьями. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, трудно сидеть в определенной позе.
С одной стороны, все больше родителей в наши дни приходят к выводу о необходимости серьезно подумать о подготовке своего ребенка к поступлению в первый класс общеобразовательной школы. С другой стороны, не все родители обеспокоены проблемами подготовки дошкольников к обучению. В пособии Гуткиной Н.И. “Психологическая готовность к школе” приводятся достаточно шокирующие данные исследования детей 7 лет: 83% детей не готовы к школе. В качестве основных показателей готовности к школе рассматривалась познавательная мотивация, позволяющая ребенку адекватно воспринимать и старательно выполнять учебные задания. Виноградова Н.Ф. характеризует компонент “готовность к школе” как сформированность познавательной мотивации. При этом она подчеркивает, что формирование и развитие познавательной мотивации (важного компонента познавательной деятельности) явится прямой подготовкой базы для формирования в перспективе учебной мотивации, поскольку познавательная мотивация – это основа учебной мотивации. А формирование и развитие познавательных способностей создаст базу для развития формирующихся на их основе учебных умений и тех качеств личности ребенка, которые делают этого ребенка учеником, т. е. помогают ему учиться (“учить себя”), владеть учебной самодеятельностью. Это взгляд методолога и дидакта.

Одной из наиболее актуальных проблем в современном образовании является проблема подготовки детей к школе. Такой вывод был сделан на коллегии Министерства Образования, посвященной проблемам и перспективам начального образования в Российской Федерации.

Существуют немало книг по дошкольной педагогике и психологии, множество методик подготовки детей к школе, но любой творчески работающий специалист долго и трудно идет к накоплению собственного теоретического и практического багажа, выбирает лучшее из созданного коллегами, придумывает свои оригинальные решения. Растет методическая копилка, увеличивается опыт работы, и постепенно количество переходит в качество. В этой работе мы постарались обозначить свои взгляды на проблему подготовки детей к школе.

В практике учителя начальных классов уже существует программа “Преемственность” по подготовке шестилетних детей к школе. Ее авторы под руководством Н.Федосовой разработали предметные курсы. Мы, в свою очередь, нацелены не на предметное обучение, а, прежде всего, на развитие познавательных процессов ребенка. Наши занятия носят интегрированный и комбинированный характер (те изменения, которые происходят в одной сфере, влияют на развитие других сфер), имеют сюжетную линию, включают развивающие и диагностические задания.

Главной целью курса “Шаг за шагом” является общее развитие ребенка: его ума, воли, чувств.

В жизни очень сложно, что-то делать первый раз. И понятно как тяжело малышу пойти первый раз в школу. Даже если ты уже умеешь писать и считать, у тебя есть красивый портфель, ручки, карандаши и тетрадки, все равно тяжело прийти в класс, где ты практически никого не знаешь. На занятиях по подготовке к школе, детей учат не бояться этого. Они начинают понимать, как быстрее освоиться в новой ситуации, как найти общий язык с учителями и одноклассниками. И конечно подготовятся и к тяжелым испытаниям и к радостным событиям, которыми так богата школьная жизнь. Мы уверены в том, что подготовка ребенка к школе должна проходить в психологически бесконфликтной атмосфере. Нужно сделать так, чтобы пока школа впереди, ребенку она представлялась заманчивой, загадочной, "взрослой". Восторженные интонации родителей или воспитателей: "Ты уже большой! Ты скоро пойдешь в школу! Там так интересно!", укрепят уверенность ребенка в том, что учиться весело, увлекательно. Так оно и будет, если ребенок придет в школу, как опытный пловец в бассейн, а не будет брошен беспомощным малышом в пучину учебных нагрузок – интеллектуальных, эмоциональных, физических.

Основные задачи курса:

  • Формирование личности ребенка-дошкольника: изучение потребностей и индивидуальных особенностей, поведения ребенка, межличностные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
  • Развитие высших психических функций и познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения, произвольного поведения, наблюдательности, сообразительности, фантазии.
  • Обучение грамоте через знакомство с понятиями: звук, буква, слог, слово, предложение; составление схем; чтение слов.
  • Развитие фонематического слуха, анализа и синтеза слов.
  • Развитие речи: расширение словарного запаса, обогащение активного словаря, формирование правильного звукопроизношения, звуковой культуры речи; умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание.
  • Развитие элементарных математических представлений.
  • Развитие мелкой моторики рук с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики.
  • Физическое развитие ребенка – пространственная координация движений, телесная ловкость, развитие гибкости, пластичности.
  • Сказкотерапия – введение ребенка с его любознательностью и фантазией в окружающий мир через сказочные истории и приключения.
  • Развитие воображения и творческих способностей.

Результаты исследований сотрудников Института возрастной физиологии свидетельствуют о наличии значительных проблем в формировании школьно-значимых функций у детей при подготовке к систематическому обучению. Среди детей приходящих в школу имеют дефициты в речевом развитии около 60%, в сформированности зрительно-моторных координаций – 25-30%, в развитии моторных функций около 25 %.

