Если скоро будет шесть,
А проблем не перечесть:
Не умеешь ты читать,
И не знаешь, как писать...
Но мечтаешь научиться –
Поспеши к нам обратиться!
В жизни каждой
семьи наступает однажды радостный момент:
подросший малыш, с новеньким ранцем за спиной и
огромным букетом в руке, отправляется первый раз
в первый класс.
И, конечно, в каждой семье, где растут дети, перед
взрослыми встает вопрос: как подготовить ребенка
к школе, к предстоящему учебному труду? Ведь
начало обучения в школе – очень напряженный
период, потому что школа с первых же дней ставит
перед ребенком целый ряд задач, не связанных
непосредственно с его предыдущим опытом, но
требующих максимальной мобилизации физических и
интеллектуальных сил. Трудно все: сам режим
учебных занятий, обилие новых впечатлений,
которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции,
которые приходится сдерживать, общение с новыми
друзьями. Трудно не отвлекаться и следить за
мыслью учителя, трудно сидеть в определенной
позе.
С одной стороны, все больше родителей в наши дни
приходят к выводу о необходимости серьезно
подумать о подготовке своего ребенка к
поступлению в первый класс общеобразовательной
школы. С другой стороны, не все родители
обеспокоены проблемами подготовки дошкольников
к обучению. В пособии Гуткиной Н.И.
“Психологическая готовность к школе”
приводятся достаточно шокирующие данные
исследования детей 7 лет: 83% детей не готовы к
школе. В качестве основных показателей
готовности к школе рассматривалась
познавательная мотивация, позволяющая ребенку
адекватно воспринимать и старательно выполнять
учебные задания. Виноградова Н.Ф. характеризует
компонент “готовность к школе” как
сформированность познавательной мотивации. При
этом она подчеркивает, что формирование и
развитие познавательной мотивации (важного
компонента познавательной деятельности) явится
прямой подготовкой базы для формирования в
перспективе учебной мотивации, поскольку
познавательная мотивация – это основа учебной
мотивации. А формирование и развитие
познавательных способностей создаст базу для
развития формирующихся на их основе учебных
умений и тех качеств личности ребенка, которые
делают этого ребенка учеником, т. е. помогают ему
учиться (“учить себя”), владеть учебной
самодеятельностью. Это взгляд методолога и
дидакта.
Одной из наиболее актуальных проблем в современном образовании является проблема подготовки детей к школе. Такой вывод был сделан на коллегии Министерства Образования, посвященной проблемам и перспективам начального образования в Российской Федерации.
Существуют немало книг по дошкольной педагогике и психологии, множество методик подготовки детей к школе, но любой творчески работающий специалист долго и трудно идет к накоплению собственного теоретического и практического багажа, выбирает лучшее из созданного коллегами, придумывает свои оригинальные решения. Растет методическая копилка, увеличивается опыт работы, и постепенно количество переходит в качество. В этой работе мы постарались обозначить свои взгляды на проблему подготовки детей к школе.
В практике учителя начальных классов уже существует программа “Преемственность” по подготовке шестилетних детей к школе. Ее авторы под руководством Н.Федосовой разработали предметные курсы. Мы, в свою очередь, нацелены не на предметное обучение, а, прежде всего, на развитие познавательных процессов ребенка. Наши занятия носят интегрированный и комбинированный характер (те изменения, которые происходят в одной сфере, влияют на развитие других сфер), имеют сюжетную линию, включают развивающие и диагностические задания.
Главной целью курса “Шаг за шагом” является общее развитие ребенка: его ума, воли, чувств.
В жизни очень сложно, что-то делать первый раз. И понятно как тяжело малышу пойти первый раз в школу. Даже если ты уже умеешь писать и считать, у тебя есть красивый портфель, ручки, карандаши и тетрадки, все равно тяжело прийти в класс, где ты практически никого не знаешь. На занятиях по подготовке к школе, детей учат не бояться этого. Они начинают понимать, как быстрее освоиться в новой ситуации, как найти общий язык с учителями и одноклассниками. И конечно подготовятся и к тяжелым испытаниям и к радостным событиям, которыми так богата школьная жизнь. Мы уверены в том, что подготовка ребенка к школе должна проходить в психологически бесконфликтной атмосфере. Нужно сделать так, чтобы пока школа впереди, ребенку она представлялась заманчивой, загадочной, "взрослой". Восторженные интонации родителей или воспитателей: "Ты уже большой! Ты скоро пойдешь в школу! Там так интересно!", укрепят уверенность ребенка в том, что учиться весело, увлекательно. Так оно и будет, если ребенок придет в школу, как опытный пловец в бассейн, а не будет брошен беспомощным малышом в пучину учебных нагрузок – интеллектуальных, эмоциональных, физических.
