Ребенок поступает в наше образовательное учреждение и проходит индивидуальную диагностику у психолога, логопеда и невропатолога, в процессе которой определяются его ресурсы речевого, психосоматического и интеллектуального развития, а также выявляются причины, которые могут негативно влиять на процесс обучения в школе. Учет этих факторов позволяет нам таким образом организовывать учебный процесс, чтобы каждый ученик получал необходимую ему комплексную психолого-педагогическую и логопедическую помощь во время индивидуальных и групповых занятий.
Первый класс компенсирующего обучения нами сформирован из учеников, нуждающихся в логопедической и психологической помощи. В этом классе - 16 учеников. Уровень развития общего интеллекта по Д. Векслеру у всех детей находится в пределах нормы, уровень школьной готовности – ниже среднего уровня. Все учащиеся имеют общее недоразвитие речи (ОНР) - сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности. Обучение этих детей в начальной школе сопровождается постоянными дополнительно организованными групповыми занятиями с учителем- логопедом.
Знакомство первоклассника со звуками и обозначающими их буквами в более широком смысле предполагает включение в модель мира ребенка нескольких составляющих:
- акустико-артикуляционный образ звука,
- визуальный образ буквы,
- зрительно-моторный образ буквы.
Одновременно необходимо учитывать, что буквы и звуки для нашего первоклассника абстрактные единицы информации, которые не встречались раньше в его повседневной жизни. Поэтому все этапы работы учителя, логопеда и психолога должны быть взаимосвязаны и личностно ориентированы на те виды деятельности детей, которые в наибольшей степени позволяют им использовать собственные ресурсы социального, психического и речевого развития, то есть на игру-учебу. Проблема интеграции и дифференциации звуков и букв в модели мира ребенка - общая для всех первоклассников. Чтобы ее решить более полноценно, мы объединили усилия логопеда, психолога и учителя и провели серию уроков по темам “Знакомство с буквой … и звуком …”.
Эти уроки способствовали наиболее полному восприятию школьниками учебной информации, поддержанию интереса учащихся на протяжении всего урока в условиях психологической защищенности и комфорта, дети легко и быстро научились распознавать звуки и буквы в речи и в тексте. Учитель этого класса также получила определенный опыт и в дальнейшем самостоятельно могла выстраивать обучение детей звуко - буквенному анализу и синтезу.
Вашему вниманию предлагается один из таких уроков по теме “Согласные звуки [ д] , [ д'' ] ; буквы Д, д”
Цель урока:
Познакомить учащихся с новой буквой Д, д, обозначающей согласные звуки [ д] , [ д'' ] .
Учитель, учитель-логопед и психолог вместе с детьми решали следующие задачи урока:
- Актуализация знаний учащихся о звуках и буквах, приобретенных на прошлых уроках.
- Психофизиологическая подготовка к знакомству с буквой Д, д и звуками [ д] , [ д'' ] (развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов речи, развитие артикуляционной моторики, психогимнастика)
- Анализ артикуляционно-акустического образа звуков [ д] , [ д'' ] .
- Развитие фонематического слуха и восприятия звуков [ д] , [ д'' ] ..
- Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [ д] , [ д'' ] ; выделение звуков из начала и середины слова, дифференциация звуков на материале слов со звуками [д] , [д' ] .
- Восприятие визуального образа буквы, визуальное узнавание буквы, выделение буквы и слогов с буквой Д из текста.
- Формирование новых знаний о звуках [ д] , [ д'' ] ; буквы Д, д в модели мира ребенка.
- Формирование осознанного восприятия составляемых и прочитываемых слогов и слов с буквой Д, д .
- Развитие у детей личностных качеств самоконтроля и самооценки.
Материалы, необходимые для проведения урока: панно "Буквария"; звуковой веер; учебник для первого класса трехлетней и четырехлетней начальной школы: Берестов В.Д., Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько АФ. Русская азбука. 2-е издание. М.: Просвещение, 1999; рисунки с изображениями Домовенка, Домового, домов; карточки – опорные схемы для логопедической работы с учениками (рис.1, рис.2, рис.3, рис.4 в приложении 1); носовые платки, зеркала, шпатели, игольчатые зонды; цветные карандаши; бланки для психологической работы с учениками (приложение 2); магнитофон, записи детской музыки.
Этапы урока
1 этап - организационный. Учитель ведет психогимнастику
Время на проведение: 1 мин.
- Изобразите, как вы несете тяжелый груз: “Ох! Ох! Ох!”
- Наконец вы его принесли, поставили и вздохнули: “Ах! Ах! Ах!”.
- На новогоднем празднике вы плясали, вам было весело: “Эх! Эх! Эх!”
