Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Правописание парных согласных в слабой позиции"

Разделы: Начальная школа


Тема: правописание парных согласных в слабой позиции.

Тип: урок закрепления новых знаний.

Цели урока:

  • на примере проблемной ситуации при выборе буквы для обозначения парного согласного звука в слабой позиции формировать навык бесконфликтного поведения с опорой на многовековой опыт предков;
  • развивать высшие психические процессы, умение сотрудничать в деятельности;
  • воспитывать самостоятельность, терпимость, чувство сопереживания.

ХОД УРОКА:

I. Оргмомент.

Цель: создать атмосферу радости, смотивировать на активную работу,

настроить на сотрудничество.

Отправимся в путешествие. Будьте готовы помочь товарищам. Улыбнитесь, пожмите друг другу руки.

II. Целеустановка.

Цель: столкнуть учащихся с проблемой, таким образом дать

им возможность самим определить цели урока.

Ребята готовятся отправиться в древнюю страну “Фразеологию”. Они ищут на волшебной ленте старославянские и исконно русские слова:

Р Н А В Р А Ц Е Г Р А Л О Б Р А К Р О Й П Р О

вра (г), гра (д), бра (т), кро (в), про (к).

Между буквами конфликт: кто из парных согласных закончит слова? Буквы

разбежались.

Как помочь разрешить конфликт? (Найти буквы, выслушать, привести аргументы, договориться)

III. Актуализация опорных знаний.

Цель: подготовить к активной деятельности, в ходе которой разрешится

конфликтная ситуация, т. е. реализуются цели урока.

Дети называют “имена” сбежавших букв (парных согласных) и собираются в страну “Фразеологию” на их поиск. Повторяют правила проверки парных согласных слабой позиции. На доске появляется карта с маршрутами, конвертами – заданиями.

IV. Закрепление знаний.

Цель: отработка применения правила проверки парных согласных при созданных внешних и внутренних условиях в групповой деятельности.

Четыре “дороги” ведут в разные стороны. Как выбрать направление поисков? Дети предлагают варианты выбора (выслушать каждого, обсудить достоинства и недостатки выбора). Решение: разделиться на группы. Как? (Дети предлагают...)

Работа в группах по маршрутам - заданиям: надо пройти все этапы пути (выполнить задание). Контроль осуществляет учитель. На конечном этапе находятся “спрятавшиеся, сердитые” буквы.

V. Обобщение.

Цель: удовлетворить потребность разрешить конфликт посредством

приведения научных доводов в ролевой игре.

В форме ролевой игры (роли: сердитые буквы, умные друзья), дети, слушая сердитые слова букв, приводя доводы, обыгрывая правильное эмоциональное поведение, разрешают конфликтную ситуацию. Буквы занимают свои места в словах. Для “лишних” дети подбирают свои примеры.

VI. Контроль и самопроверка знаний.

Цель: проверить уровень сформированности навыка проверки парных согласных и умения сотрудничать в группе.

Один представитель из каждой группы подходит к учителю. Учитель шёпотом каждому произносит предложение (в нем слова с парными согласными). Задача ученика состоит в том, чтобы запомнить предложение, сообщить его своей группе. Группы записывают предложение, применяя знания, затем обмениваются тетрадями для взаимопроверки.

Успехи и ошибки фиксируются на доске.

VII. Подведение итогов.

Цель: проанализовать успешность достижения целей.

С опорой на зафиксированные данные контроля дети сами делают вывод об уровне знаний по данной теме; выявляют основную причины возникновения конфликтов - нежелание слушать и понимать друг друга, недостаток знаний. Называют, какие качества и действия помогли разрешить конфликт.

VIII. Минутка чистописания.

Цель: эмоциональной положительной окраской повлиять на формирование каллиграфического навыка.

Дети помогали буквам, друг другу, еще больше узнали о себе, о предметах, явлениях, законах науки, о мире. Ученики прописывают парные согласные, стараясь красивым письмом отразить все свои чувства к ним: дружелюбие, симпатию, сочувствие... Из словарного ряда выбирают слово с негативной окраской (враг). Придумывают предложения, где это слово приобретает положительное значение.

IX. Информация о домашнем задании.

Цель: на основе полученных результатов дать задание, развивающее умение проверять парные согласные.

МАРШРУТ ПОГОВОРКИ.

ЗАДАНИЕ №1.

Вспомни, что такое поговорки, в каких случаях их употребляют. Выпиши поговорки, которые произносят в конфликтных ситуациях, подчеркни буквы, обозначающие парные согласные звуки.