Основные задачи курса:
- Формирование личности ребенка-дошкольника: изучение потребностей и индивидуальных особенностей, поведения ребенка, межличностные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
- Развитие высших психических функций и познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения, произвольного поведения, наблюдательности, сообразительности, фантазии.
- Обучение грамоте через знакомство с понятиями: звук, буква, слог, слово, предложение; составление схем; чтение слов.
- Развитие фонематического слуха, анализа и синтеза слов.
- Развитие речи: расширение словарного запаса, обогащение активного словаря, формирование правильного звукопроизношения, звуковой культуры речи; умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание.
- Развитие элементарных математических представлений.
- Развитие мелкой моторики рук с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики.
- Физическое развитие ребенка – пространственная координация движений, телесная ловкость, развитие гибкости, пластичности.
- Сказкотерапия – введение ребенка с его любознательностью и фантазией в окружающий мир через сказочные истории и приключения.
- Развитие воображения и творческих способностей.
Результаты исследований сотрудников Института возрастной физиологии свидетельствуют о наличии значительных проблем в формировании школьно-значимых функций у детей при подготовке к систематическому обучению. Среди детей приходящих в школу имеют дефициты в речевом развитии около 60%, в сформированности зрительно-моторных координаций – 25-30%, в развитии моторных функций около 25 %.
Учитывая вышеизложенное, необходимо
придерживаться следующих принципов при
проведении занятий с дошкольниками:
1. Принцип соответствия содержания и методики
организации занятий возрастным и функциональным
особенностям детей дошкольников.
2. Принцип комплексности – на каждом занятии
необходимо уделять внимание решению каждой из
задач:
– развитию зрительно-пространственного
восприятия
– развитию зрительной памяти
– формированию зрительно-моторных координаций
– развитию речи.
3. Принцип последовательности – только по
мере накопления знаний, и овладения навыками и
технологией работы содержание занятий
расширяется и углубляется.
4. Принцип "рисования речи", то есть
"вхождение" ребенка в письменную речь как
плавный переход от рисования вещей к рисованию
слов.
5. Принцип соответствия формы организации
занятий ведущему виду деятельности шестилетнего
ребенка – игровой.
Особенностью данного курса является использование интерактивной формы обучения, предполагающей обратную связь с ребенком. Методика представляет собой набор "развивающих" игр, упражнений и других видов продуктивной деятельности, в процессе которой ребенок обучается на высокопозитивном эмоциональном уровне.
Очень важно серьезно и творчески подходить к каждому занятию, заранее подбирая наглядный, дидактический и прочий необходимый материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия. Наш курс предусматривает использование поисковых вопросов, различных способов работы с наглядностью. Эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все занятия включаются игры по развитию речи, занимательные упражнения и даже подвижные игры. Вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты.
Учебный план рассчитан на 5 месяцев (январь–май). Занятия проводятся один раз в неделю по субботам. Каждый день разбит на два занятия по 25-30 минут каждое. Занятия носят интегрированный характер и включает в себя обучение грамоте, математике, развитие речи, постановку руки, упражнения, способствующие комплексному развитию познавательных процессов ребенка. Содержание занятий разрабатывалось на основе пособия Л.Управителевой, учителя школы №7 г. Вологды.
Тематический план занятий со старшими дошкольниками
День | № п/п | Тема и задачи занятия |
1. | 1, 2 | “Первая встреча со школой “Шаг за
шагом”. 1. Развитие речи, внимания и
двигательной памяти. |
2. | 3, 4 | “В магазине игрушек”. “В мире
животных”. 1. Развитие пространственной
ориентировки, мышления. |
3. | 5, 6 | “Птичий базар”. 1. Развитие
пространственной ориентировки, внимания,
мышления. |
4. | 7, 8 | “У нас в гостях кукла Маша”. “В лес за
грибами”. 1. Звук [и] и буквы И, и. Звук [ы] и
буква ы. |
5. | 9, 10 | “На цветочной поляне”. “Путешествие
насекомых”. 1. Определение количества звуков
и их кодирование. |
6. | 11, 12 | “Наши верные друзья”. “Мы поехали на
разных видах транспорта”. 1. Звук [т] и буквы Т,
т. Автоматизация звука [г] в словах, повторение
пройденных букв. |
7. | 13, 14 | “Усатый-полосатый”. “Радуга-дуга”. 1.