2 этап - актуализация знаний, полученных учениками на прошлых уроках. Учитель работает в диалоге с классом:
Время на проведение: 2 мин.
- В каком городе живут буквы? (Буквария).
- Давайте выйдем в этот город. (Идет работа с панно "Буквария").
- Первая улица - улица Гласных. Почему буквы живут на разных этажах?
а о у ы э
я ё ю и е
(На первом этаже живут буквы, обозначающие мягкость согласных звуков, а на втором этаже - буквы, обозначающие твердость согласных звуков).
- Вторая улица - улица Согласных. Назовите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки.
- Какие буквы обозначают глухие согласные звуки?
- Если перед гласным стоит согласный, то мы говорим о... (слиянии)?
- Приведите примеры слияний с твердым согласным звуком, - с мягким согласным звуком.
3 этап - сообщение темы урока.
Время на проведение: 1 мин
Учитель прикрепляет на доску фигурки Домовенка и Домового и говорит:
- Сегодня в этом городе появится новый житель. Кто он, и на какой улице будет жить, мы и должны узнать. А помогут нам озорной Домовенок и его дедушка - Домовой. Как вы думаете, где они живут? - Ответы детей.
4 этап – начало работы над новым материалом. Выделение звуков [ д] , [ д'' ] .
Время на проведение: 1 мин
Учитель работает у доски с классом:
- Разделим слово До/мо/вё/нок на слоги. 1-й слог? 1-й звук? - [ д]
- Разделим слово де/душ/ка на слоги. 1-й слог? 1-й звук? - [ д'' ]
- Для того, чтобы правильно произнести эти звуки, надо подготовить артикуляционный аппарат. Поможет вам в этом ваш учитель-логопед…
5 этап - работа над просодикой и мимикой. 5-11 этапы с детьми работает учитель логопед.
Время на проведение: 1 мин.
Перед учениками лежат схемы мимической гимнастики (рис.1, приложение 1) и зеркала, в которые они смотрятся. Учитель-логопед работает с классом:
- Посмотрели в зеркало и улыбнулись. Обрадовались. Ах! Нашли улыбающееся лицо на схеме.
- А сейчас свели брови, серьезные (а может сердитые). Возмутились. У! Нашли такое выражение лица.
- Удивились! О!? Нашли удивление на схеме.
- Весело улыбнулись!
- МОЛОДЦЫ!
6 этап - подготовка к артикуляционной гимнастике.
Время на проведение: 2 мин.
Перед учениками лежит схема массажа лица (рис.2, приложение 1). Учитель-логопед продолжает работу с классом и делает вместе с учениками массаж лица:
- Покажем Домовенку, как надо делать массаж, чтобы мышцы расслабились, и язычку было легче выполнять все упражнения. Представим себе, что мы находимся в массажном кабинете. Вы можете смотреть на схему массажа лица и шеи.
- Нежно поглаживаем лоб от середины к вискам.
- От внутренней стороны глаза вокруг век – “очки”.
- От крыльев носа к ушным раковинам.
- От середины подбородка к ушным раковинам.
- Массаж круговой мышцы рта.
- Согреем шейку - поглаживание шеи и точечный массаж.
- Массаж языка шпателем и игольчатым зондом - ученики смотрят на рис. 3 (приложение1).
7 этап - артикуляционная гимнастика. Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [ д] , [ д'' ] ;
Время на проведение: 1 мин.
- Рот открыть, широкий язык положить на нижнюю губу.
- Широкий язык положить на верхнюю губу, верхние зубы. Поставить язык на альвеолы (бугорки) за зубами [ д..., д..., д...] .
- Широкий язык опустить за нижние зубы [ д'' ..., д'' ..., д'' ...] .
8 этап - анализ артикуляционно-акустического образа звука. Перед учениками лежит рис.4 (приложение 1).
Время на проведение: 2 мин.
- Смотрите на свои губы в зеркало и произносите звук [ д] . Губы разомкнуты. А что делает язык, когда мы произносим звук [ д] ? (Стучит по верхним бугоркам). Чувствуете, как прорывается наружу воздушная струя? Подставим ладонь ко рту: [ д] - воздушная струя теплая или холодная? (теплая). Воздух отталкивает язык и получается шум. Сейчас узнаем: голосовые связки работают или нет? Положите ладошку на горло и произнесите: [ д] . Голосовые связки колеблются, значит звук [ д] - звонкий. Повторим: звук [ д] произносится звонко, с шумом, мгновенно.
- А если язык опустим на нижние бугорки, то получается мягкий звук [ д'' ] .
- Кто может дать характеристику звукам [ д] , [ д'' ] ?