Один в поле не воин.

Лиха беда - начало.

Назвался груздем - полезай в кузов.

Правда глаза колет.

Зацепился за пень и стал на весь день.

Признание - половина исправления.

ЗАДАНИЕ №2.

Спиши поговорки, вставляя пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова. После каждой поговорки напиши, когда её употребляют.

Чем дальше в ле (с, з), тем меньше дро (ф, в). Ло (ш, ж) ь человека не красит. Тру (с, з) своей тени боится.

ЗАДАНИЕ №3.

Вставь букву, устно объяснив выбор. Из данных слов составь и запиши поговорку, которую употребляют, когда сильный, наделенный властью человек развлекаясь, просто так, что - то делает или говорит, а другие люди страдают из - за этого.

Игру (ш, ж) ки, мы

(ш, ж) ке, ко (ш, ж) ке, еле (с, з) ки.

МАРШРУТ “КРЫЛАТЫЕ СЛОВА”.

ЗАДАНИЕ №1.

Чтобы предложения приобрели смысл, дополни их словами.

Крылатые слова - это выражения, придуманные………. Эти выражения пришли в нашу речь из ………. Крылатые слова оживляют ее, наполняют………

ЗАДАНИЕ№2.

Кто автор этих крылатых слов? Когда эти крылатые слова употребляют?

Спиши, вставляя пропущенные буквы, в скобках пиши проверочные слова. Кратко ответь на поставленные вопросы.

Во(с,з) и ныне там -

Ро(ш,ж)ки да но(ш,ж)ки -

Ни в ска(с,з)ке сказать, ни пером описать -

Кликатъ золотую ры(п,б)ку -

Га(т,д)кий утено(к,г)-

ЗАДАНИЕ №3.

Прочитай слова, вставь пропущенные буквы, устно объяснив их написание. В, ра (к,г),облака, воду, а, Лебе(т,д)ь, пятится, рвется, наза(т,д), Щука, в, тянет.

Составь из них известное крылатое выражение из басни И. А. Крылова, запиши его.

МАРШРУТ “ПОСЛОВИЦЫ”

ЗАДАНИЕ №1.

Чему учат пословицы? Выбери ответы, с которыми ты согласен и выпиши их. Подчеркни буквы, которыми записаны парные согласные звуки.

Война, мир, дружба, помощь, ссора, конфликт, согласие, вражда, честность, терпение, трудолюбие, знание, лень, ложь.

ЗАДАНИЕ №2.

Выбери по пословице. Спиши ее, вставляя пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова. Коротко объясни смысл выбранной пословицы.

Нет лучше дру... ка, чем родная мату... ка.

Ска... ка ло... ь, да в ней наме..., добрым молодцам уро... .

Кто Родине изменяет, того наро... презирает.Корень учения горе..., а пло... сладо... .

На языке ме..., а под языком ле... .

ЗАДАНИЕ №3.

Из группы слов составь пословицу. Запиши, сделав выбор буквы. Напиши свою пословицу на эту же тему.

Дру(К,Г), помочь, в, бра(Т,Д), как, беде, ра(Т,Д).

МАРШРУТ “ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ”

ЗАДАНИЕ №1.

Прочитай фразеологизм. Что означает это выражение? Составь одно или несколько предложений с ним. Запиши. Подчеркни буквы, которыми записаны парные согласные звуки.

Задирать нос

ЗАДАНИЕ №2.

Спиши предложения с фразеологизмами, вставляя пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова. Подчеркни фразеологизмы, связанные с конфликтными ситуациями.

У тебя слишком длинный язы (к, г).

“Что- то я стал ту (к, г) на ухо,” - пожаловался де (т, д) бабу (ш, ж) ке.

“Не играй в зага (т, д) ки!” - потребовала мама, выслуша (в, ф) расска (с, з) сына.

Надо в любой ситуации уметь находить дру (к, г) с другом общий язы (к, г).

Этот челове (к, г) пляшет под чужую ду (т, д) ку.

ЗАДАНИЕ №3

Выпиши только те фразеологизмы, которые по вашему мнению говорят о

положительных отношениях:

Спустя рукова, не разлить водой, моро(з, с) по коже, хле(п, б) да соль, гладить по голо(ф,в) ке, одного поля яго(т,д) ки, в один голо(с,з).

Составь предложение с использованием одного из выбранных фразеологизмов.