Учитывая вышеизложенное, необходимо придерживаться следующих принципов при проведении занятий с дошкольниками:
1. Принцип соответствия содержания и методики организации занятий возрастным и функциональным особенностям детей дошкольников.
2. Принцип комплексности – на каждом занятии необходимо уделять внимание решению каждой из задач:
– развитию зрительно-пространственного восприятия
– развитию зрительной памяти
– формированию зрительно-моторных координаций
– развитию речи.
3. Принцип последовательности – только по мере накопления знаний, и овладения навыками и технологией работы содержание занятий расширяется и углубляется.
4. Принцип "рисования речи", то есть "вхождение" ребенка в письменную речь как плавный переход от рисования вещей к рисованию слов.
5. Принцип соответствия формы организации занятий ведущему виду деятельности шестилетнего ребенка – игровой.

Особенностью данного курса является использование интерактивной формы обучения, предполагающей обратную связь с ребенком. Методика представляет собой набор "развивающих" игр, упражнений и других видов продуктивной деятельности, в процессе которой ребенок обучается на высокопозитивном эмоциональном уровне.

Очень важно серьезно и творчески подходить к каждому занятию, заранее подбирая наглядный, дидактический и прочий необходимый материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия. Наш курс предусматривает использование поисковых вопросов, различных способов работы с наглядностью. Эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все занятия включаются игры по развитию речи, занимательные упражнения и даже подвижные игры. Вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты.

Учебный план рассчитан на 5 месяцев (январь–май). Занятия проводятся один раз в неделю по субботам. Каждый день разбит на два занятия по 25-30 минут каждое. Занятия носят интегрированный характер и включает в себя обучение грамоте, математике, развитие речи, постановку руки, упражнения, способствующие комплексному развитию познавательных процессов ребенка. Содержание занятий разрабатывалось на основе пособия Л.Управителевой, учителя школы №7 г. Вологды.

Тематический план занятий со старшими дошкольниками

День № п/п

Тема и задачи занятия

1. 1, 2 “Первая встреча со школой “Шаг за шагом”.

1. Развитие речи, внимания и двигательной памяти.
2. Развитие мелкой моторики руки.
3. Моделирование и счет порядковый и числительный.
4. Автоматизация звуков.

2. 3, 4 “В магазине игрушек”. “В мире животных”.

1. Развитие пространственной ориентировки, мышления.
2. Развитие умения слышать звуки и называть их.
3. Формирование грамматического строя речи. Понятие о слове.

3. 5, 6 “Птичий базар”.

1. Развитие пространственной ориентировки, внимания, мышления.
2. Сравнение предметов, уравнивание, количественный и порядковый счет.

4. 7, 8 “У нас в гостях кукла Маша”. “В лес за грибами”.

1. Звук [и] и буквы И, и. Звук [ы] и буква ы.
2. Цифры 1,2,3. Числовой ряд.
3. Развитие мелкой моторики руки.
4. Развитие слуховой памяти, быстрой реакции, внимания, пространственной ориентировки, мышления.

5. 9, 10 “На цветочной поляне”. “Путешествие насекомых”.

1. Определение количества звуков и их кодирование.
2. Решение примеров вида +1,–1, стихотворных задач.
3. Развитие пространственных отношений, мышления, слуховой и двигательной памяти.
4. Постановка руки.

6. 11, 12 “Наши верные друзья”. “Мы поехали на разных видах транспорта”.

1. Звук [т] и буквы Т, т. Автоматизация звука [г] в словах, повторение пройденных букв.
2. Цифра 5.
3. Развитие мышления, пространственных отношений, слуховой памяти.
4. Развитие речи.

7. 13, 14 “Усатый-полосатый”. “Радуга-дуга”.

1. Сравнение групп предметов и уравнивание, закрепление знаний свойств геометрических фигур.
2. Повторение знаний о слове, слоге, звуках и буквах. Звук [к] и буквы К, к. Дифференциация звуков [с], [ц], [ч
3. Развитие пространственной ориентировки, мышления, внимания, речи.
4. Постановка руки.

8. 15, 16 “Случай в лесу”. “Жители Африки”

1. Решение задач.
2. Звук [л] и буквы Л, л. Повторение пройденных букв.
3. Развитие тактильной памяти, двигательной памяти, мышления, внимания, пространственной ориентировки.
4. Развитие речи.
5. Постановка руки.

9. 17, 18 “На рыбалке”. “Сбор урожая”.

1. Буквы Р, р. Чтение слогов.
2. Цифра 7. Сравнение групп предметов и уравнивание.
3. Развитие мышления, пространственной ориентировки, внимания.
4. Развитие речи. Постановка руки.

10. 19, 20 “В гостях у времен года”.   “Все работы хороши – выбирай на вкус”.