- Звук [ д] - согласный, звонкий, твердый, если стоит перед гласными первого ряда.
- Звук [ д'' ] - согласный, звонкий, мягкий, если стоит перед гласными второго ряда.
9 этап - развитие фонематического слуха, развитие аудиальных функций внимания при выделении звуков [ д] , [ д'' ] в словах. Выделение звуков из начала и середины слова, дифференциация звуков на материале слов со звуками [ д] , [ д'' ] .
Время на проведение: 2 мин.
- Вместе с веселым Домовенком поиграем: поставьте руки на столы, хлопните в ладоши. Вот так вы будете хлопать, если услышите в слове звуки [ д] , [ д'' ] . Домовенок наблюдает за вами и потом скажет, кто выиграл. Слушаем: “КОЛОДЕЦ, ВОДА, ЛИСА, БАДЬЯ, ЗАЯЦ, ДИВАН, ПОМИДОР, ДЯТЕЛ”.
- Кто выиграл, что сказал Домовенок? - Молодцы! Никто не ошибся, все выиграли.
- Определите место звуков [ д] , [ д'' ] в словах ДИВАН и ВОДА.
- Домовенок хочет показать Домовому, как вы различаете на слух твердый звук [ д] и мягкий звук [ д''] . Приготовили сигналы: синий и зеленый. Синий - какой звук обозначает? (твердый). А -зеленый? (мягкий звук). Поднимите соответствующий сигнал, если услышите мягкий звук [ д'' ] или твердый звук [ д] в стихах, которые сочинил для вас Домовенок:
Дятел дерево долбил,
Домового разбудил.
Дождик, дождик, подожди,
Домового не мочи.
Домовой идет домой,
Дрова тащит за собой.
10 этап – физминутка.
Время на проведение: 1 мин.
- Домовой нам подсказал веселую физминутку про Дельфина и Удава. (Звучит спокойная музыка).
Встали, сделали руки как ласты и поплыли по волнам: де..., де..., де...; на высокую волну: де..., де..., де..., над волной де..., де..., де.... Встретили Удава, руки сложили ладонями вместе, теперь ползем как удав, удав ловко ползет да..., да..., да... Удав извивается: да..., да..., да... Заползли в свои домишки, сели за парты.
11 этап – обобщение опыта, полученного от логопеда.
Время на проведение: 1 мин.
- Ребята, подведем итог по изучаемым звукам: [ д] , [ д'' ] .
- Какие это звуки? (Согласные) Почему? (Когда мы их произносим, воздух встречает преграду.)
- Еще какие? (Звонкие.) Почему? (Произносятся с голосом, с шумом).
12 этап эмоциональная разгрузка и переход к визуализации буквы Д, д. Ведет учитель.
Время на проведение: 1 мин.
- Согласные звуки (д), (д,) на письме обозначаются буквой. С ней вас познакомит Даша. (Каждый ребенок выбрал букву-именинницу. С помощью родителей дети подбирают интересный занимательный материал, готовят соответствующий костюм, связанный с этой буквой.). Даша выходит к доске с плакатом, на котором нарисована буква Д в виде домика и читает стихотворение из книги "Занимательное азбуковедение" В. В. Волиной, Екатеринбург: АРГО, 1996:
Этот домик - буква Д,
В домике - окошко.
Из трубы идет дымок,
А в окошке - дочка.
- Педагог-психолог поможет вам научиться узнавать букву Д, д среди других букв в словах и предложениях
13 этап - восприятие визуального образа буквы, визуальное узнавание буквы, выделение буквы и слогов с буквой Д из текста, социализация. Этот этап ведет психолог. Дети работают с бланком (приложение 2). Желательно разрезать бланк на две части. Первую часть с рисунками детей учитель собирает и вывешивает на доске, пока дети выполняют упражнения с вербальной частью бланка.
Время на проведение: 5 мин.
- По велению Домовенка каждый из вас сейчас превращается в волшебника. Перед вами лист бумаги, на котором вы видите букву Д. Оживите ее и превратите в веселую девочку. Раскрасьте карандашами свой рисунок. Рядом есть еще одна буква Д, превратите ее в кого хотите.
- Ниже на бланке несколько букв нарисованы вперемешку. Посмотрите, что случилось - буквы в кучу все свалились. Быстро взяли карандаш, обведите Д сейчас.
- Положите в рот конфету (жвачку). (Это нужно для подавления артикуляции) А теперь держите ее во рту, и глазами прочтите слоги, которые образует буква Д с гласными буквами. Ваши глаза очень внимательно смотрят, а язык отдыхает и наслаждается конфетой.