Сравнение групп предметов и уравнивание,
закрепление знаний свойств геометрических
фигур. |
8. | 15, 16 | “Случай в лесу”. “Жители Африки” 1.
Решение задач. |
9. | 17, 18 | “На рыбалке”. “Сбор урожая”. 1.
Буквы Р, р. Чтение слогов. |
10. | 19, 20 | “В гостях у времен года”. “Все
работы хороши – выбирай на вкус”. 1. Звук [в] и
буквы В, в. Повторение букв. |
11. | 21, 22 | “Почтальон разносит почту”. “Моя
семья”. 1. Звук [п.] и буквы П., п. Автоматизация
звуков [с], [з]. |
12. | 23, 24 | “В магазин за покупками”.
“Растительное домино”. 1. Звук [м] и буквы М, м. |
13. | 25, 26 | “Зимние забавы”. “Елочка зажигает
огни”. 1. Звук [з] и буквы е, е. |
14. | 27, 28 | “Дни недели”. “ Банный день или стыд
и срам грязнулям”. 1. Прямой и обратный счет.
Повторение состава чисел 3,4,5. |
15. | 29, 30 | “Инструменты все я знаю”. “Бережем
время”. 1. Счет прямой и обратный. Решение
примеров. |
16. | 31, 32 | “Яблочный день”. “Грибная охота”. 1.
Порядок чисел, состав числа 6. Решение и
составление задач. |
17. | 33, 34 | “Школьные принадлежности”. 1.
Звук [ч], буквы Ч, ч. Звук [ш], буквы Ш, ш. Буква ь.
Автоматизация звуков [ч], [ш]. |
18. | 35, 36 | “Домик жука”. “Слава хлебу на
столе”. 1. Повторение состава числа 7. Решение
задач. |
19 | 37, 38 | “Смотр знаний”. |
ИТОГО | 38 занятий |
В течение реализации курса необходимо сотрудничество со штатным психологом. Совместно с ним учитель проводит индивидуальные психолого-педагогические наблюдения за развитием каждого ребенка, фиксирует их в установленной форме и обрабатывает результаты. В конце данного курса каждый родитель строго индивидуально получает аргументированные рекомендации по выбору дальнейшего образовательного маршрута его ребенка.
В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:
1) нормальное физическое развитие и координация
движений;
2) желание учиться;
3) управление своим поведением;
4) владение приемами умственной деятельности;
5) проявление самостоятельности;
6) отношение к товарищам и взрослым;
7) отношение к труду;
8) умение ориентироваться в пространстве и
тетради.
Готовность по первому критерию предполагает достаточно развитую мускулатуру, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой.
Второй критерий включает наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям.
Содержание третьего критерия включает произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке; произвольное управление внутренними психическими действиями для целенаправленного наблюдения явлений, сосредоточенности внимания для запоминания излагаемых учителем или содержащихся в учебнике сведений.
В четвертом критерии фигурирует владение приемами умственной деятельности, которое предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала.
Пятый критерий – проявление самостоятельности – можно рассматривать, как стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи.
Шестой критерий предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения.
В содержание седьмого критерия входит умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми.
Восьмой критерий связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.
Предусмотрено несколько вариантов подготовки к обучению:
- для детей, не охваченных дошкольным образованием на базе начальной школы;
- для детей, посещающих группы кратковременного пребывания на базе дошкольного образовательного учреждения;
- домашняя подготовка, которую проводят родители или гувернеры, получившие консультации и имеющие педагогическое образование;
- коррекционно-развивающие занятия по запросу родителей на платной договорной основе на базе дошкольного образовательного учреждения или школы.
С результатами апробирования занятий и с конспектом одного занятия диагностико-познавательного курса “Шаг за шагом” можно ознакомиться в Приложении 1 и Приложении 2.
По вопросам приобретения полной версии занятий обращайтесь по адресу: 665838 г.Ангарск, Иркутская область, м/р 19, д.6а, кв.27, Емельяненко Марина Владимировна.