1. Звук [в] и буквы В, в. Повторение букв.
2. Счет порядковый и количественный, прямой и обратный. Сравнение чисел.
3. Постановка руки.
4. Развитие словесно-логической памяти, пространственной ориентировки.

11. 21, 22 “Почтальон разносит почту”. “Моя семья”.

1. Звук [п.] и буквы П., п. Автоматизация звуков [с], [з].
2. Цифра 8. Образование чисел с помощью единицы.
3. Постановка руки.
4. Развитие пространственной ориентировки, внимания, речи.

12. 23, 24 “В магазин за покупками”. “Растительное домино”.

1. Звук [м] и буквы М, м.
2. Сравнение предметов. Взаимосвязь между компонентами действий сложения и вычитания.
3. Состав чисел.
4. Развитие мышления, памяти.

13. 25, 26 “Зимние забавы”. “Елочка зажигает огни”.

1. Звук [з] и буквы е, е.
2. Прямой и обратный счет, решение примеров.
3. Развитие словесно-логической памяти, зрительной памяти, мышления.
4. Постановка руки.

14. 27, 28 “Дни недели”. “ Банный день или стыд и срам грязнулям”.

1. Прямой и обратный счет. Повторение состава чисел 3,4,5.
2. Повторение изученных букв. Звук [б] и буквы Б,б.
3 Развитие внимания, пространственной ориентировки, быстроты, внимательности, зрительной памяти.
4. Развитие речи.

15. 29, 30 “Инструменты все я знаю”. “Бережем время”.

1. Счет прямой и обратный. Решение примеров.
2. Автоматизация звука [л]. Звук [д], буквы Д, д.
3. Развитие мышления, внимания.
4. Развитие речи.

16. 31, 32 “Яблочный день”. “Грибная охота”.

1. Порядок чисел, состав числа 6. Решение и составление задач.
2. Буквы Я, я. Звук [г] и буквы Г, г.
3. Развитие памяти, мышления, внимания.

17. 33, 34 “Школьные принадлежности”.

1. Звук [ч], буквы Ч, ч. Звук [ш], буквы Ш, ш. Буква ь. Автоматизация звуков [ч], [ш].
2. Состав чисел 4,5. Решение задач. Повторение знаний о геометрических фигурах квадрате и треугольнике.
3. Развитие тактильной памяти, мышления, речи.
4. Постановка руки.

18. 35, 36 “Домик жука”. “Слава хлебу на столе”.

1. Повторение состава числа 7. Решение задач.
2. Звук [ж], буквы Ж,ж. Звук [х], буквы Х, х.
3. Развитие тактильной памяти, логического мышления, внимания.
4. Развитие речи и техники чтения.

19 37, 38 “Смотр знаний”.
ИТОГО 38 занятий  

В течение реализации курса необходимо сотрудничество со штатным психологом. Совместно с ним учитель проводит индивидуальные психолого-педагогические наблюдения за развитием каждого ребенка, фиксирует их в установленной форме и обрабатывает результаты. В конце данного курса каждый родитель строго индивидуально получает аргументированные рекомендации по выбору дальнейшего образовательного маршрута его ребенка.

В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:

1) нормальное физическое развитие и координация движений;
2) желание учиться;
3) управление своим поведением;
4) владение приемами умственной деятельности;
5) проявление самостоятельности;
6) отношение к товарищам и взрослым;
7) отношение к труду;
8) умение ориентироваться в пространстве и тетради.

Готовность по первому критерию предполагает достаточно развитую мускулатуру, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой.

Второй критерий включает наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям.

Содержание третьего критерия включает произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке; произвольное управление внутренними психическими действиями для целенаправленного наблюдения явлений, сосредоточенности внимания для запоминания излагаемых учителем или содержащихся в учебнике сведений.

В четвертом критерии фигурирует владение приемами умственной деятельности, которое предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала.

Пятый критерий – проявление самостоятельности – можно рассматривать, как стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи.

Шестой критерий предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения.

В содержание седьмого критерия входит умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми.

Восьмой критерий связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.

Предусмотрено несколько вариантов подготовки к обучению:

  • для детей, не охваченных дошкольным образованием на базе начальной школы;
  • для детей, посещающих группы кратковременного пребывания на базе дошкольного образовательного учреждения;
  • домашняя подготовка, которую проводят родители или гувернеры, получившие консультации и имеющие педагогическое образование;
  • коррекционно-развивающие занятия по запросу родителей на платной договорной основе на базе дошкольного образовательного учреждения или школы.

С результатами апробирования занятий и с конспектом одного занятия диагностико-познавательного курса “Шаг за шагом” можно ознакомиться в Приложении 1 и Приложении 2.

По вопросам приобретения полной версии занятий обращайтесь по адресу: 665838 г.Ангарск, Иркутская область, м/р 19, д.6а, кв.27, Емельяненко Марина Владимировна.