- Вы продолжаете жевать конфету. Возьмите в руки карандаш и зачеркните все буквы Д, которые вам встретятся. Вы работаете ровно 1 минуту. Время пошло ... стоп.
- Конфета у вас еще во рту. Одну минуту просматривайте глазами слова, просто бегите по ним глазами и зачеркивайте в словах слоги с буквой Д. Начали…стоп.
- Посмотрите на доску. Вы видите какая у нас получилась замечательная выставка. Вы настоящие волшебники по оживлению и превращению буквы Д, д в разные образы.
14 этап - Формирование нового опыта о звуках [ д] , [ д'' ] ; буквы Д, д в модели мира ребенка. Далее все этапы ведет учитель.
Время на проведение остальных этапов 19 мин.
- Вы научились произносить звуки (д), (д,), научились слышать их. Познакомились с буквой Д, научились видеть и узнавать её. А где же живет буква Д? (В ленте букв. В городе Буквария.)
- Поставим букву на место. Буква Д будет жить в синем доме?
- Скажите ласково об этом доме?
- ДОМ - ДОМИК - ДОМИШКО. (Выставляются картинки с изображением домов).
- А это не дом, а огромный ... домище.
- Этот дом сделан из дерева, какой он? (деревянный)
- В каждом доме, об этом мне рассказывал дедушка, жили странные существа - Домовые. Они были добрые, но невидимые.
- Какие они были?
- Зачем они к нам пришли?
- А теперь Домовенок и дедушка Домовой приглашают нас в дорогу.
15 этап - физминутка. Дети встают и выполняют движения в соответствии с текстом физминутки:
По дороге мы идем.
Путь далек, далек наш дом.
Жаркий день, сядем в тень.
Мы под дубом посидим,
Мы под дубом постоим.
Посидим, отдохнем,
Потом дальше пойдем.
- Дорога привела нас к нашему другу - учебнику.
16 этап - работа с учебником, стр. 108-109. Идет работа по иллюстрации на тему: "Морские сокровища".
- Назовите слова, в которых есть звуки [ д] , [ д'' ]
- Кто догадался, о ком мы будем читать?
- Стр. 109. Нашли слоги, прочитали. С какой гласной нет слога? ("е").
17 этап - дифференцированная работа. Индивидуальный подход с учетом особенностей навыков чтения у детей. Учитель называет детей по именам и дает индивидуальные задания.
- 4 чел (хорошо читающие): читают пословицы на стр. 108 и стихи на карточках. Остальные дети работают с учителем. Стр. 109 - чтение слов по единицам чтения: по слогам, целым словам.
18 этап - разбор смыслового значения новых слов.
- Эти слова встретятся нам в рассказе:
Водопад - стремительно падающий с высоты поток воды.
Подводные - находящиеся под поверхностью воды.
Опоры - место, на котором можно укрепить что-нибудь, для придания прочного постоянного положения.
- Чтение рассказа глазами (во рту жвачка), затем вслух.
- О ком прочитали?
- Почему работа водолазов трудна?
- Рассказ учителя: "Профессия водолаза - одна из древних. Когда-то водолазы-ныряльщики собирали жемчуг, кораллы. Но долго под водой они не могли находиться. Сейчас водолаз спускается в специальном костюме - скафандре, на веревке - трос. По резиновой трубке подается воздух для дыхания. С товарищами, которые остались на поверхности, водолаз разговаривает по телефону. Но, несмотря на все приспособления, эта профессия очень сложная. Водолазом может стать человек: сильный; здоровый; верный; смелый. Водолазы находят и поднимают корабли, они самые настоящие рабочие-строители: взрывники, монтажники, бурильщики, сварщики, плотники - только подводные. И там, где воздвигают плотины, мосты, роют каналы, без этих смелых людей не обойтись”.
- Хорошо читающие дети читают пословицу: “ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА”.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- О каких добрых делах можете рассказать вы? (Рассказы детей)
- Чтение детьми стихотворений: А. Барто “На огороде” и Н. Найденова. “Новая девочка”.
19 этап - итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Где живет буква Д, д?
- Какие звуки обозначает буква Д?
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
- Как вы думаете, довольны ли вами Домовенок и дедушка Домовой?
- Дайте оценку своего труда.
- Домовенок и дедушка прислали вам телеграмму, – учитель вывешивает на доску бумажную ленту с надписью: “ЗДОРОВЬЯ, РАДОСТИ, ДОБРА ВАМ ЖЕЛАЮ, ДЕТВОРА! Домовенок”
- Прочтем это дружно вслух.
Ситуация прощания: все ведущие урока прощаются с детьми и благодарят их за трудолюбие и активное участие в уроке.